Автор: Ермакова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 4 г. Аши
Населённый пункт: город Аша
Наименование материала: Экологический проект в средней, старшей, подготовительной группе
Тема: "Зеленая аптека"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» города Аши Челябинской области
Экологический проект «Зеленая аптека»
в средней, старшей, подготовительной группе
Воспитатель Ермакова Н.В.
2025
Пояснительная записка
Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно
актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо с
позиций
личностно
ориентированного
развития
ребенка
–
правильно
организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении,
оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка -
дошкольника.
Современное
образование
требует
от
педагогов
ДОУ
применения
в
образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий,
которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками
поведения в природе.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние
годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений.
Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды
продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями: в поисковую и
исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную.
В данном пособии предложен вариант использования метода проектов в
экологическом образовании ребенка-дошкольника на примере проекта «Зеленая
аптека».
Проект «Зеленая аптека» имеет своей целью уточнение и расширение знаний
детей о лекарственных растениях, о применении этих растений для восстановления
и сохранения здоровья человека, выяснить, какие лекарственные растения растут на
Урале, открыть «Зеленую аптеку» в своей группе и для детей младших групп
дошкольного образовательного учреждения.
В ходе реализации данного проекта решаются следующие задачи:
ознакомление
детей
с
внешним
видом
и
особенностями
произрастания
лекарственных растений;
обучение детей способам и технологиям приготовления травяных сборов и
настоев;
уточнение представлений детей о том, какие растения можно использовать для
лечения несложных заболеваний (простуда, насморк, кашель);
предоставить детям информацию о том, какие растения содержат необходимые
для организма человека витамины (сборы витаминных ягод: шиповника, калины,
брусники).
В содержание данного проекта во второй младшей группе
включены
мероприятия «В гостях у Неболейки», это персонаж, который на протяжении всей
второй младшей группы участвует во всех делах группы, режимных моментах,
оценивания навыки и умения в сохранении и укреплении собственного здоровья:
Неболейка советует закаляться тем малышам, которые боятся этого мероприятия;
следит за тем, как дети полощут горло травяными настоями, рассказывая о том, из
какой травы сегодня он приготовлен и т. д.
В средней группе содержание проекта определено ознакомлением детей
в течение месяца с определенным лекарственным растением:
«Наши зеленые помощники – ромашка»;
«Наши зеленые помощники – шиповник»;
«Желтые цветы липы»;
«Помощница – календула»;
«Красные ягоды рябинки»;
«Цветы одуванчика и мать – и – мачехи».
Также тематический план включает такие темы, как «Полечи себя сам» и
«Уроки Неболейки», на которых дети
средней группы демонстрируют
практические умения по применению лекарственных растений.
В
старшей
и
подготовительной
группах
главный
упор
делается
на
практических занятиях по приготовлению самими детьми лекарственных
травяных настоев, закрепление технологии приготовления настоев в сюжетно-
ролевых играх: «Дом», «Аптека».
Ожидаемым
результатом
проекта
является
система
знаний
детей
о
лекарственных растениях и способах их применения.
Содержание
работы
над
проектом
не
противоречит
содержанию
образовательных программ дошкольного образования, направлено на реализацию
требований образовательного стандарта по экологическому образованию детей
дошкольного
возраста.
Реализация
предложенного
в
проекте
содержания
происходит не через проведение серий занятий, которыми и так изобилуют
программы, а через организацию специальной предметно-развивающей среды в
группе, включение детей в практическую поисковую или исследовательскую
деятельность.
Итогом
работы
по
каждому
разделу
являются
музыкально-
познавательные развлечения или викторины, конкурсы и творческие презентации
каждого ребенка об изучаемых лекарственных растениях, авторские выставки
детских работ по содержанию проекта.
Данный проект по своей сути направлен на индивидуализацию подходов к
работе
с
каждым
ребенком,
помогает
воспитателю
определить
и
создать
индивидуальное авторское пространство воспитанника через создание в предметно-
развивающей среде выставок и индивидуальных уголков с содержанием работы
ребенка по проекту.
Таким образом, не перегружая сетку занятий в целом, предложенный материал
систематизирует и конкретизирует знания ребенка о лекарственных растениях,
помогает создать в группе атмосферу творчества и неформального общения детей
друг с другом и со взрослыми, включить в общую работу родителей.
