Автор: Скоробогатова Виктория Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ начальная школа №30
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Формирование основ читательской грамотности обучающихся 1-х классов: приёмы и способы работы
Раздел: начальное образование
Тема выступления "Формирование основ читательской грамотности
обучающихся 1-х классов: приёмы и способы работы".
Формирование читательской грамотности обучающихся
это одна из
актуальных проблем современного образования. Научить детей правильному,
беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна
из главных задач начального обучения.
Сейчас мы сталкиваемся со следующими проблемами:
многие дети имеют низкую скорость чтения;
зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при
чтении;
не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
затрудняются кратко пересказать содержание прочитанного.
Именно поэтому необходимо формировать читательскую грамотность,
начиная с первых дней детей в школе.
В связи с этим мы задумались над вопросами: «Как привить интерес
ребенка к чтению?», «Какие методы и приемы способствуют развитию
успешного читателя в младшем школьном возрасте?».
Под читательской грамотностью, кроме умения читать, понимается
способность
человека
понимать
и
использовать
письменные
тексты,
размышлять над их содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Чтобы достичь высокого уровня читательской грамотности, дети должны
в совершенстве овладеть следующими читательскими действиями: вычитывать
детали (единицы информации), содержащиеся в тексте, впрямую упомянутые в
нем, делать прямые умозаключения исходя из этой информации.
Эти два читательских действия связаны с опорой на текст. Следующие
действия требуют более высокого уровня мышления детей: интерпретировать и
интегрировать отдельные сообщения текста; оценивать содержание, язык и
форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Здесь
уже
недостаточно
умения
работать
с
текстом,
нужны
фундаментальные составляющие, которые уже сформированы у наших детей:
умение
логически
мыслить,
достаточный
уровень
техники
чтения,
определенный уровень речевого развития, мотивация (желание работать) и их
жизненный опыт.
Все это должно быть. Но мы, понимаем, что не каждый ребенок к
приходу в школу, и даже к уровню 2, 3, 4 класса, обладает фундаментальными
составляющими на должном уровне. Поэтому наша задача для формирования
читательской грамотности, помимо развития основных умений, постоянно
работать над развитием базовых компонентов.
Формирование
читательской
грамотности
связано
с
освоением
определенных речевых единиц: слог, слово, словосочетание, предложение.
Геометрически последовательность работы с речевыми единицами можно
изобразить в виде перевернутой пирамиды (рис. 1). В нижнем слое пирамиды
находится минимальная осмысленная речевая единица – слово, далее – фраза
(сочетание слов), из фраз мы строим предложение (это уже целая мысль, а не
просто сочетание слов), из предложений мы строим тексты и из текста выходим
в надтекстовое пространство.
рис.1 Последовательность работы с речевыми единицами
И поскольку все основывается на минимальной единице – слове, мы
начинаем работать над развитием читательской грамотности именно с
минимальных единиц: слогов и слов.
С возрастом каждый из слоев пирамиды постепенно расширяется, а
значит, в круг жизни ребенка входят новые компоненты слоя. Поэтому в
течение всего периода обучения школьников учителя должны включать
задания на работу с каждой речевой единицей данной пирамиды.
На начальном этапе формирования элементарной грамотности работаем
со слогами. И как только у ребенка какое-то количество букв, которое он
поставил вместе, соединил в слоги слияния, сложилось единое слово и обрело
смысл, мы начинаем работать со словом. Особенно эффективно этот процесс
проходит
с
использованием
игровых
технологий.
Используем
такие
методические приемы, как: прочесть зашумленные слова, разделить сплошной
ряд букв на слова, выделить слова в ряду букв, чистоговорки, и др. (рис.2)
рис 2. Приемы работы со словом
Речевая разминка (чистоговорки, скороговорки) способствует подготовке
к
говорению
и
совершенствованию
навыков
владения
своим
речевым
аппаратом. Одним она помогает исправлять недостатки речи, другим – не
терять приобретённые ранее навыки, всем - позволяет настроиться на урок и
подготовить речевой аппарат к говорению. Буквосочетания или блоки
записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения
на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного
внимания. Эффект проговаривания способствует формированию внутренних
обобщенных схем, является основой формирования внутренней речи.
Как
предпосылку
правильного
чтения
используем
упражнения,
вырабатывающие внимание к слову и его частям, такие как:
- слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной.
- сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса.
- корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка.
- связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или
«спрашивают-спрашивали, расспрашивать-расспрашивали».
