Автор: Хайлова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17 города-курорта Кисловодска Ставропольского края
Населённый пункт: город-курорт Кисловодск
Наименование материала: Презентация опыта работы
Тема: «Новые подходы и принципы построения системы оценки достижений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС»
Раздел: начальное образование
«ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА»
Тема выступления:
«
Новые подходы и принципы построения
системы оценки достижений младших
школьников в соответствии с требованиями
ФГОС»
(из опыта работы)
Хайлова Елена Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 17
город-курорт Кисловодск
6 ноября 2023 года
По этой теме и на бумажных и на электронных носителях есть
огромное количество информации. Я хочу поделиться с вами своим опытом.
Не удивлю никого, если скажу, что самым распространенным
методом, позволяющим вести оценку предметных, метапредметных и
личностных достижений обучающихся является ведение портфолио. И
мое мнение -их должно два. Одно –ведется в классе и курируется
учителем, содержит в себе … (слайд 2) диагностические работы,
мониторинги, листы индивидуальных достижений, листы роста,
аналитические материалы, тесты, анкеты, комплексные работы… Эта
работа требует от учителя 25 часов в сутках и не может быть
совершенной, но решает задачу контроля «роста» ребенка и позволяет
в нужный момент скорректировать работу с данным обучающимся.
Второе- портфель личного роста. Создается и ведется ребенком под
руководством родителей и контролем учителя. Содержит материалы,
фиксирующие рост и творческое развитие ребенка. Портфолио
пересматривается, любится, им гордятся, показывают соседям,
друзьям, а, следовательно, стремятся к новым горизонтам и успехам.
Смотр, парад портфолио провожу 2 раза в год - обязательно оцениваю
(благодарности, сертификаты). Необходимо следить, чтобы портфолио
не превращалось в склад тетрадей, дневников, рисунков. Для этого
обязателен хороший старт в 1 классе- множество мероприятий,
проектов, конкурсов, творческих работ….Портфолио будет
наполняться материалами и сертификатами. Во 2-4 классах дети сами
подгоняют учителя- «Маловато материалов в портфолио», «Когда
проект?», «Скоро исследовательская деятельность?», «А по математике
задачи по теме придумывать будем для сборника?»
Кроме портфолио использую хитрости, которые тоже выполняют
функцию оценивания детских усилий. Не секрет, что наши дети мало
читают. Хорошей мотивацией и оценкой самостоятельного
внеклассного чтения является «Экран чтения» .Проект «Кто много
читает, тот много знает» без оценки угасает. А у нас на экране
отражается читательская активность каждого обучающегося по
определенным критериям, которые вырабатываются и корректируются
совместно с ребятами. В 1 классе малышам достаточно и золотой
звезды на экране по итогам проекта, во 2 классе победителей
награждают бесплатной поездкой на «Медовые водопады»,
дельфинарий. Нам с удовольствием идут навстречу менеджеры
экскурсионных агентств, ведь мы путешествуем всем классом и им
ничего не стоит 1-2 бесплатных места. В 3-4 классе оценкой чтения
объемных произведений становятся любимые детьми «Поле чудес»,
«Умники и умницы»
Практикую рейтинги (полезно иногда сравнить результат своей
деятельности и результаты одноклассников. Причем никто не узнает
твоего результата, т.к. фамилии не указаны)
Демонстрация своих работ- предупреждает отметку учителя-
выслушиваются комментарии одноклассников, их советы.(слайд )
Лучшие работы выкладываются на сайт школы в заметках. (слайд )
Презентация проектной деятельности –всегда с удовольствием и
качеством проделанной работы, когда приходит не только знание, но и
осознание своей значимости, нужности и
А если проект долгосрочный и презентация его не всегда уместна,
используем рефлексию и самооценку (слайд )
Хорошей оценкой деятельности обучающегося является его участие в
Заседаниях научных обществ(географических, экологических,
литературных)-обязательное условие-кафедра, стакан воды, аудиторная
постановка столов и активные члены общества.( слайд )
Как оценить личностные, коммуникативные действия? У меня есть мое
детище-стенд-выручалочка, где мы вывешиваем именные отчеты
«Мои добрые поступки» , « Как я отношусь к людям », «Что я сделал
для природы». Подводим итоги и вручаем отличительные знаки
«Доброе сердечко 1,2,3 степени» , Сертификаты, аплодисменты,
улыбки, уважение товарищей….
Огромное спасибо компьютерным программам, Интернету за
возможность изготовить для детей красивые сертификаты, дипломы,
благодарности. Они их ждут, гордятся ими, бережно вкладывают в
портфолио.
А еще, и это в 1 очередь, к системе оценки необходимо отнести
доброжелательное отношение учителя. Улыбка, жест, кивок головы,
мимика –это имеет огромное значение для ребенка и стимулирует
дальнейшее желание учиться, быть активным, любознательным,
креативным. Равнодушие рождает равнодушие