Автор: Показеева Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №144 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Формирование функциональной грамотности через ресурсы образовательной онлайн-платформы Учи.ру
Раздел: начальное образование
Мастер-класс на тему:
«Формирование функциональной грамотности
через ресурсы образовательной онлайн-платформы Учи.ру»
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на моем мастер-классе.
А начать я хотела бы с притчи.
Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в
лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано:
«Думай», а на втором: «Делай».
— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?
— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с
надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего
полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай».
Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без
чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на
каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно
будет попасть туда, куда хочешь.
- Как вы думаете, в чём урок притчи?
- На мой взгляд, он заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность
применять эти добытые знания и умения в жизненной ситуации. Это то, чему мы должны
сегодня учить детей. Говоря современными терминами - это умение называется
функциональной грамотностью.
Это самое главное, чему мы должны учить детей.
Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой
цели?
Мы понимаем, что возникает необходимость в освоении новых эффективных форм и
приемов обучения, которые будут направлены на развитие познавательной, мыслительной
активности, на отработку практических умений в новых образовательных ситуациях, т.е.
на формирование функциональной грамотной личности ученика.
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В целях
обеспечения реализации федеральных образовательных программ начального, основного
и
среднего
общего
образования
образовательные
организации
для
участников
образовательных отношений должны создать условия, обеспечивающие возможность
формирования функциональной грамотности обучающихся.
Составляющие функциональной грамотности:
• Читательская грамотность
• Математическая грамотность
• Естественнонаучная грамотность
• Финансовая грамотность
• Критическое мышление
• Глобальные компетенции
- читательская грамотность — это уровень владения навыками чтения и понимания текста.
Включает в себя способность правильно произносить слова, понимать и интерпретировать
прочитанное, а также умение анализировать и синтезировать информацию;
- математическая грамотность — это способность понимать роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности.
-
естественно-научная
грамотность
-
способность
человека
занимать
активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно
объяснять
явления;
понимать
особенности
естественно-научного
исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также
навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных
решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества,
обеспечивающее участие в экономической жизни.
- креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки
и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он
не сталкивался раньше;
- глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений,
взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном
взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при
участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от
человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают
влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности
• добывать информацию
• применять её в жизни
В своей работе я активно использую интерактивную образовательную платформу
«Учи.ру.
Практико-ориентированные задания Учи.ру формируют у школьников предметные и
межпредметные связи и учат использовать знания в различных сферах жизни. У заданий
есть единая сюжетная линия. Они построены по принципу многоступенчатости и учат
школьников понимать материал, исключая избыточную информацию. Регулярные занятия
на
платформе
Учи.ру
позволяют
достигнуть
высокого
результата
в
развитии
функциональной
грамотности
благодаря
метапредметности,
запоминающимся
персонажам и жизненности ситуаций, описанных в заданиях.
Чтобы выдать ученикам упражнения для развития функциональной грамотности,
учителю необходимо открыть личный кабинет, перейти в сервис «Мои задания», нажать
на кнопку Выдать задание в тестовых упражнениях, после чего выбрать предмет
«Функциональная грамотность» и вид.
Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования
функциональной читательской грамотности на уроках следует уделять большое внимание.
А
занятия
на
Учи.ру
позволяют
достигнуть
высокого
результата
в
развитии
функциональной грамотности
Это даёт нам уверенность в том, что наши ученики будут функционально грамотными.
Надеюсь, вам будет полезен мой опыт использования платформы. Спасибо за внимание!