Содержание экологического проекта «Зеленая аптека» в средней группе
№
п/п
Содержание проекта
Предметно-
развивающая
среда
Методическое
обеспечение
Детская
продуктивная
деятельность
I. Знакомство с шиповником
Чтение рассказа о шиповнике из книги
«Лекарственные растения»
уголок «Зеленая
аптека»: мешочки с
сухим сырьем,
иллюстрации
лекарственных
растений
план беседы по
содержанию
рассказа
Рассматривание шиповника на участке сада ОУ
иллюстрации,
книги о растениях,
мешочки с сухими
ягодами шиповника
вопросы
Д/И «Узнай, что спрятано»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Рассказ воспитателя о шиповнике, сочинение вместе
с детьми экологической сказки о шиповнике
модель по
содержанию
рассказа
материалы о
растении в
альбоме или
специальная
литература
аппликация «Куст
шиповника»
Организация сбора и сушки ягод шиповника на
территории детского сада
модель
последовательности
выполнения работ
Организация уголка «Зеленая аптека» - отдел
«Витаминная продукция леса»
модель уголка
«Зеленая аптека»,
серии моделей
уголка «Зеленая
модель данного
отдела
аптека»
Составление развернутой модели для описания
шиповника
развернутая модель
план, вопросы к
детям
Организация сюжетно-ролевой игры «Аптека»
рецепты
приготовления
отвара шиповника
перспективный
план организации
сюжетно-ролевой
игры
Беседа об использовании шиповника для лечения
человека
иллюстративный
материал, модели
шиповника и
других
лекарственных
растений
вопросы для
беседы
рисование
«Цветет
шиповник»
Д/И «Какие витамины есть в шиповнике и для чего
они нужны» на моделях и схемах
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Организация пошива мешочков для хранения сухих
ягод шиповника родителями вместе с детьми
(домашнее задание)
Д/И «Узнай на ощупь» (ягоды шиповника, цветы
календулы, листья мяты)
Д/И
описание
дидактического
комплекса
II. Полезный цветок - календула
Рассказ воспитателя о цветочном растении -
календуле
иллюстративный
материал,
коробочки с сырьем
из аптеки
план беседы
Рассматривание цветка календулы
растение,
перенесенное с
участка д/с в
групповую комнату
план беседы,
вопросы к детям
Рассматривание таблицы «Рост и развитие растения»
(уточнить понятия «корень», «стебель», «лист»,
«цветок»)
таблица «Строение
растения»
Рассматривание гербария о лекарственных растениях
гербарий
Чтение рассказа о календуле из книги
«Лекарственные растения»
книги о растениях,
раскраски
конспект
рисование
«Красивый
цветок»
Д/И «Узнай, что в мешочке»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Рассматривание иллюстраций по теме: «Как
собирать и использовать лекарственные растения»
подборка
иллюстраций
Д/И «Узнай, какое растение» (по иллюстрациям и
моделям)
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Составление и рассматривание с детьми
технологических карт приготовления настоя из
цветков календулы для полоскания горла
технологическая
карта
аппликация «На
полянке расцвела
календула»
Внесение пакетиков с календулой в сюжетно-
ролевую игру «Аптека», разработка вместе с детьми
серии рецептов для лечения болезней горла,
насморка
модели лечения
Заучивание загадок и стихов о календуле
книжки-раскраски,
пакетики с травой в
уголок аптеки,
альбом с загадками
о лекарственных
растениях
Познавательное развлечение «В гостях у
лекарственных растений»
сценарий
пригласительные
билеты на
развлечение
малышам
III. Зачем выросла рябина у нас в саду?
Экскурсия на садовый участок ОУ, рассматривание
рябины
план экскурсии
Рассматривание листа рябины, обведение по контуру
листья рябины в
вазе, трафарет
листа рябины
Д/И «Узнай дерево по листу»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Заучивание стихов и загадок о рябине
книжки-раскраски,
альбом с загадками
и стихами
рисование
«Рябиновый
лист»
Рассматривание кисти ягод рябины, изготовление
рябиновых бус
модель
последовательности
работы
Внесение рябиновых бус в сюжетно-ролевую игру
«Дом» - «У кукол праздник осени»
перспективный
план организации
сюжетно-ролевой
игры
рисование
«Рябиновые
бусы»
Д/И «Узнай, какая ягода в мешочке» (шиповник и
Д/И
описание
рябина)
дидактического
комплекса
Рассматривание развернутой модели рябины
(строение дерева, форма листа, форма и
расположение ягод, использование птицами и
человеком)
развернутая модель
конспект
Наблюдение за работой медсестры физиокабинета:
приготовление отвара из ягод рябины
план наблюдения
Д/И «Узнай на вкус»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Игра с «домашним компьютером»: «Технология
приготовления настоя из ягод рябины» (задание на
дискете, ответы на карточках)
домашний
компьютер, набор
дискет с заданиями,
карточки
технологии
приготовления
травяных настоев
Рассматривание карточки по технике безопасности
при приготовлении настоев из трав
карточка по ТБ
вопросы к детям
Внесение карточки по ТБ и технологической карты
приготовления настоев в сюжетно-ролевую игру
«Дом» и «Больница»
карточки
перспективный
план по с/р игре
Конкурс «Домашняя аптека» - рецепты
использования изученных трав и ягод родителями,
составление «Книги рецептов»
книга рецептов
задание к конкурсу
для родителей
Музыкально-познавательное занятие: «Такой
интересный мир растений»
выставка аптечных
упаковок трав,
карты
приготовления
сценарий
настоев, карты
использования
растений
Самостоятельное приготовление детьми настоя из
рябины
технологическая
карта
конспект
IV. Простая трава - подорожник
Решение с детьми логической задачи: «Почему
подорожник так называют?»
