Напоминание

Модифицированная образовательная программа по приобщению к культуре и традициям кубанского казачества обучающихся старшего дошкольного возраста групп казачьей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 «Теремок» муниципального образования Староминский район


Автор: Дворник Ольга Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №8 "Теремок" МО Староминский район
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН
Наименование материала: Модифицированная образовательная программа
Тема: Модифицированная образовательная программа по приобщению к культуре и традициям кубанского казачества обучающихся старшего дошкольного возраста групп казачьей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 «Теремок» муниципального образования Староминский район
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

ПРИНЯТА

педагогическим советом

МБДОУ «ДС № 8 «Теремок»

протокол от 31.05.2024г. № 1

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБДОУ

«ДС № 8 «Теремок»

от 31.05.2024г. №146

Модифицированная

образовательная программа

по приобщению к культуре и традициям кубанского казачества

обучающихся старшего дошкольного возраста

групп казачьей направленности

муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад № 8 «Теремок»

муниципального образования Староминский район

Составители:

старший воспитатель

МБДОУ «ДС «Теремок

Дворник Ольга Петровна.

ст. Канеловская

2024 год

2

Содержание

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка …….......................................................................3

1.1.1.Цели и задачи реализации программы…………………….……….......4

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы….……………...4

1.1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного

возраста ……………………………………………………...............5

1.2.Планируемые результаты освоения Программы………………………..6

2. Содержательный раздел

2.1.Содержание

образовательной

деятельности

в

соответствии

с

направлениямиразвития ребенка, описаниеформ, способов, методов и средств

реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

воспитанников, специфики ихобразовательных потребностей и интересов…..8

2.1.1 Методы и формы организации работы с детьми…………………….11

2.2.Способы и направления поддержки детской инициативы……………13

2.3.Особенности

взаимодействия

педагогического

коллектива

с

семьями

воспитанников, социумом………………………………………………………….14

3. Организационный раздел

3.1.Материально

техническое

обеспечение

программы.

Обеспеченность

методическими материалами и средствами обучения…………………………..17

3.2.Особенности

организации

развивающей

предметно-пространственной

среды ……………………………………………………………………………….18

3.3.Модель образовательного процесса. Тематическое планирование…...20

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.....29

3

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Модифицированная образовательная программа по приобщению к культуре и

традициям

кубанского

казачества

обучающихся

старшего

дошкольного

возраста групп казачьей направленности (далее Программа) разработана в

соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного

образования

(далее

ФГОС

ДО),

методических

рекомендаций

«Организация групп казаьей направленности, условия присвоения дошкольной

образовательной организации статуса «казачья образовательная организация»,

разработанные институтом развития Краснодарского края , кафедра развития

ребенка

младшего

возраста,

на

основе

региональной

образовательной

программы «Все про то, как мы живем» авторов Романычева Н.В., Головач

Л.В.,

Илюхина

Ю.В.,

Тулупова

Г.С.,

Пришляк

Т.В.,

Новомлынская

Т.А.,Самоходкина

Л.Г.

Солодова

М.Г.

Государственного

бюджетного

образовательного учреждения дополнительного профессионального «Институт

развития образования» Краснодарского края». Краснодар 2018г.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в

ДОО (ФГОС ДО п.2.5). Срок реализации Программы– 2года

Реализация Программы ориентирована на детей от 5 до 7 лет и

реализуются

через

занятие,

совместную

деятельность

взрослых

и

детей,

самостоятельную деятельность детей и при проведении режимных моментов.

Программа

включает

в

себя

тематическое

планирование,

на

основе

историко-культурных

традиций

кубанского

казачества,

а

также

духовно-

нравственное развитие и воспитание

дошкольников, которое способствует

эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о крае, истории

казачества, культуре, географических особенностях Кубани, родного поселка.

Сегодня по всей Кубани, где традиционно живут казаки, ширится движение

за возрождение казачества. Каждому из нас дорого место, где мы появились на

свет, выросли, где началась наша дорога в большую жизнь. Любовь к России

начинается именно здесь. И начинается она с любви к своим близким, истории

семьи и края, его традициям и обычаям

Возрождение

традиций

и

культуры

казачества

это,

прежде

всего,

нравственно-патриотический аспект воспитательной работы. Но когда же, если

не

в

дошкольном

возрасте

начинать

воспитание

патриотических

чувств.

Известно, что основные черты характера закладываются до семи лет. И как мы

с вами это сделаем, чему научим, очень важно для подрастающего поколения.

Работа с детьми по этому направлению ведется с обязательного согласия

родителей на их заявление.

4

1.1.1. Цель и задачи Программы

Основная

цель

Программы

-духовно-нравственное

и

патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста и формирования у дошкольников

целостной картины мира на основе историко-культурных традиций кубанского

казачества.

Для достижения цели программы решаются следующие задачи:

1.

Создание благоприятных условий для развитияпатриотических и духовно-

нравственных качеств у дошкольников, на основе историко-культурных

традиций кубанского казачества.

2.

Формирование у дошкольников первичных представлений об истории,

культуре и традициях кубанского казачества;

3.

Развивать

у

детей

познавательные,

творческие,

интеллектуальные

способности, речевую культуру.

4.

Повышение

компетентности

родителей

(законных

представителей)

в

вопросах по приобщению дошкольников к истокам кубанской культуры

через

праздники,

народные

обряды,

традиции

и

фольклор

кубанских

казаков.

5.

Воспитание любви и привязанности к своей семье, родному дому, детскому

саду,

своей

малой

родине,

Кубанской

земле,

чувство

гордости

за

героическое прошлое своих предков, привить любовь к истории ,на основе

приобщения к культуре и традициям Кубанского казачества.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В основу реализации Программы положены следующие принципы:

принцип

развивающего

обучения

-правильно

организованное

обучение«ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский);

принцип

доступности

–реализуется

в

соответствии

содержания,методов

иформ

обучения

и

воспитания

возрастным

особенностям детей;

принцип взаимодействия с социальными институтами -реализуется

всотрудничестве

с

казачьим

обществом,

с

семьёй,

библиотекой,

школой,

краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала

в программу дошкольного образования;

принцип

личностно-ориентированного

общения

-

партнерство,

соучастие

и

взаимодействие

—приоритетные

формы

общения

педагога

сдетьми;

принцип

тематического

планирования

материала

предполагает

подачуизучаемого материала по тематическим блокам или направлениям;

принцип

наглядности

—широкое

представление

соответствующейизучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды,

фотографии

родных

пейзажей,

памятников,

достопримечательностей,

видеоматериалы и т.д;

5

принцип

последовательности

предполагает

планирование

изучаемогопознавательного

материала

последовательно

(от

простого

к

сложному);

принцип

занимательности

-изучаемый

материал

должен

быть

интересным,увлекательным

для

детей,

этот

принцип

формирует

у

детей

желание

выполнять

предлагаемые

виды

непосредственно

образовательной

деятельности, стремиться к достижению результата.

Научность

-Одним

из

важных

принципов

программы

является

еенаучность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность -Принцип системного подхода,который предполагаетанализ

взаимодействия

различных

направлений

патриотического

воспитания.

Этот

принцип

реализуется

в

процессе

взаимосвязанного

формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных

видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Культуросообразность

-

Этот

принцип

выстраивает

содержаниепрограммы как последовательное усвоение и выработке на этой

основе ценностных ориентаций.

