Автор: Саранча Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Лучик
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Педагогический решебник
Тема: Технология «Утренний круг» Н. П. Гришаева"
Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИЯ «Утренний круг» Н. П. Гришаева
Слайд
1:
Все
без
исключения
хотят
видеть
детей
счастливыми,
улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это
получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку
разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Нам
каждый день необходимо создавать благоприятные условия для социализации
дошкольников в детском саду. Учить их взаимодействовать в детском коллективе,
выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих,
развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои действия и
оценивать их результаты.
Слайд
2:
Реализовать
все
это
помогает
технология
Н.
П.
Гришаевой «Рефлексивный круг». Также эту технологию называют – «Утренний
круг». Это технология, которая позволяет стимулировать речевую активность детей,
их мыслительные возможности.
Утренний круг – это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы
порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или
предложить, что интересного будет сегодня обсудить совместные планы, проблемы,
договориться о правилах. Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается
новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных
правилах
группы
(нормотворчество),
обсуждаются
«мировые»
и
«научные»
проблемы.
Слайд 3:
Основная цель данной технологии – создать положительный
эмоциональный настрой и вселить в ребенка уверенность, что среди сверстников
ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Кроме этого утренний круг:
- развивает толерантное отношение к людям;
- формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в
обществе;
- развивает связную речь;
- позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их
принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Слайд 4: Задачи
Вот несколько задач педагогической технологии «Утренний круг»:
- сплотить детский коллектив;
- развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
- формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и
улаживать конфликты с помощью речи;
- учить обсуждать планы на день (неделю, месяц), передавать свое отношение к
событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее.
Почему именно круг? В процессе работы в кругу происходит обмен опытом
детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал
ребенка, формируется навык общения детей.
Слайд 5: Структура утреннего круга:
1. Приветствие (1–3 минуты).
2. Игра (2–5 минут).
3. Обмен новостями (2–10 минут).
4. Составление плана дня (5–12 минут).
Технология имеет свою структуру, алгоритм, но он не является обязательным. Нет
жёсткой рамки, и нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время
отдельных частей круга подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и
от того, какие цели преследуются.
Каждый ребенок самостоятельно принимает решение участвовать в круге или нет.
Представляю несколько идей, которые можно использовать в Утреннем круге.
Сбор детей на круг, можно использовать различные варианты (музыка, колокольчик,
мелодия металлофона, песенка), выбор варианта Начала обсуждаем с детьми. И
периодически мы возвращаемся к этому обсуждению и меняем сигнал. Сейчас нас
собирает в круг вот такая интересная музыка.
Место сбора: Здесь все просто: можно расположиться на ковре. Для малышей
хорошо использовать обруч, как медиатор пространства. Дети садятся по желанию,
кто с кем хочет (кто-то поближе к воспитателю, а у кого-то есть друг, не разлей
вода.
Слайд 6: Приветствие: поскольку задача Круга установление и поддержание
социальных контактов, формирование навыков общения, то и Приветствие и
дальнейшая Игра это доброжелательная, веселая и вместе с тем полезная
деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного
времяпрепровождения.
Например (Давайте поздороваемся как персонаж вашей любимой сказки, как
домашнее или дикое животное, (можно использовать в зависимости от темы недели
или проекта)
Слайд
7:
Игры-цепочки,
Игры-шутки,
Игры-фантазии,
Словесные
игры,
Психогимнастика Например: «Теллеграмма», «Послушай тишину», «Снежный ком»,
«Игра «Зачем?)
Новости: Обмен новостями на групповом сборе - время высказывания всего, что
переполняет и просится на язык.
Можно регулировать высказывания с помощью мягкой игрушки, например, Зайки-
говоруна, Мишки и т.д., (Педагог-ребенок и возвращает педагогу), каждый педагог
подбирает формат представления новостей под себя и под группу своих детей. На
мой взгляд, лучше не передавать игрушку по кругу, чтобы у детей оставалось право
выбора, говорить или нет.
Большей частью утреннего круга является планирование предстоящей деятельности.
Слайд 8: Планирование: соорганизация детей для обсуждения планов реализации
совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Работа с календарем, Эмоциональным экраном, Правила группы, Обсуждение
проблемных ситуаций, Проекты (Наиболее интересными идеями при разработке
проектов
и
планировании
деятельности
стали:
Интеллект-карты,
которые
оформляются в разных вариантах – Записи педагогом, со слов детей, Использование
картинок, Печатание или рисунки самими детьми;
Информационные листки –
Введение разнообразных форм приветствия, выбор формы приветствия и сигнала
начала группового сбора, планирование собственных идей и действий, работа в
Центрах активности и др.)
И заключительный этап - это планирование деятельности в центрах активности с
вопросом: Пожалуйста, подумайте и решите, что вы будете делать сегодня?
Сейчас большой интерес вызывает отражение Детского голоса в РППС или по –
другому Говорящая среда, Говорящие стены, а обсуждение элементов Говорящей
среды, можно как раз организовать на Утреннем круге…