Автор: Наталья Александровна Денисова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Филиал МБДОУ №18 "Яблонька" - д/с №123 "Рябинка"
Населённый пункт: Свердловская область, город Серов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей"
Раздел: дошкольное образование
«Как развитие мелкой моторики рук
влияет на развитие речи детей».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с
отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень
актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно
выявлять и исправлять.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М.
М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как
орган речи.
Если развитие движений
пальцев
рук
соответствует
возрасту,
то
и
речевое развитие находится в пределах нормы.
Конечно
же, развитие
мелкой
моторики –
это
не
единственный
фактор,
который
способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с
ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь
ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на
разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо
всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к
этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не
только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного
возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет
у детей интерес к познанию нового и интересного.
Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью :
1. Пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки.
2. С помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук.
3. С помощью игр с природным материалом, таким как орехи, шишки, каштаны, крупа, можно
использовать в играх с ребенком предметы домашнего обихода.
4. Пальчиковый театр.
5. Народные игры с ладошками.
Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка,
аппликация).
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук,
способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения
и работоспособности детей.
Игры, в которые родители могут играть с ребенком дома.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие
детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание
крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе
и. т. д.
Игра с крупой.
Насыпьте в тарелочку горох, с какой либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать
горох от крупы в другую тарелочку
Игра с грецкими орехами.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех,
что бы стал круглее всех.
Игра с массажными мячиками.
Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова:
Тише мяч не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
Игра с карандашами.
Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами,
усложнение – совершать колебательные движения карандашом.
Чудо – прищепки.
При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок
солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко,
ёжик – плоскостные изображения).
Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков
указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а
затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
«Слоненок» - (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги)
"идет" по столу.
«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Также хорошо использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Вот несколько примеров пальчиковых игр.
«Дерево»
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить
кистями и пальцами.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки
поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
«Дружат наши пальчики»
Дружат наши детки,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого.
«Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка.
Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки.
«Рыбки»
Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.
Рыбки весело плескались,
В чистой светленькой реке
То сожмутся, разожмутся,
То закружатся в воде.
Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, то разжимаются.
Винтообразные движения.
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей,
повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения
нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.