Автор: Борисова Галина Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО "Каменская специальная школа-интернат"
Населённый пункт: г. Каменск-Шахтинский
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование качества образовательных услуг во время образовательного процесса"
Раздел: начальное образование
ГКОУ РО «Каменская специальная школа – интернат»
Доклад на тему:
«Совершенствование качества
образовательных услуг во время
образовательного процесса».
Учитель: Борисова Г. А.
2019 учебный год
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых
продуктивных подходов в достижении нового качества образования в школе.
Именно поэтому, сегодня значительное внимание уделяется внедрению
новых педагогических технологий, способных сделать общее образование
гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и
повышение качества обучения. Одной из технологий, обеспечивающих
формирование компетентности обучающихся в школе, является технология
блочно-модульного обучения.
Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-
ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому
ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения.
Обучающиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности:
выполнении упражнений на уроках грамматики, изготовлении наглядных
пособий на уроках ППО. Данная технология предполагает, что обучающийся
должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать
готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя,
направляющего и контролирующего деятельность обучающихся. При
организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование
учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного
материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности
каждого обучающегося и группы с учетом дифференцированного подхода к
обучающимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей.
Понятие “блок” и “модуль”, практически , равнозначны и представляют
любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из
нескольких элементов:
учебная цель (целевая программа);
банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих
программ);
методическое руководство;
контрольная работа.
Блок – группа знаний и навыков, которые обучающийся должен
продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в
которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми
приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной
программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких
модулей:
1-й модуль (1–2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов
тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается
внимание на:
1) теоретический материал;
2) опережающие задания;
3) изготовление карточек.
2-й модуль (2–4 урока) – использование теоретического материала при
выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы,
где учащиеся под руководством учителя работают с различными
источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают,
задают вопросы и отвечают на них с опорой на наглядный материал.
3-й модуль (1–2 урока) – предварительный контроль знаний, повторение и
обобщение материала темы (возможна работа с компьютером (если есть
возможность) или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и
т.д.).
4-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, учащимся предлагается
контрольная или самостоятельная работы.
Данная технология выбранная мной имеет четкую структуру. Учебный
материал направлен на решение интегрированной дидактической цели,
обеспечивает системность деятельности обучающихся при индивидуальной и
групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют
одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения
базируется на единстве принципов, системности, проблемности и
модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том,
что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы,
способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений,
конструирование дидактических материалов и оценки учебных достижений.
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация
самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.
Реализация данной цели позволит:
повысить мотивацию изучения предмета;
повысить качество знаний;
повысить уровень образовательного процесса в целом.
Данное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями –
ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная,
коммуникативная компетенции. Они необходимы в любой профессии и при
получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками
являются: общение, грамотность, способность выполнения упражнений,
использование информационных технологий и способность работы в группе,
команде. Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний,
переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения
предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально. Поскольку
необходима система телесного, сенсорного и психомоторного
раскрепощения учащихся в учебном процессе для сохранения психического
и физического здоровья, можно сделать вывод о том, что блочно-модульное
обучение позволяет каждому учащемуся достигать запланированных
результатов за счет:
организации обучения индивидуально, парами и в малых группах;
индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебных
достижений;
организации индивидуальной работы с отдельными учащимися,
дозирование индивидуальной помощи;
организации оценки по конечному результату, контроль внутри модуля
безоценочный, диагностический, что снимает напряжение,
неуверенность, страх перед оценкой.
При блочно-модульном обучении занятия в течение всего дня посвящены
одному или двум предметам близкой направленности (например, русский
язык и предметно – практическое обучение, литература и Развитие речи).
При модульной схеме можно углубиться в тему и не спеша рассмотреть все
ее аспекты.
Использование мною блочно-модульной технологии позволило мне
использовать несколько правил:
1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений
учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по
новому модулю.
2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести
соответствующую коррекцию.
3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце
каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль,
взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный
контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их
устранения непосредственно в ходе работы.
4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль,
он должен показать уровень усвоения модуля.
5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала,
необходимо проводить его доработку.
6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.
Таким образом, использование блочно-модульных технологий, позволяет:
повысить мотивацию учащихся в освоении не только знаний, но и
ключевых компетенций;
строить обучение в индивидуальном темпе обучения;
выбирать уровень обучения;
гарантировать достижение результатов обучения;
формировать способность самооценки, самокоррекции, самоконтроля;
повысить качество обучения.