При этом необходимо учить детей понимать, что слова существуют не
сами по себе. В словах существует логика: между ними можно образовывать
связи, образовывать группу, слова могут обозначать одно и тоже или быть
противоположными
по
значению,
они
могут
классифицироваться,
располагаться в определенной последовательности и т. д. Здесь нам на помощь
приходят различные наглядные пособия, картинки, карточки, интерактивная
доска, электронные образовательные ресурсы. Детям младшего школьного
возраста присущи любознательность, высокая эмоциональная возбудимость, и
такие приемы, как выделить лишнее слово, классификация предметов,
выстраивание слов в определенной последовательности, соотнесение слов с
картинками, придумать предложение по картинке активизирует мыслительную
деятельность детей, способствует более глубокому проникновению в смысл
слова.
В результате у учащихся формируется интерес к чтению, повышается
активность, что имеет немаловажное значение. И начинается новый этап
работы – работа с предложением. На что же мы должны обращать внимание
при работе с предложением, чтобы выйти на уровень формирования
читательской грамотности?
Во-первых, это порядок слов в предложении и логическое ударение.
(Саша читает книжку. Книжку читает Саша. Это разные предложение. Здесь
смещено логическое ударение за счет порядка слов). И это надо отрабатывать!
Использовать карточки-распечатки с заданиями: составить предложение из
данных слов; предложения, в которых изменен порядок слов; предложения, в
которых мы будем отвечать на вопросы (рис. 3). Во-вторых, это эмоциональная
окраска предложения. Об этом тоже нужно говорить с первого класса. Какие
средства для этого используются, какие слова? Почему, читая разные
предложения мы меняем интонацию? Почему в конце одного предложения
ставится восклицательный знак, а в конце другого – вопросительный знак или
точка. Отвечая на такие вопросы, появляется повод поразмыслить…
рис.3 Приемы работы с предложениями
Третий слой пирамиды - текст. Для нахождения и преобразования
информации при работе с текстом используем такие приемы, как режим
щадящего чтения, орфографическое чтение, чтение – канон, чтение цепочкой.
Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым
заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения и позволяет
ученику открывать в нем что-то новое, чего он не заметил при первом
прочтении. Для отработки техники чтения применяю прием «Жужжащее
чтение». Оно было основным элементом при обучении чтению в школе В.А.
Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан и применяется во многих
школах. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают
одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со
своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение
пяти минут.
Еще один эффективный прием - чтение на время. В конце каждого урока
оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер скорости чтения.
Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить
результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.
Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаем виды
заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным: чтение
самого красивого места в рассказе; нахождение по данному началу или концу
предложения всего предложения; нахождение предложения или отрывка,
отражающего главную мысль рассказа; чтение, пометка непонятных слов;
нахождение
в
рассказе
и
чтение
сочетаний:
(существительное
+
прилагательное, существительное + глагол, местоимение + глагол), чтение с
выписыванием слов для цитат и словаря, нахождение в рассказе самого
длинного слова.
Параллельно с развитием навыка чтения должна вестись работа по
развитию других видов речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
Для этого используем Диктант Федоренко. Зрительный диктант
это система
предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на
количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10
секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает развить память;
тренировать внимание; усвоить элементарные правила грамматики; быстрее
научиться читать. Данный вид работы положительно влияет на формирование
навыка
беглого
чтения,
поскольку
позволяет
комплексно
развивать:
оперативную память; внимание, периферическое зрение наряду с центральным.
У школьника формируется способность угадывать слова по контурам, тем
самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений. Кроме
этого, авторская методика помогает ребёнку справиться с трудностями
произношения, которые связаны с особенностями дикции, артикуляции.
Когда текст переходит в жизнь детей – это высший, надтекстовый
уровень. Создание собственных творческих произведений по материалам
прочитанного, сочинение продолжения рассказа, создание бумажного театра,
составление
собственных
рассказов,
комиксов.
К
этому
уровню
с
первоклассниками мы только стремимся.
рис. 5. Надтекстовый уровень.
Во втором полугодии у первоклассников вводится русский язык.
Появляются слова, обозначающие предмет, признак, действие, словарные
слова. И снова продолжается работа со словом…
Развитие
читательской
грамотности,
это
задача
не
только
урока
литературы. Процесс формирования грамотного читателя может быть только
комплексным. Даже уроки музыки и изобразительного искусства могут
служить нам поддержкой. Когда мы оцениваем произведения искусства,
тексты, музыку, их чувственную сторону, мы говорим о звуках, которые мы
слышим, о музыкальности стихотворных текстов. Значит, мы можем осваивать
и это пространство с точки зрения развития читательской грамотности.
Таким образом, сочетание указанных приемов способствует эффективной
организации работы по формированию читательской грамотности.
Читательская грамотность является базовым навыком функциональной
грамотности.
Развивая
читательскую
грамотность
мы
формируем
функциональная грамотность обучающихся.