Автор: Добротворцева Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций по развитию самооценки детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические рекомендации педагогам дошкольных
образовательных организаций по развитию самооценки детей
дошкольного возраста
Прежде
всего,
для
того,
чтобы
грамотно
продумать
мероприятия,
направленные на развитие самооценки у дошкольников, необходимо провести
оценку
уровня
самооценки
детей
на
начальном
этапе.
В
качестве
диагностического инструментария могут быть выбраны методика «Лесенка» (С.Г.
Якобсон, В.Г. Щур), методика «Какой я?» (Р.С. Немов), методика определения
эмоциональной
самооценки
(А.В.
Захаров),
адаптированная
методика «Тест
самооценки
личности
Дембо-Рубинштейн»,
Методика «Самооценка
дошкольника» (Т.В. Драгунова), Методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен) и
др.
При
анализе
результатов
диагностики
необходимо
понимать,
какие
факторы
влияют
на
развитие
самооценки.
В
первую
очередь,
это
уровень
притязаний человека и его действительный успех. При этом, под притязаниями
следует
понимать
потенциальные
способности
ребенка,
его
качества,
возможности, достижения, то есть то, каким хотел бы быть дошкольник (Я-
идеальное). Успех – это Я-реальное, то есть реальные способности ребенка,
качества, возможности, достижения.
Уровень
самооценки
в
данном
случае
определяется
как
отношение
концепции Я-реальное к концепции Я-идеальное. Чем выше соответствие Я-
реального Я-идеальному, тем выше уровень самооценки.
Также,
обрабатывая
результаты
диагностики
самооценки
детей
дошкольного возраста, следует понимать, какие виды самооценки возможны. Так,
в психолого-педагогической литературе условно выделяются 4 вида самооценки
(рис. 10):
- адекватно высокая;
- адекватно низкая;
- неадекватно высокая;
- неадекватно низкая.
Рис. 10. Классификация видов самооценки
После
проведения
диагностики
целесообразно
приступать
к
подбору
мероприятий,
направленных
на
развитие
самооценки
детей
дошкольного
возраста.
Для этого рекомендуется в ходе образовательной деятельности применять
игровые
задания,
направленные
на
формирование
позитивной
самооценки.
Такие задания можно проводить на любом этапе образовательной деятельности:
в
начале
(для
достижения
создания
условий
для
возникновения
у
детей
внутренней потребности включения в деятельность), в середине (для снятия
усталости
и
напряжения,
внесения
эмоционального
заряда),
в
конце
(для
создания положительного эмоционального фона).
Игровые
задания,
способствующие
формированию
позитивной
самооценки дошкольника, должны удовлетворять определенным требованиям:
-
игровое
задание
должно
подразумевать
действия
по
адекватному
оцениванию дошкольником собственных знаний;
- игровые задания должны быть построены на принципе рефлексивного
подхода, базирующегося на следующих принципов: самоанализ и саморефлексия,
систематический анализ своих действий;
- игровые задания должны способствовать организации межличностного
общения с ровесниками.
Приведем примеры подобных игровых заданий.
Неадекватная
Высокая
Низкая
Завышенная
Заниженная
Самооценка
Адекватная
1. Игра «Восприятие себя». Дети встают в круг. Педагог передает по
очереди в сем мяч. Тот, у кого мяч должен назвать несколько своих сильных
качеств. Если у ребенка не получается, остальные ему в этом помогают.
2. Игра «Что я умею делать хорошего?». Дети садятся в круг на ковер. В
центр круга кладется юла со стрелкой. Педагог запускает юлу. Тот ребенок, на
которого показала юла рассказывает о том, что он умеет делать хорошего. При
затруднениях группа дополняет ответ участника. Если стрелка показывает на
ребенка, который уже говорил, то ход переходит к ближайшему сидящему справа
ребенку, который еще не принимал участие в игре.
3. Игра «Пожелания». Дети свободно передвигаются по группе в пределах
ковра. По сигналу педагога дети должны сесть на стулья. Тот, кто не успел,
должен
сказать,
что
он
желает
другим
от
чистого
сердца.
Затем
игра
продолжается.
Также
в
ходе
образовательной
деятельности
следует
использовать
развивающие
упражнения
и
игры,
направленные
на
снижение
уровня
тревожности:
- «Разрывание бумаги». Эта игра способствует снижению напряжения, дает
ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги;
- Игра «Представь, что ты это можешь». Ребенку предлагается показать,
как
будто он
умеет
что-то
сложное
(завязывать шнурки).
В
воображаемой
игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается неудачи;
- Игра «Чувства». Педагог знакомит ребенка с чувствами на изображениях.
Затем просит ребенка показывать кубик и называть чувство. Не обязательно,
чтобы
было
названо
именно
то,
чувство,
которое
было
закреплено
за
изображением. Потом ребенок берет любой кубик, называет чувство и строит из
них башню. Усложняя, педагог просит ребенка не только называть чувство и
строить, но и рассказывать, когда ребенок сам испытывал это чувство (в какой
ситуации).
Большую
роль
в
формировании
самооценки
у
дошкольников играют
средства,
способные
создать
условия
для
эффективного
взаимодействия
дошкольников друг с другом (групповые, работа в парах, сюжетно-ролевые игры).
В сюжетно-ролевой игре происходит эмоциональное развитие дошкольника,
которое является основой для осознания и развития "Я-концепции" личности
ребенка, то есть основой развития самооценки дошкольника.
Подводя итоги,
отметим,
что
наиболее
важными
факторами
развития
самооценки у дошкольников являются следующие: доступные дошкольникам
условия для инициативы, самостоятельности, эффективности действий, а также
поддержка
воспитателя-педагога
в
случае
неудачи, отсутствие
сравнения
с
другими детьми в группе и вообще с другими людьми.