Авторы: Конева Марина Витальевна, Цибирова Марета Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5
Населённый пункт: РСО-Алания г.Беслана
Наименование материала: конспект
Тема: "День птиц"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в подготовительной группе
«Международный День перелетных птиц»
Составили и провели воспитатели :
Конева Марина Витальевна
Цибирова Марета Дмитриевна
2025 г.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Международный День Перелетных птиц»
Цель :
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, сезонных
изменениях в природе.
Развивать диалогическую и монологическую речь детей, обогащать
словарный запас детей.
Учить детей произносить названия птиц на родном языке, знать повадки и
особенности некоторых птиц.
Развивать внимание и эстетическое восприятие природы.
Воспитывать у детей гуманное отношение к птицам, любовь к природе и
чувство ответственности за все живое на Земле.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро ребята! Какая сегодня хорошая погода!
Расскажите пожалуйста, о состоянии сегодняшней погоды, как настоящие
синоптики. Что вы видели по дороге в детский сад?
( Ответы детей: Погода ясная, без осадков. Солнечно, безоблачно и.т.д.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Скажите, а какое сейчас время года? Какой
месяц?
Правильно, сейчас весна, на дворе первое апреля. А кто возвращается к нам
из теплых стран?
Все верно, перелетные птицы!
Домой возвращаются перелетные птицы, строить гнезда, выводить птенцов и
петь нам красивые песни! Скажите, какие птицы прилетают к нам весной?
Дети (ласточки, грачи, журавли, стрижи и скворцы)
Показ - слайдов с перелетными птицами в презентации. С голосами птиц.
Воспитатель: Раньше всех возвращаются в родные края трясогузки.
Посмотрите на эту птичку, она маленькая, серенькая, незаметная. Я видела
трясогузку по дороге в детский сад. А еще, их много у нас на участке, они
прилетели к нам в самом начале марта!
За трясогузками прилетают грачи, и тут же, не теряя времени, чинят свои
старые гнезда, или строят новые. Откладывают яйца и начинают насиживать
их. Никто из перелетных птиц раньше грачей не выводит свое потомство.
Вслед за грачами прилетают жаворонки и скворцы. Первая песенка
жаворонка говорит о том, что весна пришла к нам по настоящему, и больше
не стоит бояться снегопада или заморозков .
После них прилетают остальные птицы: гуси, лебеди, стрижи, и наши
любимые ласточки. Встречают их зимующие птицы, те, которые не улетали
никуда и зимовали вместе с нами. У нас на участке зимой мы наблюдали с
вами за многими из них. Назовите этих птиц, пожалуйста.
Дети : голуби, воробьи, вороны и сороки.
Воспитатель: Ребята, птицы наши друзья, обижать их нам нельзя. Они
приносят пользу людям и всей нашей планете. Знаете вы, какую пользу?
Расскажите.
(уничтожают вредных насекомых и спасают от них растения, разносят
семена растений, размножая их, уничтожают кровососов, которые опасны
для людей радуют нас своим красивым пением)
Сегодня 1 апреля весь мир отмечает замечательный праздник День птиц!
И мы с вами сейчас проведем весеннюю викторину со стихами и песней
Начала, давайте встанем в круг и споем веселую песенку на нашем родном
осетинском языке. «Тиу, тиу» - Эта песенка про птичку, которая весной
прилетела к родным горам и запела детям весеннюю песенку.
Воспитатель: А теперь прочитаем стихи о птицах-
1 стихотворение – Птицы веют на просторе, птицы реют в небесах..
В мир приходят ежедневно и плодятся на глазах!
Украшают всю природу, нас спасают от жуков.
2 стихотворение - И в любую непогоду машут миру с облаков!
Берегите птичек наших . не ленитесь дать букашек!
Ломтик хлеба иль лепешки протяните на ладошке..
Пусть порадуются пташки им предложенной букашке,
3 стихотворение - Крошке хлеба, иль крупе…Помогите им судьбе!
Сколько птиц на белом свете, всей душой их любят дети!
Строят домики, кормушки, даже вешают игрушки!
Только б птички не страдали и зимой не голодали,
Чтобы пели и порхали и от нас не улетали!
А сейчас мы с вами поиграем. Но сначала нужно разбиться на команды. Для
этого вы превратитесь в птиц и полетаете под музыку по группе. Как только
она перестанет звучать, птички должны слететься по 4 в каждое
гнездышко(обруч) .
Проводится подвижная игра «Птички в гнездах» играют три раза, за это
время команды единомышленников в каждом обруче сформируются .
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и поделились на команды! Теперь каждой
команде я даю задания.