иллюстративный
материал
Рассматривание гербария «Подорожник»
гербарий
Чтение рассказа «Как мне помогла простая трава»
иллюстрации по
содержанию
рассказа
конспект
Д/И «Узнай лекарственное растение»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Аппликация «Подорожник – трава»
материалы к работе
выставка детских
работ
Познавательное развлечение «В гостях у доктора
Айболита» (с беседой о том, как можно использовать
подорожник в быту)
модель
подорожника,
декорации,
атрибуты для игр,
технологические
карты
конспект
Д/И «Узнай на вкус, какая трава»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Заучивание загадки о подорожнике: «Лег пластом он
у дороги, разметал он руки-ноги. Его бьют сапогами,
его мнут колесом. Ему все нипочем»
альбом загадок о
лекарственных
растениях
Рассказывание произведения «Спасибо
подорожнику» А.А. Плешаков (Знакомим
дошкольников с растениями. Стр. 8)
книги-раскраски в
уголке изо, карта
использования
подорожника в
лечении
Обведение листа подорожника по трафарету
трафареты листьев
знакомых растений
Д/И «Узнай дерево или растение по силуэту»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Работа с развивающим пособием «Лекарственный
лабиринт» (лекарственные растения и применение
при лечении соединяются единой линией)
лабиринт
V. «Ты злючка-колючка или помощница, крапива?»
Дидактическое лото «Лекарственные растения»
дидактическое лото
описание
дидактического
комплекса
П/И «1-2-3 к растению беги!»
иллюстрации
лекарственных
растений
описание
вариантов игры
Д/И «Кто быстрее узнает по описанию»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Рассказ воспитателя о крапиве
иллюстрации,
гербарий, книжки-
раскраски
Д/И «Что где растет?»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Решение проблемной ситуации: крапива - вредное
или полезное растение?
вопросы к детям
Рассматривание иллюстраций о применении крапивы
в лечебных целях (мытье волос, лечение аллергии)
подборка
иллюстраций
описание
проблемных
ситуаций
Заучивание загадок о крапиве:
«Не огонь, а жжется»
«Не шмель, не пчела, а жалит.
Без костра обжигает»
«Растет зеленый кустик.
Дотронешься – укусит»
альбом с загадками,
стихами и
пословицами о
крапиве
Чтение рассказа «Трава, которая обжигает»
А.А.Плешакова
Иллюстрации по
содержанию
рассказа
Рассматривание технологической карты
приготовления крапивного супа
технологическая
карта
рисование
«Красивая
кастрюлька для
супа из крапивы»
Д/И «Узнай траву по листочку» (подорожник,
крапива, мать-и- мачеха).
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Организация эксперимента: какие разные бывают
листья у растений (качество поверхности):
соотнесение качества листа с видами предложенных
бумажных материалов
материалы для
опыта
конспект
Познавательное занятие: «Мы знаем лекарственные
растения»
конспект
Организация сюжетно-ролевой игры «Аптека»
(внесение пакетиков с крапивой, составление
рецептов лечения крапивными настоями)
пакетики с травой
перспективный
план по игре
Д/И «Узнай по силуэту, какого растения лист»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
домашнее задание
вместе с
родителями:
нарисовать лист
любого
лекарственного
растения
Рассматривание технологической карты
приготовления лекарственного настоя для
споласкивания волос
технологическая
карта
Внесение флакона с крапивным шампунем в
сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская»
материалы для
игры
Познавательная викторина «Путешествие на луг»
(знакомые лекарственные растения)
конспект
Создание совместно с родителями книги рецептов
«Полезные советы от Зеленой аптеки»
Организация самостоятельного приготовления
крапивного настоя детьми с помощью родителей
технологическая
карта
приготовления
крапивного настоя
Путешествие по лесному царству. Конкурс стихов,
загадок. Пословиц и поговорок о лекарственных
растениях.
конспект
Игра «Лабиринт» (соединить одной линией
лекарственное растение и иллюстрацию,
отражающую применение и пользу этого растения)
лабиринт
VI. Желтый цветок зверобоя
Викторина «В гостях у бабушки Загадушки»
конспект
Рассказ воспитателя о зверобое. Чтение отрывка из
«Книги о лекарственных растениях»
иллюстрации,
альбом загадок,
стихов, книжки-
раскраски
план
Рассматривание цветков зверобоя на гербарии,
сравнение мяты и зверобоя
гербарий
план
Заучивание стихотворения о зверобое
иллюстрации по
содержанию
стихотворения
Д/И «Узнай растение»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Создание совместно с детьми и родителями «Книги о
лесных докторах» с иллюстрациями лекарственных
растений, стихами и пословицами
книга о лесных
докторах
Организация сюжетно-ролевой игры «Аптека» с
продажей лекарственных трав
рецепты,
технологические
карты
приготовления
настоя из зверобоя
перспективный
план организации
игры
Решение логической задачи: почему зверобой так
называется?
