Автор: Шелепова Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: Алтайский край г.Барнаул
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Готовим руку ребенка к письму
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22»
Консультация для родителей
«Готовим руки ребенка к письму»
Разработала: Шелепова М.Л.
воспитатель высшей
квалификационной категории
Конс
ультация для родителей будущих первоклассников
«Готовим руки ребенка к письму»
Подготовка у дошкольников руки к письму очень актуальна и важна. По
предварительному наблюдению, только у 70% детей развитие мелкой
моторики соответствует возрасту. При поступлении в школу у ребенка
игровая деятельность сменяется новой – учебной деятельностью. Психологи
отмечают, что труднее всего первокласснику приходится на уроках русского
языка.
В школе начинается активное использование не только устной речи, но и
письменной. Поэтому мы должны представлять себе, что такое процесс
письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс
проходил правильно.
Что же такое письмо? И почему так много внимания уделяется этому
вопросу?
Письмо – это сложный координационный навык, требующий слаженной
работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего
тела, и в полном объёме он недоступен дошкольнику. Подготовка письма –
один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому
обучению.
Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше
говорит и думает. Также развитие тонкой моторики является важным
показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную
роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные
движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения
письмом.
Что же способствует развитию рук и ручной умелости?
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками,
природным материалом.
Занятия с пластилином.
Шнуровки. Застёжки.
Занятия с конструкторами; закручивание гаек, шурупов.
Игрыс мозаикой; пазлы.
Вырезание ножницами.
Рисование различными материалами – ручкой, простым карандашом,
цветными карандашами, мелом, акварелью.
Работа с бумагой: складывание (оригами), плетение, отрывная
аппликация.
Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Кинезиологические упражнения.
Массаж рук с помощью Су-Джок массажеров.
Пальчиковая гимнастика.
Графические упражнения. Штриховка.
Представляю вашему вниманию игры и упражнения, которые мы
используем в своей работе и, которые можно использовать с вашими детьми
дома.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
Детям предлагается: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать
между большим и указательным пальцем, раскладывать на полоске бумаги
разной ширины, выкладывать буквы, силуэты различных предметов.
Все эти действия помогут ребенку не только развивать мышечную силу, но и
усидчивость, внимание, фантазию.
Использование мелких предметов должно проходить под строгим контролем
взрослых!
Работа с ножницами
Умение работать ножницами требует от ребенка серьёзных усилий,
координированности движений и играет особую роль в развитии ручной
умелости. Необходимо побуждать детей резать не только по прямым линиям,
но и предметы разной формы. Полезно будет дать ребенку старые открытки,
журналы.
Раскрашивание
Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает
раскрашивание. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать аккуратно,
не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный
цвет, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.
Раскрашивание способствует развитию согласованных действий зрительного
и двигательного анализаторов и укреплению двигательного аппарата
пишущей руки.
Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы,
связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с
удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что
и при письме.
Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными
карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на
бумаге остался след от пишущего предмета.
«Катание шарика или горошины»
Это упражнение позволяет подготовить пальцы к правильному захвату
карандаша. Упражнение проводится с шариком (горошиной, бусинкой).
Диаметр шарика должен быть равен 6-10мм; время проведения упражнения -
60 секунд. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с
шариком начинается в медленном темпе, который по мере
совершенствования навыка убыстряется:
«Маленькие пальчики любят поиграть,
Круглую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Веселятся пальчики и весело поют:
Катись, катись, горошина! Катись, катись, горошина!
Всё! Устали пальчики. Пора им отдыхать.
Кладем свои горошины. Не будем их катать»
Упражнение «Карандаш-массажер»
С помощью шестигранных карандашей ребенок массирует запястья, кисти
рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие детей,
способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся
детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием
коротких стихотворений и рифмовок.
Использование массажного шарика и эластичного кольца Су-Джок
Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления
организма, в коррекционно-логопедической работе, в качестве массажа при
дизартрических расстройствах, для улучшения психоэмоционального
состояния детей, для формирования чувства ритма, для тактильной
стимуляции и для развития мелкой моторики пальцев рук, речи.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек,
рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с
пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь,
стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные
впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
Использование нетрадиционных способов изобразительной
деятельности
Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей
можно считать виды изобразительной деятельности, а также и
нетрадиционные виды деятельности, пока еще мало используемые
в практике. Это сортировка мелких геометрических фигур или предметов с
учетом их формы, цвета, размера; шнуровка; вышивание цветной тесьмой по
деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии отверстиями.
Пластилинография- когда пластилин пальцами размазывается до
контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими
деталями из пластилина другого цвета;
Бисерография- выкладывание изображения предмета(сюжета) с помощью
ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких
пластмассовых шариков.
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити
контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью
нити.
Графические упражнения, штриховка
Это одно из важнейших упражнений, определяющихся не только чёткостью
и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки
не должны быть скованными, напряженными.
Правила штриховки:
штриховать только в заданном направлении;
не выходить за контуры фигуры;
соблюдать параллельность линий;
не сближать штрихи.
Необходимо уделять особое внимание позе ребенка при письме, так как
графические упражнения требуют больших усилий и внимания. Очень
важно, чтобы задания приносили радость, но никак не скуку и
переутомление.
Обучение всегда связано с недоразумениями и ошибками. Исправлять их
нужно спокойно и доброжелательно. Грубым и неосторожным замечанием
можно нанести ребенку травму, подорвать его веру в свои способности.
Здесь важен подбор слов и интонация: «Сегодня ты уже лучше
раскрашиваешь» - так можно показать ребенку, что он продвигается вперед,
делает успехи. Без этой подготовки в дальнейшем невозможно будет
добиться от вашего ребенка хорошего письма при обучении в школе.
Будьте терпеливы и не ругайте ребенка за допущенные промахи, ведь он
только начинает учиться!
Желаю успеха!