Напоминание

Психолого-педагогические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций по развитию самооценки детей дошкольного возраста


Автор: Добротворцева Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций по развитию самооценки детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогические рекомендации педагогам дошкольных

образовательных организаций по развитию самооценки детей

дошкольного возраста

Прежде

всего,

для

того,

чтобы

грамотно

продумать

мероприятия,

направленные на развитие самооценки у дошкольников, необходимо провести

оценку

уровня

самооценки

детей

на

начальном

этапе.

В

качестве

диагностического инструментария могут быть выбраны методика «Лесенка» (С.Г.

Якобсон, В.Г. Щур), методика «Какой я?» (Р.С. Немов), методика определения

эмоциональной

самооценки

(А.В.

Захаров),

адаптированная

методика «Тест

самооценки

личности

Дембо-Рубинштейн»,

Методика «Самооценка

дошкольника» (Т.В. Драгунова), Методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен) и

др.

При

анализе

результатов

диагностики

необходимо

понимать,

какие

факторы

влияют

на

развитие

самооценки.

В

первую

очередь,

это

уровень

притязаний человека и его действительный успех. При этом, под притязаниями

следует

понимать

потенциальные

способности

ребенка,

его

качества,

возможности, достижения, то есть то, каким хотел бы быть дошкольник (Я-

идеальное). Успех – это Я-реальное, то есть реальные способности ребенка,

качества, возможности, достижения.

Уровень

самооценки

в

данном

случае

определяется

как

отношение

концепции Я-реальное к концепции Я-идеальное. Чем выше соответствие Я-

реального Я-идеальному, тем выше уровень самооценки.

Также,

обрабатывая

результаты

диагностики

самооценки

детей

дошкольного возраста, следует понимать, какие виды самооценки возможны. Так,

в психолого-педагогической литературе условно выделяются 4 вида самооценки

(рис. 10):

- адекватно высокая;

- адекватно низкая;

- неадекватно высокая;

- неадекватно низкая.

Рис. 10. Классификация видов самооценки

После

проведения

диагностики

целесообразно

приступать

к

подбору

мероприятий,

направленных

на

развитие

самооценки

детей

дошкольного

возраста.

Для этого рекомендуется в ходе образовательной деятельности применять

игровые

задания,

направленные

на

формирование

позитивной

самооценки.

Такие задания можно проводить на любом этапе образовательной деятельности:

в

начале

(для

достижения

создания

условий

для

возникновения

у

детей

внутренней потребности включения в деятельность), в середине (для снятия

усталости

и

напряжения,

внесения

эмоционального

заряда),

в

конце

(для

создания положительного эмоционального фона).

Игровые

задания,

способствующие

формированию

позитивной

самооценки дошкольника, должны удовлетворять определенным требованиям:

-

игровое

задание

должно

подразумевать

действия

по

адекватному

оцениванию дошкольником собственных знаний;

- игровые задания должны быть построены на принципе рефлексивного

подхода, базирующегося на следующих принципов: самоанализ и саморефлексия,

систематический анализ своих действий;

- игровые задания должны способствовать организации межличностного

общения с ровесниками.

Приведем примеры подобных игровых заданий.

Неадекватная

Высокая

Низкая

Завышенная

Заниженная

Самооценка

Адекватная

1. Игра «Восприятие себя». Дети встают в круг. Педагог передает по

очереди в сем мяч. Тот, у кого мяч должен назвать несколько своих сильных

качеств. Если у ребенка не получается, остальные ему в этом помогают.

2. Игра «Что я умею делать хорошего?». Дети садятся в круг на ковер. В

центр круга кладется юла со стрелкой. Педагог запускает юлу. Тот ребенок, на

которого показала юла рассказывает о том, что он умеет делать хорошего. При

затруднениях группа дополняет ответ участника. Если стрелка показывает на

ребенка, который уже говорил, то ход переходит к ближайшему сидящему справа

ребенку, который еще не принимал участие в игре.

3. Игра «Пожелания». Дети свободно передвигаются по группе в пределах

ковра. По сигналу педагога дети должны сесть на стулья. Тот, кто не успел,

должен

сказать,

что

он

желает

другим

от

чистого

сердца.

Затем

игра

продолжается.

Также

в

ходе

образовательной

деятельности

следует

использовать

развивающие

упражнения

и

игры,

направленные

на

снижение

уровня

тревожности:

- «Разрывание бумаги». Эта игра способствует снижению напряжения, дает

ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги;

- Игра «Представь, что ты это можешь». Ребенку предлагается показать,

как

будто он

умеет

что-то

сложное

(завязывать шнурки).

В

воображаемой

игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается неудачи;

- Игра «Чувства». Педагог знакомит ребенка с чувствами на изображениях.

Затем просит ребенка показывать кубик и называть чувство. Не обязательно,

чтобы

было

названо

именно

то,

чувство,

которое

было

закреплено

за

изображением. Потом ребенок берет любой кубик, называет чувство и строит из

них башню. Усложняя, педагог просит ребенка не только называть чувство и

строить, но и рассказывать, когда ребенок сам испытывал это чувство (в какой

ситуации).

Большую

роль

в

формировании

самооценки

у

дошкольников играют

средства,

способные

создать

условия

для

эффективного

взаимодействия

дошкольников друг с другом (групповые, работа в парах, сюжетно-ролевые игры).

В сюжетно-ролевой игре происходит эмоциональное развитие дошкольника,

которое является основой для осознания и развития "Я-концепции" личности

ребенка, то есть основой развития самооценки дошкольника.

Подводя итоги,

отметим,

что

наиболее

важными

факторами

развития

самооценки у дошкольников являются следующие: доступные дошкольникам

условия для инициативы, самостоятельности, эффективности действий, а также

поддержка

воспитателя-педагога

в

случае

неудачи, отсутствие

сравнения

с

другими детьми в группе и вообще с другими людьми.



В раздел образования