Напоминание

Роль уроков литературы и внеклассных мероприятий в военно-патриотическом воспитании современных школьников


Автор: Канивец Виктория Станиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: Роль уроков литературы и внеклассных мероприятий в военно-патриотическом воспитании современных школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Роль уроков литературы и внеклассных мероприятий в военно-патриотическом

воспитании современных школьников

Канивец Виктория Станиславовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №26

г.Чита, Россия

Аннотация: статья посвящена военно-патриотическому воспитанию школьников. Особое

внимание уделено воспитательному потенциалу предмета «литература» и способам

формирования гражданской позиции учащихся через анализ произведений классической и

современной литературы.

Ключевые слова:

патриотизм, гражданственность, духовность, Родина, Отечество,

национальный характер.

The role of literature lessons and extracurricular activities in the military-patriotic

education of modern schoolchildren

Kanivets Victoria Stanislavovna

teacher of Russian language and literature

MBOU Secondary school No.26 Chita, Russia

Annotation: The article is devoted to the military-patriotic education of schoolchildren. Special

attention is paid to the educational potential of the subject "literature" and the ways of forming a

civic position of students through the analysis of works of classical and modern literature.

Keywords: patriotism, citizenship, spirituality, Homeland, Fatherland, national character.

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из

важнейших задач современной школы, ведь детство - самая благодатная пора для

привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство

гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным

страницам

прошлого.

Государству

нужны

здоровые,

мужественные,

смелые,

инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться,

работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Формирование и развитие патриотических чувств - важнейшая составляющая

процесса воспитания. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-

настоящему гармоничной личности. В важнейших законодательных актах, документах

Правительства, принятых в последние годы, четко и лаконично сформулированы

основные задачи военно-патриотического воспитания молодежи, в совокупности своей

характеризующие сущность, содержание процесса подготовки истинных патриотов

Родины, готовых к защите Отечества. Эти задачи, поставленные, в том числе и перед

школой, весьма сложные и ответственные.

Военно-патриотическое воспитание - многогранный процесс, и решать его надо

комплексно. Ведь формирование нравственных качеств человека не может быть

достигнуто лишь нравственным просвещением, словесными формами воспитательного

воздействия. Для усиленной подготовки именно к военной службе, необходима

непосредственная военно-патриотическая деятельность школьников, в процессе которой у

них закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга

перед Родиной.

Военно - патриотическое воспитание доступными формами вооружает юного

гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как

будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку, ведь смелость, твердость

характера, физическая выносливость необходимы не только защитнику Родины.

Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди,

любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в

любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей.

Ведущая роль в военно-патриотическом воспитании принадлежит учебному

процессу.

Уже

в

младших

классах

учащиеся

осмысливают

такие

понятия

как

Родина ,подвиг, патриот, воин-освободитель, узнают о победах нашего народа, учится

любить родную природу. Именно подвиг и героизм должны быть преподаны в школе.

Пусть дети примеряют к себе качества замечательных людей.

Большое

значение

имеют

предметы

гуманитарного

цикла.

Овладение

историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением

патриотических чувств. На уроках литературы, на примерах положительных героев

художественных

произведений

формируются

нравственные

идеалы

молодежи,

устанавливается живая связь прошлого с современностью, воспитывается чувство

гордости за нашу Родину и народ.

В

школьном

курсе

литературы,

к

сожалению,

уделено

вопросу

военно-

патриотического воспитания недостаточно внимания ,но вариативная часть программы

позволяет реализовать эти задачи. Введение произведений военной тематики воспитывает

у учеников чувство патриотизма, оставляя неизгладимый след в их сердцах.

Самое главное в работе учителя-воспитателя сделать так, чтобы в юном сердце

навсегда поселить святое чувство любви к Родине и народу-победителю, чтобы

Отечество, его могущество, величие и слава - все это стало незыблемым и непоколебимым

как образ самого дорого человека- матери, как прекрасный и вечный мир перед глазами

ребенка. Патриотические убеждения, благородные порывы чувств, осмысление жизни -

все это полно и убедительно звучит на уроках литературы и мероприятиях, посвященных

героизму нашего народа. Долг перед Отечеством, смысл и сущность жизни человека,

мужество и самоотверженность учащиеся познают и искренне переживают, изучая

произведения о Великой Отечественной войне. Защитники Брестской крепости, герои-

панфиловцы, защитники Сталинграда А.Матросов, Н.Гастелло, А.Маресьев и многие

другие как живые ведут разговор с сегодняшними школьниками.

Именно такие моменты формируют в сознании учащихся верность своему народу,

преданность Родине. Служение Отечеству становится для них искренним желанием

защищать Родину, готовность верой и правдой доказать свою любовь к ней. Любовь к

Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот человек может постигнуть

своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей Родины, кто дорожит

родным словом. Как обойтись без творчества А.Твардовского, К.Симонова, Ю.Друниной

и многих других поэтов и писателей. Сорок минут урока литературы - это так мало. Но

этого достаточно, чтобы в сердце и сознании каждого ученика зародилось святое

непреходящее чувство любви к родине и ответственность за ее будущее.

