Напоминание

«Хоровое пение как вид исполнительского искусства ».


Автор: Гудожникова Ирина Николаевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Петровская ДШИ" Башмаковского района
Населённый пункт: с.Никульевка
Наименование материала: Методическая разработка в рамках реализации проекта НАСТАВНИЧЕСТВО
Тема: «Хоровое пение как вид исполнительского искусства ».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка «Хоровое пение как вид исполнительского

искусства ».

Анализ практики и различных методических рекомендаций говорит о

признании хорового пения ведущей музыкальной деятельностью и в то же

время о наличии ряда типичных недостатков в постановке в постановке

вокально- хоровой работы, принижающих ее роль в школе. Нередко хоровое

пение сводится к выучиванию некоторого количества песен, что становится

самоцелью, а не путем совершенствования музыкального воспитания

учащихся.

Для того, чтобы более целостно представить себе эту проблему, вычленим из

нее наиболее существенные вопросы.

Первым является рассмотрение хорового пения как вида исполнительского

искусства, а не просто воспроизведение выученного текста( словесного и

музыкального).

В литературе термины «хоровое исполнение», «хоровое искусство» давно

стали привычными, а учитель не всегда задумывается над их сущностью. По

вопросу о том, «что такое хор», высказывались многие педагоги и

музыковеды. П.Г. Чесноков говорил: «Что такое хор и что не является хором,

а лишь собранием поющих; что является хоровой звучностью, а что только

звучанием человеческих голосов?.. Хор- это такое собрание поющих , в

звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно

выверенный строй и художественные, отчетливо выявленные нюансы».

Другой видный хоровой деятель А. Егоров писал: «Хоровой коллектив-это

своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова

передает своими богатыми вокальными красками идейно-художественные

образы музыкального произведения». Здесь автор имеет в виду богатейшие

возможности звучности человеческих голосов, которые в разнообразных

сочетаниях (гармонических, ритмических, динамических и пр.) создают

специфический колорит, «вокальный оркестр». В числе специфических

исполнительских возможностей хора В.Л.Живов называет различные манеры

звукоизвлечения, различные способы использования голоса в зависимости

от регистра, тесситуры, цепное дыхание, манеру подачи литературного

текста, т.е. также отмечает своеобразие хорового искусства, создаваемого

коллективом исполнителей при синтезе музыки и слова. Вместе с тем

хоровое исполнение должно отвечать тем же требованиям, что и любое

другое: фортепианное, скрипичное, оркестровое…

Отчетливое понимание этих требований составляет второй существенный

вопрос в вокально-хоровой системе обучения. Сердцевиной его является

проблема единства художественного и технического. Ф. Бузони в статье «О

требованиях к пианистам» в числе этих требований называет « творческое

прочтение текста», которое подразумевает свободное техническое владение

им. А.Г. Рубинштейн также считал, что подлинное исполнение невозможно

без владения техникой.Но одной технике недостаточно. Нужно

проникновение в содержание, его понимание и прочувствование.

Сказанное об обучении исполнению фортепианной музыки правомерно и по

отношению к исполнению музыки хоровой. Здесь также необходимо

проникновение в суть произведения и владение соответствующими

навыками для выражения переживаемых чувств и мыслей.

Н.Л.Гродзенская неодноратно выказывала свою точку зрения на значение

обучения детей исполнению песни: «Обучая пению, мы не только

заботимсяо качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим

развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не

только о качестве произведения, но и о качестве исполнения…работа над

песней- не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю,- это

увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент; это процесс,

напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель

доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней надо

много работать…».

Из приведенных примеров видно, как одинаково оценивают многие

музыковеды и педагоги понимание содержание произведения и владение

техникой для его художественного исполнения. К данному вопросу (о роли

подлинного, художественного исполнения) примыкает третий вопрос-о

роли пения в развитии творческих качеств учащихся.

Пение как исполнительский процесс развивает различные не только чисто

музыкальные способности(музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость

на музыку и др.),но и такие общие качества, как умение слушать и

запоминать, внимание, настойчивость в преодолении трудностей,

воображение, самостоятельность.

Из рассмотренного выше явствует, что весь смысл хорового пения не в

механическом заучивании песен, а в их творческой интерпретации, в

творческом подходе к передаче их содержания, понятого и эмоционально

пережитого. При этом следует подчеркнуть роль обучения, необходимость

накопления у учащихся различных знаний, умений, навыков: если ребенок не

владеет ими, ему не из чего и творить.



В раздел образования