иллюстрации,
материал из книги о
лекарственных
растениях
Конкурс знатоков лекарственных растений
задания к конкурсу
пригласительные
билеты для
малышей
Д/И «Узнай на вкус» (напиток из зверобоя, мяты,
крапивы)
модели растений,
пакетики с сухим
зверобоем, книжки-
раскраски
описание
дидактического
комплекса
Самостоятельное приготовление настоя из зверобоя
детьми и родителями
технологические
карты
Д/И «Что сначала, что потом»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Конкурс рисунков «Наши лесные помощники»
гербарий
лекарственных
растений, пакетики
с сухими травами
план проведения
конкурса
выставка детских
работ
Весеннее развлечение «У солнышка в гостях»
атрибуты
лекарственных
растений,
технологические
карты, модели
сценарий
Содержание экологического проекта «Зеленая аптека» в старшей группе
Сентябрь
№
п/п
Содержание проекта
Предметно-
развивающая
среда
Методическое
обеспечение
Детская
продуктивная
деятельность
Оформление вместе с детьми уголка «Лесная аптека»
материалы уголка
описание
содержания
предметно-
развивающей
среды по проекту
Разработка с детьми эмблемы уголка «Лесная
аптека»
эмблемы,
разработанные
детьми
Сбор лекарственных трав, организация их сушки и
хранения
модель
последовательности
работы
Пошив холстяных мешочков для хранения сухих
трав. Решение логической задачи: почему сухую
траву хранят в тканевых мешочках?
мешочки с сухой
травой, карточка
последовательности
выполнения работы
Организация опытной работы: как дышит тканевый
мешочек?
материалы к опыту
карточка с
описанием опыта
Рассматривание иллюстраций о лекарственных
растениях. Д/И «Узнай по картинке»
подборка
иллюстраций
лекарственных трав
конспект
Составление развернутой модели мяты (строение
стебля, форма и цвет листа, среда произрастания,
способ применения)
развернутая
модель, пакетики с
сухой мятой, карта
приготовления
настоя из мяты
Составление развернутой модели мать- и -мачехи
(строение стебля, форма и цвет листа, среда
произрастания, способ применения)
развернутая
модель, пакетики с
сухой мать-и-
мачехой, карта
приготовления
настоя
Организация поисковой детской деятельности:
почему мать-и-мачеху так называют в народе?
гербарий, листы
бумаги с гладкой и
шероховатой
поверхностью
Викторина «В гостях у старичка-лесовичка»
атрибуты для игр,
декорации леса,
модели
лекарственных
растений,
технологические
карты
конспект
Д/И «Узнай по описанию»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Создание фотоальбома «Лекарственные растения
Урала»
фотоальбом
Аппликация из сухих листьев
подборка сухих
листьев, осенние
букеты. Пакетики
сухих трав
конспект
выставка детских
работ
Октябрь
Путешествие по «Экологической тропе» детского
сада, сравнение растений летних и осенних
книжки-раскраски о
лекарственных
растениях
конспект
Рассматривание фотоальбома «Наши лесные
помощники»
фотоальбом
вопросы к детям
Д/И «Узнай растение по модели»
модели
лекарственных
растений
Конкурс рисунков «Наши лесные помощники»
карты
использования
растений при
лечении
заболеваний
конспект
выставка детских
работ
Разгадывание кроссворда о лекарственных растениях
кроссворд
Вопросы к детям
Беседа «Фиточай – полезный чай». Виды фиточаев
конспект
Праздник «Осенний карнавал»
книжки-раскраски о
лекарственных
растениях
сценарий
Ноябрь
Знакомство с ромашкой, рассматривание цветка
иллюстрации,
модель цветка
конспект
Перенесение цветка ромашки с участка в группу
горшок с цветком
ромашки в уголке
природы, дневники
наблюдений
план проведения
работы
Поисковая детская деятельность: Почему на улице
цветы повяли и замерзли, а наша ромашка цветет
материалы для
зарисовок
конспект
организации
поиска
Рассматривание иллюстраций с ромашковым полем
иллюстрации,
модель ромашки
план
Чтение рассказа из «Книги о лекарственных травах»
о ромашке
книга
конспект
Создание авторской книги о группы о лекарственных
растениях со стихами, загадками, песнями,
пословицами
авторская книга
группы
Заучивание стихотворения «Вот ромашки на лугу»
иллюстрации по
содержанию
стихотворения
рисование
«Ромашки на
лугу»
Д/И «Травяное лото»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Составление вместе с детьми ребусов и кроссвордов
о ромашке
ребусы, кроссворд
Разучивание «Танца ромашек» для осеннего бала
схемы
танцевальных
движений
план занятия
музыкой
Оформление книжки - малышки о ромашке
модель растения,
карты
использования,
рецепты
индивидуальные
книжки-малышки
Д/И «Узнай на вкус» чай с ромашкой
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Осенний бал. Танец цветов
атрибуты цветов,
декорации, костюм
ромашки
сценарий
Декабрь
Викторина «Доктор Нехворашка советует»
конспект
Д/И «Переберите семена»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Д/И «Опиши растение, не называя его»
Рассматривание ягод черноплодной рябины
сухие ягоды
черноплодной
рябины
Дегустация варенья из ягод черноплодной рябины
карточка
приготовления
варенья
реклама для
родителей
Разработка технологических карт приготовления
