Напоминание

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА»


Автор: Страхова Ольга Викторовна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: Специальная школа-интернат г. Усмань
Населённый пункт: г. Усмань, Липецкая область
Наименование материала: Доклад
Тема: «РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА»
Раздел: среднее образование





Назад




ДОКЛАД

на

ТЕМУ:

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА»

Подготовила:

учитель трудового обучения Ольга

Викторовна Страхова

ноябрь 2024

Семья и школа – это берег и море.

На берегу - ребенок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни,

а потом перед ним открывается

необозримое море знаний,

и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит,

что он должен совсем оторваться от берега...

Л. А. Кассиль

Сегодня нравственные и духовные ценностей в обществе особо

возрастает роль труда в становлении школьников. Также формируется

ценностное отношение к труду – неотъемлемой части личности, способной

создать материальные и духовные богатства, активно участвовать в

познавательной и трудовой деятельности. Такой подход к труду как

ценности является одним из важнейших условий взаимодействия школы и

семьи.

Важным аспектом в воспитании личности является подготовка учащихся к

труду и выбору профессии. Поэтому важнейшей задачей взаимодействия

семьи и школы является формирование у учащихся позитивной

обстановки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из

высших человеческих ценностей. Всего этого можно достичь только в

единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности.

Мой педагогический стаж составляет 32 года. За эти годы разные были

классы, разные проблемы и разные жизненные обстоятельства. Очень

хорошие результаты получаются тогда, когда есть тесная связь между

учителем и родителями. Многие годы работы в школе, сотни человеческих

судеб – всё это твёрдо убедило меня в том, что трудовое воспитание –

весь смысл, вся устремлённость жизни школы и семьи.

Труд и трудовое воспитание – это вещи, стоящие рядом с учением,

нравственным воспитанием и развитием. К каким бы ухищрениям ни

прибегали мы в школе, стремясь вовлечь ребёнка (потом подростка,

юношу) в другую работу, кроме учения, всё-таки учение занимает и будет

занимать главное место в его духовной жизни, и от этого никуда не

уйдёшь. И трудовое воспитание, я считаю, надо начинать с этого. Это

начало начал. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание

знаний, формирование на их основе собственных взглядов, убеждений –

всё это должно быть трудом для школьника.

Но без помощи семьи здесь не обойтись. Ведь основы трудового

воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой

коллектив. В трудовом воспитании детей важен пример взрослых. Когда

ребёнок увлечённо трудится вместе с мамой и папой, радость от этого

остаётся на всю жизнь.

В условиях семьи трудовые обязанности детей могут быть разнообразны,

по сравнению со школой. Родители имеют возможность привлекать своих

детей в обычные домашние дела. Так как мы живём в сельской местности,

то дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными.

Ценно то, ребёнок начинает понимать, что он трудится для других, делает

нечто приятное близким и любимым людям. В этом и состоит особенность

мотивации труда школьников в семье. Наши воспитательные цели должны

быть едины, должны дополнять друг друга.

Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо,

трудно и прекрасно. Может быть и не нужно было бы говорить о трудовом

воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трёх

начал. Я за всё время своей трудовой деятельности пришла к выводу, что

нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без

труда во всей её сложности человека нельзя воспитать. Поэтому основная

задача школы и семьи – это формирование у учащихся ценности труда.

Мероприятия, проводимые совместно, будут вспоминаться после

окончания школы и учащимися и их родителями. Например: к дню матери -

Подарок маме, Выставки ко Дню инвалида, к Новому году, ко дню

Защитника Отечества, 8 марта, Мастер - класс «Семейные ценности».

Особое место в формировании ценности труда занимают совместные

изготовление поделок к праздникам, уборка территории, посадка и

прополка в теплице, уборка класса, уход за одеждой и обувью.

Цель: донести мысль о том, что без труда прожить очень сложно, что для

достижения целей и желаний нужно прикладывать усилия; рассказать,

насколько важно подходить к выбору будущей профессии осознанно.

Итак, позитивные результаты моей деятельности на уроках трудового

обучения исходят из определённых составляющих:

-школа информирует семью о планах работы, семья оценивает влияние

данной работы на детей;

-школа раскрывает сложные проблемы, семья определяет меру

содействия и решению их;

-школа приглашает принять участие, семья откликается на приглашение,

участвует;

-школа сообщает о необходимости помощи, семья предлагает помощь,

выдвигает предложения;

-школа организует общее дело, семья участвует в общих делах.

Реализация поставленных задач отражена в проведённых мероприятиях,

из которых видно, что моя задача, как учителя трудового обучения,

сделать семью помощником и другом как для самого ребёнка, так и для

класса, школы осуществима. Только вместе с родителями общими

усилиями можно добиться того, чтобы ученик раскрыл свои способности,

полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой, умел любить и быть

любимым. И в этом я и окружающие убедились, увидев, какими стали мои

учащиеся на пороге выпуска из школы: у них развиты трудолюбие и

самостоятельность, утверждение своей позиции по отношению к миру,

проявление заботы о себе, об окружающих.

Исходя из этого, и строится концепция семьи и школы: «Не навреди!

Помоги воспитаннику самопроявиться, самовыразиться,

самореализоваться, а значит и самовоспитаться!».

Используемая литература:

1.Безносов С. П. Особенности оценочного стиля деятельности. Автореф. .

канд. психол. наук. JI.: 1982. - 24с.

2. Бергер П.О. О социальных ориентирах современного общества

/Вопросы философии, 1993, №12, 94С.

3. Бодаев T.JI. Динамика мотивов трудовой, деятельности. /Проблемы

индустриальной психологии. Ярославль: Из-во Яросл. ун-та, 1979. - С.93-

110.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:

Просвещение,- 1961. - 464с.

5. Булынин A.M. Формирование трудовых ценностных ориентаций у

учащихся 7-9 классов в процессе преподавания предметов гуманитарного

цикла. Дисс. . канд. пед. наук. -Брянск, 1991.- 208 с.



В раздел образования