1.1.3.Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

В

дошкольной

образовательной

организации

функционируют

2

группы

казачьей направленности ( 5-7лет).

Дети старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных

процессов

ребенка.

Он

характеризуется

совершенствованием

ощущений,

восприятий, наглядных представлений. В дошкольном возрасте, где ведущей

деятельностью выступает игра, бурно развивается воображение. Особенности

образов,

которые

создает

дошкольник,

состоит

в

том,

что

они

могут

существовать только в рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для

этого

подходит

игра,

конструирование,

рисование,

лепка.

Они

создают

внешнюю оболочку для поддержания воображаемых образов.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет

свои

потенциальные

возможности

для

формирования

высших

социальных

чувств, которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь

воспитания многогранного чувства любви к Родине

,

5-6 лет

Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского

отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание.

Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию,

30

посредством

логических

операций

устанавливать

связи

и

зависимости,

расположение

в

пространстве

и

во

времени.

Развивается

знаково-

символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для

обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений

между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок

учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять

закономерности,

обобщать

и

конкретизировать,

упорядочивать

и

6

классифицировать

представленияпонятия.

У

него

появляется

потребность

утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

6-7

лет

К

6

годам

сведения

о

мире

являются

серьезной

базой

для

дальнейшего

развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте

предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это

система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего

происходящего

в

нашем

мире

является

одним

из

основных

моментов

построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления,

обобщения,

рассуждения

и

выстраивания

гипотетических

высказываний,

элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак,

на

протяжении

дошкольного

детства

ребёнок

непосредственно

включается

в

овладение

способами

целенаправленного

познания

и

преобразования мира через освоение умений:

- постановка цели и планирование;

-прогнозирование возможных эффектов действия;

- контроль за выполнением действий;

- оценкарезультатов и их коррекция.

К

семи

годам

происходит

формирование

обобщенных

представлений

о

пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об

основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке

и

речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Результаты в Программе представляют из себя возрастные характеристики

возможных достижений ребенка в виде целевых ориентиров (в соответствии с

ФГОС ДО).

На

этапе

завершения

дошкольного

возраста

5-7

лет

ребенок:

-

задает вопросы и отвечает на них, поддерживает разговор в пределах

своей осведомленности и

опыта о себе, своей семье, семейных традициях;

-

используя

элементарные

нормы

общения,

устанавливает

контакты,

контролирует свое поведение, договаривается о правилах, играя в сюжетно-

ролевые, народные подвижные игры;

-

выполняет

простые

правила,

следует

простому

алгоритму

в

игре

с

предметами

народно

-

прикладного

искусства

(игрушками,

росписями,

костюмами

и

пр.),

обладающими

ярким

национальным

колоритом

и

безусловной

художественной

ценностью,

формулирует

свой

интерес,

предпочтение, намерение при выборе фольклорных произведений;

-

совершает на элементарном уровне действия по обработке информации

(выделяет

признаки

и

сравнивает

условия

проживания

наших

предков

с

современными на основе быта, обобщает сведения о традициях и обычаях

Кубанского

казачества

в

контексте

предлагаемых

праздников,

замечает

изменения

времен

года,

погодных

явлений,

поведения

птиц,

насекомых,

развития растений).

7

-

принимает

перемены

и

порождает

их,

критически

мыслит,

осуществляет

самостоятельный и осознанный выбор, обладает творческими

способностями, проявляет инициативу, самостоятельность и ответственность,

заботиться о себе, других людях, обществе.

Целевые

ориентиры

Программы

выступают

основаниями

преемственности

дошкольного и начального общего образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

(к семи годам)

Ребенок

проявляет

интерес

к

малой

родине:

знает

название

края

-

Краснодарский край - Кубань, города, станицы, улиц.

Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому

микрорайоне, но и в станице в целом. Знает и стремится выполнять правила

поведения в станице, городе.

Ребенок проявляет любознательность по отношению к станице, городу,

их истории, необычным памятникам, зданиям.

С

удовольствием

включается

в

проектную

деятельность,

детское

коллекционирование,

создание

мини-музеев,

связанных

с

познанием

малой

родины.

Ребёнок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в

социально

значимых

событиях:

проектах,

акциях,

переживает

эмоции,

связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить

позитивное отношение к пожилым жителям города.

Отражает

свои

впечатления

о

малой

родине

в

предпочитаемой

деятельности:

рассказывает,

изображает,

воплощает

образы

в

играх,

разворачивает сюжет.

Ребенок проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной

культуре, культуре кубанских казаков, знакомству с культурами различных

этносов, населяющих Кубань и нашу страну в целом.

Охотно

участвует

в

общих

делах

социально-гуманистической

направленности,

на

материале

культуры

кубанского

фольклора,

проявляет

инициативность и самостоятельность.

Ребенок называет свою национальную принадлежность, знает народы,

каких национальностей населяют Кубань, проявляет интерес к национальному

разнообразию людей своей страны и мира, стремление к знакомству с их

культурой.

Ребёнок

толерантно

относится

к

детям

других

национальностей,

в

общении

с

ними

первичными

для

дошкольника

являются

личностные

особенности,

с

удовольствием

рассказывает

о

своих

друзьях

других

национальностей.

8

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание

образовательной

деятельности

в

соответствии

с

направлениями развития ребенка, описание форм, способов, методов и

средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей

воспитанников,

специфики

их

образовательных

потребностей и интересов.

Содержание

программы

соответствует

основным

положениям

возрастной

психологии

и

дошкольной

педагогики

и

выстроено

в

соответствии

культурно-историческим

и

системно

-

деятельностным

подходами

к

развитию ребенка, являющимися методологией ФГОС ДО.

Программа состоит из 4 блоков, тесно связанных между собой:

1.

Блок -«История кубанского казачества»

«Родная станица»

2.Блок-«Жизнь и быт кубанских казаков», «Семья»

3.Блок -« Православная Кубань»

4.Блок-«Культура кубанского народа».

I. Блок История кубанского казачества»

«Родная станица»

Познакомить детей с историей кубанского казачества, о том, как казаки

на Кубани появились. Рассказать детям, что история

кубанского

казачества –

источник

силы, мужества, верности. Познакомить с кубанской

символикой.

Дать понятие о слове «купец», о том, что продавали и покупали купцы на

Кубани. Расширить представление детей о первом поселении казаков на

Кубани - Екатерининском, которому суждено было стать столицей казачьего

края. Познакомить с историей возникновения своей станицы, связать это с

основанием казаками - переселенцами большинства современных кубанских

городов

и

станиц,

с

улицами,

достопримечательностями,

людьми

труда,

воинами.Рассмотреть боевые награды, старые фотографии, шашки, оружие

казаков.

Провести беседы о гражданской войне и

ВОВ на Кубани, о

присвоении ст.Канеловской « Рубеж воинской доблести».

Познакомить с

героями - станичниками гражданской войны и ВОВ. Организовать экскурсии к

памятникам. Рассказать о людях, прославивших своим трудом нашу станицу,

край.

II.

Блок Жизнь и быт кубанских казаков» « Семья»

Рассказать, как учили маленьких казачат. Дать понятия о традиционных

качествах

характера

кубанского

человека:

гостеприимстве,

трудолюбии,

доброте и т.д.Познакомить детей с особенностями жизни и быта казачества;

Помочь

через

знакомство

с

хатой

понять,

раскрыть

некоторые

незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в

9

современных условиях, с обычаями, языком, одеждой, бытом населения

кубанских станиц. Рассмотреть посуду, другие предметы обихода.

