Напоминание

"Классическая музыка - как метод воспитания общей духовной культуры"


Автор: Полянская Елена Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки"
Населённый пункт: Смоленская область, г.Смоленск
Наименование материала: ДОП музыкально - эстетической направленности
Тема: "Классическая музыка - как метод воспитания общей духовной культуры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

№ 06 от «11» января 2023 г.

Дополнительная образовательная программа

музыкально – эстетической направленности

«Классическая музыка -

как метод воспитания общей духовной культуры

»

Составитель: Е.В. Полянская,

преподаватель

Смоленск, 2022

Оглавление:

стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Цели, задачи, результаты программы

4

3

Сроки реализации и формы реализации программы

5

4

Содержание программы и тематической планирование

6

5

Список рекомендуемой литературы

7

1.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа музыкально – эстетической

направленности «Классическая музыка как метод воспитания общей духовной

культуры» (далее – Программа) разработана на основе «Рекомендаций по

организации образовательной и методической деятельности при реализации

общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом

Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ,

а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания

теории и истории музыки в детских музыкальных школах.

Современные

педагогические

концепции

строятся

на

формировании

личности через культуру. Культурологический подход в воспитании человека

предполагает формирование способности ценить прекрасное, мыслить творчески,

сохранять и приумножать родную и мировую культуры. Среди всех видов

искусства именно музыка играет основополагающую роль в формировании

личностных качеств человека, его духовном развитии.

Роль духовной музыки в становлении юного музыканта, недостаточно

разработана в современной музыкальной педагогике.

Духовная музыка – вокальная и инструментальная музыка, связанная с

текстами различного содержания и предназначенная для использования во время

богослужений или в быту.

Вплоть до XVII века главным центром музыкальной культуры оставалась

церковь. В рамках христианской культуры были созданы высокохудожественные

ценности, складывались многие музыкальные жанры, развивались музыка,

нотация, педагогика.

К жанру церковной музыки обращались такие великие композиторы, как

К.Монтеверди,

И.С.Бах,

Й.Гайдн,

Ф.Шуберт,

Р.Шуман.

Среди

русских

композиторов – М.И.Глинка, П.И.Чайковский, А.Т.Гречанинов, Н.А.Римский-

Корсаков, С.В.Рахманинов и многие другие.

Духовная музыка, как часть национальной культуры знакомит детей с

историей и традициями народа, воспитывает музыкальные вкусы на шедеврах

мирового искусства. Это поможет в дальнейшем расширить их представления о

музыке всех времён и жанров.

В настоящее время духовная музыка стала объектом пристального

внимания. Её изучают не только в консерваториях и музыкальных колледжах, но

и в школах, основываясь на общих принципах и задачах музыкального

образования.

2. Цели, задачи, результаты программы

Целью дополнительной образовательной программы музыкально –

эстетической направленности «Классическая музыка как метод воспитания общей

духовной культуры» является приобщение к духовной музыке как части мировой

культуры, облагораживание

чувств, обеспечение развития творческих и

индивидуальных способностей, овладение знаниями и представлениями в области

теории

и

истории

музыки,

формирование

устойчивого

интереса

к

самостоятельной деятельности в области музыкального искусства и как следствие

воспитание общей духовной культуры.

развитие музыкального восприятия;

формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического

вкуса;

приобретение учащимися системы опорных знаний, умений и способов

музыкальной

деятельности,

обеспечивающих

базу

для

последующего

самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и

самовоспитания;

воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к

высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;

развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной

музыке других народов с целью ознакомления с духовной культурой этих

народов;

приобщение

к

народной,

классической

и

современной

песне,

формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

формирование умения использовать полученные знания и навыки в

быту и на досуге;

Задачами программы:

-

знакомство

с

широким

кругом

музыкальных

произведений

и

формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

-

воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе

слушания;

-

осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных

явлениях и средствах выразительности;

-

формирование устойчивого интереса и любви к духовной музыке, как

части музыкальной культуры в целом;

-

овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;

-

знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве.

-

организация общественно-полезной и досуговой деятельности в тесном

взаимодействии с социумом.

-

включение в разностороннюю деятельность.

-

организация занятости в свободное от учёбы время.

-

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с

педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих

проблем.

-

развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям

(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для

формирования здорового образа жизни.

-

организация информационной поддержки.

-

совершенствование материально-технической базы организации досуга

учащихся.

-

реализация основных программ по направлениям развития личности:

духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

-

организовать

общественно-полезную

и

досуговую деятельность

учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания,

учреждений культуры, семьями обучающихся;

-

выявить

интересы,

склонности,

способности,

возможности

обучающихся к различным видам деятельности;

-

оказать помощь в поисках «себя»;

-

развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

-

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и

навыков;

-

развить

опыт

неформального

общения,

взаимодействия,

сотрудничества.

Результаты: формирование позитивного отношения к базовым духовным

ценностям и к социальной реальности в целом, приобретение учащимися

опыта

самостоятельного

духовного

действия

и

исследовательской

деятельности.

3.Сроки реализации и формы реализации программы

Срок реализации Программы соответствует сроку обучения в ДМШ по

программам ДПОП в области искусств: 8 лет, 5 лет.

Формы реализации Программы:

1

Аудиторное занятие по учебному предмету «Разговоры о музыке»:

- занятия проводятся в мелкогрупповой форме (от 2 до 10 человек);

- занятия проводятся один раз в учебную неделю, продолжительностью 1

академический час;

- максимальная нагрузка по учебному предмету «Разговор о музыке» при

8летнем сроке обучения составляет 360 час.

