Напоминание

"Читательский дневник в начальной школе - польза или вред?"


Автор: Петрукович Елена Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1584
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Читательский дневник в начальной школе - польза или вред?"
Раздел: начальное образование





Назад




ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – ПОЛЬЗА

ИЛИ ВРЕД?

В современной начальной школе одним из обязательных элементов

литературного образования является читательский дневник. Мнения

родителей

и

педагогов

о

его

необходимости

разделяются:

одни

считают его полезным инструментом для развития ребенка, другие –

лишней нагрузкой, убивающей интерес к чтению. Давайте разберемся,

в чем польза читательского дневника и есть ли у него недостатки.

Что такое читательский дневник?

Читательский дневник – это тетрадь или блокнот, в котором ребенок

записывает

прочитанные

книги,

кратко

излагает

сюжет,

отмечает

главных

героев

и

свои

впечатления.

Иногда

учителя

добавляют

творческие задания: нарисовать иллюстрацию, написать отзыв или

придумать альтернативную концовку.

Польза читательского дневника

1. Развитие навыков осознанного чтения

– Ребенок учится анализировать текст, выделять главное,

запоминать детали.

– Формируется привычка вдумчиво работать с книгой, а не

просто пробегать глазами по строчкам.

2. Тренировка письменной речи

– Краткий пересказ или отзыв помогают развивать грамотность и

умение выражать мысли.

– Постепенно ребенок учится строить логичные и связные

тексты.

3. Контроль чтения

– Учитель и родители видят, какие книги прочитал ребенок, и

могут оценить его прогресс.

– Дневник дисциплинирует, особенно если школьник склонен

откладывать чтение «на потом».

4. Развитие памяти и мышления

– Запоминая сюжет и героев, ребенок тренирует память.

– Размышления над прочитанным развивают критическое

мышление.

Возможный вред и недостатки

1. Формальный подход

– Если заполнение дневника становится рутиной, ребенок может

начать воспринимать его как «домашнюю работу», а не как

способ лучше понять книгу.

– Некоторые дети просто переписывают аннотации из интернета,

не вникая в текст.

2. Потеря интереса к чтению

– Если требования слишком строгие (например, писать большие

отзывы по каждой книге), чтение может ассоциироваться с

принуждением.

– Творческим детям могут не нравиться шаблонные задания.

3. Дополнительная

нагрузка

Для

некоторых

школьников

(особенно

медлительных

или

неусидчивых) ведение дневника становится еще одним сложным

делом, отнимающим время.

Как сделать читательский дневник полезным?

Чтобы дневник не превратился в формальность, важно:

Давать свободу выбора – разрешить ребенку самому решать, о

каких книгах писать.

Сделать его творческим – добавлять рисунки, наклейки, схемы,

чтобы процесс был увлекательным.

Не перегружать – пусть записи будут краткими, но

содержательными.

Обсуждать прочитанное – это поможет ребенку глубже понять

книгу и выразить свои мысли.

Вывод: польза или вред?

Читательский

дневник

это инструмент,

и

его

эффективность

зависит от того, как его используют. Если подход гибкий и учитывает

интересы ребенка, он принесет пользу. Если же он становится скучной

обязаловкой – может отбить охоту к чтению.

Главное – сохранить любовь к книгам, а не превратить чтение в

механический

процесс.

Поэтому

важно

находить

баланс

между

анализом текста и удовольствием от самого чтения.



В раздел образования