В этих произведениях исторического прошлого пытаюсь реализовать следующие

задачи:

- заинтересовать учеников процессом чтения военно-патриотической литературы;

- формировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы ,в

постоянном

общении

с

историческим

прошлым

родного

края,

посредством

краеведческого материала, историко-архитектурных памятников;

-

формировать

собственную

точку

зрения

на

проблемы

военно-патриотического

воспитания и уметь аргументировано ее, доказывать.

При подборе литературных произведений нужно учитывать их соответствие целям

и

психологическим

особенностям

ребят.

Художественные

произведения

должны

формировать бережное отношение к прошлым заслугам воинов-ветеранов ВОВ, заставить

задуматься о таких понятиях, как Отечество, защитник Отечества.

На уроках литературы и русского языка подростки осмысливают сущность

патриотизма, национального самосознания, учатся мыслить. Изучая героическое прошлое

истории нашей страны на страницах литературных произведений, учащиеся 5-9 классов

раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышляют о

значении победы в ВОВ и роли простого народа о том, что такое настоящие люди, какой

ценой добывается слава родины. На таких уроках происходит беседа о ВОВ,

выразительное чтение стихотворений. Анализ текстов хорошо дополняют репродукции

картин, творческие работы самих учащихся.

Большие возможности принадлежат использования проблемного метода изучения

литературы в старших классах. Проблемный подход будет организован на основе

взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать

сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации,

взвешивать альтернативные мнения ,принимать решения. Такой метод приводит к тому,

что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения,

которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и

соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную

деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный

выбор в определении своей гражданской позиции.

Чтение и анализ произведений военной тематики мы стараемся завершить

внеклассным чтением, экскурсией в исторический музей, просмотром фильмов, которые

еще

раз

дают

школьникам

возможность

прочувствовать

героизм,

патриотизм,

самоотверженность, трудности и радости грозных военных лет.

Очень важно, чтобы военно-патриотическое воспитание школьников происходило

не только в учебном процессе, но и продолжалось в разнообразных формах внеклассной

работы, это позволит направить инициативу учеников, поможет увязать полученные ими

теоретические знания с практикой. Работа по военно-патриотическому воспитанию в

нашей школе идет направлениями:

1.Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное

направление включает в себя проведение экскурсий, встреч с ветеранами ВОВ,

проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных

мероприятий посвященных великим датам. На Уроках Мужества ребята со слезами на

глазах слушают тех, кто не понаслышке знает о войне, кто испытал и страшную боль от

утраты близких, кто страдал от ран, холода, кто видел врага в лицо, кто стал свидетелем

страшных зверств фашизма. Исполнение песен военных лет - особая форма в воспитании

патриотизма, оно помогает обучающимся прочувствовать то, что трудно объяснить

словами.

2. Военно-патриотические игры, которые оказывают положительное влияние на

организационное укрепление коллектива класса, способствуют развитию общественной

активности детей, воспитанию чувства товарищества, взаимной выручки, отваги и

смелости, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Из большого количества средств и форм военно-патриотической работы в работе с

классом использую следующие (при этом отборе учитываются интересы детского

коллектива):

1. Организация бесед, докладов о войне и мире, боевых традициях и воинском долге,

военных профессиях на уроках русского языка и литературы.

2. Воспитание учащихся на примерах жизни и подвигов земляков.

3. Проведение интересных встреч ребят с ветеранами войны, участниками СВО.

4. Постоянная забота учащихся о ветеранах войны, семьях погибших воинов, оказание им

посильной помощи а также вручение поздравлений, сувениров, открыток, сделанных

своими руками и многое другое.

Мероприятия, проводимые в школе, воспитывают в учащихся чувство милосердия,

доброты,

ответственности.

Формируют

общечеловеческие

нормы

нравственности,

являющиеся

важнейшим

этапом

становления

гражданственности.

Патриотические

мероприятия помогают пережить и осмыслить трудные моменты истории.

Процесс

военно-патриотического

воспитания

непрерывен

и

сложен,

как

непрерывна и сложна сама жизнь. Его нельзя ослаблять ни на один день. Необходимо

помнить, что патриотами не рождаются - ими становятся. Конечная цель военно-

патриотического

воспитания

предполагает

развитие

потребности

добросовестно

трудиться на благо Родины и готовность с достоинством и честью защищать свое

Отечество.

Патриотическое сознание граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ

духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою земля,

свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача. Но она,

безусловно, осуществима ,если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.

В процессе воспитания необходимо направить все усилия на то, чтобы каждый учащийся

понимал, что безопасность Родины обеспечивается и их личным участием в подготовке к

защите Родины. Поколение, которому предстоит пополнить ряды защитников Родины,

должно чувствовать ответственность за судьбу своего Отечества.

Литература:

1. Агапова, И., Давыдова, М. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова,

М.Давыдова. - М.: Айрис-пресс, 2002.-С.7.

2. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,

В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - С.7.

3. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников / Г.Ефремова // Воспитание

школьников. - 2005. - №8. - С.17.

4. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С.Макаренко // Соч.-

М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - С.115.

5. Методика воспитательной работы : учебник для студ.учреждений сред. проф.

образования / под ред. В.П.Сергеевой. - 2-е изд.-М.: Академия, 2011. - С.109-123.

6. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под

ред. В.А.Сластенина. - 6-е изд.- М.: Академия, 2008. - С.123-129.



В раздел образования