Напоминание

Стратегии смыслового чтения в формировании читательской грамотности


Автор: Лялина Ольга Михайловна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП
Населённый пункт: г. Нолинска Кировской области
Наименование материала: Статья
Тема: Стратегии смыслового чтения в формировании читательской грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




«Стратегии смыслового чтения в формировании читательской

грамотности».

Читательская грамотность в соответствии с федеральным

государственным стандартом является важнейшим метапредметным

результатом обучения. Ей отводится роль фундамента всей функциональной

грамотности.

Читательская грамотность - это способность человека понимать и

использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением

для того, чтобы достигать своих целей, расширять свой образовательный

потенциал. Итак . это работа с текстом. Она включает в себя следующие

умения

находить и извлекать информацию;

интегрировать и интерпретировать информацию;

осмысливать и оценивать содержание, форму текста;

использовать информацию из текста для решения практических задач

К сожалению, сейчас воспринимается как данность: Не хотят

читать, не

любят читать. не заставишь читать. Мы набллюдаем парадокс

современной действительности:в условиях стремительного развития мира

(информационно-коммуникационных технологий) в обществе

сокращается доля читающего населения.

Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Да, он

не может объять необъятное, но он может каждый на своём месте в

ученике выявить его потенциал. Сей час всё больше говорят о том, что

низкий уровень сформированности читательской грамотности

объясняется отсутствием единой методической системы и интеграции

частных методик. формирования читательской грамотности на уроках

предметов социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов.

Новое

требование

стандарта-

овладение

не

столько

обязательным

содержанием,

сколько

системой

учебных

действий

с

изучаемым

содержанием, выработки способности к решению практических и жизненных

задач. Изменились целевые установки:от контроля и оценки традиционных

результатов

обучения

к

формированию

ключевых

компетенций

и

ценностных отношений учащихся

Рособрнадзор провёл апробацию кимов по читательской грамотности

в 5 классах . Это 4 кейса из 32 заданий по 11 текстам.. Справиться за 90

минут. Результат определялся по уровню выполнения.

Базовый* 3

Читателю предлагается найти в тексте одну или несколько единиц

информации, требующей дополнительного осмысления, распознать

главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста,

интерпретировать

отдельные

части

текста,

сравнивая

или

противопоставляя отдельные сообщения текста. Для осмысления

текста читателю необходимо установить ряд связей между текстом и

внетекстовыми знаниями, опираясь на личный опыт и собственное

отношение к описанным реалиям

Повышенный** 4

Читателю предлагается установить связи между единицами текстовой

информации, которые удовлетворяют нескольким критериям, выделить

главную мысль текста, связать и интерпретировать отдельные части

текста, провести сравнение, противопоставление и категоризацию

отдельных

сообщений

текста

одновременно

по

нескольким

основаниям, при этом текст содержит противоречивую информацию:

некоторые идеи текста не отвечают читательским ожиданиям или

сформулированы через отрицание. Читателю необходимо разъяснить

отдельные элементы содержания и формы текста или дать их оценку,

детально

понимая

связи

между

сообщениями

текста

и

общеизвестными, повседневными знаниями

Высокий***5

Читателю предлагается найти и связать единицы информации, не

сообщенной в явном виде, решить задачи, которые требуют обращения

к содержанию предыдущей задачи. Читателю необходимо сравнивать

несколько точек зрения, делать выводы, основанные на информации из

нескольких

источников,

оценивать

достоверность

предложенной

информации, высказывать оценочные суждения на основе текста,

создавать собственные тексты, применять информацию из текста при

решении учебно-практических задач

Как помочь ребёнку, который приходит к тебе на урок, поверить в себя?

Один из вариантов– это чтение. Чтение осознанное, направленное на

приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть

конкурентно способным в жизни.

Специфика работы учителя-словесника заключается в формировании у

обучающихся

языковой,

лингвистической.

коммуникативной

и

культурологической компетенций.

Это формирование осуществляется

посредством учебных стратегий.