разных видов варенья из черноплодной рябины (с
различными добавками)
технологические
карты, выставка
разных видов
варенья
Приготовление отвара из черноплодной рябины
технологическая
карта
Составление рецептов использования ягод и отваров
из черноплодной рябины
рецепты
Организация сюжетно-ролевой игры «Аптека» с
внесением рецептов использования черноплодной
рябины
модели,
технологические
карты,
иллюстрации,
альбом с загадками
и стихами
перспективный
план организации
игры
Рисование «Кисть черноплодной рябины»
книги о
лекарственных
травах, рецепты их
использования
конспект
выставка детских
работ
Конкурс знатоков лекарственных трав
модели
лекарственных
трав,
технологические
карты
задания
Январь
«Чтобы не заболеть гриппом»
Рассматривание чеснока и лука
иллюстрации
овощей, модели
чеснока и лука
план, вопросы к
детям
рисование
«Чиполлино»
Сравнение чеснока и лука по внешнему виду, по
вкусу и запаху
модели лука и
чеснока, книги,
альбом о растениях
план
Д/И «Узнай на ощупь и на вкус»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Поделка с детьми чесночных и луковых медальонов
схема
последовательности
выполнения работы
конспект
Заучивание пословиц о луке и чесноке
альбом с
иллюстрациями,
пословицами о луке
и чесноке
Рассматривание семян лука и чеснока
пакетики с
семенами, модели
Организация проращивание семян лука и чеснока,
ведение дневников наблюдений
материалы для
проращивания,
дневники
наблюдений, схема
последовательности
выполнения работ
Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок о
луке и чесноке
альбом с
пословицами и
поговорками
конспект
Составление рецептов блюд с использованием лука и
чеснока
рецепты в
картинках и
моделях
Составление «Кулинарной книги рецептов «
книга рецептов
Чтение сказки Д.Родари «Чиполлино»
книга со сказкой,
иллюстрации по
содержанию сказки
конспект
Организация подготовки игры-драматизации сказки
«Чиполлино»
атрибуты к сказке,
декорации,
костюмы, схема
сказки и отдельных
эпизодов
перспективный
план подготовки
драматизации
подготовка
афиши для
родителей,
пригласительных
билетов
Февраль-март
«Что такое авитаминоз?»
Беседа о том, почему к весне мы чаще устаем,
становимся вялыми и бледными?
иллюстрации,
книжки-раскраски,
д/и
план беседы
Игра-представление «Семейка витамина С»
модель семейки
витамина «С»,
иллюстрации
продуктов, где он
содержится
сценарий, план
подготовки детей к
представлению
Моделирование продуктов и блюд, в которых
содержится витамин С
модели
Разработка технологических карт блюд, в которых
содержится витамин С
технологические
карты
Игра-представление «Семейка витамина А»
сценарий, план
подготовки детей к
представлению
Моделирование продуктов и блюд, в которых
содержится витамин А
модели
Разработка технологических карт блюд, в которых
содержится витамин А
технологические
карты
Д/И «Где живет витамин А»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Д/И «Где живет витамин С
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Составление технологических карт приготовления
витаминных напитков
технологические
карты
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
рецепты от
авитаминоза
перспективный
план организации
игры
Приготовление витаминного напитка
самостоятельно детьми и родителями
технологические
карты, карты по ТБ
конспект
Конкурс «Мы знаем витамины»
модели продуктов,
д/и о витаминах
задания к конкурсу
Музыкально- познавательное развлечение «В гостях
у Айболита»
атрибуты, костюмы
витаминов,
декорации
сценарий
Апрель
«Витамины на окне»
Конкурс «Знатоки витаминов»
задания к конкурсу
Беседа о том, где взять витамины весной
модели растений,
где содержатся
витамины, карты
приготовления
витаминных
напитков
план беседы
Организация посадки «огорода на окне» (зеленый
лук, петрушка, укроп, салат)
схема
последовательности
выполнения работы
конспект
Д/И «Какие в нас есть витамины?»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Рассматривание модели ухода за «огородом на окне»
модель
Ведение дневников наблюдений за ростом и
развитием растений на окне
индивидуальные
дневники
наблюдений
рисование
«Веселые стрелки
зеленого лука»
Рассматривание и самостоятельная разработка
модели влияния света, тепла, влаги на рост и
развитие растения
модель
конспект
индивидуальные
конверты с
моделями
развития
растений
Проращивание семян укропа, помидоров, огурцов
для посадки на огородные грядки
схема
последовательности
работы и ухода за
семенами в период
проращивания
Музыкально-познавательное развлечение «В
витаминной стране»
модели укропа,
огурца, помидора,
декорации,
костюмы
сценарий
Составление технологической карты приготовления
витаминного салата с зеленью с «огорода на окне»
технологическая
карта
Дополнение «Книги витаминных рецептов»
книга рецептов
объявление для
родителей
Приготовление совместно с родителями весеннего
салата к обеду
технологическая
карта, карточка по
ТБ
Май
«Одуванчики – это вкусно и полезно!»
