Напоминание

Формирование функциональной грамотности через ресурсы образовательной онлайн-платформы Учи.ру


Автор: Показеева Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №144 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Формирование функциональной грамотности через ресурсы образовательной онлайн-платформы Учи.ру
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс на тему:

«Формирование функциональной грамотности

через ресурсы образовательной онлайн-платформы Учи.ру»

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на моем мастер-классе.

А начать я хотела бы с притчи.

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в

лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано:

«Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с

надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего

полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай».

Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без

чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на

каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно

будет попасть туда, куда хочешь.

- Как вы думаете, в чём урок притчи?

- На мой взгляд, он заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность

применять эти добытые знания и умения в жизненной ситуации. Это то, чему мы должны

сегодня учить детей. Говоря современными терминами - это умение называется

функциональной грамотностью.

Это самое главное, чему мы должны учить детей.

Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой

цели?

Мы понимаем, что возникает необходимость в освоении новых эффективных форм и

приемов обучения, которые будут направлены на развитие познавательной, мыслительной

активности, на отработку практических умений в новых образовательных ситуациях, т.е.

на формирование функциональной грамотной личности ученика.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней

средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В целях

обеспечения реализации федеральных образовательных программ начального, основного

и

среднего

общего

образования

образовательные

организации

для

участников

образовательных отношений должны создать условия, обеспечивающие возможность

формирования функциональной грамотности обучающихся.

Составляющие функциональной грамотности:

• Читательская грамотность

• Математическая грамотность

• Естественнонаучная грамотность

• Финансовая грамотность

• Критическое мышление

• Глобальные компетенции

- читательская грамотность — это уровень владения навыками чтения и понимания текста.

Включает в себя способность правильно произносить слова, понимать и интерпретировать

прочитанное, а также умение анализировать и синтезировать информацию;

- математическая грамотность — это способность понимать роль математики в мире,

высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику

так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности.

-

естественно-научная

грамотность

-

способность

человека

занимать

активную

гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно

объяснять

явления;

понимать

особенности

естественно-научного

исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

- финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также

навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных

решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества,

обеспечивающее участие в экономической жизни.

- креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки

и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он

не сталкивался раньше;

- глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений,

взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном

взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при

участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от

человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают

влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности

• добывать информацию

• применять её в жизни

В своей работе я активно использую интерактивную образовательную платформу

«Учи.ру.

Практико-ориентированные задания Учи.ру формируют у школьников предметные и

межпредметные связи и учат использовать знания в различных сферах жизни. У заданий

есть единая сюжетная линия. Они построены по принципу многоступенчатости и учат

школьников понимать материал, исключая избыточную информацию. Регулярные занятия

на

платформе

Учи.ру

позволяют

достигнуть

высокого

результата

в

развитии

функциональной

грамотности

благодаря

метапредметности,

запоминающимся

персонажам и жизненности ситуаций, описанных в заданиях.

Чтобы выдать ученикам упражнения для развития функциональной грамотности,

учителю необходимо открыть личный кабинет, перейти в сервис «Мои задания», нажать

на кнопку Выдать задание в тестовых упражнениях, после чего выбрать предмет

«Функциональная грамотность» и вид.

Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования

функциональной читательской грамотности на уроках следует уделять большое внимание.

А

занятия

на

Учи.ру

позволяют

достигнуть

высокого

результата

в

развитии

функциональной грамотности

Это даёт нам уверенность в том, что наши ученики будут функционально грамотными.

Надеюсь, вам будет полезен мой опыт использования платформы. Спасибо за внимание!



В раздел образования