Учебные стратегии - это набор действий, которые предпринимает

обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее,

результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность

учения к своим собственным целям..Есть внутрипредметные стратегии и

Таким образом, стратегия (в обучении) - это в первую очередь

систематизированный план, программа действий и операций, осознанно

применяемая для управления обучением с целью его улучшения.

В концепции универсальных учебных действий наряду с другими

познавательными универсальными действиями выделены действия

смыслового чтения,.Поэтому и появилось в нашей педагогической практике

понятие стратегии смыслового чтения.

Смысловое чтение По определению А.А.Леонтьева, смысловое чтение - это

восприятие графически оформленной текстовой информации и ее

переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с

коммуникативно-познавательной задачей.

смысловое чтение в современном информационном обществе носит

«метапредметный» или «надпредметный» Научиться мыслить в процессе

чтения - важнейшая задача. Это путь к формированию читательской

грамотности..

Если говорить об уроках литературы, это работа с сплошными текстами

чаще всего тексты художественные. А это особая форма, особая внутренняя

организация.. Есть годами проверенные приёмы работы, которые дают

возможность получать достойные результаты на итоговой аттестации. Итоги

предыдущего года 9а 27 человек огэ без троек. 11а 18 человек-средний

балл82.9

.Стратегии смыслового чтени предполагают три этапа:

·1. Стратегии смыслового чтения

.

Этап работы над текстом

Продуктивные стратегии

Предтекстовая

деятельность (предчтение)

Цель: развитие такого читательского умения,

как предполагать, предвосхищать содержание

текста.

Мозговой штурм

Глоссарий

Ориентиры предвосхищения

Задай вопрос, предложи задание

Рассечение вопроса

Текстовая

деятельность

(чтение)

Цель:

понимание

текста

и

создание

его

читательской интерпретации.

Чтение с остановками и с вопросами

Чтение в кружок

Послетекстовая

деятельность (постчтение)

Цель: достижение понимания текста на уровне

смысла,

корректировка

читательской

интерпретации,

доведение

читательских

впечатлений до уровня законченной мысли.

Где ответ?

Кубик (ромашка) Блума

Задай вопрос, предложи задание

Опыт показывает, что технология развития критического мышления

эффективно работает для решения данной задачи Технология критического

мышления – означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое

мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой

информации на личный жизненный опыт.

Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в

любых программе и предмете.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из

трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных

приемов,

направленных

сначала

на

активизацию

исследовательской,

творческой

деятельности,

а

потом

на

осмысление

и

обобщение

приобретенных знаний:.Вызов-осмысление-рефлексия

Критическое мышление:

● Во-первых – это мышление самостоятельное

Во-вторых – это мышление обобщенное

В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

В четвертых – это мышление аргументированное

В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Технология привлекает тем, что может быть использована в различных

предметных областях (литература, история, обществознание, биология,

иностранный язык, география, мировая художественная культура, начальные

классы и другие). Это универсальная, "надпредметная" технология.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко

мотивировать.

И

нам

приходится

постоянно

придумывать,

как

заинтересовать ребенка. Порой в этом процессе мы больше отдаем

предпочтение форме и забываем о содержании. Технология РКМ с четкой

структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов,

графической организацией материала позволяет не только разнообразить

урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных

результатов.

Использование небольших по объёму произведений позволяет пройти в

пределах 1 урока все этапы работы с текстом. Мой любимый приём –чтение

с остановками.. импровизация.,это полилог: автор. Его герои, ученик и

учитель Главное правильно выбрать текст. Особенно для старшеклассников..

Критерии.: Загадка в названии. Для детей незнакомый текст.

Неоднозначность трактовки, неожиданная развязка.,продуманные учителем

остановки

Внеклассное чтение. Рассказ И.А. Бунина «Роман горбуна» 11 класс

Прием «чтение с остановками»

Часть 1

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в

субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода,

свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и

печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что

и Вы найдёте, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский

костюм, в левой руке шёлковый лиловый зонтик,

в правой — букетик фиалок...»

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

Задание 1-2 уровней

1. В чем необычность ситуации?

2. Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?