Дать

понятия

о

некоторых

обычаях,

праздниках,

обрядах,

традициях

кубанского народа, о народном календаре.

Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно народных слов и

понятий, прививать любовь к красоте и мудрости народной речи-

Оформлять

краеведческие

уголки

кубанского

быта

в

группах,

макеты

кубанского подворья.

III. Блок « Православная Кубань»

Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их

тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами

духовности

и

традиционного

уклада

жизни,

а

также

с

особенностями

подготовки

и

проведения

праздничных

дней,

пробудить

чувство

сопричастности к традициям нашего народа;

- формировать у детей первоначальные представления о духовном мире,

знакомить

с

основными

религиозными

понятиями,

элементарными

сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа,

краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы),

жизни

Святых

(Святителя

Николая,

Апостолов

Петра

и

Павла),

заступничестве Богородицы;

- познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника

(блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины);

- формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть,

прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь;

- воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.

Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды,

быть

отзывчивыми,

внимательными

к

сверстникам

и

старшим.

Создать

условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро;

-пресекать

адекватных

формах)

безнравственные

проявления

в

стремлениях и действиях ребенка.

-

формировать

у детей

позицию

неприятия

циничного

рационализма,

жестокости, хамства, равнодушия, эгоизма.

IV.Блок Культура кубанского народа «Кубань в стихах и прозе»

Изучить

местные

традиции,

народные

придания,

фольклор,

обряды,

художественные и кустарные ремёсла.

Знакомство и формирование представлений об основных видах народно-

прикладного творчества (гончарное ремесло, ковка, плетение из кукурузных

листьев, лозы, рогоза, плетение из бисера).

- сообщение сведений о бытовых традициях, обрядах жителей Кубани.

-

знакомство

детей

с

музыкальным

фольклорным

народным

творчеством

жителей

Кубани:

разучивание

казачьих

песен,

плясок,

прибауток,

потешек.

Составление

сценариев,

проведение

праздников

10

связанных с традициями и обычаями Кубани; Познакомить с основными

народными праздниками населения Кубани и своей станицы.

Познакомить с кубанскими, местными поэтами, писателями Кубани,

композиторами,

их

произведениями,

с

частью

репертуара

Кубанского

казачьего хора.

Педагоги по своему усмотрению могут изменять, дополнять, включая

яркую

информацию

о

важнейших

событиях,

происходящих

на

Кубани,

в

станице.

Большое

внимание

уделяется

интеграции

содержания

образования.

Интегрированные

игровые

ситуации

дают

детям

более

широкое

и

яркое

представление о Кубани и казачестве, о взаимосвязи предметов и явлений,

они

развивают

творческий

потенциал

воспитанников,

побуждают

к

осмыслению событий истории, понимании и уважении к традициям своего

народа, нахождению причинно-следственных связей

-

Данные разделы проходит через все пять образовательных

областей, тематически взаимосвязаны и реализуются во всехвидах

детской деятельности:

-

игровая,

-

коммуникативная

- познавательно-исследовательская

-

восприятие художественной литературы и фольклора,

-

самообслуживание и элементарный бытовой труд

-

конструирование из разного материала,

-

изобразительная

- музыкальная

- двигательная

Программа

заключается

в

том,

что

в

ней

демонстрируются

много

аспектные

возможности

образовательных

областей,

позволяющих

формировать

в

единстве

содержательные,

операционные

компоненты

учебной деятельности. Данная программа знакомит дошкольников с историей,

традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватывает литературный,

фольклорный,

исторический

материал;

помогает

формировать

личность,

способную к успешной социализации; создаёт обогащённую духовную среду;

способствует самореализации индивидуальности ребенка.

Образовательные области:

Физическое развитие:

-национальные казачьи игры

Социально-коммуникативное развитие

-знакомство с укладом жизни кубанских казаков

-знакомство с традициями, обычаями кубанских казаков

- познавательные беседы о труде казаков, орудиях труда.

- знакомство с казачьей кухней.

Речевое развитие:

- знакомство с казачьими сказками, легендами

- знакомство с устным народным творчеством кубанских казаков

- знакомство с творчеством кубанских писателей, поэтов

11

Познавательное развитие:

- знакомство с историей Кубанского края, его символикой,

легендарными личностями

-знакомство

с

историей

города

Краснодара,

(Староминского

района,ст.Канеловской) , его символикой, достопримечательностями.

Художественно-эстетическое развитие:

-знакомство с промыслами кубанских казаков (вышивание, плетение )

-знакомство с музыкальным фольклором кубанских казаков

-знакомство с традиционными праздниками кубанских казаков.

-знакомство с творчеством кубанских художников и композиторов

-знакомство с памятниками архитектуры

2.1.1 Методы и формы организации работы с детьми

В процессе реализации программы используются следующие методы

и формы работы с детьми:

-

совместная деятельность с детьми:

-

образовательная деятельность в режимных моментах;

-

самостоятельная деятельность детей;

-

взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач

-

создание

предметно-развивающей

среды

для

реализации

поставленных задач;

-

поисково-исследовательская деятельность;

-

метод

самореализации:

участие

в

акциях,

мероприятиях,

соревнованиях,походах, экскурсиях;

-

метод

комплексного

подхода

к

образованию

и

воспитанию,

предполагающий

единство

нравственного,

физического,

эстетического

и

других форм воспитания.

-игровые ситуации, ( с презентациями , также в музеи детского сада)

Игры

Развлечения

Праздники

Художественные постановки

Экскурсии

Чтение художественной литературы

Учитывать

возрастные

особенности

детей.

Воспитание

и

обучение

проводить поэтапно, от простого к сложному. Вся жизнь ребенка должна быть

пропитана духом кубанского казачества, его культуры.

- на первом этапе работы с детьми необходимо проводить занятия в

форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;

- учитывая возрастные особенности, обучающий процесс проводить с

учетом индивидуализации, объединяя детей в микрогруппы;

- использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах, на

прогулке, во время наблюдений, во время занятий, организации игры;

12

- проводить дидактические игры типа «У бабушки Загадушки», «Чья

игрушка», «Узнай, откуда гости» и др.

- поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе.

Продолжая начатую работу, на втором этапе следует:

- привлекать детей к самостоятельной деятельности;

- использовать такие формы работы, как игра-драматизация, инсценировка

казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках;

- побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд;

- на занятиях по ИЗО самостоятельно изображать предметы казачьего быта,

расписывать костюмы элементами символики, изготовлять игрушки (лепка,

конструирование);

-

работать

в

тесной

связи

с

музыкальным

руководителем

в

исполнение

казачьих песен, частушек, разучивание хороводов, танцев

импровизированные

исполнения

на

народных

музыкальных

инструментах,

участие в фольклорных праздниках;

- привлечение к работе родителей;

- встречи с бабушками и дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях

казачества;

- посещение церкви на праздники;

- экскурсии в музей;

- изготовление родителями казачьих костюмов;

-организация и работа «Мастерских казачьих ремесел»

- чтение и рассказы о праздниках и религии.

Продолжая

работу,

проводимую

на

этих

этапах

обучения

и

воспитания,

побуждать

детей

к

анализу,

сравнению

культуры

казачества

Кубани

в

прошлом

и

настоящем.

