Напоминание

Готовим руку ребенка к письму


Автор: Шелепова Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: Алтайский край г.Барнаул
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Готовим руку ребенка к письму
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22»

Консультация для родителей

«Готовим руки ребенка к письму»

Разработала: Шелепова М.Л.

воспитатель высшей

квалификационной категории

Конс

ультация для родителей будущих первоклассников

«Готовим руки ребенка к письму»

Подготовка у дошкольников руки к письму очень актуальна и важна. По

предварительному наблюдению, только у 70% детей развитие мелкой

моторики соответствует возрасту. При поступлении в школу у ребенка

игровая деятельность сменяется новой – учебной деятельностью. Психологи

отмечают, что труднее всего первокласснику приходится на уроках русского

языка.

В школе начинается активное использование не только устной речи, но и

письменной. Поэтому мы должны представлять себе, что такое процесс

письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс

проходил правильно.

Что же такое письмо? И почему так много внимания уделяется этому

вопросу?

Письмо – это сложный координационный навык, требующий слаженной

работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего

тела, и в полном объёме он недоступен дошкольнику. Подготовка письма –

один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому

обучению.

Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше

говорит и думает. Также развитие тонкой моторики является важным

показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную

роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные

движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения

письмом.

Что же способствует развитию рук и ручной умелости?

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками,

природным материалом.

Занятия с пластилином.

Шнуровки. Застёжки.

Занятия с конструкторами; закручивание гаек, шурупов.

Игрыс мозаикой; пазлы.

Вырезание ножницами.

Рисование различными материалами – ручкой, простым карандашом,

цветными карандашами, мелом, акварелью.

Работа с бумагой: складывание (оригами), плетение, отрывная

аппликация.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Кинезиологические упражнения.

Массаж рук с помощью Су-Джок массажеров.

Пальчиковая гимнастика.

Графические упражнения. Штриховка.

Представляю вашему вниманию игры и упражнения, которые мы

используем в своей работе и, которые можно использовать с вашими детьми

дома.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками

Детям предлагается: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать

между большим и указательным пальцем, раскладывать на полоске бумаги

разной ширины, выкладывать буквы, силуэты различных предметов.

Все эти действия помогут ребенку не только развивать мышечную силу, но и

усидчивость, внимание, фантазию.

Использование мелких предметов должно проходить под строгим контролем

взрослых!

Работа с ножницами

Умение работать ножницами требует от ребенка серьёзных усилий,

координированности движений и играет особую роль в развитии ручной

умелости. Необходимо побуждать детей резать не только по прямым линиям,

но и предметы разной формы. Полезно будет дать ребенку старые открытки,

журналы.

Раскрашивание

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает

раскрашивание. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать аккуратно,

не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный

цвет, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.

Раскрашивание способствует развитию согласованных действий зрительного

и двигательного анализаторов и укреплению двигательного аппарата

пишущей руки.

Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы,

связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с

удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что

и при письме.

Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными

карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на

бумаге остался след от пишущего предмета.

«Катание шарика или горошины»

Это упражнение позволяет подготовить пальцы к правильному захвату

карандаша. Упражнение проводится с шариком (горошиной, бусинкой).

Диаметр шарика должен быть равен 6-10мм; время проведения упражнения -

60 секунд. Ребенок катает шарик тремя пальцами (щепотью). Работа с

шариком начинается в медленном темпе, который по мере

совершенствования навыка убыстряется:

«Маленькие пальчики любят поиграть,

Круглую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Веселятся пальчики и весело поют:

Катись, катись, горошина! Катись, катись, горошина!

Всё! Устали пальчики. Пора им отдыхать.

Кладем свои горошины. Не будем их катать»

Упражнение «Карандаш-массажер»

С помощью шестигранных карандашей ребенок массирует запястья, кисти

рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие детей,

способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся

детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием

коротких стихотворений и рифмовок.

Использование массажного шарика и эластичного кольца Су-Джок

Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления

организма, в коррекционно-логопедической работе, в качестве массажа при

дизартрических расстройствах, для улучшения психоэмоционального

состояния детей, для формирования чувства ритма, для тактильной

стимуляции и для развития мелкой моторики пальцев рук, речи.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек,

рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с

пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь,

стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные

впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Использование нетрадиционных способов изобразительной

деятельности

Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей

можно считать виды изобразительной деятельности, а также и

нетрадиционные виды деятельности, пока еще мало используемые

в практике. Это сортировка мелких геометрических фигур или предметов с

учетом их формы, цвета, размера; шнуровка; вышивание цветной тесьмой по

деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии отверстиями.

Пластилинография- когда пластилин пальцами размазывается до

контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими

деталями из пластилина другого цвета;

Бисерография- выкладывание изображения предмета(сюжета) с помощью

ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких

пластмассовых шариков.

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити

контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью

нити.

Графические упражнения, штриховка

Это одно из важнейших упражнений, определяющихся не только чёткостью

и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки

не должны быть скованными, напряженными.

Правила штриховки:

штриховать только в заданном направлении;

не выходить за контуры фигуры;

соблюдать параллельность линий;

не сближать штрихи.

Необходимо уделять особое внимание позе ребенка при письме, так как

графические упражнения требуют больших усилий и внимания. Очень

важно, чтобы задания приносили радость, но никак не скуку и

переутомление.

Обучение всегда связано с недоразумениями и ошибками. Исправлять их

нужно спокойно и доброжелательно. Грубым и неосторожным замечанием

можно нанести ребенку травму, подорвать его веру в свои способности.

Здесь важен подбор слов и интонация: «Сегодня ты уже лучше

раскрашиваешь» - так можно показать ребенку, что он продвигается вперед,

делает успехи. Без этой подготовки в дальнейшем невозможно будет

добиться от вашего ребенка хорошего письма при обучении в школе.

Будьте терпеливы и не ругайте ребенка за допущенные промахи, ведь он

только начинает учиться!

Желаю успеха!



В раздел образования