3. Как вы думаете, кто написал письмо?

Задание 3-4 уровней

4. Автор письма пишет: «...Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам...»

Чем может обнаружиться родство?

5. Когда и где должна состояться встреча? Почему там?

6. Предположите, как отреагирует горбун.

Часть 2

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В

субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с

красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца

перевязывал

этот

галстук

своими

длинными,

тонкими

пальцами,

холодными

и

дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец,

прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как

чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой

важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки

сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел.

Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами

быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным

страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле

собора, вдруг...

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

Вопросы 3-4 уровней

1. Случаен ли выбор горбуна?

2. Что нового узнали о герое?

Вопросы 3-4 уровней

3. Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?

4. Попробуйте передать чувства героя через определения, или музыкальный

аккорд, или букет цветов, или цветовую палитру. Какие цвета будут доминировать?

Почему?

5. Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?

6.Есть ли уверенность в счастливой развязке?

Часть 3

А. П. Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж это вдруг».

Вопросы и задания 5-6 уровней:

1.

Предположите, что могло произойти дальше. Мнение обоснуйте.

...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными

шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в

левой руке и с фиалками в правой, — горбунья Беспощаден кто-то к человеку.

Этот же самый текст в этом году я использовала для составления кейса по проверке

читательской грамотности на итоговом уроке по теме «Творчество Бунина».. поэтому

текст ранее не анализировался Мы знаем, что все задания по функциональной

грамотности объединены общим понятием –контекстность..Основные особенности

контекстных задач: задача поставлена вне предметной области, но решается с помощью

предметных знаний(ученик должен одновременно использовать и учебный материал.и

жизненный опыт), сюжетная ситуация должна быть понятна ученику, контекст близок к

проблемным ситуациям. Возникающим в повседневной жизни.. вопросы изложены

просто, ясно.

Текст 1 Рассказ «Бунина «Роман горбуна»

Текст 2

. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников

учреждений МСЭ (медико-социальная экспертиза)и других организаций по

вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на

которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи /

Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.; Министерство труда

и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2-х Ч. - М.,

2015. - 555 с.. …

Декларация независимости инвалида:

Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется, не рассматривайте мою

инвалидность как проблему

Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш

соотечественник.

Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права

.

Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как

любая личность.

Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне

одолжения.

Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды,

является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное

отношение к ним.

Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

Помогите мне познать то, что я хочу

.

Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке

сделать лучше.

Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом

.

Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже

доставляет вам удовольствие

.

Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не

заслуживает восхищения

.

Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для

собственного удовлетворения

.

Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство.

Слушайте, поддерживайте и действуйте.

О чём, по вашему мнению, рассказ «Роман горбуна»?

Каким образом мировосприятие Бунина отражено в рассказе «Роман

горбуна»?

Давайте обратим внимание на цвета: серый, лиловый, сиреневые,

фиалки. Почему холодные тона?

Что означают последние слова рассказа?

Не кажется ли Вам, что виртуальное общение аналогично ситуации,

описанной в рассказе? Объясните свою точку зрения.

Представьте себе, что в класс, где Вы учитесь, пришёл ученик с таким же

физическим недостатком. Опишите словами своё отношение к этой

ситуации. Объясните свой выбор.

Прочитайте текст № 2. Каким образом данный текст помогает понять героя

рассказа «Роман горбуна»

Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех знаний,

которые помогут человеку быть конкурентно способным в жизни. В своей

знаменитой книге «Сто советов учителю» В.А. Сухомлинский писал:

«Чтение пробуждает мысль. Умение читать надо довести до автоматизма.

Вялость, инертность, хилость нервных клеток коры полушарий головного

мозга можно излечить удивлением, изумлением, как вялость мускулов

излечивают физические упражнения. Нужно учить ребенка читать и думать.

Помните, что чем труднее ученик, чем больше непреодолимых затруднений

встречает он в учении, тем больше ему надо читать» .«Чтение — это труд,

творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли», - эти слова-

обращение

педагога к своим ученикам звучат актуально для школы в

двадцать первом веке.



В раздел образования