Автор: Давлетова Дилфуза Раузильевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОБУ СОШ№1 с Бакалы Муниципального района
Населённый пункт: Бакалинский район РБ
Наименование материала: открытый урок
Тема: Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии
Раздел: среднее образование
Продолжительность урока - 45 минут.
Тип урока – игра
Способы обучения: индивидуально-групповой
План-конспект урока
Обобщение систематизации знаний по теме: Важнейшие представители
неорганических веществ. Количественные отношения в химии.
Цели урока:
Образовательные:
-обобщить, систематизировать знания учащихся об основных классах
неорганических соединений;
- закрепить навыки решения задач (расчётных и экспериментальных);
-продолжить формировать навыки экспериментальной работы
Развивающие:
-способствовать овладению основными способами мыслительной
деятельности;
- развивать навыки самоконтроля при выполнении поставленных задач на
уроке и самооценки результатов своего труда;
- научить исследованию, умению анализировать и обобщать результаты
исследования с помощью компьютерных технологий;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к предмету, настойчивость, работоспособность,
доброжелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству и
взаимопомощи;
-развивать коммуникативные навыки, работая в команде.
Знания: знание основных химических терминов, классов
неорганическихсоединений; формул соединений, основных признаков
кислот, солей, оснований, оксидов.
Умения: составлять формулы основных классов неорганических веществ,
распознавать вещества, наблюдать, делать выводы.
Навыки: совершенствование выполнения лабораторных опытов, работы в
группах и индивидуально, закрепление изученного материала.
Способы обучения: индивидуально-групповой
Средства обучения:проектор, компьютер, презентация урока, химические
тренажеры (карточки – задания),
лабораторное оборудование
в пронумерованных пробирках растворы щелочей, кислот,соль, индикаторы
В игре участвуют:
основные игроки – учащиеся 8 класса;
2 человека – помощники;1 помощник за компьютером.
Ведущий – учитель.
Ход урока:
I Организация деятельности(3 мин.).
Эпиграф урока
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном
понимании и искусном применении того, что знаешь»
А. Дистервег
(немецкий педагог)
Тема нашего урока: Важнейшие представители неорганических
веществ. Количественные отношения в химии.
Целью нашего урока:
Обобщить знания об основных классах неорганических соединений.
Проведем мы его в форме игры.
Игра состоит из нескольких этапов-конкурсов с разными заданиями,
оценивает вашу работу учитель с помощниками.
Помощники: Митрофанова Арина и БикмаевРасуль.
За показ презентаций: Кириллов Ярослав
Вы заранее распределились по командам и выбрали капитана.
Правила работы группы:
1.Внимательно прочитайтепредложенные вам задания.
2.Обсудите ход выполнение заданий и план работы.
3.Выполняете задания и оформляете результат работы на карточках.
4Представьте свою работу (подумайте, кто из вас будет отвечать по каждому
заданию).
5.Дайте оценку своей работе в группе и работе группы в целом.
II. Осуществление деятельности. (40 мин.)
К основным классам неорганических веществ
относят :оксиды,кислоты,основания,соли. Прошу командам дать определение
своим названиям. Теперь участникам, которые давали определения терминам
прошу выйти к доске .Найти на столе карточки состава соединений и с
помощью магнита прикрепить к соответствующему классу.
(На доске написаны изученные термины (оксиды, основания, кислоты, соли),
учитель просит дать определения и определить состав соединений.)(5 мин)
Конкурс 1 «Теоретическая разминка».
(индивидуальный) За каждый правильный ответ – 1 балл (время - 5 мин).
1.Вопрос:Какой оксид является самым распространённым на всей
планете?Он также придает сочность фруктам и точит камень!
Ответ: Н2O – вода
2.Вопрос:Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вдох,
Чтоб я на свет явиться мог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, дыме, я везде!
Вопрос: О каком оксиде идёт речь?
Ответ: CO2 – оксид углерода (IV), углекислый газ
3.Вопрос: Какая кислота разъедает стекло?
Плавиковая или фтороводородная
4.Вопрос:Какая кислота содержится в желудочном соке?
Соляная или хлороводородная
5.Вопрос:Какая кислота широко используется в быту?Какая кислота
используется для гашения соды.
Уксусная
6.Вопрос: Какую кислоту (твердую при нормальных условиях)
добавляют в напитки для придания им кислого привкуса?
