Автор: Страхова Ольга Викторовна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: Специальная школа-интернат г. Усмань
Населённый пункт: г. Усмань, Липецкая область
Наименование материала: Доклад
Тема: «РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА»
Раздел: среднее образование
ДОКЛАД
на
ТЕМУ:
«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА»
Подготовила:
учитель трудового обучения Ольга
Викторовна Страхова
ноябрь 2024
Семья и школа – это берег и море.
На берегу - ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит,
что он должен совсем оторваться от берега...
Л. А. Кассиль
Сегодня нравственные и духовные ценностей в обществе особо
возрастает роль труда в становлении школьников. Также формируется
ценностное отношение к труду – неотъемлемой части личности, способной
создать материальные и духовные богатства, активно участвовать в
познавательной и трудовой деятельности. Такой подход к труду как
ценности является одним из важнейших условий взаимодействия школы и
семьи.
Важным аспектом в воспитании личности является подготовка учащихся к
труду и выбору профессии. Поэтому важнейшей задачей взаимодействия
семьи и школы является формирование у учащихся позитивной
обстановки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из
высших человеческих ценностей. Всего этого можно достичь только в
единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности.
Мой педагогический стаж составляет 32 года. За эти годы разные были
классы, разные проблемы и разные жизненные обстоятельства. Очень
хорошие результаты получаются тогда, когда есть тесная связь между
учителем и родителями. Многие годы работы в школе, сотни человеческих
судеб – всё это твёрдо убедило меня в том, что трудовое воспитание –
весь смысл, вся устремлённость жизни школы и семьи.
Труд и трудовое воспитание – это вещи, стоящие рядом с учением,
нравственным воспитанием и развитием. К каким бы ухищрениям ни
прибегали мы в школе, стремясь вовлечь ребёнка (потом подростка,
юношу) в другую работу, кроме учения, всё-таки учение занимает и будет
занимать главное место в его духовной жизни, и от этого никуда не
уйдёшь. И трудовое воспитание, я считаю, надо начинать с этого. Это
начало начал. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание
знаний, формирование на их основе собственных взглядов, убеждений –
всё это должно быть трудом для школьника.
Но без помощи семьи здесь не обойтись. Ведь основы трудового
воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой
коллектив. В трудовом воспитании детей важен пример взрослых. Когда
ребёнок увлечённо трудится вместе с мамой и папой, радость от этого
остаётся на всю жизнь.
В условиях семьи трудовые обязанности детей могут быть разнообразны,
по сравнению со школой. Родители имеют возможность привлекать своих
детей в обычные домашние дела. Так как мы живём в сельской местности,
то дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными.
Ценно то, ребёнок начинает понимать, что он трудится для других, делает
нечто приятное близким и любимым людям. В этом и состоит особенность
мотивации труда школьников в семье. Наши воспитательные цели должны
быть едины, должны дополнять друг друга.
Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо,
трудно и прекрасно. Может быть и не нужно было бы говорить о трудовом
воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трёх
начал. Я за всё время своей трудовой деятельности пришла к выводу, что
нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без
труда во всей её сложности человека нельзя воспитать. Поэтому основная
задача школы и семьи – это формирование у учащихся ценности труда.
Мероприятия, проводимые совместно, будут вспоминаться после
окончания школы и учащимися и их родителями. Например: к дню матери -
Подарок маме, Выставки ко Дню инвалида, к Новому году, ко дню
Защитника Отечества, 8 марта, Мастер - класс «Семейные ценности».
Особое место в формировании ценности труда занимают совместные
изготовление поделок к праздникам, уборка территории, посадка и
прополка в теплице, уборка класса, уход за одеждой и обувью.
Цель: донести мысль о том, что без труда прожить очень сложно, что для
достижения целей и желаний нужно прикладывать усилия; рассказать,
насколько важно подходить к выбору будущей профессии осознанно.
Итак, позитивные результаты моей деятельности на уроках трудового
обучения исходят из определённых составляющих:
-школа информирует семью о планах работы, семья оценивает влияние
данной работы на детей;
-школа раскрывает сложные проблемы, семья определяет меру
содействия и решению их;
-школа приглашает принять участие, семья откликается на приглашение,
участвует;
-школа сообщает о необходимости помощи, семья предлагает помощь,
выдвигает предложения;
-школа организует общее дело, семья участвует в общих делах.
Реализация поставленных задач отражена в проведённых мероприятиях,
из которых видно, что моя задача, как учителя трудового обучения,
сделать семью помощником и другом как для самого ребёнка, так и для
класса, школы осуществима. Только вместе с родителями общими
усилиями можно добиться того, чтобы ученик раскрыл свои способности,
полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой, умел любить и быть
любимым. И в этом я и окружающие убедились, увидев, какими стали мои
учащиеся на пороге выпуска из школы: у них развиты трудолюбие и
самостоятельность, утверждение своей позиции по отношению к миру,
проявление заботы о себе, об окружающих.
Исходя из этого, и строится концепция семьи и школы: «Не навреди!
Помоги воспитаннику самопроявиться, самовыразиться,
самореализоваться, а значит и самовоспитаться!».
Используемая литература:
1.Безносов С. П. Особенности оценочного стиля деятельности. Автореф. .
канд. психол. наук. JI.: 1982. - 24с.
2. Бергер П.О. О социальных ориентирах современного общества
/Вопросы философии, 1993, №12, 94С.
3. Бодаев T.JI. Динамика мотивов трудовой, деятельности. /Проблемы
индустриальной психологии. Ярославль: Из-во Яросл. ун-та, 1979. - С.93-
110.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Просвещение,- 1961. - 464с.
5. Булынин A.M. Формирование трудовых ценностных ориентаций у
учащихся 7-9 классов в процессе преподавания предметов гуманитарного
цикла. Дисс. . канд. пед. наук. -Брянск, 1991.- 208 с.