Закреплять

знания,

полученные

на

этапе

и

продолжать углубленное изучение тем, предусмотренных программой:

- давать оценку, высказывать свое мнение по поводу мировоззрения казаков в

прошлом;

- использование детьми в речи выражений языка кубанских казаков;

- самостоятельная организация игр;

-

изучение

жизни

казачества

в

городе

и

деревне,

их

особенности

путем

сравнений;

- знакомство с архитектурой, живописью путем рассказов, бесед, экскурсий по

городу, музеям;

-

разъяснение

воспитателям

и

родителям

значимости

традиций,

обычаев

современной жизни;

- использование в свободной двигательной деятельности детей казачьих игр, а

также при проведении занятий, на прогулке.

Для реализации программы используются следующие методы:

наглядный, словесный и практический

Наглядный метод используется во время:

- чтения педагогами рассказов

- экскурсий, целевых прогулок,

- наблюдений

13

- показсказок

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций,предметов,

- проведение дидактических игр

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

- чтение литературных произведений воспитателем,

- чтение стихотворений детьми, воспитателем,

-

бесед

с

элементами

диалога,

обобщающих

рассказов

воспитателя,

приглашенных родителей;

-

проведение

разнообразных

игр(

малоподвижных,

сюжетно-

ролевых,драматизаций)

- сообщение дополнительного материала воспитателем;

- загадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям,моделирование сказок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод используется,когда необходимо:

- организовать продуктивную деятельность

- организовать постановку сказок, а также конкурсов, викторин;

-организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников

- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Инициативность:

- активность в начинании, запускать новые дела,

- активность продвижения начинания,

-

активность

вовлечения

в

начинание

и

продвижение

и

продвижение

начинания окружающих людей.

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Детское игровое

экспериментирование

«От удивления и

любопытства к

любознательности и

стойкому интересу

Создание

интеллектуально-

игровой среды

Проектирование

Игровое

моделирование

Переход к новым активным

методам обучения

(ориентироваться скорее на процесс

получения знаний детьми, чем на

знания, как таковые)

Формирование поискового стиля

мышления

14

2. 3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников,социумом.

Программа

основывается

на

убеждении,

что

вовлечение

семей

чрезвычайно

важно

для

обогащения

развития

детей

в

МБДОУ

и

для

использования

уже

имеющихся

интересов

и

знаний

ребенка,

источником

которых является его семья.

Важнейшим

условием

обеспечения

целостного

развития

личности

ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая

цель

создание

необходимых

условий

для

формирования

ответственных

взаимоотношений

с

семьями

воспитанников

и

развития

компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-

педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение

права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Применение

системы

развивающих игр и

игрушек для

интеллектуального

потенциала детей

Формирование интереса к

познанию и исследованию

Развитие у детей

доказательного типа

рассуждения

Обучение общим

закономерностям будущей

деятельности

Вооружение ребенка

методами овладения и

синтеза новых знаний (в

любой предметной

деятельности)

Создание широкого кругозора

15

Родителям

и

воспитателям

необходимо

преодолеть

субординацию,

монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать

друг

друга,

научиться

видеть

друг

в

друге

не

средство

решения

своих

проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

изучение

отношения

педагогов

и

родителей

к

различным

вопросам

воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной

деятельности в детском саду и семье;

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском

саду

и

семье,

а

также

с

трудностями,

возникающими

в

семейном

и

общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения

детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и

формам

сотрудничества,

способствующего

развитию

конструктивного

взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами

мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

поощрение

родителей

за

внимательное

отношение

к

разнообразным

стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их

удовлетворения в семье.

Содержание работы с родителями в нашем МБДОУ реализуется через

разнообразные формы, суть которых – донести до родителей педагогические

знания.

Методические рекомендации по взаимодействию с родителями

1.

Приобщение родителей к педагогическому процессу.

2.

Расширение

сферы

участия

родителей

в

организации

жизни

образовательного учреждения.

3.

Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.

4.

Создание условий для творческой самореализации детей и родителей.

5.

Информационно

педагогические

материалы,

выставки

работ

детского творчества, которые позволяют родителям ближе познакомиться со

спецификой учреждения, знакомство с воспитательной, развивающей средой.

6.

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении

ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

7.

Уважительное отношение семьи и образовательного учреждения.

Помощь

родителей

или

совместная

деятельность

вызывает

у

детей

чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной

восприимчивости.

В

процессе

общения

с

родителями

и

другими

членами

семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального

поведения.

Образовательный

процесс

предполагает

вовлеченность

семей

воспитанников. Старшим членам семьи предоставляется возможность стать

участником образовательного процесса в жизнедеятельности дошкольников. В

наше время родители имеют много источников для получения информации о

16

воспитании: это педагогическая и психологическая литература, информация с

интернета и т.д

Формы и методы работы по взаимодействиюпедагогов с родителями:

Родительские собрания

Круглый стол

Групповые беседы

Индивидуальное общение

Тренинги

Мастер-классы

Совместная деятельность

Стенды

Родительский уголок

Папки-передвижки, фотоальбомы, фотовыставки

Информационные листки

Буклеты

Участие в конкурсах

Выставках детских работ: рисунки, поделки

Консультирование индивидуальные и групповые

Праздники, утренники, экскурсии, соревнования

Проектная деятельность

Организация и работа «Мастерских казачьих ремесел»

Пополнении предметно – развивающей среды и т.д.

Рекомендации родителям даются с целью улучшения взаимопонимания

между

родителями

и

детьми,

развитию

эмпатических

способностей.

Предлагаем провести совместные семейные экскурсии по району, чтобы не

только закрепить полученные знания, но и показать своё отношение к малой

родине. Разучить казачьи песни, стихи. Используя дома интернет, просмотреть

с ребёнком картинки о казачестве.привлечь

родителей к

активному участию.

Несомненно, совместная, работа помогает формировать нравственно

-

патриотическое

отношение

и

чувства

сопричастности

к

семье,

посёлку,

странекультурному наследию. Исходя, из выше изложенного считаем, что

казачеству принадлежит важная роль в развитии российского государства,

сохранении и развитии традиций.

Взаимодействие педагогического коллектива с социумом

МБДОУ№ 8

«»»

Администрация

Канеловского сельского

п

оселения

Школа №7

Библиотека

Дом культуры

Казачье общество

Кукольный театр

ст.Староминской

Краеведческий музей

ГБДД

Пожарная

охрана

Храм Иконы

Казанской Божьей

Матери

17

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое

обеспечение

Программы.Обеспеченность

методическими материалами и средствами обучения

Материально-техническая

обеспеченность

залог

качественного

казачьего

образования.

Группы

казачьей

направленности

оборудованы

в

соответствии с целями и задачами программы.

Материально-техническое

оснащение

МБДОУ

соответствует

требованиям

ФГОС

ДО.

Материальная

база

периодически

обновляется

и

стимулирует физическую, творческую, интеллектуальную активность детей.В

группахимеются

патриотические

уголки:

с

наглядно

информационный

материалом

по

Кубани,

имеется

Программа,

учебно-методические

материалы.

Методический

кабинет

пополнен

педагогической

и

методической

литературой

по

Кубани,

книгами

по

основам

православной

культуры

и

учебно-методическими материалами на бумажных и электронных носителях.

Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми по Кубани,

иллюстративный материал. Атакже имеются: игрушки, муляжи.

Широкий набор средств и форм позволяет удовлетворять разнообразные

потребности в сохранении и укреплении здоровья казачат: физкультурный

зал, спортивная площадка, площадки для подвижных игр; полоса препятствий.

