Напоминание

Практика организации профориентационной работы среди обучающихся с особенностями развития на уроках художественного труда


Автор: Машнюк Надежда Станиславовна
Должность: учитель изобразительного искусства и художественного труда
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш№1
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Практика организации профориентационной работы среди обучающихся с особенностями развития на уроках художественного труда
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

специальной коррекционной школы № 1г.Новосибирска

Практика организации профориентационной работы среди

обучающихся с особенностями развития на уроках художественного

труда

Автор-составитель:

Учитель изобразительного искусства

и художественного труда

Машнюк Надежда Станиславовна

Новосибирск

2025 г.

Аннотация

В статье представлены результаты разработки и внедрения эффективного, практико-

ориентированного проекта, направленного на помощь в профессиональном

самоопределении детям с ОВЗ в системе непрерывного образовательного процесса с

целью профессионального самоопределения .

В статье проведён анализ условий профессионального самоопределения детей, не

способных к систематическому посещению учебных заведений, постоянному пребыванию

на работе в дальнейшей профессионально-трудовой, взрослой жизни.

Ключвые слова

Профессиональное самоопределение

Ориентирование

Труд

Деятельность

Реализация

Введение

В статье рассматриваются особенности организации профориентации детей с ОВЗ в

общеобразовательных учреждениях. Профессиональное ориентирование детей с

ограниченными возможностями здоровья является энергозатратным трудом, требующим

большого количества сторонних ресурсов (материальных, технических, методических и т.

д.). В большинстве случаев их будущие профессии примитивны, однообразны и

впоследствии не радуют своего работника. Такие дети практически лишены выбора, круг

подходящих профессий очень узок и ограничен.

Успешная социализация личности и вхождение ее в социум, активное включение в

социальную и профессиональную жизнь – это все то, к чему стремится индивид после

получения образования. Каждый выпускник задумывается о своей будущей профессии и

вынужден по окончании школы выбрать вектор своего профессионального становления,

то есть профессионально самоопределиться. Далеко не каждому под силу сделать этот

выбор правильно. Они не учитывают место своего нахождения, потребности рынка труда,

свои способности и возможности. В конечном итоге разочаровываются в своем выборе и

не могут в дальнейшем устроиться работать по профессии. У детей с ОВЗ эта проблема

особенно остра.

Решению проблемы самоопределения и выбора профессии детей с овз препятствуют

следующие затруднения: недостаточно активная жизненная позиция,

несформированность мотивов к трудовой деятельности, недостаточная

информированность о профессиях и условиях труда, незнание требований отдельных

профессий к возможностям здоровья; неполные или ошибочные представления о

собственных резервах, завышенная или заниженная самооценка, (Васильева, 2012,

Резапкина, 2014, Романова ,2012).

Практическое оказание помощи в профессиональном самоопределении детям инвалидам и

детям с ОВЗ сдерживается недостаточностью разработок, учитывающих возможности

внедрения эффективных педагогических технологий при рассмотрении проблемы выбора

профессии данной категории детей.

Цель исследования-обоснование и разработка эффективной практики формирования

профессионального самоопределения детей, актуализация процесса подготовки

осознанного выбора профессии.

В школе, с целью организации процесса профессионального самоопределения,

разработан проект по направлению художественный труд, ландшафтный дизайн,

который решает задачи диагностики векторов профпригодности к тому или иному виду

трудовой деятельности. Он позволяет выявить физические возможности , творческую

одарённость , отношение к труду и уровень мотивации. Предполагает систематическую

отработку разных умений и навыков работы с разнообразным строительным и

художественным материалом и инструментами.

Данный проект базируется на рефлексивно-деятельностном подходе (Л,В, Выготский).

Сущность технологии состоит в том, что педагог создаёт условия, позволяющие

обучающимся через разнообразные формы деятельности сделать осознанный выбор,

получить актуальную информацию о себе, о мире профессиональных направлений,

необходимых профессиональных качествах, а также неизбежных ограничениях здоровья

и соотнести её со своими особенностями и возможностями.

В системе профориентационой направленности понятие об изобразительном искусстве

трансформируется. Детям предстоит познакомиться с видами художественных арт

объектов, сочетающих в себе изобразительное искусство (скульптуру данном проекте) и

декоративно-прикладную направленность (дизайн и архитектурные элементы,

ландшафтный дизайн).

Главным результатом реализации проекта является создание каждым ребенком своего

оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является способность

трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.

Созданные скульптурно-архитектурные и декоративные объекты в виде фруктов и

животных, которые позволяют учащимся и другим зрителям использовать и воспринимать

непосредственно и визуально в реальном пространстве, вызывают интерес общества.

Преображение школьной территории способно вызывать у детей чувство гордости,

повышать самооценку, уверенность в своих действиях и мотивации в дальнейшей

трудовой и творческой деятельности

.

Конечно психофизические и умственные особенности детей с ОВЗ требуют психолого-

педагогического сопровождения, участия руководителей образовательного учреждения в

организации необходимых условий , способствующих успешной реализации проектов и

профориентационной, практико-ориентированной деятельности в рамках школы.

Работу по профориентации с детьми с ОВЗ и их родителями по вопросу ожидания

профессионального будущего своего ребенка, следует начинать еще с начальной школы и

не останавливать до момента успешного трудоустройства ребенка. А работа с родителями

необходима потому, что семья оказывает мощное влияние на формирование личности

ребенка. Основой ранней профориентации является формирование у младших

школьников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему

возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Работа сначала

ведётся на уровне макетирования ландшафта с объектами (из разного материала). Опыт

полученный в этом виде ,с каждым годом обучения усложняется, вводятся другие

материалы, задания становятся более масштабными и трудоёмкими. Таким образом, опыт

полученный в таких проектах, несомненно повлияет на самореализацию личности в

будущем и скорректирует , а может и подготовит ребёнка к выбору профессии.

.

Литература:

Вечер М,В., «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного и младшего возраста:

Учебно-методическое пособие».

Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения.-М.:МГППИ;

АНО «Центр «Развивающее образование»,2001.-86с.

Профориентация.-Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С.- 4-е изд., стер.-М.: Издательский

центр «Академия», 2008.- 496с.

Новосибирск 2025г.



В раздел образования