Напоминание

Портфолио как средство организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов


Автор: Яценко Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 103 г. Минеральные Воды
Населённый пункт: г. Минеральные Воды, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Портфолио как средство организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов
Раздел: среднее образование





Назад




Портфолио как средство организация рефлексии

образовательной деятельности

через демонстрацию ее результатов и продуктов

Что скажут о тебе другие, коли ты сам

о себе ничего сказать не можешь?

Козьма Прутков

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными

образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе

формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы

является

формирование

совокупности

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы

научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.

Одна из важных задач российского образования – создание системы мониторинга

достижений школьников, полученные ими за рамками обычной классной работы и позволяющей

отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившегося себя.

Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио

ученика, так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их

мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.

Портфолио

– это способ фиксации, накопления и ранжирования индивидуальных

объективных успехов школьника. Назначением портфолио является своеобразная инвентаризация

частных результатов ученика, которые складываются в общую картину его учебной состоятельности

по выбранному профилю дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Иными словами,

основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»!

Главная

цель

технологии

«Портфолио»

-

организация

рефлексии

образовательной

деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов, анализ и оценку, проведённые

автором. Хочу напомнить слова Н. Островского: «Оценка – это правильное кровообращение, без неё

неизбежны застои и болезненные явления».

В течение последних 2 –3 лет многие эксперты в сфере образования выступают за то, чтобы

абитуриент при поступлении в вуз предоставлял специальный портфолио. В него должен входить

средний балл по всем предметам, которые фиксируются в аттестате школьника, а также информация

об успехах на олимпиадах, достижениях на различных конкурсах, участие в общественно значимых

мероприятиях.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил при поступлении в вузы

учитывать не только результаты ЕГЭ абитуриента, но и его портфолио, а также среднюю оценку

за аттестат. Об этом он рассказал на совещании с ректорами государственных вузов. Министр

отметил, что возможность улучшить свои результаты перед поступлением с помощью портфолио

поможет прилежным ученикам и тем, кто имеет склонности к творчеству, спорту, науке.

Когда мы пишем о себе резюме, мы же стараемся указать в нем все те навыки, которыми

обладаем, свои достижения. Так почему ребенок, который учится 11 лет в школе, не может составить

себе такое портфолио? - резюмировал министр.

Каждый ученик должен стремиться к окончанию школы собрать воедино все основные

документы, которые накопились за годы обучения. Индивидуальная папка, в которой

подводятся итоги школьной жизни, - это портфолио ученика 11 класса. Она наглядно

демонстрирует все достижения, открытия, стремления учащегося.

Необходимо помнить, что у такой работы должно быть индивидуальное лицо. И здесь

уместно следовать совету Герберта Спенсера: «Хорошее содержание всегда должно быть в

хорошей форме».

Если даже в портфолио будут использоваться материалы предыдущих

классов, то следует оформить более презентабельно титульный лист, составить оглавление,

четко структурировать материал. Для выпускника "портфель" должен быть строгим и

лаконичным, без лишних вольностей и красочных отступлений. Лишние материалы,

накопившиеся годами, можно убрать в приложение.

Главная цель портфолио одиннадцатиклассника - представить автора продукта умной,

коммуникативной, творческой личностью. Этот накопитель должен создать перспективу для

ученика в дальнейшем выборе профессии, а вузам узнать лучше абитуриента.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению

самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,

развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и

пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными

грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его

результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся

способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно

она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.



В раздел образования