Инструктор по физической культуре знакомит детей с играми, в которые

играли дети на улицах станиц, прививая им добрые традиции казачества, и в

первую очередь духовные и культурные.

Непременным

условием

является

наличие

в

музыкальном

зале

современного

оборудования

это

аудио

и

видеотехника.дидактические

материалы,

Созданы

все

условия

для

воспитанников

с

учетом

историко-

культурных

традиций

казачества:

народные

инструменты,

костюмы.

Основными направлениями музыкального руководителя считаются:

- изучение казачьих традиций, обрядов, песен, кубанского фольклора

- участие в концертах, театрализации обрядов;

- организация ярмарок, посиделок

Ведётся

постоянная

работа

по

улучшению

материально-технического

оснащения

с

целью

максимальной

эффективности

и

комфортности

образовательного процесса.

Наглядные пособия

1

Демонстрационный материал для занятий « Мой дом»

2

Символы Краснодарского края

3

Дидактический материал «Окружающий мир. Одежда»

4

Дидактический материал «Окружающий мир. Жилища»

5

Дидактический материал «Окружающий мир. Славяне»

6

Рассказы по картинкам «Великая Отечественная война»

18

7

Дидактический материал «Окружающий мир. Хлеб»

8

Мир в картинках «День Победы»

9

Демонстрационный материал «Защитники Отечества»

10

Пословицы,

поговорки

и

загадки

Кубани/Сост.:

Л.Б.

Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар, 2000.

11

Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, , 2003

(Предания и легенды, былички, сказки).-

12

Народная

проза Кубани/Авторы-сост.:

Л.Б.

Мартыненко,

И.В.Уварова. Краснодар

Информационно-коммуникативные

сети,

аппаратно-программные

и аудиовизуальные средств.Имеется следующее оборудование:

-электронная почта;

-точки выхода в Интернет; -разработан и действует сайт ДОУ.

Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет.

Вид

информационной

системы

Вид помещения

Функциональное

использование

Категория

пользователей

Ноутбук

3шт,

принтер

2

шт

музыкальный центр

Музыкальный

зал, группы

Работа

с

планированием

образовательной

деятельности,

подготовка

к

занятиям

и

их

проведение,

самообразование,

мероприятия

с

детьми,

педагогами, родителями

педагоги

Ноутбук

1шт,

принтер цветной,

цифровой

фотоаппарат,

телевизор,

,

приставка

DVD,

видеомагнитофон

Методический

кабинет

Выход

в

Интернет,

осуществление

методической

помощи

педагогам;

организация

консультаций

,

семинаров,

педагогических

советов,

работа

с

отчетной

документацией,

оформление

педагогического

опыта,

возможность

выходов

в

Интернет для педагогов

Заместитель

заведующей,

старший

воспитатель,

педагоги

3.2.

Особенности

организации

развивающей

предметно-

пространственной среды

Важнейшим

условием

реализации

программы

является

создание

развивающей

и

эмоционально

комфортной

для

ребенка

образовательной

среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а

образовательные ситуации должны быть увлекательными.

19

Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие

уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на

ошибку,

формирует

познавательные

интересы,

поощряет

готовность

к

сотрудничеству

и

поддержку

другого

в

трудной

ситуации,

то

есть

обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Изучаемые

детьми

темы

выступают

как

материал

для

достижения

целей

образовательной

работы—развития

способностей

и

инициативы

ребенка,

овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами

(наглядными моделями и символами).

Обоснование

наличия

необходимых

ресурсов

для

выполнения

задач

программы

Названия

Особенности

организации

развивающей

-

предметно

пространственной среды

Группы

В

патриотических

уголках

имеются

наглядные

и

дидактические материалы по темам.

макеты

атрибуты

к

подвижным

и

спортивным

казачьим

играм.

литература

природоведческого

содержания,

набор

картинок,

альбомы,

символикойКубанского казачества,

материал с государственнойсимволикой края ,

станицы

достопримечательностями родного края,

уголок

изобразительной

деятельности

наполняется

сменяемым материалом,

продуктивной деятельностью детей

Комната « Казачьего

быта», музей

Экспонаты

(домашняя

утварь,

предметы

одежды,

старинные фотографии), имеется кровать, люлька,

печь, стол, предметы быта казаков.

Выставки детского творчества

Методический

кабинет

Информационные стенды

картотеки

атрибуты

к

подвижным

и

спортивным

казачьим

играм.

дидактический материал

пособия

дидактические игры

творческие игры

презентации

макеты

фотоматериал

Литература

природоведческого

содержания,

набор

картинок, альбомы.

20

Кубанское подворье

Интерьер казачьего куреня, ата, навес, стол, лавки,

печь, колодец, мельница, телега, элементы животных,

огород.

На основе собранных материалов проводятся занятия познавательного,

речевого,

социально-коммуникативного

цикла,

художественно-творческой

деятельности и физического развития.

3.3. Модель образовательного процесса.

Комплексно-тематическое

планирование

образовательного

процессана основе историко-культурных традиций кубанского казачества, а

также

духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

воспитанников,

разработано

в

соответствии

с

возрастными

особенностями

и

с

учетом

интеграции

образовательных

областей:

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие»,

«Познавательное

развитие»,

«Художественно-

эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перспективно - тематическое планирование способствует эффективному

и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той

местности, где они живут,знакомятся с историей возникновения Кубанского

казачества.

С

особенностями

жизни

и

быта

казаков,

их

мировоззрением,

фольклором, праздниками, обрядами, заповедями. Получают представление о

труде,

жилище,

традиционной

одежде

Темы

повторяются

в

возрастных

группах. В зависимости от возраста детей, содержания сообщаемых знаний

они

конкретизируются

в

более

мелких

темах.

Темы

различны

по

объему

познавательного

материала,

по

его

сложности,

и,

следовательно,

по

длительности изучения.

Тематический план

старшая группа

Месяй/Неделя

Содержание работы

Блок

Сентябрь

1

Тема: «История Кубанского

казачества»

«Екатеринодар» –

столица Кубани».

Программные задачи: Познакомить

детей с

историей

кубанского

казачества,

как

казаки

на

Кубани появились, познакомить с историческим

прошлым

Кубани

Познакомить

детей

с

главным

городом

казаком

Краснодаром.

Расширить

представления детей о первом поселении казаков на

Кубани-Екатериинском,

которому

суждено

было

стать столицей казачьего края.

1

21

2

Тема: «Край наш кубанский – родная земля»

Программные

задачи:

познакомить

детей

с

названием

«Кубань»,

довести

до

их

понимания,

что

живут

они

на

Кубанской

земле.

Рассказать,

кто

живет

на

Кубани;

дать

понятия

«казаки»,

выделить

столицу

Кубани

-

Краснодар.

Закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в

крае. Читать стихи о хлебе торжественно понимать их смысл.

1

3

Тема: « Кубанские казаки – воины и хлеборобы»

1

4

Тема:

Беседа

«Рождение

станицы

Староминской»,

Канеловской»

Программные задачи: познакомить с историей

создания своейстаницы и казачеством.

Тема: «Путешествие по реке Сосыке и Еи»

Программные задачи: познакомить детей с рекой

Сосыкой-основным

водоемом

района,

дать

представления о ее обитателях и растительном мире

прибрежной зоны.

Воспитывать

бережное

и

заботливое

отношение

к

водным богатствам нашего района.

