Автор: Канивец Виктория Станиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: Роль уроков литературы и внеклассных мероприятий в военно-патриотическом воспитании современных школьников
Раздел: среднее образование
Роль уроков литературы и внеклассных мероприятий в военно-патриотическом
воспитании современных школьников
Канивец Виктория Станиславовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №26
г.Чита, Россия
Аннотация: статья посвящена военно-патриотическому воспитанию школьников. Особое
внимание уделено воспитательному потенциалу предмета «литература» и способам
формирования гражданской позиции учащихся через анализ произведений классической и
современной литературы.
Ключевые слова:
патриотизм, гражданственность, духовность, Родина, Отечество,
национальный характер.
The role of literature lessons and extracurricular activities in the military-patriotic
education of modern schoolchildren
Kanivets Victoria Stanislavovna
teacher of Russian language and literature
MBOU Secondary school No.26 Chita, Russia
Annotation: The article is devoted to the military-patriotic education of schoolchildren. Special
attention is paid to the educational potential of the subject "literature" and the ways of forming a
civic position of students through the analysis of works of classical and modern literature.
Keywords: patriotism, citizenship, spirituality, Homeland, Fatherland, national character.
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из
важнейших задач современной школы, ведь детство - самая благодатная пора для
привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство
гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным
страницам
прошлого.
Государству
нужны
здоровые,
мужественные,
смелые,
инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться,
работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Формирование и развитие патриотических чувств - важнейшая составляющая
процесса воспитания. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-
настоящему гармоничной личности. В важнейших законодательных актах, документах
Правительства, принятых в последние годы, четко и лаконично сформулированы
основные задачи военно-патриотического воспитания молодежи, в совокупности своей
характеризующие сущность, содержание процесса подготовки истинных патриотов
Родины, готовых к защите Отечества. Эти задачи, поставленные, в том числе и перед
школой, весьма сложные и ответственные.
Военно-патриотическое воспитание - многогранный процесс, и решать его надо
комплексно. Ведь формирование нравственных качеств человека не может быть
достигнуто лишь нравственным просвещением, словесными формами воспитательного
воздействия. Для усиленной подготовки именно к военной службе, необходима
непосредственная военно-патриотическая деятельность школьников, в процессе которой у
них закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга
перед Родиной.
Военно - патриотическое воспитание доступными формами вооружает юного
гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как
будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку, ведь смелость, твердость
характера, физическая выносливость необходимы не только защитнику Родины.
Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди,
любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в
любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей.
Ведущая роль в военно-патриотическом воспитании принадлежит учебному
процессу.
Уже
в
младших
классах
учащиеся
осмысливают
такие
понятия
как
Родина ,подвиг, патриот, воин-освободитель, узнают о победах нашего народа, учится
любить родную природу. Именно подвиг и героизм должны быть преподаны в школе.
Пусть дети примеряют к себе качества замечательных людей.
Большое
значение
имеют
предметы
гуманитарного
цикла.
Овладение
историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением
патриотических чувств. На уроках литературы, на примерах положительных героев
художественных
произведений
формируются
нравственные
идеалы
молодежи,
устанавливается живая связь прошлого с современностью, воспитывается чувство
гордости за нашу Родину и народ.
В
школьном
курсе
литературы,
к
сожалению,
уделено
вопросу
военно-
патриотического воспитания недостаточно внимания ,но вариативная часть программы
позволяет реализовать эти задачи. Введение произведений военной тематики воспитывает
у учеников чувство патриотизма, оставляя неизгладимый след в их сердцах.
Самое главное в работе учителя-воспитателя сделать так, чтобы в юном сердце
навсегда поселить святое чувство любви к Родине и народу-победителю, чтобы
Отечество, его могущество, величие и слава - все это стало незыблемым и непоколебимым
как образ самого дорого человека- матери, как прекрасный и вечный мир перед глазами
ребенка. Патриотические убеждения, благородные порывы чувств, осмысление жизни -
все это полно и убедительно звучит на уроках литературы и мероприятиях, посвященных
героизму нашего народа. Долг перед Отечеством, смысл и сущность жизни человека,
мужество и самоотверженность учащиеся познают и искренне переживают, изучая
произведения о Великой Отечественной войне. Защитники Брестской крепости, герои-
панфиловцы, защитники Сталинграда А.Матросов, Н.Гастелло, А.Маресьев и многие
другие как живые ведут разговор с сегодняшними школьниками.
Именно такие моменты формируют в сознании учащихся верность своему народу,
преданность Родине. Служение Отечеству становится для них искренним желанием
защищать Родину, готовность верой и правдой доказать свою любовь к ней. Любовь к
Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот человек может постигнуть
своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей Родины, кто дорожит
родным словом. Как обойтись без творчества А.Твардовского, К.Симонова, Ю.Друниной
и многих других поэтов и писателей. Сорок минут урока литературы - это так мало. Но
этого достаточно, чтобы в сердце и сознании каждого ученика зародилось святое
непреходящее чувство любви к родине и ответственность за ее будущее.
