Автор: Яценко Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 103 г. Минеральные Воды
Населённый пункт: г. Минеральные Воды, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование
Формирования универсальных учебных действий
на уроках русского языка и литературы.
Доводы, до которых человек
додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим
Б. Паскаль
Образование – это то, что остаётся после того,
как всё выученное забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ,
лауреат Нобелевской
премии по физике за 1914 год
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько
обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить
таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых
образовательных
стандартов.
В
результате
изучения всех
предметов общего
образования
у
учащихся
сформируются
ключевые
компетенции: личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные
действия) как основа умения учиться.
Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку
и литературе в школе на современном этапе – это формирование у учащихся
языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции. К сожалению,
некоторые современные выпускники часто не знают норм литературного языка,
стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке
письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в
современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь
молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом,
воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет-СМИ, в которых
безграмотность
выдается
за
норму,
а
современный
молодежный
сленг
за
литературный язык.
То, что функция преподавания русского языка в школе – это надпредметная
функция, понятно давно. Именно от нашего предмета зависит успешность обучения в
школе каждого ученика, так как ученик должен владеть всеми видами речевой
деятельности, применять приобретенные знания, умения и навыки в учебной и
повседневной жизни, а главное, взаимодействовать с людьми в процессе речевого
общения, совместной деятельности, овладеть национально-культурными нормами
речевого поведения.
Мы, к сожалению, в своей деятельности сталкиваемся с трудностями,
обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний.
Психолого-педагогические
исследования показали,
что
интерес
к
обучению
у
школьников падает, и главные причины этого — перегрузка памяти, необходимость
сухого, неэмоционального воспроизведения информации, отрицательные эмоции (страх
перед оценками и учителем), однообразие уроков.
Разрешением
этого
вопроса
является
использование
активных
средств
формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось
бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной
образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом
аспекте применение учителем-словесником различных средств становится особенно
значимым.
Есть два пути:
1)
работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным,
занимательным;
2)
организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от
творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние
побуждения
к
учению,
вызывал
радостные переживания от овладения
знаниями.
Передо мной стоит задача: включить самого ученика в учебную деятельность,
организовать
процесс
самостоятельного
овладения
детьми
нового
знания,
применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических
и жизненных проблем.
Активизировать познавательный процесс на уроке призвана лингвистическая или
познавательная задача.
«Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок —
так называем мы теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение — подняться
на носки. Когда-то слово носок означало передний конец обуви или чулка. Как
объяснить эти факты?»
Решение: «Во всех приведенных примерах слово нос обозначает переднюю или
выступающую часть различных предметов. Подняться на носки — это, значит,
встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна - это передняя часть и т.д.».
Пути решения выбираются без помощи учителя; происходит «открытие» и
добывание новых знаний. Таким образом, исследовательский метод позволяет внести
в урок, в домашнее задание самостоятельность и активизировать учебный процесс.
Лингвистические задачи, как и математические, необходимо решать, используя
логику, часто на незнакомом материале. Специальных знаний здесь не требуется, но в
самом уроке или домашнем задании они вызывают интерес, не оставляют
равнодушными к уроку сильных учеников.
Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Почему глагол СКАЗАТЬ в одном
случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?
Эффективен и урок-исследование при повторении, обобщении, комплексной
работе с текстом. Учитель подбирает материал, планирует этапы работы.
Литература: урок-исследование в 5-ом классе: «Две зимние зарисовки» - на
уроке предлагается сравнить два лирических стихотворения А.С. Пушкина «Зимний
вечер» и «Зимнее утро». На первом этапе «исследуются» устаревшие слова
(учащиеся выписывают их из текста, толкуют сначала самостоятельно, а потом
проверяют толкование по словарю), учитель поясняет устаревшие грамматические
формы слов. На втором — ученики выписывают словосочетания, отражающие чувства
и мысли, душевное состояние, сравнивают. На третьем — ищут ключевые слова, на
основе которых формулируют идею поэтического текста (результат-первый опыт
анализа лирического стихотворения).
Русский язык: задание к уроку по теме «Профессиональные слова»: составьте
список
профессиональных слов, разделив их на группы соответственно. Для
выполнения этого задания проведите опрос родителей и знакомых и узнайте у них,
какие термины принято использовать в их профессии.
Задания, подобные этому, можно дать и в качестве домашнего задания к уроку
русского языка. Обсуждение выполненных работ органично впишется в урок.
Особую роль в формировании УУД на уроках русского языка и литературы
играет
театрализация
- одна из форм групповой деятельности учащихся.
Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценировали басни А.И. Крылова,
самостоятельно создали декорации, костюмы.
Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом.
В УМК под редакцией Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова, по которому я
работаю, усилена речевая направленность. Это позволяет мне не только работать над
формированием речевой компетенции учащихся, но и стимулировать творческую
деятельность, мотивацию к учению. Именно в тексте происходит реализация всех
языковых уровней, именно текст разных типов и стилей речи становится образцом для
обучения высказыванию.
Тексты разного типа речи, художественного и научно – популярного стиля,
тексты о природе, искусстве, истории становятся объектом анализа на уроках русского
языка и литературы, уроков развития речи.
Язык художественных произведений как объект анализа и формирования
продуктивной речевой деятельности обогащает речь школьников, даёт им пример
образности речи, способствуя духовному и нравственному воспитанию,
формированию жизненной и гражданской позиции. В текстах художественной
литературы учащиеся находят образцы диалогической речи, учатся искусству
выражать свои мысли и чувства в общении.
Я использую следующие приёмы работы с текстом.
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для
построения плана по мере чтения ребята последовательно задают себе вопрос «О чем
здесь говорится?».
Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования
логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и
разветвленная. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены
связи и отношения между элементами.
Прием
составления
сводной
таблицы
–
позволяет
обобщить
и
систематизировать учебную информацию.
Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и
представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по
поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной информации
включает следующие
компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим
учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление
устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление
сводных таблиц. Для формирования метапредметных навыков использую приемы,
направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с
пометками», «Составление кластера».
На своих уроках стараюсь уходить от фронтальной формы работы и внедрять в
свою деятельность групповую форму.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа
парами. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную
задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя,
становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь
внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля (составление и
решение кроссворда)
Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К
средствам, формирующим метапредметные навыки на стадии рефлексии, помогающие
творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление
телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу.
Систематически на уроках русского языка и литературы использую такое
средство
формирования
метапредметных
навыков,
как
создание
учащимися
литературных произведений
(сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и
лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных,
коммуникативных УУД, помогает развивать рефлективные способности учащихся.
Это средство в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и
методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход,
на который опирается современное образование.
Хочу обратить внимание на домашние задания. Они в системе развивающего
обучения более гибкие, динамичные, соответствуют уровню развития обучающихся.
По иному ставится учебная задача, она должна формулироваться исходя из совета
Л.Н.Толстого: «чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат,
избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и
понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, и иногда и лучше учителя».
Очень важно научить детей давать оценку выступлениям обучающихся,
выступающих перед классом.
Такой вид задания позволяет развивать учебно-познавательные и культурно-
личностные компетенции обучающихся:
Знание требований при выступлении перед аудиторией;
Сопоставление выступлений и высказывание оценочных суждений;
Критический анализ и аргументация отметок;
Указание
причин
удачных
и
неудачных
моментов
в
выступлениях
одноклассников.
Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не
только
объектом
изучения,
но
и
средством
обучения
всем
школьным
дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик
плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно
родной язык — это основа формирования и развития мышления, воображения,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
учащихся;
навыков
самостоятельной учебной деятельности.
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности
освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку
и литературе.