1

Октябрь

1

Тема:

«Народы,

языки

и

культуры

Кубани».

Внешние

отличия людей. Говор Кубанских казаков. Понятие – традиции,

обычаи

Бытовой язык. Разговор с казачкой

4

2

Тема: «Быт и основные занятия. Кубанского казачества»

Программные

задачи:

и

Познакомить

детей

с

кубанским

бытом

занятиями

людей.

Учить

правильно,

называть

новые

слова.

Развивать

разговорную

речь.

Воспитывать

желание

узнавать что-то новое о жизни других людей

3

Тема: «Жизнь и труд казаков

Программные задачи: Познакомить детей с орудиями труда

Расширить знание детей о жизни и быте первых поселенцев

Воспитывать чувство уважения к нашим предкам

2

4

Развлечение «Посвящение в казачата»

4

Ноябрь

1

Тема: «История Кубанского

казачества»

Рассказать детям

история

Кубанского

казачества,

источник

силы,

мужества

верности.

1

2

Тема: «Как воспитывали казака»

Дать детям знания о том как воспитывали казачьей

семье девочек и мальчиков, почему давалось разное

воспитание какая цель преследовалась.

1

3

«Мой родной поселок»

, «Кто мы, откуда. Где наши корни»

Воспитывать любовь к своей малойродине. Рассказать о дне

рожденияпоселка,

его

прошлом,

с

помощью

презентацииПродолжать расширять представление о семье.

Как служили казаки. Песни о казацкой службе.

1

4

Праздник «Матери Казачки» Воспитание любви и уважения

к матери.

4

22

Декабрь

1

Тема: «Быт и основные занятия Кубанского казачества»

Программные задачи: Познакомить детей с кубанским бытом

изанятиями людей. Учить правильно, называть новые слова.

Развиватьразговорную

речь.

Воспитывать

желание

узнавать

что-то новое о жизни других людей.

2

2

Тема:

«Жилище

Кубанских

казаков:

мебель,

утварь»

Знакомство с хатой, куренем. Святой угол, веник, рогач, другая

утварь.

2

3

Тема:

«Традиционный

кубанский

костюм,

обрядовые

костюмы» Понятие культура, состав культуры (костюм, язык,

фольклор). Традиционный кубанский костюм.

Изготовление элементов Кубанского костюма

Аппликация из бумаги.

2

4

Тема:

«Декоративно

прикладное

искусство

жителей

Кубани»

Знакомить

с

народным

творчеством

нашей

местности.

Рассматривание и обсуждение работ кубанских

умельцев.

4

Январь

3

Праздники (Святки Новый год)

Раскрыть нравственные основы

Казачьей культуры как культуры русской национальной

Богатства народа

Пословицы, поговорки, колядки, щедровки

Заучивание наизусть.

3

4

Тема:

«

Рождество

Христово

Святки

и

его

обряд

колядование»

Приобщать

детей к

народной культуре познавать

Старинные

народные

обычаи,

обряды.

Сформировать

представление детей об особенностях праздника

Святки и с его обрядом – колядованием.

3

Тема:

«Крещение» Продолжать формировать у детей

целостное

Представление о православии

Февраль

1

Тема: Беседа «Воспитание казака с малолетства»

Программные задачи: познакомить детей с укладом жизни

казаков

кубанскими

обычаями

и

традициями,

с

местными

обрядами.

2

2

Тема: Беседа «Без труда чести не получишь.

Программные

задачи:

дать

представление

о

том,что

слово«надо»- есть чувство ответственности, долга Развивать и

донести до детей мысль, что только труд помогает добиться

желаемого в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде.

Научить различать хорошие и дурные поступки. Воспитывать

желание

знать

и

соблюдать

правила

поведения.

Прививать

любовь к кубанскому фольклору

2,4

3

Тема: «

На героя и слава

бежит». Беседа о героях-казаках

старинном оружии. Беседа о «Рубеже воинской доблести».

4

Тема:

«Обряды и праздники

в семьях казаков» Познакомить

С своеобразием казачьих обрядов, религией казаков.

2

Март

1

Тема: «Масленица»

Знакомить

детей

с

обрядовыми

праздниками,

играм

особенностями времен года .Учить детей соблюдать народные

традиции

,помогать

возрождать

обычаи

и

обряды

наших

предков.

2

23

2

Тема:Кубанский

народный

фольклор

пословицы,

поговорки, песни». Познакомить детей с поговорками

пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям

понятие о кубанском фольклоре приобщению их к народной

культуре.

4

3

Тема: «Кубанская весна»

Цель:

познакомить

с

произведениями

кубанских

поэтов

и

композиторов, воспитывать интерес к национальной культуре

Кубани, любовь к своей малой Родине.

4

4

Тема: «История кубанской кухни»

Цель:

познакомить

детей

с

историей,культурой,Развить

познавательные, творческие и интеллектуальные способности

речевую культуру детей традициями,бытом Кубани и родной

станицы.

2

Апрель

1

Тема: «

Благовещенье– птиц на волю

отпущенье».

Знакомство с приметами этого дня с обычаем отпускать птиц на

волю .Приготовление пищи (жаворонки)

Лепка «Жаворонки».

2

2

Тема: «Пасха, Красная горка» Познакомить детей с главным

праздником христиан, традиции ,обряды

4

3

Тема:

«Пища

в

фольклорных

текстах»

(сказках,

колыбельных)

Сказки, колыбельные песни, колядки, связанные с пищей

4

4

Тема: «Семейные, станичные праздники»

Песни и танцы Кубанских казаков. Свадьба, проводы на службу

4

Май

1

Тема:

«Прикоснемся к подвигу»

Дать

представлениео роли казаков в освободительной

войне

Воспитание уважительного отношения к ветеранам ВОВ

Познакомить детей с выдающимися людьми кубанского

казачества.

2

2

Тема:

«Встреча

с

поэзией

писателя

В.Д.

Нестеренко»

Программные

задачи:

Расширить

знания

о

своей

станице,

интересных

людях,

живущих

в

ней.

Воспитывать

чувство

гордости

за

«малую

родину».

Развивать

интерес

к

художественному

слову,

красоте

поэтических

образов

и

сравнений.

4

3

Тема:

«Кубанская

семья»

.

Фольклор

в

семейной

жизни

Досуговый фольклор в семье. Малая и большая семья. Глава

семьи.

Дети, взрослые,

старики в

семье.

Нормы и правила

поведения

в

семье.

Разнообразные

формы

досуга

в

семье,

календарные, семейные, станичные праздники.

4

4

Тема: «

Казачьи посиделки»

Способствовать

возрождению

о

бычаев

и

обрядов

казаков

расширить

знания об искусстве нашего края

,

знакомить детей

с фольклером и играми казаков Кубани. Дать представление

о

роли

песни

в

жизни

казаков.

Воспитывать

уважение

к

народному творчеству.

4

Июнь

Игротека «Казачья удаль» Разучивание казачьих игр

песен.

Воспитание

бережного

отношения

к

историческому

прошлому казачества.

4

24

Июль

«Живет

в

народе

песня».

«Казаченьки

отдыхают»

Знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту

казачьих напевов.

4

Август

Развлечение «День Кубанской кухни»

«Казачья кухня, повседневная, походная, праздничная и

обрядовая пища» Казачья кухня, ее зависимость от занятий,

образа жизни. Повседневная, обрядовая пища, пост, свадебная,

масленичная

2

Тематический план

подготовительная к школе группа

Дата

Содержание работы

Блок

Сентябрь

1

Тема:

«История Кубанского казачества» « Главный город

Кубани-

Краснодар».