Из них: 256 часов -

аудиторные занятия, 87 – самостоятельная работа;

- максимальная нагрузка по учебному предмету «Разговор о музыке» при

5летнем сроке обучения составляет 220 час.

Из них: 165 часов -

аудиторные занятия, 55 – самостоятельная работа;

2

Участие обучающихся в творческой работе духовной направленности:

- интеллектуально – творческие проекты;

- дискуссии;

- беседы;

- викторины и познавательные игры.

3

Участие

обучающихся

в

мероприятиях

творческо

духовной

направленности:

- коллективные посещения учреждений духовной и общей культуры

4. Содержание программы и тематической планирование

Программа

направлена

на

создание

предпосылок

для

творческого,

музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических

взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками

восприятия

музыкальных

произведений,

приобретение

учащимися

опыта

творческого взаимодействия в коллективе.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся

и ориентирована на:

-

развитие художественных способностей и формирование потребности в

общении с музыкальным искусством;

-

воспитание

в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,

способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности.

Программа

взаимодействует с учебными предметами исполнительской

подготовки и историко-теоретической

подготовки. Благодаря полученным

теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками

осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи,

навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных

направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать

полученные знания в исполнительской деятельности.

Программа рассчитана на 8 и 5 лет обучения. В Программе учтен принцип

систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении

поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового

материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных

возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит

постепенно.

Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет

единую

стержневую

тему,

вокруг

нее

объединяются

остальные

разделы

содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность

поставленных задач (концентрический метод).

8 и 5 лет обучения:

Главная задача первого года обучения - увлечь учащихся в многообразный,

мир духовной музыки, познакомить с её основными понятиями.

Рассказать об особенностях православного календаря, древних обрядах и

музыкальных инструментах.

Второй год обучения знакомит учащихся с музыкальными произведениями,

раскрывающими красоту Божьего мира. С такими явлениями как времена года,

время суток. Удивительным животным миром как творением Божьим и наконец

с образом человека как венцом творения.

Третий год затрагивает такой нравственный аспект как добродетель.

Воспитательный момент представлен вокальной и инструментальной музыкой

для детей России 19в.

Четвертый год обучения посвящён изучению западноевропейской духовной

музыки в творчестве великих композиторов разных эпох. Начиная с раннего

средневековья до Барокко.

Пятый год обучения продолжает знакомить детей с духовными

произведениями западноевропейских композиторов, периоды классицизма и

романтизма.

8 лет обучения:

Шестой год посвящён истории развития русской духовной музыки,

начиная с восточной (византийской) традиции и охватывает период 4 – 18в.в

Отдельный раздел затрагивает историю развития колокольного искусства.

Задача седьмого года обучения - раскрыть вклад выдающихся русских

композиторов 19 - начала 20в.в. в развитии церковного музыкального искусства.

Восьмой год знакомит с духовным творчеством композиторов советского и

постсоветского периодов, обобщая изученный материал.

5. Список рекомендуемой литературы

1.

Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых

терминов и понятий. М., 1978

2.

Выгодский Л. Психология искусства. М., 1968

3.

Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989

4.

Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988

5.

Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990

6.

Митрополит

Смоленский

и

Дорогобужский

Исидор

(Тупикин),.ЗыбинаТ.М,.Дидук И.А «Православная культура Смоленской земли»

Учебное пособие для 8класса ОО М:ООО «Русское слово - учебник», 2019

7.

АндрицоваМ.Ю., ВалуевД.В., Довгий Т.П. «История православной культуры

земли

Смоленской»:

учебное

пособие

дляосновой

и

старшей

ступеней

образовательных школ. Смоленск «Универсум», 2004

8.

Осадчая О.О. «Духово - нравственная культура» учебно – методическое

пособие для начальных классов общеобразовательных школ

год обучения. С-

Пб. "Троицкая школа" 2007

9.

Сутковская Г.М., ЮрченкоА.П., Шадрина

Е.М. Серия альбомов «Мир

детства 100 лет назад» (песенки, пьесы, ансамбли для фортепиано). Осень. Зима.

Весна. Лето С-Пб. Издательство СПбГУ 2002

10.

«Рождественские народные песнопения»

Сборник для детского хора.

Составитель Болдышева И.С -Пб.: «Тетра», 2012

11.

«Празднуем Рождество» Детские рождественские песенки. ООО Студия

«Крук - Престиж» М. 2002

12.

БолдышеваИ.Рождество Христово в песенной традиции

православных

народов России. Санкт-Петербург, 2010.

13.

Богданова Е. «Свет Рождества» Песни для детей. «Школа радости» М., 2007

14.

«С Рождеством Христовым!».

АлексееваА.С. Составитель ИПО «Лев

Толстой» М.1995

15.

Полянская

Е.В.

«Духовно-нравственное

образование

в

православном

детском саду» (из опыта работы) Методическое пособие «Свиток» Смоленск,

2015

16.

Дроздихин

И.. Учебное пособие для звонарей храмов и монастырей.

«Мастерская Ильи Дроздихина» М.,2017

17.

«Колокола. История и современность». Составитель Пухначёв Ю.В. «Наука»

М., 1985

18.

«Знаменитые колокола России». Составитель Козлов В.Ф., М., «Отечество –

Крайтур» 1994

19.

Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения.

Учебное пособие. Ростов- на –Дону «Феникс» 2012



В раздел образования