Автор: Ащеулова Ульяна Владимировна
Должность: МОУ "СОШ №47" г.Магнитогорска
Учебное заведение: МОУ "СОШ №47" г.Магнитогорска
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: технологическая карта урока по математике 1 класс
Тема: "Вычитание как действие, обратное сложению"
Раздел: начальное образование
Урок математики в 1 классе
Тема урока: Вычитание как действие, обратное сложению.
Тип урока: освоение новых знаний
Цель урока: создать условия для понимания взаимосвязи между компонентами сложения и
вычитания на примере способов проверки решения числового выражения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
- умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.
Познавательные УУД:
-перенос свойств одного предмета на другой;
-нахождение путей выхода из проблемной ситуации.
Коммуникативные УУД:
– сотрудничество учеников в паре;
-планирование совместной деятельности;
-умение донести свою позицию и понять других.
Регулятивные УУД
– контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.
Предметные УУД
-
нахождение неизвестного компонента действия.
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Учителя
Обучающихся
1.Организационный
этап.
2. Мотивация
учебной
деятельности.
3. Актуализация
знаний
Математика повсюду!
Глазом только поведешь-
И примеров сразу уйму
(замените синонимом)
Ты вокруг себя найдешь.
-Обратите внимание на
сегодняшнее число.
-Расскажите о нем
-Назовите соседей числа
-Как называется год, в феврале
которого 29 дней?
-Сколько дней в високосном
году?
-Как часто бывает високосный
год?
-Используем цифру 4 в
чистописании
-Какие цифры использованы в
записи числа 29?
-Составьте неравенство
-Что можно о нем сказать?
Закончи фразу: если 2 меньше 9,
то…
-На сколько 9 больше, чем 2?
-Как узнали?
Докажите, что правы
-Прочитайте числовое выражение
по-разному
-Вспомните состав числа 7
-Очень много
28 (февраля)
Двузначное, четное
27,29
Високосный
366 дней
1 раз в 4 года
Прописывают цифру,
Оценивают
2 и 9
2˂9
Верное
9 больше 2-х
7
9-2=7
Для доказательства
вспоминают правило
Число
записано
на доске
Тетрадь,
красный
карандаш
Слайд
Слайд
4. Постановка
учебной задачи
5. Работа по теме
-Составьте равенства…
-Составьте равенства, используя
+.
-Подчеркните каждое выражение
-Для дальнейшей работы возьмем
сумму, где одно из слагаемых-
цифра, которую прописывали.
-Прочитайте числовое выражение
так, как называются числа при
сложении.
-Составьте следующее
выражение. используя
переместительное свойство
сложения.
-Изменилась ли сумма?
-Почему?
Верно ли утверждение, что при
сложении мы части собираем в
целое?
-А как из целого получить часть?
Верно ли, что для того, чтобы
получить часть, надо уменьшить
целое? Т.е. выполнить обратное
действие?
Если уменьшить, значит…
Значит, вычитание-действие
обратное …сложению?
-Составьте равенство на
вычитание, уменьшив сумму на
первое слагаемое.
-Прочитайте его так, как
называли числа в подчеркнутом
равенстве.
Аналогично составляют,
записывают и читают второе
числовое выражение
-Что заметили?
-Для чего нужно знать правило?
Учебник с.31
Проговаривают по
слайду
-Выявляют
недостаточность
информации
6+1=7 5+2=7 3+4=7
(Записывают на доске)
3+4=7
Называют компоненты
сложения
4+3=7
Нет
Рассказывают правило
Верно
Высказывают
предположения
Верно
Верно
Вычесть
Формулируют тему
урока
7-3=4
Из суммы 7 вычли
первое слагаемое- 3,
получили второе
слагаемое -4
Формулируют правило
-Чтобы убедиться в
правильности
вычислений, для
удобства счета.
Записаны
на доске
Слайд
(обратное)
Вычитани
е
Записан на
доске
Записан на
доске
урока
Пальчиковая
гимнастика
6. Первичное
закрепление
-Прочитайте задачи урока.
-Вернемся к равенствам.
Закончите столбик по образцу
Взаимопроверка
Вывод:
Перекручивание ручки
поочередно каждым пальцем,
обеими руками
№1
-Какого числового выражения, на
ваш взгляд, не хватает в каждом
столбике?
-На основании какого свойства
мы его записывали?
Вам предстоит дополнить каждый
столбик еще одним равенством и
выполнить задание.
Дифференцированно-групповая
работа.
Самопроверка. Вывод.
-Вспомните, почему прописывали
цифру 4?
-Что такое число 4?
-Что может быть в этом
множестве?
-Уместно ли появление данных
геометрических фигур?
Аргументируйте свой ответ.
-Выберите признак и разделите
фигуры на группы
Работа в парах
Для работы возьмем белый
прямоугольник
-Расскажите все, что знаете о
прямоугольнике.
Измерьте его длину и ширину
-Какие ассоциации возникают?
Данному размеру(15 см×6 см5мм)
Соответствуют банкноты Банка
России или купюры номиналом
10,50,100,200,500 рублей. Каждая
из них имеет свою цветовую
гамму, на них изображены
Читают цели.
1в-1 столбик
2в- 2 столбик
Высказывают свое
мнение.
Переместительного
свойства сложения
3 группы выполняют
задание по степени
сложности
Периодичность
повторения високосного
года
Множество, состоящее
из 4-х предметов
Рассуждают
Уместно. Их 4.
У них 4 угла и 4
стороны.
Цвет (зел-1, син-2,бел-1)
Размер (мал-2,больш-2)
По количеству прямых
углов (прям-3,четыр-1)
Геометрическая
фигура…
15 см×6 см5мм
Рассуждают…
Это денежная купюра,
банкнота
2 ученика
работают
на доске
Слайд
Слайд
Слайд
Физминутка
7.Рефлексия
достопримечательности нашей
страны и известные люди.
-Для чего нужны деньги?
Отправимся в магазин за
канцелярскими товарами, т.е. за…
-В какой специализированный
магазин в Курске можем сходить
за этим?
-Будем покупать ручки и тетради.
-Что перед нами?
-Составьте задачу по краткой
записи.
-Запишите решение и ответ
подвести итог.
-Измените вопрос задачи так,
чтобы она решалась вычитанием
-Ответьте на вопрос задачи,
пользуясь внутренней речью
-Предложите мне ответить на
вопрос задачи!
В ответе к данной задаче у меня
получилось число,
соответствующее порядковому
номеру сегодняшнего дня недели.
-Поднимете знак согласия те, у
кого получилось столько же.
-Начертите отрезок такой же
длины
-Присядьте те, у кого мало что
получилось хорошо.
-Разведите в стороны руки те, у
кого что-то получилось хорошо.
-Поднимите правую руки с
выставленным большим пальцем
те, кто большую часть работы на
уроке выполнил хорошо.
Предлагаю дома на белом
прямоугольнике разработать
дизайн соей личной купюры или
банкноты будущего.
-Для приобретения
товаров или услуг
Тетрадями, ручками,
карандашами и т.д.
Оптимист, Офисмаг
Краткая запись к задаче.
В магазине купили 2
ручки и 5 тетрадей.
Сколько всего товаров
купили?
-На сколько тетрадей
больше, чем ручек?
Проговаривают про себя
Формулируют вопрос
3
Чертят отрезок длиной
3 см
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд