Напоминание

Обучение юных теннисистов тактике реализации подачи.


Автор: Разумов Денис Вячеславович
Должность: тренер - преподававтель
Учебное заведение: МАУ СШОР "ЯР-Чаллы"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республики Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение юных теннисистов тактике реализации подачи.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПОРТИВНАЯ

ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА "ЯР ЧАЛЛЫ"

«Обучение

юных теннисистов технике и тактике исполнения

подачи»

выполнил:

тренер-преподаватель

по теннису МАУ СШОР «Яр-Чаллы»

Разумов Денис Вячеславович

канд. пед. наук

Набережные Челны 2025 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................2-5стр.

1.1

Особенности

подачи

как

игрового

элемента

тенниса.

1.2.Развернутое представление материала специального обучающего

курса

«Технико-тактические

вопросы

исполнения

подачи

спортсменами детского и младшего подросткового возраста (12-14

лет, этап подготовки УТГ). …………………………………….6-7стр.

ЛИТЕРАТУРА....................................................................14-15стр.

Методика обучения юных теннисистов технике и тактике исполнения

подачи

Анализ

подготовительного

процесса

учащихся

детско-юношеских

спортивных школ, занимающихся теннисом, контрольные проверки их знаний

выявили недостаточную теоретическую подготовленность занимающихся в

вопросах технико-тактического построения процесса реализации подачи.

Обзор программного обеспечения этой стороны деятельности спортивных

школ,

уровень

ее

методической

обоснованности

объясняют

наличие

проблемы.

Ее

существование

сделало

востребованным

теоретическое

рассмотрение

существа

вопроса,

путей

его

методико-педагогического

разрешения. Проделанная в этом направлении работа легла в основу

специального обучающего курса.

Целесообразным периодом его внедрения в подготовительный процесс

юных теннисистов стал этап их спортивной специализации (УТГ-3-го года

обучения, возраст учащихся 12-13 лет). К указанному сроку, как правило,

завершается

техническая

«постановка»

подачи,

а

познавательные

возможности учащихся становятся достаточными для восприятия материала

курса.

Специальное

обучение

юных

теннисистов

технико-тактическим

вопросам исполнения подачи преследовало решение следующих целей:

1.

Привлечь внимание юных теннисистов к необходимости повышения

эффективности технико-тактического построения процесса реализации

подачи.

2.

Заинтересовать учащихся в поиске путей разрешения этой проблемы.

3.

Пополнить познания юных игроков в явлениях и закономерностях,

соприкасающихся с вопросами реализации подачи в теннисе.

Рис. 1 - Блок-схема принятия оптимальных решений

4.

Создать

предпосылки

для

формирования

у

юных

теннисистов

способности к системному анализу факторов игровой обстановки,

характерной для момента начала розыгрыша очка, и принятия на этой

основе

тактических

решений

по

исполнению

подачи,

адекватных

ситуации и намерениям подающего игрока.

5.

Преобразовать полученные теоретические познания юных игроков в

соответствующие практические умения.

Привлечение

внимания

юных

теннисистов

к

необходимости

повышения

эффективности

технико-тактического

построения

процесса

реализации подачи (Цель – 1) должно осуществляться с использованием

специфических примеров соревновательной деятельности. Задача педагога

заключается в раскрытии существа проблемы, формировании мотивации

учащихся к участию в поиске путей ее решения, их позитивном настрое на

положительный результат, что обеспечивает достижение следующей цели

(Цель - 2).

Особым требованием к построению обучающего курса должна быть

его

доступность

для

понимания.

Помимо

соответствующей

последовательности

учебного

материала,

эффективным

представляется

использование педагогом образного представления материала (Цель – 3).

К примеру, при обсуждении понятия «попадаемость подачи», легко

продемонстрировать

прямолинейную

природу

человеческого

взгляда,

ассоциируемого с полетом мяча. Можно практически произвести «обзор»

квадрата подачи соперника с разных точек размещения «глаза» смотрящего и

т.п. Подобными по степени доступности педагогическими

приемами

демонстрируются неодинаковые отскоки мяча от разных (по материалу)

поверхностей теннисных площадок (грунт, дерево, хард), объясняется

характер отскока мяча, увязывая его как со свойствами покрытия корта, так и

с состоянием самого мяча (с вращением или без вращения).

Понятие

«реактивная

сила»

характеризуется

и

наглядно

демонстрируется

посредством

бросков

мяча

в

стенку.

Повышенная

устойчивость полета вращающегося мяча объясняется приведением аналогии

с вращающимся волчком (юлой) или движущимся велосипедом и т.д.

Образность, простота примеров будет способствовать не только

лучшему пониманию занмиающимися сущности изучаемого материала, но и

развитию у них способности «образного представления действий» - приема,

лежащего в основе построения и реализации тактических замыслов

подающего игрока.

Обучение

учащихся

системному

восприятию

факторов,

характеризующих

игровую

обстановку

и

принятию

на

этой

основе

оптимальных решений по исполнению подачи (Цель – 4), следует

производить,

руководствуясь

содержанием

соответствующего

блока-

функции системы подготовки игрока (рис. 1, блок С).

При этом подающему следует учитывать такие факторы, как «слепящее

солнце», действие ветра, состояние мячей (новые, изношенные), а также

использовать

психологические

приемы

по

преодолению

излишнего

волнения, ощущения усталости и т.д.

Формирование и развитие навыков принятия тактических решений

спортсмена (Цель - 5) требует особых форм построения учебного процесса.

Повышению доступности учебного материала будет способствовать

использование

педагогом

соответствующих

учебно-наглядных

пособий

(плакатов,

видеофильмов,

публицистического

материала),

технических

средств (видеоаппаратуры, прибора для измерения скорости полета мяча,

компьютера).

Усвоение

материала

программы

потребует

введения

обучаемых в сущность следующих понятий:

А. Понятия, связанные с содержанием игры в теннис.

1.

Тактика игры, тактика реализации подачи, их взаимосвязь.

2.

Эффективность подачи; признаки проявления эффективности.

3.

Энергоемкость, результативность подачи.

4.

Смысловое содержание терминов: попадаемость подачи, ее свершаемость,

направленность, результативность.

Б. Понятия общеобразовательного характера.

1.

Сведения из начального курса физики: скорость, время объекта в пути, масса,

земное тяготение, ускорение, плотность воздуха, движение воздушных масс

(ветер),

приемы

определения

направления

движения

ветра,

трение,

сцепление, твердость, упругость. Взаимосвязь указанных понятий и их

присутствие в содержании тенниса.

2.

Некоторые понятия из геометрии: плоскость, горизонталь, угол, отрезок,

площадь.

3.

Упрощенно представляемые сведения из черчения: проекция, угол обзора,

«видимость», угол зрения.

4.

Сведения из механики и биомеханики. Сущность понятий - баллистика,

траектория, рычаг, плечо, момент, шарнир, реактивная сила, вектор (действия

силы, полета мяча).

5.

Психология. Общее представление об этой науке. Виды психического

состояния

человека.

Упрощенное

представление

о

типах

характеров

личности. Волнение: характеристика этого состояния и приемы его

определения. Способы снижения волнения в игровых условиях. Другие

аспекты психологии спорта.

6.

Технические понятия:

Виды покрытий теннисных площадок. Характеристика покрытий, их

свойств в аспекте контакта покрытия с мячом.

Типы теннисных мячей. Характерные особенности мячей. Влияние

истираемости мяча на его игровые свойства.

Понятия необходимо представлять в доступном для понимания

учащимися виде, а сведения общеобразовательного характера должны

иллюстрироваться примерами из тенниса.

Предлагаемый нами способ самостоятельно выполняемого учащимися

компьютерного расчета параметров полета поданного мяча и вытекающая

отсюда возможность графического просмотра результата расчета, потребуют

у учащихся начальных навыков пользования компьютером.

Пример 1.

Вы на подаче (Вам 13 лет, Ваш рост 165 см.)

Принимающий

игрок

характеризуется

устойчивыми

навыками

выполнения встречного удара с обеих «рук» (сторон).

Построение

подающим

игроком

представления

о

собственных

действиях:

1.

Оцените свою подачу (дайте характеристику предшествующих попыток).

2.

Оцените свое состояние (оперативно проведите собственный анамнез).

3.

«Пройдитесь» по всем, доступным для Вас, моделям подачи. Выберите

подходящую.

4.

Соотнесите важность данного розыгрыша с характеристикой игрового

момента. Установите для себя меру риска в выполнении подачи.

5.

Не ждите «подарка» (невынужденной ошибки соперника) на приеме.

6.

Оцените психическое и физическое состояние принимающего игрока

(анамнез соперника).

7.

Не забывайте учесть технические факторы игры (характеристика мячей,

покрытия, воздействие солнца, воздуха, ветра).

8.

Не настраивайтесь на легкую победу в розыгрыше за счет подачи.

Готовьтесь к борьбе путем обмена ударами.

9.

Сохраняйте чувство уверенности. Демонстрируйте его сопернику.

Принятию решений по тактическому построению процесса реализации

подачи рекомендуется обучать учащихся путем моделирования игровых

ситуаций.

Пример 2.

Подает игрок с данными, приведенными в примере 1.

Принимающий характеризуется хорошо поставленным ударом справа

и неуверенным ударом слева.

Превосходство подающего в счете (он ведет со счетом 3:1 во втором

сете, при выигранном первом) заставляет соперника волноваться и

рисковать.

Построение подающим представления о собственных действиях:

1.

Поставьте перед собой задачу направить мяч под «слабую» руку

соперника. Но ожидайте и успешного приема за счет смещения

подающего игрока в сторону.

2.

Неспешными, уверенными движениями в подготовительной стадии

подачи постарайтесь усилить волнение соперника.

3.

«Окиньте взглядом» все прочие факторы воздействия на тактику

реализации подачи - характеристику предыдущих подач, собственный

анамнез и анамнез соперника, технические моменты встречи (мячи,

солнце, покрытие, ветер).

4.

Постарайтесь справиться с удержанием мяча при ударах соперника

справа, переводя, по возможности, мячи под его левую руку.

5.

Противопоставьте сопернику свое терпение, спокойствие, выдержку.

6.

Не

демонстрируйте

своего

разочарования

при

неудачном

исходе

розыгрыша данного очка. Сделайте выводы из этой неудачи.

Пример 3.

Встречаются соперники 12 летнего возраста. Рост подающего -

155см, принимающего - 148 см.

Построение подающим представления о собственных действиях:

1.

Объективно подойдите к собственным возможностям выполнения подачи

(в том числе с учетом Вашего роста).

2.

Кратко и обобщено проведите анамнез собственный и соперника.

3.

Постарайтесь учесть все факторы воздействия на выбор тактики

реализации подачи.

4.

Косой, резаной подачей «выбейте» принимающего из поля игры и,

воспользовавшись

трудностью

досягаемости

посланного

мяча,

постарайтесь развить активность своих последующих действий.

Пример 4.

Исполнение подачи с учетом воздействия некоторых из внешних

факторов.

Построение подающим представления о собственных действиях в

условиях сияния солнца:

1.

Сделайте пробные подбросы мяча. Установите степень влияния

солнечного света на осуществление Ваших действий.

2.

Определитесь (с учетом выводов п.1.) с выбором типа подачи,

высотой и характером подброса мяча, положением корпуса, позицией

ног.

3.

Делайте это применительно к подаче в каждый квадрат и к каждому

гейму на подаче (солнце «движется» быстро!).

4.

Оцените возможность использования головного убора – кепки,

козырька.

5.

Учитывайте фактор воздействия солнца и на подачу соперника.

Построение подающим представления о собственных действиях в

условиях ветреной погоды:

1.

Учитывайте силу ветра, его направление.

2.

Вспомните признаки проявления наличия ветра.

3.

«Приглядитесь» к частоте порывов ветра.

4.

В ветреную погоду рекомендуется использовать подачи с вращением мяча

(баллистика полета мяча таких подач более устойчива):

при попутном ветре – снизьте силу удара по мячу, энергия ветра

компенсирует это уменьшение. Постарайтесь повысить пронос мяча.

при встречном ветре – увеличьте силу удара по мячу. Приращению

кинетической энергии удара ветер «противопоставит» свою.

Построение подающим представления о собственных действиях с

учетом состояния мячей, используемых в игре:

1.

Новые мячи, предоставленные в процессе игры, требуют дополнительной

концентрации внимания. Новые мячи для подачи - это преимущество

подающего, поскольку они летят на 10 % быстрее.

2.

Намокшие и потяжелевшие мячи падают на 1,5метра ближе, чем сухие.

Следует усилить внимание к необходимости бить по мячу центром

ракетки и немного сильнее обычного.

Построение подающим представления о собственных действиях с

учетом вида покрытия площадки:

Вид

игрового

покрытия

существенно

определяет

последствия

исполнения подачи. Скорость мяча после соприкосновения с площадкой на

разных покрытиях разная. Это связано с различным характером сцепления

мяча с покрытием площадки:

на грунте и площадках с неоднородным покрытием рекомендуется

выполнять

крученные

подачи,

которые

создадут

существенное

неудобство вашему сопернику;

на харде и ровных покрытиях рекомендуется выполнять плоские

подачи с наибольшей скоростью посылки мяча.

Построение подающим представления о собственных действиях с

учетом специфики игрового момента:

1.

Учитывайте

собственное

физическое

состояние.

Не

рекомендуется

выполнять плоские подачи с максимальной скоростью полета мяча в

условиях усталости, напряженности, стартового волнения, в условиях

розыгрыша ключевых решающих розыгрышей. В такие моменты следует

выполнять подачу с вращением, уменьшить число ошибок и расход

энергии на выполнение подачи. В условиях явного превосходства над

соперником возможны экстремальные типы подачи.

2.

При выполнении подачи в условиях шума (зрителей, проезжающего

транспорта и т.д.) не следует терять концентрации, раздражаться.

3.

При перемещении зрителей, их шуме во время игры рекомендуется

обратиться к судье, с просьбой принятия мер.

Таблица 1 – Программа специального обучающего курса «Технико-

тактические вопросы исполнения подачи спортсменами детского и младшего

подросткового возраста 12- 14 лет»

Разделы спецкурса

Этап подготовки

слушателей учебно-

тренировочный

До 2-х лет

(часы)

Свыше 2-х

лет (часы)

1

2

3

4

1.

Подача в теннисе. Биомеханические и процедурные

особенности выполнения, технические

разновидности подач.

4

2.

Цели подачи. Структура целей, факторы

определяющие их достижение.

2

3.

Свершаемость подачи – первичная цель данного

игрового элемента. Факторы обеспечения

свершаемости подачи. Математическое

моделирование свершаемости подачи (цели

моделирования и пути использования моделей).

2

4.

Попадаемость – объективно обусловленная

компонента свершаемости подачи. Рост спортсмена

и попадаемость подачи.

1

5.

Анализ показателей исполнения подачи. взрослыми,

квалифицированными игроками и спортсменами

детского и подросткового возраста.

1

6.

Тактика подачи. Комплексность содержания.

1

7.

Особенности технико-тактического построения

процесса реализации подачи спортсменами детского

и младшего подросткового возраста.

2

8.

Эффективность подачи. Способы оценки и

измерения.

1

9.

Надежность – критериальный показатель

эффективности подачи спортсменами детского и

младшего подросткового возраста.

1

10.

Факторы оказывающие влияние на выбор технико-

тактического содержания подачи.

2

11.

Методика выбора технико-тактического содержания

процесса исполнения подачи.

2

12.

Анализ результата технико-тактического построения

процесса реализации подачи.

1

Всего часов:

6

12

4.

Можно применить

некоторые тактические

уловки, которые не

запрещены правилами тенниса:

для

восстановления

дыхания

-

поправить

спортивную

форму,

перевязать шнурки на кроссовках, попить воды, сходить протереть

ручку ракетки от пота;

в особо сложных ситуациях можно сослаться на недомогание и взять

медицинскую паузу или посетить туалет.

Развернутое представление материала специального обучающего

курса «Технико-тактические вопросы исполнения подачи спортсменами

детского и младшего подросткового возраста (12-14 лет, этап подготовки

УТГ).

1.

Подача

в

теннисе.

Биомеханические

и

процедурные

особенности.

Факторы благоприятствующие тактическому разнообразию процесса

исполнения подачи.

2.

Цели подачи, структура целей. Факторы определяющие их достижение.

3.

Первичная цель подачи – ее свершаемость. Компоненты достижения

свершаемости

подачи:

объективные,

субъективные,

внешние

обстоятельства.

4.

Попадаемость – объективно обусловленная компонента свершаемости

подачи. Рост спортсмена, как предпосылка повышения вероятности

попадания мяча

подачи. Установление зависимостей попадаемости

подачи от высоты точки отправки подаваемого мяча. В том числе

применительно к различным точкам расположения подающего игрока.

Математическое описание этих зависимостей. Формула Бараху.

5.

Свершаемость подачи: зависимость вероятности ее обеспечения от: а)

роста спортсмена, а значит высоты точки отправки подаваемого мяча б)

начальной скорости полета посылаемого мяча в) угла наклона вектора

отправки подаваемого мяча к горизонту. Математическое описание

данной

зависимости

и

ее

использование

в

теоретических

и

подготовительных

целях

обучения

игроков.

Изучение

вопроса

свершаемости подачи с учетом состояния воздушной среды: силы и

направления ветра. Математическое моделирование данной зависимости.

6.

Тактика подачи в теннисе. Многоуровневое содержание этого понятия.

Тактика

реализации

подачи

тактика

отношения

спортсмена

к

комплексности содержания (две попытки) данного игрового элемента.

Тактика исполнения подачи – отношение спортсмена к тактическому

построению конкретной попытки исполнения подачи. Тактика игровых

действий

подающего

спортсмена,

определяется

характером

и

содержанием

подачи.

Эффективность

подачи.

Определение.

Практикуемые

методы

оценки

эффективности

подачи.

Факторы

характеристики подачи, обеспечивающие ее эффективность. Причинно-

следственная связь между факторами эффективности подачи и условиями

ее приема. Методы оценки и измерения показателей эффективности

подачи. Интегральная оценка эффективности подачи. Надежность –

критериальный показатель эффективности подачи спортсменами детского

и младшего подросткового возраста.

7.

Результативность подачи. Методы оценки и измерения.

8.

Алгоритм принятия спортсменом технико-тактических решений по

исполнению

подачи.

Факторы

влияния

на

выбор

решений.

Психомоторные особенности процесса принятия решений. Самооценка

эффективности

принимаемых

решений.

Самооценка

эффективности

принимаемых решений. Методические приемы обучения юных игроков

технико-тактическим вопросам исполнения подачи в теннисе.

9.

Опытно-экспериментальная проверка качества подготовки юных игроков

в части исполнения подачи в теннисе.

10.Контрольная проверка знаний обучаемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белиц-Гейман С.П. Теннис: школа чемпионской игры и подготовки. - М.: АСТ-

ПРЕСС, 2001. -244 С.

2. Голенко В.А., Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Г 60 Школа тенниса. – М.: «Дедалус»,

2001. – 192 с.: ил. ISBN 5-93154-002-4.

3. Листратов И.А. К вопросу о тактике подачи. //Теннис +. -М.,1999.- № 2.79-81№3.-С.75-

77.

4. Разумов Д. В., Хусаинов В. Г. Ростовые характеристики спортсмена - теннисиста и

эффективность

выполнения

подачи

(физический

аспект).//

Теоретические

и

практические аспекты проффесиональной подготовки и деятельности специалистов

физической культуры: Межвуз. сб. науч. Тр./ Под ред. А.И.Фукина. - Набережные

Челны: КамГИФК, 2000. - С. 145-147.

5. Разумов Д.В., Шемуратов Ф.А., Хусаинов В.Г. Подача в тактико-стратегическом

построении игры в теннис: пути повышения эффективности// Теоретические и

практические

аспекты

физического

воспитания.

Материалы

межвузовской

конференции молодых ученых и студентов – Набережные Челны: КамГИФК, 2002.

6. Скородумова А.П. Теннис. Как добиться успеха. – М.: ПРО ПРЕСС, 1994. – 176 с.

7. Хусаинов В.Г., Шемуратов Ф.А., Разумов Д.В. Ростовые характеристики спортсмена-

теннисиста и попадаемость подачи (математическая модель). Теория и практика

физической культуры. М.: 2003 г., №6. с.10-12: ил.

8. Янчук В.Н. Теннис: простые истины мастерства. – М.: АСТ-ПРЕСС,2001.-224с.

9. Правила игры в теннис, принятые Международной теннисной федерацией. Изд-во

«СПОРТ АСТ ПРЕСС».- М.: 2002, 44с.

10. Разумов Д.В., Шемуратов Ф.А., Хусаинов В.Г. Ростовые характеристики спортсмена –

теннисиста и попадаемость подачи (математическая модель) ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ.

Научно-теоретический

журнал

Госкомитета

РФ

по

физ.культуре и спорту, Российского Государственного университета физ.культуры спорта

и туризма. 2003. №6, с.10-12.



В раздел образования