Напоминание

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Автор: Карабутова Людмила Тимофеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Мбоу "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Медногорска""
Населённый пункт: г. Медногорск, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Раздел: полное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Большое значение в формировании и развитии у школьников экологических знаний

имеет

проведение

нестандартных

уроков

с

использованием

уроков-дискуссий,

практических уроков, игровых уроков. Проводятся уроки-экскурсии в природу при

изучении отдельных тем. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся

многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко

используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и другими предметами

школьной

программы.

Эффективность

и

результативность

образовательной

и

воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса

обучающихся

посредством

активного

применения

современных

образовательных

технологий – использования ИКТ, проектного метода, личностно-ориентированного

образования, в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание

уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве,

так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на

уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается

о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков.

Применение различных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном

образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом

учащихся. В 5 классе на уроках биологии очень эффективны игровые формы уроков в

сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из

начального звена в основное, что очень важно с позиции здоровьесбережения. Учащиеся с

удовольствием

готовят

сообщения

по

данной

тематике.

В 6 классе при изучении биологии эффективно используются ИКТ, которые

позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Изучение строения

растений проводится при помощи лабораторных работ. Такие темы как: «Природные

сообщества», «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир»

проводятся в виде экскурсий.

При проведение уроков биологии в 7-8 классе эффективно используется проектный

метод при проведении исследовательских работ. Практикуется использование ИКТ,

элементы

опережающего

обучения

в

виде

индивидуальных

сообщений

и

докладов, активно формируются на научной основе гигиенические и санитарные знания и

навыки

(элементы

здоровьесбережения).

У

учащихся

формируется

установка

– «окружающий мир природы разнообразен и прекрасен, в нем нет ничего лишнего,

научись

жить

в

гармонии

с

ним,

береги

и

охраняй

его».

В 9 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание

уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных

знаний.

Помимо

традиционных

занятий,

здесь

эффективно

применяются

уроки-

дискуссии. Так же активно используются межпредметные связи с ОБЖ. Можно

предложить учащимся творческую работу по написанию авторской программы «Как

прожить 100 лет». В данной работе ребята смогут проанализировать состояние своего

здоровья и составить для себя программу, придерживаясь которой они смогут дожить до

100 лет. Особое внимание в данной работе следует уделить правилам здорового образа

жизни,

особенностям

физиологии

человека

и

вреда

некоторых

привычек.

При изучении основ общей биологии в 10-11 классе используются все вышеназванные

формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки,

особое

внимание

уделяется

формированию

естественнонаучного

мировоззрения

учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с

социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее

человечества как биологического вида (при изучении тем по генетике, селекции,

эволюции и экологии). Ключевая идея здоровьесбережения – «здоровье каждого

индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом».

В 10-11 классах продолжается изучение общебиологических разделов. Знания,

полученные в 9 классе, расширяются и углубляются. У учащихся приходит осознание

гармонической сущности природы, механизма ее функционирования и понимание того,

как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. При правильном

понимании

действия

антропогенных

факторов

формируется

истинная

оценка

современных экологических проблем, появляется готовность к созиданию, установка на

рациональное природопользование. Такие знания и умения помогают школьникам понять

возможность экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой

природе, развить осознание ценности жизни (здоровьесберегающий компонент) и

значение

ее

разнообразия

для

природы

и

человечества.

В программе 10 класса не так много тем, связанных с экологическим воспитанием.

Проблемы экологии можно затронуть при изучении онтогенеза (влияние окружающей

среды на развитие организма), в теме изменчивость и причины мутаций (роль условий

внешней

среды

в

развитии

и

проявлении

признаков)

В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и среды,

основы экологии и влияние человека на биосферу. Предлагаются темы проектных работ,

связанные с мониторингом загрязнения окружающей среды в микрорайоне, составление

экологического

паспорта

школы,

составление

карты

источников

загрязнения

в

микрорайоне.

Особое место занимают уроки с использованием ИКТ и современных технических

средств обучения. В этом очень помогает учебное пособие «1С:Школа.Экология,10-11

классы» и серия «Наглядная школа» «Введение в экологию». Здесь собран богатый

материал, который можно использовать на уроках для формирования экологического

сознания учащихся: большое количество фотографий животных и растений, в том числе

занесенных в Красную книгу, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, работа с 3D-

моделями, слайд-шоу, демонстрации, дидактические игры. Для проверки уровня

экологических знаний учащихся предложены экологические тесты и задания с элементами

моделирования, с неполными данными, с элементами исследования, контрольные

вопросы, упражнения и задачи.

Экологически ориентированный урок должен отвечать следующим требованиям:

- экологические аспекты должны пронизывать все педагогические цели, стоящие перед

уроком;

- образовательная цель (выступать как элемент содержания экологических знаний);

-

развивающая

цель

(сформировать

умения

готовности

учащихся

использовать

приобретаемые

знания

для

решения

экологических

задач)

-

воспитательная

цель

(побуждение

учащихся

к

природоохранной

активности).



В раздел образования