Лимонную
7.Вопрос: В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина? (Щелочи)
8.Вопрос: Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:
Ответ:Это – поваренная соль.
Представитель этой группы веществ часто используется для приготовления
пищи и носит название хлорид натрия.(Соли)
Конкурс 2 «Найди родственников»(индивидуально-групповой)
За одну минуту распределите вещества на оксиды, кислоты, соли, основания
и запишите их в таблицу. Капитан распределяет роли.
Команда №1
K
2
O,Н
2
SO
3
,КOH, FeCl
3
, P
2
O
5
, HF, Ba(OH)
2
, Al
2
(SO
4
)
3
, H
2
CO
3,
Al(OH)
3
,МnО
Команда №2
ВaO, HCl, CuSO
4
, HNO
3
, Na
2
O,BaF
2
, Fe(OH)
3
,NaNО
3
, BaO, Ca(OH)
2
, H
2
CO
3
Команда №3
Cu(OH)
2
, H
3
PO
4
, Li
2
O, AlCI
3
, KOH, ZnO, CaSO
4
,Fe(NO
3
)
3
, SiO
2
, HВr, Fe(OH)
2
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Название команды:оксиды
№1.Распределите вещества на оксиды, кислоты, соли, основания и запишите их в
таблицу.
K
2
O, Н
2
SO
3
, КOH, FeCl
3
, P
2
O
5
, HF, Ba(OH)
2
, Al
2
(SO
4
)
3
, H
2
CO
3,
Al(OH)
3
, МnО
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли
K
2
O
P
2
O
5
МnО
Н
2
SO
3
HF
H
2
CO
3
КOH
Ba(OH)
2
Al(OH)
3
FeCl
3
Al
2
(SO
4
)
3
1балл
1балл
1балл
1балл
Название команды:кислоты
№2.Распределите вещества на оксиды, кислоты, соли, основания и запишите их в
таблицу.
ВaO, HCl, CuSO
4
, HNO
3
, Na
2
O, BaF
2
, Fe(OH)
3
, NaNО
3
, CaO, Ca(OH)
2
, H
2
CO
3
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли
ВaO
Na
2
O
CaO
HCl
HNO
3
H
2
CO
3
Fe(OH)
3
,
Ca(OH)
2
CuSO
4
,
BaF
2
NaNО
3
1балл
1балл
1балл
1балл
Название команды:соли
№3.Распределите вещества на оксиды, кислоты, соли, основания и запишите их в
таблицу.
Cu(OH)
2
, H
3
PO
4
, Li
2
O, AlCI
3
, KOH, ZnO, CaSO
4
, Fe(NO
3
)
3
, SiO
2
, HВr, Fe(OH)
2
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли
Li
2
O
ZnO
SiO
2
H
3
PO
4
HВr
Cu(OH)
2
,
KOH
Fe(OH)
2
AlCI
3
CaSO
4
Fe(NO
3
)
3
1балл
1балл
1балл
1балл
Название команды:основания
№4.Распределите вещества на оксиды, кислоты, соли, основания и запишите их в
таблицу.
RbOH, HBr, Mn(NO
2
)
3
, BeO, NaOH, K
2
SO4, CO
2
, HI, Cl
2
O
7
, H
2
SiO
3
, Zn(OH)
2
, K
2
CO
3
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли
BeO
CO
2
Cl
2
O
7
HBr
HI
H
2
SiO
3
RbOH
NaOH
Zn(OH)
2
Mn(NO
2
)
3
K
2
SO4
K
2
CO
3
1балл
1балл
1балл
1балл
Представитель каждой команды называет представителей своего
класса.Спикеры команд передают результаты работ моим помощникам.
Конкурс 3 «Составь формулу»(групповой)
Составьте формулы веществ из предложенных «осколков» и назовите их.
За каждый правильный ответ – 1 балл (время - 5мин).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
HNO
3
ALPO
4
CaO
NaOH
HBr
HCl
KH
NaNО
3
CuO
KOH
KBr
KCl
LiH
КNО
3
LiNO
3
CaSO
4
LiOH
NaBr
NaCl
NaH
Спикеры команд передают результаты работ помощникам.
Физминутка(5 мин)
Учитель А сейчас мы с вами выполним упражнение для глаз.
