Напоминание

"Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей"


Автор: Наталья Александровна Денисова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Филиал МБДОУ №18 "Яблонька" - д/с №123 "Рябинка"
Населённый пункт: Свердловская область, город Серов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Как развитие мелкой моторики рук

влияет на развитие речи детей».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с

отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень

актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно

выявлять и исправлять.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М.

М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как

орган речи.

Если развитие движений

пальцев

рук

соответствует

возрасту,

то

и

речевое развитие находится в пределах нормы.

Конечно

же, развитие

мелкой

моторики

это

не

единственный

фактор,

который

способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с

ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь

ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на

разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо

всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к

этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не

только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного

возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет

у детей интерес к познанию нового и интересного.

Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью :

1. Пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки.

2. С помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук.

3. С помощью игр с природным материалом, таким как орехи, шишки, каштаны, крупа, можно

использовать в играх с ребенком предметы домашнего обихода.

4. Пальчиковый театр.

5. Народные игры с ладошками.

Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка,

аппликация).

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук,

способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения

и работоспособности детей.

Игры, в которые родители могут играть с ребенком дома.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие

детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание

крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе

и. т. д.

Игра с крупой.

Насыпьте в тарелочку горох, с какой либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать

горох от крупы в другую тарелочку

Игра с грецкими орехами.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех,

что бы стал круглее всех.

Игра с массажными мячиками.

Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова:

Тише мяч не торопись,

Ты по ручкам прокатись,

Ты по ножкам прокатись,

И обратно возвратись.

Игра с карандашами.

Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами,

усложнение – совершать колебательные движения карандашом.

Чудо – прищепки.

При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок

солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко,

ёжик – плоскостные изображения).

Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения:

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков

указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а

затем одновременно на двух руках.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

«Слоненок» - (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги)

"идет" по столу.

«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

Также хорошо использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Вот несколько примеров пальчиковых игр.

«Дерево»

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить

кистями и пальцами.

«Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки

поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

«Дружат наши пальчики»

Дружат наши детки,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого.

«Стол»

У стола четыре ножки,

Сверху крышка как ладошка.

Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки.

«Рыбки»

Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.

Рыбки весело плескались,

В чистой светленькой реке

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в воде.

Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, то разжимаются.

Винтообразные движения.

Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей,

повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения

нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.



В раздел образования