В этих произведениях исторического прошлого пытаюсь реализовать следующие
задачи:
- заинтересовать учеников процессом чтения военно-патриотической литературы;
- формировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы ,в
постоянном
общении
с
историческим
прошлым
родного
края,
посредством
краеведческого материала, историко-архитектурных памятников;
-
формировать
собственную
точку
зрения
на
проблемы
военно-патриотического
воспитания и уметь аргументировано ее, доказывать.
При подборе литературных произведений нужно учитывать их соответствие целям
и
психологическим
особенностям
ребят.
Художественные
произведения
должны
формировать бережное отношение к прошлым заслугам воинов-ветеранов ВОВ, заставить
задуматься о таких понятиях, как Отечество, защитник Отечества.
На уроках литературы и русского языка подростки осмысливают сущность
патриотизма, национального самосознания, учатся мыслить. Изучая героическое прошлое
истории нашей страны на страницах литературных произведений, учащиеся 5-9 классов
раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышляют о
значении победы в ВОВ и роли простого народа о том, что такое настоящие люди, какой
ценой добывается слава родины. На таких уроках происходит беседа о ВОВ,
выразительное чтение стихотворений. Анализ текстов хорошо дополняют репродукции
картин, творческие работы самих учащихся.
Большие возможности принадлежат использования проблемного метода изучения
литературы в старших классах. Проблемный подход будет организован на основе
взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать
сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации,
взвешивать альтернативные мнения ,принимать решения. Такой метод приводит к тому,
что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения,
которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и
соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную
деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный
выбор в определении своей гражданской позиции.
Чтение и анализ произведений военной тематики мы стараемся завершить
внеклассным чтением, экскурсией в исторический музей, просмотром фильмов, которые
еще
раз
дают
школьникам
возможность
прочувствовать
героизм,
патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных военных лет.
Очень важно, чтобы военно-патриотическое воспитание школьников происходило
не только в учебном процессе, но и продолжалось в разнообразных формах внеклассной
работы, это позволит направить инициативу учеников, поможет увязать полученные ими
теоретические знания с практикой. Работа по военно-патриотическому воспитанию в
нашей школе идет направлениями:
1.Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное
направление включает в себя проведение экскурсий, встреч с ветеранами ВОВ,
проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных
мероприятий посвященных великим датам. На Уроках Мужества ребята со слезами на
глазах слушают тех, кто не понаслышке знает о войне, кто испытал и страшную боль от
утраты близких, кто страдал от ран, холода, кто видел врага в лицо, кто стал свидетелем
страшных зверств фашизма. Исполнение песен военных лет - особая форма в воспитании
патриотизма, оно помогает обучающимся прочувствовать то, что трудно объяснить
словами.
2. Военно-патриотические игры, которые оказывают положительное влияние на
организационное укрепление коллектива класса, способствуют развитию общественной
активности детей, воспитанию чувства товарищества, взаимной выручки, отваги и
смелости, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Из большого количества средств и форм военно-патриотической работы в работе с
классом использую следующие (при этом отборе учитываются интересы детского
коллектива):
1. Организация бесед, докладов о войне и мире, боевых традициях и воинском долге,
военных профессиях на уроках русского языка и литературы.
2. Воспитание учащихся на примерах жизни и подвигов земляков.
3. Проведение интересных встреч ребят с ветеранами войны, участниками СВО.
4. Постоянная забота учащихся о ветеранах войны, семьях погибших воинов, оказание им
посильной помощи а также вручение поздравлений, сувениров, открыток, сделанных
своими руками и многое другое.
Мероприятия, проводимые в школе, воспитывают в учащихся чувство милосердия,
доброты,
ответственности.
Формируют
общечеловеческие
нормы
нравственности,
являющиеся
важнейшим
этапом
становления
гражданственности.
Патриотические
мероприятия помогают пережить и осмыслить трудные моменты истории.
Процесс
военно-патриотического
воспитания
непрерывен
и
сложен,
как
непрерывна и сложна сама жизнь. Его нельзя ослаблять ни на один день. Необходимо
помнить, что патриотами не рождаются - ими становятся. Конечная цель военно-
патриотического
воспитания
предполагает
развитие
потребности
добросовестно
трудиться на благо Родины и готовность с достоинством и честью защищать свое
Отечество.
Патриотическое сознание граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ
духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою земля,
свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача. Но она,
безусловно, осуществима ,если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.
В процессе воспитания необходимо направить все усилия на то, чтобы каждый учащийся
понимал, что безопасность Родины обеспечивается и их личным участием в подготовке к
защите Родины. Поколение, которому предстоит пополнить ряды защитников Родины,
должно чувствовать ответственность за судьбу своего Отечества.
Литература:
1. Агапова, И., Давыдова, М. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова,
М.Давыдова. - М.: Айрис-пресс, 2002.-С.7.
2. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,
В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - С.7.
3. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников / Г.Ефремова // Воспитание
школьников. - 2005. - №8. - С.17.
4. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С.Макаренко // Соч.-
М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - С.115.
5. Методика воспитательной работы : учебник для студ.учреждений сред. проф.
образования / под ред. В.П.Сергеевой. - 2-е изд.-М.: Академия, 2011. - С.109-123.
6. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под
ред. В.А.Сластенина. - 6-е изд.- М.: Академия, 2008. - С.123-129.