Упражнение для глаз -«Отдыхаем»
И прежде всего, дадим нашим глазам отдых. Для этого необходимо растереть
ладони рук до приятного ощущения тепла, затем сложив ладони крест-
накрест положить на глаза, так чтобы ни один лучик не проходил.
Досчитайте про себя до десяти и откройте глаза. Теперь ваши глаза готовы к
упражнениям.
Конкурс 4«Химические упражнения»
Командам распределяем задания. Время на подготовку (5 мин)
Количество баллов зависит от упражнения.
1.Соотнесите формулу вещества и его название:
1
Ca(OH)2
А
нитрат кальция
2
CaO Б сероводородная кислота
3
H2S
В
хлорид кальция
4
Ca(NO3)2
Г
гидроксид кальция
5
CaCl2
Д оксид кальция
Ответ:
1 2 3 4 5
Г Д Б А В
2.Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной
кислоты?
а) сильная;
б) двухосновная;
в) бескислородная
Г) растворимая
3.Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите типы
химических реакций
1)
MgO + HNO3 → Mg(NO3)2 + H2O
2)
Fe+ H2O→H2↑+ Fe2O3
3)
Cl2O7 + H2O → HClO4
Ответы:
MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O- реакция обмена
2)
4Fe+ 3H2O=3H2↑+ 2Fe2O3- реакция замещения
3)
Cl2O7 + H2O =2HClO4- реакция соединения
За правильную расстановку коэффициентов-1 балл за реакцию,
максимально-3балла
За правильное определение типов реакции по 1 баллу за тип,
максимально-3 балла.
Итого-6 баллов
4.Составьте модели молекул заданных веществ согласно их валентности
S03 H2 SS02
Конкурс 5 «Химическая экспертиза».
Задача № 1. Каждой команде выдается по три пробирки с веществами: КОН,
НС1, NаС1. За1мин, используя растворы индикаторов лакмус и
фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке находится каждое
вещество.
№1 прилить лакмус,№2 прилить фенолфталеинКакая команда быстрее
определила,та и отвечает, (время 3 мин)
В пробирке №1-кислота (1 балл)
В пробирке №2-щёлочь(1 балл)
В пробирке №3-соль (1 балл)
Конкурс 6 «Химия и математика»
Капитан команды получает конверт с задачами и раздает в произвольном
порядке, затем все приступают к решению. (За каждую правильно решенную
задачу - 1 балл). На решение задач – 5мин.
1. Сколько молей содержится в 100л оксида серы(IV) SO
2
при н.у?(ответ:4.46
моль)
2. Найдите объем, который при н.у. займут 3 г сероводородаH
2
S.(ответ:2л)
3. Сколько молей серной кислоты содержится в 196 г серной кислоты?
ответ:2 моль)
4.Сколько молекул содержится в 44,8л углекислого газа СO
2
?
(ответ:
12,04*10^23
)
Итоги игры
Учитель: подведем итоги:
Мои помощники подсчитали какое количество баллов заработала команда и
участников активно учавствовавших на уроке.
Команда набравшая наибольшее количество баллов в конкурсах получает
оценку 5,остальные команды оцениваются по убыванию баллов.
Активные участники тоже получают оценки. Кто у нас набрал баллы?
Прошу выступить Митрофанову Арину.
Количество баллов
Оценка
5
4
3
Закрепление.
И для закрепления того, что мы с вами повторили сегодня, выполним
тест «Улыбка». В задании по вариантам выберите правильный ответ и
поставьте соответствующую точку на рисунке. А теперь соедините эти точки
линией.
Вариант 1.
1) Изпредложенногоперечнявыберитеоксид:
а) Na
2
О; б) Na(OH); в) H
3
PO
4
2) Вещества, состоящиеизатомов Н и
кислотныхостатковназываются:
а) основание; б) кислота; в) соль.
3) В
растворахщелочейфенолфталеинимеетцвет
:
а) бесцветный; б) синий;
в)малиновый.
4)
Изпредложенногоперечнявыберитещелочь:
а) гидроксиджелеза (II);
б)гидроксиднатрия; в)
гидроксидцинка (II).
5) Вещества, состоящиеизатомовметаллов
и кислотныхостатковназываются:
а)соли; б) кислоты; в) основания.
Затем поднимите свои работы и я увижу ваши улыбки.
.