Напоминание

"Совершенствование качества образовательных услуг во время образовательного процесса"


Автор: Борисова Галина Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО "Каменская специальная школа-интернат"
Населённый пункт: г. Каменск-Шахтинский
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование качества образовательных услуг во время образовательного процесса"
Раздел: начальное образование





Назад




ГКОУ РО «Каменская специальная школа – интернат»

Доклад на тему:

«Совершенствование качества

образовательных услуг во время

образовательного процесса».

Учитель: Борисова Г. А.

2019 учебный год

Стремительные изменения в современном обществе требуют новых

продуктивных подходов в достижении нового качества образования в школе.

Именно поэтому, сегодня значительное внимание уделяется внедрению

новых педагогических технологий, способных сделать общее образование

гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и

повышение качества обучения. Одной из технологий, обеспечивающих

формирование компетентности обучающихся в школе, является технология

блочно-модульного обучения.

Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-

ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому

ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения.

Обучающиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности:

выполнении упражнений на уроках грамматики, изготовлении наглядных

пособий на уроках ППО. Данная технология предполагает, что обучающийся

должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать

готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя,

направляющего и контролирующего деятельность обучающихся. При

организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование

учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного

материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности

каждого обучающегося и группы с учетом дифференцированного подхода к

обучающимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей.

Понятие “блок” и “модуль”, практически , равнозначны и представляют

любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из

нескольких элементов:

учебная цель (целевая программа);

банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих

программ);

методическое руководство;

контрольная работа.

Блок – группа знаний и навыков, которые обучающийся должен

продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в

которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми

приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной

программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких

модулей:

1-й модуль (1–2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов

тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается

внимание на:

1) теоретический материал;

2) опережающие задания;

3) изготовление карточек.

2-й модуль (2–4 урока) – использование теоретического материала при

выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы,

где учащиеся под руководством учителя работают с различными

источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают,

задают вопросы и отвечают на них с опорой на наглядный материал.

3-й модуль (1–2 урока) – предварительный контроль знаний, повторение и

обобщение материала темы (возможна работа с компьютером (если есть

возможность) или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и

т.д.).

4-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, учащимся предлагается

контрольная или самостоятельная работы.

Данная технология выбранная мной имеет четкую структуру. Учебный

материал направлен на решение интегрированной дидактической цели,

обеспечивает системность деятельности обучающихся при индивидуальной и

групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют

одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения

базируется на единстве принципов, системности, проблемности и

модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том,

что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы,

способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений,

конструирование дидактических материалов и оценки учебных достижений.

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация

самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.

Реализация данной цели позволит:

повысить мотивацию изучения предмета;

повысить качество знаний;

повысить уровень образовательного процесса в целом.

Данное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями –

ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная,

коммуникативная компетенции. Они необходимы в любой профессии и при

получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками

являются: общение, грамотность, способность выполнения упражнений,

использование информационных технологий и способность работы в группе,

команде. Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний,

переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения

предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально. Поскольку

необходима система телесного, сенсорного и психомоторного

раскрепощения учащихся в учебном процессе для сохранения психического

и физического здоровья, можно сделать вывод о том, что блочно-модульное

обучение позволяет каждому учащемуся достигать запланированных

результатов за счет:

организации обучения индивидуально, парами и в малых группах;

индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебных

достижений;

организации индивидуальной работы с отдельными учащимися,

дозирование индивидуальной помощи;

организации оценки по конечному результату, контроль внутри модуля

безоценочный, диагностический, что снимает напряжение,

неуверенность, страх перед оценкой.

При блочно-модульном обучении занятия в течение всего дня посвящены

одному или двум предметам близкой направленности (например, русский

язык и предметно – практическое обучение, литература и Развитие речи).

При модульной схеме можно углубиться в тему и не спеша рассмотреть все

ее аспекты.

Использование мною блочно-модульной технологии позволило мне

использовать несколько правил:

1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений

учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по

новому модулю.

2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести

соответствующую коррекцию.

3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце

каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль,

взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный

контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их

устранения непосредственно в ходе работы.

4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль,

он должен показать уровень усвоения модуля.

5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала,

необходимо проводить его доработку.

6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.

Таким образом, использование блочно-модульных технологий, позволяет:

повысить мотивацию учащихся в освоении не только знаний, но и

ключевых компетенций;

строить обучение в индивидуальном темпе обучения;

выбирать уровень обучения;

гарантировать достижение результатов обучения;

формировать способность самооценки, самокоррекции, самоконтроля;

повысить качество обучения.



В раздел образования