Автор: Яценко Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 103 г. Минеральные Воды
Населённый пункт: г. Минеральные Воды, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Портфолио как средство организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов
Раздел: среднее образование
Портфолио как средство организация рефлексии
образовательной деятельности
через демонстрацию ее результатов и продуктов
Что скажут о тебе другие, коли ты сам
о себе ничего сказать не можешь?
Козьма Прутков
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными
образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе
формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы
является
формирование
совокупности
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы
научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.
Одна из важных задач российского образования – создание системы мониторинга
достижений школьников, полученные ими за рамками обычной классной работы и позволяющей
отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившегося себя.
Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио
ученика, так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их
мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.
Портфолио
– это способ фиксации, накопления и ранжирования индивидуальных
объективных успехов школьника. Назначением портфолио является своеобразная инвентаризация
частных результатов ученика, которые складываются в общую картину его учебной состоятельности
по выбранному профилю дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Иными словами,
основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»!
Главная
цель
технологии
«Портфолио»
-
организация
рефлексии
образовательной
деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов, анализ и оценку, проведённые
автором. Хочу напомнить слова Н. Островского: «Оценка – это правильное кровообращение, без неё
неизбежны застои и болезненные явления».
В течение последних 2 –3 лет многие эксперты в сфере образования выступают за то, чтобы
абитуриент при поступлении в вуз предоставлял специальный портфолио. В него должен входить
средний балл по всем предметам, которые фиксируются в аттестате школьника, а также информация
об успехах на олимпиадах, достижениях на различных конкурсах, участие в общественно значимых
мероприятиях.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил при поступлении в вузы
учитывать не только результаты ЕГЭ абитуриента, но и его портфолио, а также среднюю оценку
за аттестат. Об этом он рассказал на совещании с ректорами государственных вузов. Министр
отметил, что возможность улучшить свои результаты перед поступлением с помощью портфолио
поможет прилежным ученикам и тем, кто имеет склонности к творчеству, спорту, науке.
Когда мы пишем о себе резюме, мы же стараемся указать в нем все те навыки, которыми
обладаем, свои достижения. Так почему ребенок, который учится 11 лет в школе, не может составить
себе такое портфолио? - резюмировал министр.
Каждый ученик должен стремиться к окончанию школы собрать воедино все основные
документы, которые накопились за годы обучения. Индивидуальная папка, в которой
подводятся итоги школьной жизни, - это портфолио ученика 11 класса. Она наглядно
демонстрирует все достижения, открытия, стремления учащегося.
Необходимо помнить, что у такой работы должно быть индивидуальное лицо. И здесь
уместно следовать совету Герберта Спенсера: «Хорошее содержание всегда должно быть в
хорошей форме».
Если даже в портфолио будут использоваться материалы предыдущих
классов, то следует оформить более презентабельно титульный лист, составить оглавление,
четко структурировать материал. Для выпускника "портфель" должен быть строгим и
лаконичным, без лишних вольностей и красочных отступлений. Лишние материалы,
накопившиеся годами, можно убрать в приложение.
Главная цель портфолио одиннадцатиклассника - представить автора продукта умной,
коммуникативной, творческой личностью. Этот накопитель должен создать перспективу для
ученика в дальнейшем выборе профессии, а вузам узнать лучше абитуриента.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению
самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и
пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными
грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его
результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся
способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно
она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.