Напоминание

Дизайн


Автор: Поротова Анастасия Алексеевна
Должность: Преподаватель художественного класса
Учебное заведение: МБУ ДО "Сунтарская ДШИ" с\п Эльгяй
Населённый пункт: с.Эльгяй, Сунтарский улус, Республика Саха (Я)
Наименование материала: Программа
Тема: Дизайн
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сунтарская детская

школа искусств» с.Эльгяй

Утверждаю: директор СДШИ Согласовано: завуч СДШИ

___________А.К. Степанов _____________Л.В. Кириллина

«_26__»_февраля_2021 г. «_26_»_ февраля_2021 г.

Дизайн

Преподаватель: Поротова Анастасия Алексеевна

2021г

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка.

II.

Содержание учебного предмета.

III.

Содержание к уровню подготовки обучающихся.

IV.

Формы и методы контроля, система оценок.

V.

Рекомендуемая литература.

Пояснительная записка

Дизайн в переводе с английского языка означает: замысел, проект, рисунок,

чертеж.

«Дизайн» есть образное проектирование того, чего еще нет и не было в

природе, ни в культуре, но что могло бы возникнуть, произойти, быть

построенным,

изготовленным

в

ходе

целенаправленной

человеческой

деятельности».

В повседневной жизни слово «дизайн» по отношению к изделию имеет два

значения. Первое значение слова «дизайн» связано с тем, как выглядит вещь.

Выражение «мне нравится дизайн» применительно к предмету включает в себя

понятие о красоте и предполагает именно такое понимание.

На занятиях учащиеся познакомятся с основными законами композиции;

научатся определять стиль в интерьере и выделять зоны жилого пространства, и

научатся

пользоваться

нехитрыми

правилами

организации

быта

и

своего

пространства.

На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование любой

вещи требует умений рисовать, моделировать из бумаги, картона, лепить из

глины

,соленого

теста

и

пластилина.

Точно

так

же

необходима

знание

теоретических

основ

рисунка,

цветоведения,

композиции,

декоративно

прикладного искусства, черчения, лепки ,моделирования.

Цель: Создание условий для привития практических навыков и умений

детям через занятия «Дизайн».

Задачи:

1. Развивающие:

Развить творческие способности через самостоятельность, инициативу и

дифференциацию;

Научить учащихся пользоваться своими возможностями и талантами;

2. Воспитательные:

Способствовать приобретению детьми умений и навыков, корректировки

собственной жизненной позиции, активно приобщая их к участию в

общественной жизни коллектива, развить социальную активность;

Расширить представление учащихся о нормах культурной жизни;

Развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в

процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

Организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского

творчества.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

Распределения учебного материала по годам обучения;

Описание дидактических единиц учебного предмета;

Требования к уровню подготовки обучающихся;

Формы и методы контроля, система оценок;

Методическое обеспечение учебного процесса.

В

соответствии

данными

направлениями

строится

основной

раздел

программы «содержание учебного предмета».

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 4 года срок

реализации учебного предмета «Дизайн» составляет 4 года лет.

При реализации программы учебного предмета «Дизайн»

продолжительность учебных занятий с первого по с четвертой классы составляет

33 недели ежегодно.

Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия по учебному предмету «Дизайн» проводятся в форме

аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций.

Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в

форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс

обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального

подходов.

Объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Дизайн»

программы «Живопись» со сроком обучения 4 года составляет:

аудиторные занятия:

1 - 4 классы - по 1 час в неделю.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).

Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и

основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного

творчества.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и

фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной

работы

обучающиеся

могут

пользоваться

Интернетом

с

целью

изучения

дополнительного материала по учебным заданиям.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Дизайн» построено с учетом возрастных

особенностей

детей,

а

также

с

учетом

особенностей

развития

их

пространственного мышления; включает теоретическую и практическую часть.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и

способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на

применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы

освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-

прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного

творчества.

Учебный план

Тема.

Колич

.

часов.

Теори

я

Практич

.

часть.

Содержание.

1 год обучения

Вводное занятие

1ч.

1ч.

-

Условия

безопасной

работы.

Знакомство

с

инструментами,

материалами.

Разновидности

бумаги

1ч.