Экскурсия к полянке одуванчиков на территории
детского сада
модель одуванчика,
схема пути на
полянку
конспект
одуванчиков
Заучивание стихотворения «Носит одуванчик «
Е.Благининой
иллюстрации по
содержанию
стихотворения
Рассматривание одуванчика, сравнение с другими
летними цветами
подборка
иллюстраций
цветов
рисование «Носит
одуванчик
желтый
сарафанчик»
Рассказ воспитателя о пользе одуванчика для
сохранения и укрепления здоровья человека
план рассказа
Рассматривание технологической карты
приготовления салата из листьев одуванчика
технологическая
карта
Приготовление салата из одуванчиков детьми
технологическая
карта, карточка по
ТБ
Дегустация витаминного салата из одуванчиков
книга рецептов
Дополнение книги рецептов рецептом салата из
одуванчиков
Рассматривание технологической карты
приготовления варенья из одуванчиков
технологическая
карта
Дегустация варенья из одуванчиков
рисунки детей
«Такой красивый
и полезный
одуванчик»
Д/И «Узнай по описанию» (лекарственные растения)
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Викторина «Знатоки лекарственных растений»
конспект
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» (внесение новых
рецептов)
план организации
с/р игры
Сюжетно-ролевая игра «Дом» «Кухня» (внесение
новых технологических карт приготовления
витаминных блюд и напитков, варенья и салата из
одуванчиков)
План организации
игры
Музыкальное развлечение «Мы здоровые и
красивые»
сценарий
Содержание экологического проекта «Зеленая аптека» во второй младшей группе
№
п/п
Содержание проекта
Предметно-
развивающая среда
Методическое
обеспечение
Детская
продуктивная
деятельность
Сентябрь
«В гостях у Неболейки»
Знакомство с куклой Неболейкой
кукла в уголке
«Зеленая аптека»
план знакомство с
куклой
Организация экскурсии в «Домик Неболейки» -
знакомство с уголком «Зеленая аптека»
модель и эмблема
уголка «Зеленая
аптека»
конспект
Беседа о том, почему человек болеет (с показом
иллюстраций или кукольного театра)
кукольные
персонажи, книги о
здоровых и больных
детях С.Михалкова
план беседы
Рассказ Неболейки о том, как он вылечился без
таблеток
конспект
Рассматривание иллюстраций с изображением
здорового и заболевшего человека
подборка
иллюстраций
Моделирование эмоций здорового и заболевшего
человека
модели эмоций
Октябрь
«Наши зеленые помощники - ромашка»
Рассматривание коробочки с ромашкой, рассказ
воспитателя о витаминах и их пользе для человека
аптечные упаковки с
ромашкой
конспект
Создание проблемной ситуации: «У Неболейки
подборка аптечных
заболело горло», чем его полечить
упаковок с травами,
пакетик с сухой
ромашкой
Рассматривание гербария «Ромашка»
гербарий
коллективная
аппликация
«Ромашковое
поле»
Д/И «Узнай, что в мешочке» (пакетики и коробочки
с травой)
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Моделирование на кукле эмоций (веселая и здоровая
кукла; заболевшая кукла)
силуэты кукол,
детали лица с
выраженными
эмоциями)
Экскурсия в аптеку, рассматривание витрины с
сухими травами
пакетики с сухими
травами,
иллюстративный
материал, модели
эмоций человека
конспект
Рассматривание технологической карты
приготовления отвара из ромашки
технологическая
карта
план, вопросы к
детям
Обучение детей полосканию горла ромашковым
настоем
карточка с
последовательностью
приемов полоскания
Заучивание стихотворения «Ромашка-цветок»
иллюстрации по
содержанию
стихотворения
план
Приготовление настоя ромашки вместе с детьми
схема
последовательности
выполнения работы
конспект
Ноябрь
«Наши зеленые помощники – шиповник»
Неболейка принес детям витаминный подарок-
рассматривание ягод шиповника
мешочки с сухими
ягодами шиповника
Д/И «Узнай на ощупь»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Рассказ воспитателя о полезных свойствах
шиповника
пакетик с плодами
шиповника,
иллюстрации
кустарника и цветов
шиповника
конспект,
материал к
рассказу
рисование
«Красивые
ягодки»
Экскурсия на садовый участок детского сада,
рассматривание куста шиповника
макет участка
детского сада,
иллюстрации
растений на участке
конспект
Моделирование кукол с положительными и
отрицательными эмоциями
модели кукол, детали
лиц с эмоциями
