Автор: Могильная Наталья Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ЛНР "ЯСЛИ-САД РАДУГА 118 "РАДУГА"
Населённый пункт: город Луганск, ЛНР
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие творческих способностей у детей (из опыта работы)"
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие творческих способностей у детей»
Каждый родитель хочет сформировать многогранную и целостную личность
в
лице
своего ребенка
и
это
невозможно без развития творческих способностей. В
детстве они скрыты
для
самого
ребенка и для вас, поэтому им нужно помогать
реализовываться. Задача родителей – создать условия, которые вдохновляют ребенка
на творчество.
Каждый
возрастной
период
характеризуется
своими
особенностями
в
развитии творческого потенциала детей:
1-2 года. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке — двигаются
под
музыку,
улавливают
ее
ритм.
Художественное
творчество также
их
увлекает.
Они
учатся
держать
в
руке
карандаш,
пробуют
разные материалы и приемы, много
экспериментируют.
3-4 года. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они
уже
много
знают
и
умеют.
В
их
рисунках
появляются
узнаваемые предметы.
По-
прежнему
следуют
за
взрослым,
но
могут
проявлять инициативу, придумывать и
фантазировать.
5-6
лет.
Занятия
для
детей
этого
возраста
можно
уже
усложнять
самыми
разнообразными
новыми
заданиями.
Старшие
дошкольники
уже
могут достаточно
долго
работать
над
задачей,
действовать
самостоятельно, адекватно справляться с
неудачами, добиваться нужно результата.
7-8 лет. В этом возрасте начинается уже более серьёзная творческая деятельность
— рисование, музыка, театр. И в каждой области ребёнок сможет себя проявлять. Хотя
возможно, что лидировать будет одна, к которой у него имеются
природные
задатки.
Также
в
младшем
школьном
возрасте проявляется детское
техническое
творчество.
Дети уже накопили определенный
опыт,
позволяющий
им
экспериментировать
и
создавать.
Лучшим периодом для творчества является дошкольный возраст.
Стоит начинать развивать творческие способности как можно раньше.
Как найти творческое начало ребенка и помочь ему развиваться.
1.
Творческое расписание
Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий
творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы
вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Открывайте в
семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином
поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в
детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен. Электроника
отправляется «спать». Во
время
творческих
занятий
выключите
ненадолго
телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку.
2.Творческий уголок
Говорят, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех
нас
есть
такая
возможность,
но
важно выделить какое-либо пространство, пусть даже
оно будет совсем маленьким.
Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все
необходимое для творчества.
Сложите
туда
то,
что
может
разбудить
его
воображение:
пробки, блестки, клей,
нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни
одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.
3.Будьте терпимы к небольшому беспорядку
Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы,
смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они
не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему
художнику
—
а
заодно
и
ребенку
—
пространство
для беспорядка. Это сделает вас свободными и
принесет радость всем.
4.«Главное - усердный труд, а не талант»
Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая
миф, что творческие способности — удел избранных.
5.Нет контролю
Если детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут
сомневаться в своих поступках. Дайте ребенку возможность раскрыть свои способности,
чтобы он становился творческой личностью.
6.Закупайте материалы для творчества
Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для
воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка. Чем проще, тем лучше.
Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый
лист
бумаги. Он
может
стать картинкой, стихотворением,
корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин,
фломастеры,
клей,
деревянные
палочки
—
все
очень
просто и весело.
7.Превратите будничные дела в праздник
Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме
закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить
в
игру неотложные дела. Например, снимая
с
сушилки
чистое белье, попросите
ребенка определить,
где
чья
вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!».
В
ванну
добавьте мыльной
пены
и
пускайте мыльные
пузыри.
А
перед сном позвольте
ребенку самому выбрать, которую будете
читать
на
ночь.
Все эти небольшие
хитрости превратят нудные дела в игру.
8.Дайте ребенку поскучать
Когда
ваш
ребенок
будет
жаловаться
на
скуку,
постарайтесь воздержаться
от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то
новое.
9.Выставка работ
Покажите,
что
вы
уважаете
творчество
своего
ребенка,
и
ставьте на видное место
те произведения, которые он выбрал.
Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и
убирайте то, что ему надоело.
Как
понять,
что
нравится?
Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере —
изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и
опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по
определению интересов.
ВАЖНЫЕ
ПРАВИЛА
Не
нужно
быть
идеальными
Покажите
ребенку,
что
нет
никакой
необходимости
всегда
быть идеальным.
Если
рисунок
не
удался,
нет
причин
грустить
—
можно попробовать ещё раз.
Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после
падения находит в себе силы встать и начать заново.
Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете.
Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за
вами.
Процесс
важнее
результата
Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо
того
чтобы
гордиться
дочерью,
играющей
в
школьном
театре,
они возмущаются,
что
на
общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или
переживают,
что
сын
не
получил должного внимания на музыкальном конкурсе.
Остановитесь.
Хвалите
детей
за
попытки.
Покажите
им,
что
процесс важнее
результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.
Главное,
чтобы
было
весело
Радость – та искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова
Если ребенку нравится литература, посещайте:
поэтические или литературные чтения для детей;
библиотеки и книжные магазины;
мероприятия, где дети читают вслух;
книжные выставки;
литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.
Если нравится музыка, ходите на:
бесплатные концерты на открытом воздухе;
концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые»,
и ребенок не устает);
выступления
в
музыкальных
школах,
домах
творчества и студиях, где играют
сами дети;
- пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что
на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.
Если нравится искусство, посещайте:
выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
фестивали художественного и прикладного творчества;
мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с
деревом
и
металлом,
тканью,
кожей,
гончарное
дело,
ювелирное ремесло);
музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
мастер-классы
по
рисованию,
лепке
и
другим
видам искусства.
Если нравится театр, проводите время, посещая:
детские спектакли;
фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.
Организуйте
домашние
кукольные
(и
не
только)
спектакли.
Участвуйте
в
представлениях в детском саду, школе, доме творчества.
Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может
измениться. Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант
и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим»
детям.
Будьте
гибкими:
пусть
ребенок
чувствует,
что
ему предоставлена свобода выбора и
что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.
Помните!
Все
дети
способны
к
творчеству!