История возникновения бумаги.

Ознакомление с разновидностями

бумаги - по фактуре, толщине,

цвету.

Поделки

из

бумаги.

Самостоятельная

творческая

работа.

Секреты бумаги

0,5

2,5

Сгибание бумаги, складывание,

разметка, резание ножницами по

прямолинейному,

криволинейному,

на

глаз.

Крепление деталей из бумаги с

помощью клея и ниток.

Бумажное

разноцветье.

Цветовое

сочетание.

6ч.

5ч.

Цветовой спектр. Хроматические

и

ахроматические

цвета.

Сочетание

цветов.

Контрастное

сочетание

бумаги.

Самостоятельная работа.

Бумажное чудо.

1ч.

5ч.

Отработка приема:

Криволинейные сгибы.

Оригами,

складывание.

3ч.

-

Салфетка для праздничного стола.

Уроки вырезания.

6ч.

Трансформация плоскости в

объем. Декорирование. Связь с

живописью, графикой.

Симметричное

вырезание.

6ч.

1ч.

5ч.

Упражнения

на

симметричное

вырезывание.

Вырезание

гирлянды,

украшений

для

изделий.

Всего:

33ч

6,5ч

26,5ч

Тема.

Колич

.

часов.

Теори

я

Практич

.

часть.

Содержание.

2 год обучения

Введение

1ч.

1ч.

-

Обсуждение и анализ кружка за

прошедший

год.

Планирование

будущей работы.

«Карандашница»

3ч.

0,5ч

2,5ч

Плетение корзиночки,

карандашницы из бумажных

лент

«Деревья для

белочки», работа

по методу

проекта.

6ч.

Композиционный прием;

выделение главного. Цветная

бумага. Черный или белый фон.

Контраст.

«Бабочка»

отработка

приема:

вырезание путем

складывания.

3ч.

0,5ч

2,5ч

Закрепление навыка вырезание

путем сложения. Декорирование

бабочек. Полуобъемная

композиция

«Первый снег».

Коллективная

работа.

6ч.

Полуобъемная композиция.

Бумага белая, серая, гофра картон.

Элемент мозаики.

«Сказочные

домишки».

Коллективная

работа.

композиция,

составленная

11ч.

композиция, составленная из

вырезанных фигур простых

геометрических форм. Воспитание

чувства цветовой гармонии.

Элементы полуобъема.

Бусы для куклы.

3ч.

Орнаментальный ряд.

Чередование цвета и формы.

(национальное шитье)

Всего:

33ч.

8ч.

25ч.

Тема.

Колич

.

часов.

Теори

я

Практич

.

часть.

Содержание.

3 год обучения

Введение

Бумажная

пластика.

1ч.

1ч.

-

Из истории бумажной пластики.

Инструменты для работы.

Использование свойства бумаги

для пластики.

Знакомство

с

техникой работы

для

выполнения

бумажной

пластики

5ч.

Упражнения

-

практическое

занятие.

Сказочные герои

9ч.

Конструирование простых фигур,

коллективная работа.

Коллаж

Из истории коллажа.

Знакомство с техникой работы.

Упражнения.

Искусственный

бонсай

7ч.

Изготовление интерьерных

композиций

Роспись по стеклу

6ч.

История витражного искусства.

Техника росписи по стеклу.

Изготовление витража.

Всего:

33ч

24ч

Тема.

Колич

.

часов.

Теори

я

Практич

.

часть.

Содержание.

4 год обучения

Введение

1ч.

1ч.

-

Обсуждение и анализ кружка за

прошедший

год.

Планирование

будущей работы.

Декоративная

рамка

3ч.

1ч.

2ч.

Декорирование рамок различным

поделочным и природным

материалом

Цветоведение.

Композиция.

4ч.

1ч.

3ч.

Изготовление интерьерной

композиции из искусственных

цветов для оформления штор,

подушек. Защита проектов.

Роль цвета в

интерьере.

Украшение стен и

пола.

Техника - коллаж. История

стилей. Стиль барокко. Защита

проектов

Отделочные

работы

в

интерьере

7ч.

Окрашивание отделочной бумаги

или предметов интерьера под

мрамор. Защита проектов

Роспись

по

трафарету

7ч.