Вспомнить

с

детьми

историю

Кубанского

казачества,

о

том,

как

казаки

на

Кубани

появились. Рассказать детям, что история кубанского

казачеств.

1

2

Тема: «

Кто мы, откуда. Где наши корни»

Возникновение

имен и фамилий на Кубани».

Программные

задачи:

Продолжать

расширять

представление

о

семье,продолжать

знакомить

детей

с

историей

жизниказаков.

Дать

представление

о

возникновении

имен

и

фамилий.

Воспитывать

интерес

к

истории жизни казачества.

1

3

Тема: «Ты, моя Россия!»

Программные задачи: закрепить знания о стране,где живут

дети,её обычаях и традициях

Закрепить

знания

о

столице

нашей

Родины

-

Москве.

Воспитывать любовь к России. Приобщать детей к истокам

русской

народной

культуры.

Закрепить

с

детьми

приёмы

лепки Дымковских коней

1

4

«Рождение Кубани»

Программные задачи: Дать детям понятие,что хлеб

является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся

хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать

уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

1

Октябрь

1

Тема: «Жизнь и труд казаков»

Программные задачи: Познакомить детей с орудиями труда

Расширить знание детей о жизни и быте первых поселенцев

Воспитывать чувство уважения к нашим предкам .

2

2

Развлечение «Праздник урожая»

Программные

задачи:

воспитывать

любовь

к

народной

культуреКубани, интерес к трудовым праздникам на основе

праздника

урожая Воспитывать трудолюбие,

аккуратность

сравнивать,

анализировать,

умение

отвечать

на

вопросы,

терпение.

Развивать

умение

продолжать

развивать

эстетический вкус.

4

3

Тема: беседа «Хлебные поля – гордость Кубани

Задачи: дать детям знания о хлебе как о ценном пищевом

продукте без которого не могут обходиться. Рассказать о

том, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб,

который

ежедневно

подаю

к

столу

Раскрыть

понятие

4

25

"Кубань - хлебный край". Формировать детей связную речь,

правильную

дикцию

побуждать

использовать

в

речи

прилагательные и наречия. Воспитывать гордость за свою

малую родину, уважение к хлебу и труду хлебороба.

4

Тема: «История гимна Кубанского казачьего войска»

Программные задачи: познакомить детей с историческим

прошлым Кубани. Познакомить с историей создания гимна

4

Ноябрь

1

Тема: Беседа «Гимн, флаг, герб, кубанского казачества»

Цель: закрепить знание о кубанском флаге,познакомить с

гербом гимном Кубани, воспитание патриотических чувств -

любви к Родине, уважению к флагу, гербу, гимну Кубани.

1

2

Тема: «Жизнь и труд казаков»

Программные задачи: Познакомить детей с орудиями труда

Расширить знание детей о жизни и быте первых поселенцев

Воспитывать чувство уважения к нашим предкам

«Приезжайте в гости на Кубань» Познакомить детей с

обычаями

гостеприимств

кубанских

казаков

Воспитывать

уважение к традициям народов Кубани.

2

3

Тема:

«Культура

Кубанского

народа:

жилище, одежда,

язык,

фольклор«Кубанское

подворье»

(рисование

с

использованием трафаретов) Колыбельные песни Кубанских

казаков.

Дом

и

домашние

животные,

лес

и

волк

в

колыбельных песнях. Слушание и пение

Разучивание пословиц и поговорок.

2

4

«Праздник

Матери

Казачки

.Сердце

матери

лучше

солнца

греет»

Этическая беседа об отношении казаков к

женщине-матери

включением

народных,

поговорок

пословиц легенд

4

Декабрь

1

Тема: «На казачьем кругу» Продолжать пополнять знания

детей об истории кубанского казачества .Дать понятие казачий

круг что это такое какие вопросы решались) Познакомить с

символами казачьей

доблести

бунчук, булава насека.

1

2

Тема: «Традиции и быт кубанского казачества»

Цель: воспитывать любовь к малой Родине;знакомить детей с

жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать

познавательный интерес к истории своего народа.Тема: беседа

2

3

Тема: « Игрушки детей казаков. Обрядовые куклы».

Игрушки

из

плодов

растений,

соломы,

ткани,

глины.

«Изготовление народной куклы из соломки»

2

4

Тема:

Детские

игры,

песни,

считалки,

дразнилки,

заклички,

припевки.

Игры

с

предметами.

Считалки,

дразнилки, игровые припевки, их разучивание.

4

Январь

3

Тема: Рождество Христово Крещение» Формирование у

детей целостного представления о православии. Как части

русской культуры

, его богатстве, красоте праздников.

4

4

Тема:

«Декоративно-

прикладное

искусство

жителей

Кубани» Познакомить детей с поговоркам пословицам и,

научить понимать их смысл. Дать детям понятие народном

4

26

фольклоре

приобщать

их

к

народной

культуре

.Сказки,

колыбельные

песни,

колядки,

связанные

с

пищей.

Заучивание наизусть

Февраль

1

Тема:

«Казачьи символы и

знаки» Знакомить детей с

символами и знаками казаков. Знамя - как казачья

святыня

булава,

насека

символы

Атаманской

власти,

нагайка

знак

Есаульца

полноправного

казака,

шашка,

лампас, как знаки

принадлежности к казачьему роду.

2

Тема: «Столица

казачества.

Проводы казака на

военную

службу»

Значение

обряда

проводов

молодого

казака

на

военную

службу.

Напутствие.

Обрядовые

символики

казаку, песни на проводах значение. Презентация

2

3

Тема: «

Мы славим дедов и

отцов кубанских казаков».

«Защитники

Отечества»

Обобщить

знания

детей

казачестве;

развивать

интерес

к

изучению

исторического

прошлого.

Воспитание

уважения

гордости

квоинам-

казакам. Праздник

4

4

Праздник Масленицы. Обряды, гулянья

4

Март

1

Тема: «Пасха в казачьей семье»

Содержание

праздника:

обрядовая

еда,

игры

на

улице,

декорирование яиц.

2

Тема: «Кубанские мотивы »

Цель: продолжать формировать у детей интерес к общему

продукту деятельности и способствовать появлению желания

взаимодействовать

друг

с

другом.

Закрепить

умение

рисовать орнаменты кубанской вышивки, подбирать цвет для

раскрашивания

костюмов.

Создать

условия

для

развития

творческого

воображения

детей,

развивать

у

детей

изобразительные навыки и умения: рисовать фигуру и лицо

человека,

передавать

в

рисунке характерные

особенности

кубанского костюма, подбирать украшения в соответствии с

замыслом.

Закреплять

приемы

вырезывания

,

умения

создавать коллективную композицию.

4

3

Тема: « Игровые припевки. Игровые и хороводные песни

с разыгрыванием сюжета». « Сказки кубанских казаков

Игровые

и

хороводные

песни

с

разыгрыванием

сюжета

(Заинька) Сказки волшебные, сказки о животных. Ребенок

как герой народной сказки. Особенность сказки кубанских

казаков

4

4

Тема:

«Пасхальный

благовест»Благовещенье

Дать

представление о том, как раньше отмечался этот праздник,

его значение .

4

Апрель

1

Тема: «Пасха в казачьей семье». Познакомить с главными

праздником

православны

христиан

традиции,

обряды.

