Автор: Карабутова Людмила Тимофеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Мбоу "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Медногорска""
Населённый пункт: г. Медногорск, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Раздел: полное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Большое значение в формировании и развитии у школьников экологических знаний
имеет
проведение
нестандартных
уроков
с
использованием
уроков-дискуссий,
практических уроков, игровых уроков. Проводятся уроки-экскурсии в природу при
изучении отдельных тем. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся
многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко
используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и другими предметами
школьной
программы.
Эффективность
и
результативность
образовательной
и
воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса
обучающихся
посредством
активного
применения
современных
образовательных
технологий – использования ИКТ, проектного метода, личностно-ориентированного
образования, в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание
уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве,
так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на
уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается
о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков.
Применение различных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном
образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом
учащихся. В 5 классе на уроках биологии очень эффективны игровые формы уроков в
сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из
начального звена в основное, что очень важно с позиции здоровьесбережения. Учащиеся с
удовольствием
готовят
сообщения
по
данной
тематике.
В 6 классе при изучении биологии эффективно используются ИКТ, которые
позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Изучение строения
растений проводится при помощи лабораторных работ. Такие темы как: «Природные
сообщества», «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир»
проводятся в виде экскурсий.
При проведение уроков биологии в 7-8 классе эффективно используется проектный
метод при проведении исследовательских работ. Практикуется использование ИКТ,
элементы
опережающего
обучения
в
виде
индивидуальных
сообщений
и
докладов, активно формируются на научной основе гигиенические и санитарные знания и
навыки
(элементы
здоровьесбережения).
У
учащихся
формируется
установка
– «окружающий мир природы разнообразен и прекрасен, в нем нет ничего лишнего,
научись
жить
в
гармонии
с
ним,
береги
и
охраняй
его».
В 9 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание
уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных
знаний.
Помимо
традиционных
занятий,
здесь
эффективно
применяются
уроки-
дискуссии. Так же активно используются межпредметные связи с ОБЖ. Можно
предложить учащимся творческую работу по написанию авторской программы «Как
прожить 100 лет». В данной работе ребята смогут проанализировать состояние своего
здоровья и составить для себя программу, придерживаясь которой они смогут дожить до
100 лет. Особое внимание в данной работе следует уделить правилам здорового образа
жизни,
особенностям
физиологии
человека
и
вреда
некоторых
привычек.
При изучении основ общей биологии в 10-11 классе используются все вышеназванные
формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки,
особое
внимание
уделяется
формированию
естественнонаучного
мировоззрения
учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с
социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее
человечества как биологического вида (при изучении тем по генетике, селекции,
эволюции и экологии). Ключевая идея здоровьесбережения – «здоровье каждого
индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом».
В 10-11 классах продолжается изучение общебиологических разделов. Знания,
полученные в 9 классе, расширяются и углубляются. У учащихся приходит осознание
гармонической сущности природы, механизма ее функционирования и понимание того,
как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. При правильном
понимании
действия
антропогенных
факторов
формируется
истинная
оценка
современных экологических проблем, появляется готовность к созиданию, установка на
рациональное природопользование. Такие знания и умения помогают школьникам понять
возможность экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой
природе, развить осознание ценности жизни (здоровьесберегающий компонент) и
значение
ее
разнообразия
для
природы
и
человечества.
В программе 10 класса не так много тем, связанных с экологическим воспитанием.
Проблемы экологии можно затронуть при изучении онтогенеза (влияние окружающей
среды на развитие организма), в теме изменчивость и причины мутаций (роль условий
внешней
среды
в
развитии
и
проявлении
признаков)
В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и среды,
основы экологии и влияние человека на биосферу. Предлагаются темы проектных работ,
связанные с мониторингом загрязнения окружающей среды в микрорайоне, составление
экологического
паспорта
школы,
составление
карты
источников
загрязнения
в
микрорайоне.
Особое место занимают уроки с использованием ИКТ и современных технических
средств обучения. В этом очень помогает учебное пособие «1С:Школа.Экология,10-11
классы» и серия «Наглядная школа» «Введение в экологию». Здесь собран богатый
материал, который можно использовать на уроках для формирования экологического
сознания учащихся: большое количество фотографий животных и растений, в том числе
занесенных в Красную книгу, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, работа с 3D-
моделями, слайд-шоу, демонстрации, дидактические игры. Для проверки уровня
экологических знаний учащихся предложены экологические тесты и задания с элементами
моделирования, с неполными данными, с элементами исследования, контрольные
вопросы, упражнения и задачи.
Экологически ориентированный урок должен отвечать следующим требованиям:
- экологические аспекты должны пронизывать все педагогические цели, стоящие перед
уроком;
- образовательная цель (выступать как элемент содержания экологических знаний);
-
развивающая
цель
(сформировать
умения
готовности
учащихся
использовать
приобретаемые
знания
для
решения
экологических
задач)
-
воспитательная
цель
(побуждение
учащихся
к
природоохранной
активности).