Рисунки на строительной плитке.

Ручная роспись. Защита проектов.

Всего:

33ч

6ч.

27ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретения которых

обеспечивает программа учебного предмета «Дизайн»:

знание понятий «объемность», «пропорция», «характер предметов»,

«плоскость», «сквозной», «рельеф», «круговой обзор», «композиция».

Знание оборудования и различных материалов.

Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции,

форму.

Умение работать с натуры и по памяти.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически

на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой

предусмотрено

введение

оценки

практическую

работу

и

теоретическую

грамотность.

Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных

выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий

контроль) может проводится в форме собеседования, обсуждения, решения

тематических кроссвордов, тестирования.

Критерии оценок

По

результатам

текущей,

промежуточной

и

итоговой

аттестации

выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5(отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком

уровне,

его

работа

отличается

оригинальностью

идеи,

грамотным

исполнением, творческим подходом.

4(хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но

прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные

ошибки.

3

(удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки

(по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима

постоянная помощь преподавателя.

График промежуточной и итоговой аттестации

Класс

Вид, форма и время проведения аттестации

Промежуточная

Полугодия

Итоговая

1 класс

Зачет,контрольный

урок

1,2

2 класс

Зачет,контрольный

урок

3,4

3 класс

Зачет,контрольный

урок

5,6

4 класс

Зачет,контрольный

урок

7,8

Экзамен

Методическое обеспечение учебного процесса

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и

учетом уровня развития детей.

Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы

обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся

программой применяются также следующие методы:

объяснительно-иллюстративные

(демонстрация

методических

пособий,

иллюстраций);

частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); творческие

(творческие задания, участие детей в конкурсах); исследовательские (исследование

свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);

игровые

(занятие-сказка,

занятие-путешествие,

динамическая

пауза,

проведение праздников и др.).

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая

проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Создание

творческой

атмосферы

на

занятии

способствует

появлению

и

укреплению

у

учащихся

заинтересованности

в

собственной

творческой

деятельности. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся

является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение

художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих

мероприятиях).

Средства обучения

-

материальные:

учебные

аудитории,

специально

оборудованные

наглядными пособиями, мебелью;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,

фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные

доски;

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Для

полноценного

усвоения

программы

предусмотрено

введение

самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от

аудиторных

занятий,

которые

выполняются

в

форме

домашних

заданий

«упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением

шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие

обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательных заведениях.

Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в

специальном «Альбоме домашних заданий».

Список методической литературы:

1.

«Дизайн и декор интерьера». Н. Игнатова. Издательство Агата . Москва.

2009г.

2.

Занятия в школе Дизайн. Е.Г.Вершинникова, Р.В.Игнатьева. Издательство

Учитель 2011.

3.

Модульное оригами. В.В.Гончар Издательство Айрис пресс. Москва 2011.

4.

366 модели оригами. Т.Б.Сержантова Издательство Айрис-пресс 2005.

5.

Изобразительное искусство и художественный труд. Б.М.Неменского

Издательство Просвещение 2010.

6.

Оригами постигаем шаг за шагом. Анна Эм. Изд. Харвест 2008.

7.

Художественно-творческая деятельность. Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова.

Издательство Учитель 2008.

8.

Классные безделушки и украшения из бумаги, теста, глины и пластилина.

Ж.Ховорот Издательство Fun Crafts for kids 2000.

9.

Учебный комплект для начальной школы. Я все умею делать сам. Татьяна

Геронимус АСТ-ПРЕСС ШКОЛА 2003.

10.207 лучших подарков своими руками. О.В.Белякова. Издательство ИКТЦ

Лада 2009.

11. 100 поделок из бумаги. Г.И.Должена. Академия развития Ярославль 2000.

12.Оригами для всей семьи. Т.Б.Сержантова. Издательство Айрис-пресс 2007.

13.Сказка оригами. Игрушки из бумаги.С.Соколов. ЭКСМО 2004.

14. 100 оригами. Г.И.Долженко. Издательство Академия развития 2000.

15.Из простой бумаги мастерим как маги. М.И.Нагибина. Издательство

Академия развития 2000.



В раздел образования