Рассматривание технологической карты
приготовления напитка из шиповника в термосе
технологическая
карта
конспект
Приготовление вместе с детьми витаминного
напитка
карточка по ТБ при
приготовлении
напитка в термосе
домашнее
задание: вместе с
родителями
приготовить
витаминный
напиток
Декабрь
«
Полечи себя сам»
Рассматривание модели «Полечи себя сам»
(простуда, кашель, упадок сил) – подборка детьми
необходимых трав и лекарственных растений
модель с карточками
трав и растений
конспект
Д/И «Подбери травку, чтобы вылечить кашель»
(простуду, насморк)
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Д/И «Что нам нужно, когда мы болеем?» (карточки с
изображением носового платка, градусника,
коробочки с травами и витаминами)
Организация проблемной ситуации: «У Неболейки
появился насморк»
материалы к беседе,
модели, пакетики
трав
описание
проблемы,
вопросы и задания
детям
Рассматривание технологической карты
организации ингаляции
технологическая
карта
Организация сюжетно-ролевой игры «Кукла
заболела»
план подготовки и
организации игры
Составление из мозаики цветов лекарственных
растений (ромашка, шиповник, мать -и - мачеха)
наборы мозаики с
необходимыми
цветами деталей
Д/И «Узнай, какой картинки не стало»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Рассматривание гербария «Мать - и – мачеха»
гербарий
Рассматривание альбома «Лекарственные растения»
альбом с
иллюстрациями,
стихами о растениях
вопросы к детям,
план беседы
Январь
«Желтые цветы липы»
Рассматривание альбома «Лекарственные растения»-
липа
альбом
Ситуация «У куклы Кати поднялась температура»
кукла, термометр,
аптечные упаковки с
травами
Просмотр мультфильма «Путешествие мамонтенка»
кассета с фильмом,
книга о мамонтенке,
иллюстрации о липе
план беседы по
мультфильму
Рассматривание технологической карты
приготовления настоя из цветков липы
технологическая
карта
Приготовление вместе с детьми настоя из цветков
липы, дегустация настоя
карточка по ТБ при
приготовлении
настоя
конспект
Заучивание стихотворения «Липка» Благининой
«Выросла я, липка
Тоненькой да гибкой,
Не ломай меня!»
иллюстрации по
содержанию
стихотворения
Д/И «Узнай на вкус» (отвары из ромашки,
шиповника, липы)
Д/И
описание
вариантов игры
Февраль
Помощница-календула
Рассматривание засушенных цветов календулы
гербарий,
иллюстрации, альбом
о лекарственных
растениях
вопросы к детям
аппликация
«Оранжевый
цветок»
Конкурс «Знатоки трав» (по иллюстрациям)
подборка
иллюстраций о
лекарственных
растениях, пакетики
с сухими травами
план проведения
конкурса
Д/И «Узнай травку»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Д/И «Какой цветок поможет кукле Кате»
(иллюстрации с больной куклой, подборка
иллюстраций или пакетиков с травой)
Д/И «Неболейка перепутал пакетики с травами»
Наблюдение за работой медсестры физиокабинета
по приготовлению настоя из календулы
альбом с
иллюстрациями
лекарственных трав
план, вопросы к
детям
«Вместе с мамой, вместе папой» - картинки из
лекарственных трав
сухие травы,
иллюстрации, альбом
с загадками
объявление о
конкурсе,
выставка детских
работ,
Аппликация «Полянка с календулой»
материалы для
работы детей:
бумага, сухие травы
конспект
выставка работ
Март
«Красные ягоды рябинки»
Экскурсия в сад, наблюдение за рябиной
иллюстрации
деревьев
конспект
Рассматривание ветки рябины с ягодами
иллюстрации
деревьев с плодами
(ветка яблони, ветка
черноплодной
рябины)
план наблюдения
аппликация
«Ягоды рябины»
Чтение стихов о рябинке
альбом о
лекарственных
растениях
план беседы по
стихотворению
Наблюдение за приготовлением напитка из рябины
схема приготовления
Рассматривание модели «Чем нам поможет
рябиновая ягодка?»
модель, пакетики с
рябиновыми ягодами
конспект
Апрель
«Цветы одуванчика и мать-и –мачехи»
Экскурсия на весеннюю полянку
иллюстрации о весне,
растениях ной
конспект
Рассматривание цветов одуванчика и мать – и
мачехи
иллюстрации
лекарственных
растений
план, вопросы к
детям
Рисование «Полянка с одуванчиками»
модель одуванчика,
книжки-раскраски,
иллюстрации
полянки одуванчиков
конспект
Плетение венков из одуванчиков на весенний
праздник
сценарий
Заучивание стихотворения «Одуванчик « Е.А.
