Автор: Соломатина Инна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГКУ "Красноярский детский дом №1"
Населённый пункт: г.Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Су-джок» терапия для детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
«Су джок» терапия для детей с ОВЗ
Подготовила:
Учитель-логопед Соломатина И. М.
КГКУ «Красноярский детский дом №1»
Красноярск 2025
«Рука является вышедшем наружу головным мозгом»
И.Кант
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»
В.А.Сухомлинский
«Пальцы помогают говорить»
М.Монтессори
Актуальность
Если ребёнку систематически развивать тонкую моторику
пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.
Цель:
Скорректировать речевые нарушения у детей с помощью использования
Су – Джок терапии.
Задачи:
1.
Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок.
2.
Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
3.
Повышать уровень компетентности педагогов в вопросах коррекции речевых
нарушений у детей.
4.
Нормализовать
мышечный
тонус (что
особенно
важно
для
детей
с
различными
двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой
дисфункцией);
5.
Активизировать межполушарное
взаимодействие,
синхронизировать
работу
обоих
полушарий мозга;
6. Развивать тактильную чувствительность;
7. Развивать познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
Методику разработал
профессор Пак Чже Ву
В переводе с корейского
"Су" означает – кисть "Джок" – стопа.
мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова
Метод Су Джок - это ультрасовременное направление, объединяющее древние
знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.
Достоинства Су- Джок терапии:
- Высокая эффективность;
- Абсолютная безопасность;
- Универсальность;
- Простота применения.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии активно
использую в качестве массажа при
•
дизартрических расстройствах,
•
для развития мелкой моторики,
•
с целью общего укрепления организма.
Приемы Су –Джок терапии:
Массаж специальным шариком
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Мячик-ёжик мы возьмём,
Покатаем и потрём.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ёжика на стол,
Ручкой ёжика прижмём
И немножко покатаем,
Потом ручку поменяем.
Массаж ладоней и пальцев рук массажным шариком
1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте
массажные движения, катая шарик вперёд-назад.
2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте
круговые движения, катая шарик по ладоням.
3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как
будто закручиваете крышку).
4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как
будто открываете крышку).
6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в
стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Массаж эластичным кольцом
упражнения выполняются сначала на правой руке, затем на левой.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише пальчик не шуми
Наших братцев не буди.
Встали пальчики- ура,
В детский сад идти пора.
-
Мальчик-пальчик, Где ты был? (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
-
С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-
С этим братцем щи варил, ( надеваем кольцо Су Джок на средний палец )
-
С этим братцем кашу ел, ( надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-
С этим братцем песни пел ( надеваем кольцо Су Джок на мизинец).
Коррекция произношения (автоматизация звуков)
Пальчиковая игра «Ш»
ребенок
поочередно
надевает
массажное
кольцо
на
каждый
палец,
одновременно
проговаривая
стихотворение на автоматизацию поставленного звука.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный )
Этот малыш-Алеша, ( средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья ( мизинец).
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, ( указательный)
Эта малышка-Маша, ( средний)
Эта малышка-Даша, ( безымянный)
А меньшую зовут Наташа ( мизинец).
Массаж эластичным кольцом
упражнения выполняются сначала на правой руке, затем на левой.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише пальчик не шуми
Наших братцев не буди.
Встали пальчики- ура,
В детский сад идти пора.
-
Мальчик-пальчик, Где ты был? (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
-
С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-
С этим братцем щи варил, ( надеваем кольцо Су Джок на средний палец )
-
С этим братцем кашу ел, ( надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-
С этим братцем песни пел ( надеваем кольцо Су Джок на мизинец).
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в
собственном теле, развитие памяти, внимания.
«Лево – право различаю,
каждый свой я пальчик знаю»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за
спину и т.д.;
«Глазки закрывай,
на каком пальце,
колечко– угадай»
ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а ребёнок должен назвать, на какой палец
какой руки надето кольцо.
«Бабочка»
Не ползет, и не бежит,
Над цветком она кружит.
За витком идет виток,
Вот и села на цветок!
«Футбол»
Поиграю я в футбол,
И забью в ворота – гол!
Формы работы с детьми:
Пальчиковая гимнастика
Автоматизация звуков
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Развитие памяти, внимания
Выполнение гимнастики
Звуковой анализ и слоговая структура слова
Совершенствование навыков употребления предлогов
Использование Су – Джок терапии
способствует коррекции речевых
нарушений у детей.
Информационные источники:
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь» СПб.: Дельта, 2001
Ивчатова Л.А. «Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми»
Логопед - 2010. №1.