1- команда Ласточки! Назовите ласточку на осетинском языке и расскажите,
откуда она прилетает к нам и в каком месяце? ( Зарватыкк. – осет. Ласточки
прилетают в конце апреля , а улетают в конце сентября в Африку)
2 – команда Голуби. (Голубь – Баеллон. Он не улетает на зиму , а живет
рядом с человеком. Его называют птицей мира)
3 – команда –Сороки!( Дзаегынзаег.Сорока тоже зимующая птица, она в
состоянии прокормиться зимой в холода. Сорока тащит , ворует в гнездо все
что блестит, ее называют воровкой)
4- команда- Скворцы.( Сауыциу. Скворцы прилетают когда уже совсем
становится тепло и начинают петь свои песни. Если скворцы запели , то
значит. Снега больше весной не будет.
Воспитатель: А сейчас наши птицы полетят на свои места за столами, на них
лежат карточки с изображением вашей птицы, смотрите. Не ошибитесь! И не
попадите в чужое гнездо!
И так, начинаем нашу викторину! Друг друга не перебивать, не шуметь и не
подсказывать! Начинаем наше веселое соревнование! отвечает та команда,
которая быстрей всех найдет ответ и поднимет сигнальную карточку.
Задание №1» Вопрос – ответ»
1.Назовите птицу славящуюся своим необычайно красивым хвостом!
2. Назовите птицу, которую называют лесным доктором.
3. Какая птица не растит свих птенцов, а подкидывает свои яйца в чужие
гнезда?
4. Назовите птицу, которая лучше других пернатых способна обучаться
произносить человеческую речь.
Задание №2 « Что это за птица?»
Будьте внимательны! Для вас новое сложное задание. Сейчас я прочитаю про
птичку, а вы должны назвать ее и показать нужную картинку с птицей, они
лежат у вас на столах.
1 .Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он любит добывать себе корм
из под -коры деревьев, так как пищей ему служат личинки насекомых. Как
внимательный врач , выстукивает и выслушивает каждое деревце. И если
дерево заражено – начинает долбить его. (дятел)
2.Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках пищи
она часто прилетает на балкон к человеку, где расклевывает завернутые в
бумагу продукты. Эта птица очень любит несоленое сало. У нее острый клюв
. черная шапочка и желтая грудка. ( синичка)
3.Это довольно шумная птица и крупная. Хвост у нее длинный и прямой, как
стрела. Клюв крепкий и острый. Голова, крылья и хвост у нее черные, а по
бокам белоснежные и нарядные перышки.(сорока)
4.Сверху эта птица вся черная, только грудка и брюшко белые. Хвост ее
раздвоен как рогатинка. (ласточка)
5. Это маленькая и подвижная птица, с круглой головой, короткой шеей,
яйцевидным туловищем и короткими округлыми крыльями. Спокойно
переносит холод, когда им холодно, огни прячут лапку в пушистое оперенье
своего брюшка. Очень чистоплотные чисто плотные и шумные. Любят
весной купаться в лужах.(воробьи)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с этим заданием! А сейчас новое
задание №3.
«Загадки про птиц»
1. Вот так птица – какова! И не спутаешь с другой!
Может. Это цифра два? Шея выгнута дугой!(лебедь)
2.Мерзнет желтенькая птичка , покорми ее бедняжку.
Дай ей семечек и сала, чтоб зимой ей стало легче! ( Синичка)
3. Во дворе я королева. Вот мой дом, на ветке, слева.
Птица в перья серо черных, я умна. Хитра, проворна, а зовут меня..(ворона)
4.Кто на елке на суку, целый день : Ку-ку, ку- ку.( кукушка)
5.Всех перелетных птиц черней, чистит поле от червей.
Взад – вперед по полю вскачь, а зовется птица ( грач).
6. Я по дереву стучу- червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой!( дятел)
Воспитатель: А теперь немного поиграем!
«Летим на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. Дети машут руками, словно крыльями.
Чтоб быстрее нам летать,
Надо крыльями махать. Дети машут руками интенсивнее.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете, Потягивание руками вверх, ноги на носочках.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону.
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. Дети приседают на несколько секунд.
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. Дети встают и машут руками - «крыльями».
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. Дети садятся за столы для продолжения занятия.
Следующее наше задание №4 « Птицы из сказок»
1. Какая птица снесла бабе с дедом яичко?
2. Какая птица в русских сказках горячей огня?
3.Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота?
4. С какой птицей дружил Винни - Пух?
5.В какую птицу превратился гадкий утенок?
7.У какой птицы из басни Ивана Крылова украла сыр лиса?
Воспитатель: Отгадали вы все верно! Молодцы!
Релаксация: Ребята, давайте себе представим, что мы превратились не на
долго в птиц! В какую птицу вы хотели бы превратиться? И почему?
( ответы детей) звучит грамм запись «Голоса птиц»
А нашим птицам мы сегодня подарим подарок! Еще один скворечник,
который мы вместе с вами повесим сегодня у нас на участке и украсим
деревья птицам веселыми ленточками! Будем наблюдать за птицами и
наслаждаться их пением!