Содержание

праздника:

обрядовая

еда,

игры

на

улице,

декорирование яиц.

Дать представление о том , как раньше отмечался этот

праздник,

познакомить

с

пасхальными

играми

учить

;

разным

способам

росписи

пасхальных

яиц.

Воспитание

уважения к

христианским традициям дет ей к культурному

наследию Кубанских казаков.

4

2

Тема:

«Кубанские

пословицы

и

поговорк

и»

«Шутку

шутить людей насмешить» Беседа о народном казачьем

27

юморе.

3

Тема:

«Встреча

с

поэзией

писателей:

В.Д.

НестеренкоЧтение

произведений

В.

Бардадым,

К.

Обойщикова, В.Попова».

Программные

задачи:

расширить

знания о

своей

станице

интересных людях, живущих в ней. Воспитывать чувство

гордости

за

«малую

родину».

Развивать

интерес

к

художественному

слову,

красоте

поэтических

образов

и

сравнений.

4

4

Тема: «Верный друг у казака – конь»

Продолжать знакомить детей с жизнью домашних животных

и

показать

их

роль

в

казачьей

семье

Объяснить,

почему

именно

конь

считается

самым

верным

другом

для

казака.Воспитывать

гуманное

отношение

к

животным,

чувство ответственности за них.

4

Ма й

1

Тема: беседа «Краснодар в годы Великой Отечественной

Войны»

Цель:

Дать

детям

знания

о

Великой

Отечественной

войне,о защитниках города Краснодара в годы войны, о

жителях города.

Воспитывать чувство гордости за нашу Родину, за народ,

который выстояли нашествие фашистов и защитил нашу

страну.

Прививать

любовь

к

своей

«

малой»

Родине,

желание защитить её.

2

2

Тема: «

Едут, едут по Берлину наши казаки ( казачки) в

ВОВ с войне сфашистами»

Знакомить д

етей с подвигами

кубанских казаков на полях сражений в ВОВ. Дать

представление

о

роли

казаков

на

полях

сражений

в

освободительной

войне

.Воспитание

уважительного

отношения к ветеранам ВОВ. Рубеж воинской доблести.

2

3

Тема:

«

Мы

славим

дедов

отцов–

Кубанских

казаков»

Познакомить

детей

с

выдающимися

людьми

кубанского

казачества. Обобщить знания детей о казачестве.

2

4

Тема: «

Казачьем

роду нема переводу « Роль казачества в

поддержании

мира,

и

добрососедских

отношений

Правоохранительная

деятельность

Кубанского

казачества:

охрана общественного порядка.

4

июнь

Тема:

«Человек

без

Родины

что

соловей

без

песни»Казачьи

посиделки

Беседа

о

прошлом

и

настоящемСпособствовать

возрождению

обычаев

и

обрядов

казаков р

асширить знания об искусстве

фольклором и играми

казаков Кубани.

2,4

Июль

Развлечение «День Кубанской кухни» Знакомить детей

страдициям казачьей кухни образа жизни, ее зависимость от

занятий правильном рациональном питании. Повседневная,

обрядовая пища, пост, свадебная, масленичная.

4

Август

Развлечение

«Казаченьки

отдыхают»

«Кубанские

посиделки»

Продолжать

знакомить

детей

с

особенностями

кубанского казачьего говора, с поэтами Кубани, сказками и

закличками. Воспитывать интерес и любовь к художественной

4

28

литературе

В

работе

детского

сада

выделено

два

периода.

Они

составляется

на

первый

и

второй

период

обучения

года(

на

холодный

и

теплый

период

времени года) в соответствии с санитарными правилами:

1период:

с

01

июня

по

31

августа

(для

этого

периода

характерно

преобладание культурно-досуговой деятельности, мероприятий физкультурно-

оздоровительной направленности, деятельности по выборудетей).

2период: с

01 сентября по 31 мая (для него характерно преобладание

образовательной деятельности, связанной с открытием детьми «нового знания» и

овладением новыми видами и способамидеятельности).

Организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

-

построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах

работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и

ведущим видом деятельности для них является игра;

Реализация

казачьей

составляющей

предполагается

решения

программных

образовательных

и

воспитательных

задач

в

совместной

деятельности взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная

работа с детьми), и самостоятельной деятельности детей и в культурно –

досуговой деятельности не только в рамках непосредственно образовательной

деятельности, но и при проведении режимных моментов,в создании условий

для самостоятельной игровой, познавательной и художественно – творческой

деятельности; взаимодействие с семьями детейпо приобщению к культуре и

традициям

казачества

в

соответствии

со

спецификой

дошкольного

образования

и

в

соответствии

с

федеральным

государственным

образовательным стандартом ДО.

Ребенку данного возраста присущ ряд видов деятельности, таких как:

-

игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие

виды игры;

-

коммуникативная

(общение

и

взаимодействие

со

взрослыми

и

сверстниками); - познавательно-исследовательская (исследования объектов

окружающего мира и экспериментирования с ним),

-

восприятие художественной литературы и фольклора,

-

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на

улице),

-

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,

бумагу, природный и иной материал,

-

изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

-

музыкальная

(восприятие

и

понимание

смысла

музыкальных

произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских

музыкальных инструментах),

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности

ребенка

Программа

составлена

в

соответствии

с

возрастными

особенностями

ребенка,

включает

деятельностьпедагога

с

детьми

старшей

и

29

подготовительной

группы,

которые

являются

частью

занятий

по

познавательному,

речевому,

социально-коммуникативному,

физическому,

художественно-эстетическому

развитию

детей,

а

также

реализуется

в

режимных процессах, и может изменяться с учетом особенностей и интересов

детей групп. Совместные образовательные ситуации могут проводиться 1 раз

в неделю, продолжительностью 25-30 минут, согласно тематического плана.

Летом, в каждой возрастной группе, согласно программе, также проводятся

праздники и развлечения.

Важнейшим

условием

реализации

программы

является

создание

развивающей

и

эмоционально

комфортной

для

ребенка

образовательной

среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а

образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Важнейшие образовательные ориентиры:

·

обеспечение эмоционального благополучия детей;

·

создание

условий

для

формирования

доброжелательного

и

внимательного отношения детей к другим людям;

·

развитие

детской

самостоятельности

(инициативности,

автономии

и

ответственности);

·

развитие

детских

способностей,

формирующихся

в

разных

видах

деятельности.

Формы

дополнительной

работы:

проведение

фольклорных

и

казачьих

праздников, развлечений, экскурсии, встречи с представителями казачества,

старожилами

станицы.

Подготовка

к

праздникам

и

развлечениям

осуществляется

планомерно

и

систематически,

не

нарушая

общего

ритма

жизни детского сада.

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

МЕСЯЦ

ПРАЗДНИКИ, СОБЫТИЯ

СЕНТЯБРЬ

13- Образования Краснодарского края

ОКТЯБРЬ

Покрова

Посвящение в казачата

НОЯБРЬ

24-День Матери, 4 -народного единства

ДЕКАБРЬ

4 декабря День Матери казачки

ЯНВАРЬ

7 Рождество

С 7 по 19 января – Святки

МАРТ

Масленица

АПРЕЛЬ

Благовещение, Пасха

МАЙ

9 мая - День Победы

ИЮЛЬ,

8июля - Всероссийский день семьи, любви и верности

30- Рубеж воинской доблести. Кущевская атака

30

АВГУСТ

19 августа – Яблочный Спас

22-Государственного флага



В раздел образования