Напоминание

Формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.


Автор: Яценко Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 103 г. Минеральные Воды
Населённый пункт: г. Минеральные Воды, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Формирования универсальных учебных действий

на уроках русского языка и литературы.

Доводы, до которых человек

додумывается сам,

обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим

Б. Паскаль

Образование – это то, что остаётся после того,

как всё выученное забудется.

Макс Теодор Феликс фон Лауэ,

лауреат Нобелевской

премии по физике за 1914 год

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько

обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить

таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых

образовательных

стандартов.

В

результате

изучения всех

предметов общего

образования

у

учащихся

сформируются

ключевые

компетенции: личностные,

регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные

действия) как основа умения учиться.

Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку

и литературе в школе на современном этапе – это формирование у учащихся

языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции. К сожалению,

некоторые современные выпускники часто не знают норм литературного языка,

стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке

письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в

современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь

молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом,

воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет-СМИ, в которых

безграмотность

выдается

за

норму,

а

современный

молодежный

сленг

за

литературный язык.

То, что функция преподавания русского языка в школе – это надпредметная

функция, понятно давно. Именно от нашего предмета зависит успешность обучения в

школе каждого ученика, так как ученик должен владеть всеми видами речевой

деятельности, применять приобретенные знания, умения и навыки в учебной и

повседневной жизни, а главное, взаимодействовать с людьми в процессе речевого

общения, совместной деятельности, овладеть национально-культурными нормами

речевого поведения.

Мы, к сожалению, в своей деятельности сталкиваемся с трудностями,

обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний.

Психолого-педагогические

исследования показали,

что

интерес

к

обучению

у

школьников падает, и главные причины этого — перегрузка памяти, необходимость

сухого, неэмоционального воспроизведения информации, отрицательные эмоции (страх

перед оценками и учителем), однообразие уроков.

Разрешением

этого

вопроса

является

использование

активных

средств

формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось

бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной

образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом

аспекте применение учителем-словесником различных средств становится особенно

значимым.

Есть два пути:

1)

работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным,

занимательным;

2)

организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от

творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние

побуждения

к

учению,

вызывал

радостные переживания от овладения

знаниями.

Передо мной стоит задача: включить самого ученика в учебную деятельность,

организовать

процесс

самостоятельного

овладения

детьми

нового

знания,

применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических

и жизненных проблем.

Активизировать познавательный процесс на уроке призвана лингвистическая или

познавательная задача.

«Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок —

так называем мы теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение — подняться

на носки. Когда-то слово носок означало передний конец обуви или чулка. Как

объяснить эти факты?»

Решение: «Во всех приведенных примерах слово нос обозначает переднюю или

выступающую часть различных предметов. Подняться на носки — это, значит,

встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна - это передняя часть и т.д.».

Пути решения выбираются без помощи учителя; происходит «открытие» и

добывание новых знаний. Таким образом, исследовательский метод позволяет внести

в урок, в домашнее задание самостоятельность и активизировать учебный процесс.

Лингвистические задачи, как и математические, необходимо решать, используя

логику, часто на незнакомом материале. Специальных знаний здесь не требуется, но в

самом уроке или домашнем задании они вызывают интерес, не оставляют

равнодушными к уроку сильных учеников.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Почему глагол СКАЗАТЬ в одном

случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?

Эффективен и урок-исследование при повторении, обобщении, комплексной

работе с текстом. Учитель подбирает материал, планирует этапы работы.

Литература: урок-исследование в 5-ом классе: «Две зимние зарисовки» - на

уроке предлагается сравнить два лирических стихотворения А.С. Пушкина «Зимний

вечер» и «Зимнее утро». На первом этапе «исследуются» устаревшие слова

(учащиеся выписывают их из текста, толкуют сначала самостоятельно, а потом

проверяют толкование по словарю), учитель поясняет устаревшие грамматические

формы слов. На втором — ученики выписывают словосочетания, отражающие чувства

и мысли, душевное состояние, сравнивают. На третьем — ищут ключевые слова, на

основе которых формулируют идею поэтического текста (результат-первый опыт

анализа лирического стихотворения).

