Автор: Гудожникова Ирина Николаевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Петровская ДШИ" Башмаковского района
Населённый пункт: с.Никульевка
Наименование материала: Методическая разработка в рамках реализации проекта НАСТАВНИЧЕСТВО
Тема: «Хоровое пение как вид исполнительского искусства ».
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка «Хоровое пение как вид исполнительского
искусства ».
Анализ практики и различных методических рекомендаций говорит о
признании хорового пения ведущей музыкальной деятельностью и в то же
время о наличии ряда типичных недостатков в постановке в постановке
вокально- хоровой работы, принижающих ее роль в школе. Нередко хоровое
пение сводится к выучиванию некоторого количества песен, что становится
самоцелью, а не путем совершенствования музыкального воспитания
учащихся.
Для того, чтобы более целостно представить себе эту проблему, вычленим из
нее наиболее существенные вопросы.
Первым является рассмотрение хорового пения как вида исполнительского
искусства, а не просто воспроизведение выученного текста( словесного и
музыкального).
В литературе термины «хоровое исполнение», «хоровое искусство» давно
стали привычными, а учитель не всегда задумывается над их сущностью. По
вопросу о том, «что такое хор», высказывались многие педагоги и
музыковеды. П.Г. Чесноков говорил: «Что такое хор и что не является хором,
а лишь собранием поющих; что является хоровой звучностью, а что только
звучанием человеческих голосов?.. Хор- это такое собрание поющих , в
звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно
выверенный строй и художественные, отчетливо выявленные нюансы».
Другой видный хоровой деятель А. Егоров писал: «Хоровой коллектив-это
своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова
передает своими богатыми вокальными красками идейно-художественные
образы музыкального произведения». Здесь автор имеет в виду богатейшие
возможности звучности человеческих голосов, которые в разнообразных
сочетаниях (гармонических, ритмических, динамических и пр.) создают
специфический колорит, «вокальный оркестр». В числе специфических
исполнительских возможностей хора В.Л.Живов называет различные манеры
звукоизвлечения, различные способы использования голоса в зависимости
от регистра, тесситуры, цепное дыхание, манеру подачи литературного
текста, т.е. также отмечает своеобразие хорового искусства, создаваемого
коллективом исполнителей при синтезе музыки и слова. Вместе с тем
хоровое исполнение должно отвечать тем же требованиям, что и любое
другое: фортепианное, скрипичное, оркестровое…
Отчетливое понимание этих требований составляет второй существенный
вопрос в вокально-хоровой системе обучения. Сердцевиной его является
проблема единства художественного и технического. Ф. Бузони в статье «О
требованиях к пианистам» в числе этих требований называет « творческое
прочтение текста», которое подразумевает свободное техническое владение
им. А.Г. Рубинштейн также считал, что подлинное исполнение невозможно
без владения техникой.Но одной технике недостаточно. Нужно
проникновение в содержание, его понимание и прочувствование.
Сказанное об обучении исполнению фортепианной музыки правомерно и по
отношению к исполнению музыки хоровой. Здесь также необходимо
проникновение в суть произведения и владение соответствующими
навыками для выражения переживаемых чувств и мыслей.
Н.Л.Гродзенская неодноратно выказывала свою точку зрения на значение
обучения детей исполнению песни: «Обучая пению, мы не только
заботимсяо качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим
развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не
только о качестве произведения, но и о качестве исполнения…работа над
песней- не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю,- это
увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент; это процесс,
напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель
доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней надо
много работать…».
Из приведенных примеров видно, как одинаково оценивают многие
музыковеды и педагоги понимание содержание произведения и владение
техникой для его художественного исполнения. К данному вопросу (о роли
подлинного, художественного исполнения) примыкает третий вопрос-о
роли пения в развитии творческих качеств учащихся.
Пение как исполнительский процесс развивает различные не только чисто
музыкальные способности(музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость
на музыку и др.),но и такие общие качества, как умение слушать и
запоминать, внимание, настойчивость в преодолении трудностей,
воображение, самостоятельность.
Из рассмотренного выше явствует, что весь смысл хорового пения не в
механическом заучивании песен, а в их творческой интерпретации, в
творческом подходе к передаче их содержания, понятого и эмоционально
пережитого. При этом следует подчеркнуть роль обучения, необходимость
накопления у учащихся различных знаний, умений, навыков: если ребенок не
владеет ими, ему не из чего и творить.