Благининой
альбом со стихами и
загадками
Наблюдение за ростом и развитием мать - и -мачехи
иллюстрации, альбом
с загадками и
стихами
конспект
аппликация
«Желтенький
цветок»
Наблюдение за приготовлением настоя для
полоскания горла из мать-и-мачехи
схема приготовления
настоя
Рассматривание модели применения настоя из
цветков мать-и-мачехи для оздоровления
развернутая модель
план
рисование
«Желтые цветы»
Май
«Уроки Неболейки»
Рассматривание модели применения лекарственных
растений для оздоровления
развернутая модель
план
Д/И «Найди полезный цветок»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Организация сюжетно-ролевой игры «Аптека»
материалы для игры,
атрибуты, халат для
аптекаря, рецепты
перспективный
план организации
сюжетно-ролевой
игры «Аптека»
Д/И «Сложи растение»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Конкурс знакомых стихов о цветах и лекарственных
растениях
Альбом со стихами и
загадками,
иллюстрации,
модели растений
план проведения
Д/И «Как вылечить куклу Катю?»
Д/И
описание
дидактического
комплекса
Заучивание песенок-потешек о растениях
альбом с потешками
подборка
музыкальных
песен
Праздник «В гостях у Неболейки»
сценарий
Содержание экологического проекта «Зеленая аптека» в подготовительной группе
№
п/п
Содержание проекта
Предметно-
развивающая среда
Методическое
обеспечение
Детская
продуктивная
деятельность
Разведка мест произрастания лекарственных трав на территории детского сада (осень)
Подготовка к проведению разведки: рисование
карты маршрута, подготовка мешочков для сбора
лекарственного сырья, определение задания каждой
команде разведки
карта маршрута,
модели
лекарственных трав,
технологические
карты фитолечения
план беседы с
детьми перед
началом разведки
Проведение операции «Как мы готовы к разведке?»:
конкурс на лучшего знатока лекарственных
растений ( выбрать растения из серии
предложенных);
конкур стихов о лекарственных растениях;
конкур художников «Узнай, какое растение я
нарисовал»;
конкурс «Лучший аптекарь» (использование
трав в укреплении и восстановлении
здоровья);
конкурс «Фито – бар» (приготовление из
предложенных трав настоев по заданию на
модели)
альбом со стихами и
загадками о
лекарственных
травах, модели
план проведения
конкурсов
Создание «Копилки народной мудрости о
лекарственных растениях»
подборка книг о
лекарственных
рисование
«Лекарства
растениях, домашние
заготовки мудрых
выражений о
лекарственных
растениях
вокруг нас»
Организация акции для родителей «Советы
взрослых по применению лекарственных растений»
объявление о начале
акции, конкурс на
лучший совет
материалы в
родительский
уголок по
применению
лекарственных
растений
Организация акции «По страницам книг и журналов
о лекарственных растениях»
объявление для
родителей о начале
акции, подборка книг
и журналов в уголке
«Зеленая аптека»
план проведения
беседы по
результатам акции
Проведение разведки с командами детей по
определенным маршрутам
модели
лекарственных
растений,
технологические
карты приготовления
настоев из трав
план проведения
разведки
аппликация
«Карта маршрута
нашей команды»
Составление каждой командой карты местности с
указанием мест произрастания лекарственных
растений
карты местности
Презентация каждой команды по результатам
разведки
выставка детских
работ, пополнение
уголка «Зеленая
аптека» пакетиками
сухих лекарственных
план проведения
презентации
растений
«Наш фито – бар приглашает!» (зима)
Составление новых технологических карт
приготовления лекарственных травяных настоев
технологические
карты, пакетики
сухих трав, книжки-
раскраски
конкурс «Мое
любимое
лекарственное
растение»
Организация акции «Пусть малыши не болеют»
(познавательное мероприятие для детей второй
младшей группы с демонстрацией приготовления
травяных настоев)
карты, модели,
рецепты фиточаев
«Подготовим рассаду лекарственных трав для посадки» (весна)
Ав»
Проведение акции «Огород для Зеленой аптеки»:
экскурсия на огород детского сада, выбор
места для посадки лекарственных растений:
перекопка земли на огороде;
подготовка семян для проращивания;
заготовка эмблем для грядок с
лекарственными травами;
высадка рассады лекарственных растений или
семян в грунт;
организация длительного наблюдения за
ростом и развитием растений с зарисовкой
этапов в индивидуальных дневниках
наблюдений
схема
последовательности
обработки почвы под
грядки, схема
последовательности
огородных работ по
посадке, схема
потребности
растений в поливе,
индивидуальные
дневники
наблюдений
конспекты
рисование «Наш
огород
лекарственных
трав»
«Солнце, воздух и вода – для растений – друзья» (лето)
Организация акции «Каждое утро – на поливку
огорода»
карточки с
последовательностью
огородных работ
рисование карты
огорода
Организация экскурсии для малышей на огород.
Рассказ о растущих лекарственных растениях
Проведение операции «Кто лучший знаток
лекарственных растений» совместно с родителями
объявление об
операции в
родительский уголок
коллективная
работа «Наша
зеленая аптека»