Русский язык: задание к уроку по теме «Профессиональные слова»: составьте

список

профессиональных слов, разделив их на группы соответственно. Для

выполнения этого задания проведите опрос родителей и знакомых и узнайте у них,

какие термины принято использовать в их профессии.

Задания, подобные этому, можно дать и в качестве домашнего задания к уроку

русского языка. Обсуждение выполненных работ органично впишется в урок.

Особую роль в формировании УУД на уроках русского языка и литературы

играет

театрализация

- одна из форм групповой деятельности учащихся.

Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценировали басни А.И. Крылова,

самостоятельно создали декорации, костюмы.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом.

В УМК под редакцией Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова, по которому я

работаю, усилена речевая направленность. Это позволяет мне не только работать над

формированием речевой компетенции учащихся, но и стимулировать творческую

деятельность, мотивацию к учению. Именно в тексте происходит реализация всех

языковых уровней, именно текст разных типов и стилей речи становится образцом для

обучения высказыванию.

Тексты разного типа речи, художественного и научно – популярного стиля,

тексты о природе, искусстве, истории становятся объектом анализа на уроках русского

языка и литературы, уроков развития речи.

Язык художественных произведений как объект анализа и формирования

продуктивной речевой деятельности обогащает речь школьников, даёт им пример

образности речи, способствуя духовному и нравственному воспитанию,

формированию жизненной и гражданской позиции. В текстах художественной

литературы учащиеся находят образцы диалогической речи, учатся искусству

выражать свои мысли и чувства в общении.

Я использую следующие приёмы работы с текстом.

Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для

построения плана по мере чтения ребята последовательно задают себе вопрос «О чем

здесь говорится?».

Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования

логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и

разветвленная. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены

связи и отношения между элементами.

Прием

составления

сводной

таблицы

позволяет

обобщить

и

систематизировать учебную информацию.

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и

представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по

поводу прочитанного текста.

Прием логического запоминания учебной информации

включает следующие

компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим

учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление

устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление

сводных таблиц. Для формирования метапредметных навыков использую приемы,

направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с

пометками», «Составление кластера».

На своих уроках стараюсь уходить от фронтальной формы работы и внедрять в

свою деятельность групповую форму.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа

парами. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную

задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя,

становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь

внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля (составление и

решение кроссворда)

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К

средствам, формирующим метапредметные навыки на стадии рефлексии, помогающие

творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление

телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу.

Систематически на уроках русского языка и литературы использую такое

средство

формирования

метапредметных

навыков,

как

создание

учащимися

литературных произведений

(сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и

лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных,

коммуникативных УУД, помогает развивать рефлективные способности учащихся.

Это средство в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и

методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход,

на который опирается современное образование.

Хочу обратить внимание на домашние задания. Они в системе развивающего

обучения более гибкие, динамичные, соответствуют уровню развития обучающихся.

По иному ставится учебная задача, она должна формулироваться исходя из совета

Л.Н.Толстого: «чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат,

избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и

понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, и иногда и лучше учителя».

Очень важно научить детей давать оценку выступлениям обучающихся,

выступающих перед классом.

Такой вид задания позволяет развивать учебно-познавательные и культурно-

личностные компетенции обучающихся:

Знание требований при выступлении перед аудиторией;

Сопоставление выступлений и высказывание оценочных суждений;

Критический анализ и аргументация отметок;

Указание

причин

удачных

и

неудачных

моментов

в

выступлениях

одноклассников.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не

только

объектом

изучения,

но

и

средством

обучения

всем

школьным

дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик

плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно

родной язык — это основа формирования и развития мышления, воображения,

интеллектуальных

и

творческих

способностей

учащихся;

навыков

самостоятельной учебной деятельности.

Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности

освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку

и литературе.



В раздел образования