Автор: Стельмахова Светлана Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов"г.Усинска
Населённый пункт: город Усинск
Наименование материала: статья
Тема: "УМК «Spotlight» авторов Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули и др. как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование
Статья на тему: «УМК «Spotlight» авторов: Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули и др. как
инструмент формирования функциональной грамотности на уроках английского
языка»
Автор: Стельмахова Светлана Юрьевна, учитель английского языка МБОУ «СОШ№4
с углубленным изучением отдельных предметов» г.Усинска
Дата: 27.01.2025 r.
Актуальность:
тема
выступления
выбрана
неслучайно,
поскольку
целью
методической работы нашей школы является
повышение качества образовательных
результатов обучающихся путем изменения системы управления профессиональным
развитием педагога, а также путем развития функциональной грамотности.
В нашей школе по учебнику «Spotlight» авторов Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули и др. мы работаем
второй год и уже можно проанализировать содержание учебника как инструмент для
формирования функциональной грамотности.
Известно,
что
функциональной
грамотности
-это
способность
человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных
отношений, а
основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков
свободного общения и практического применения, значит можно смело утверждать, что на
уроках
английского
языка
учитель
работает
по
всем
направлениям
формирования
функциональной грамотности. И перед учителем английского языка стоит основная задача –
стимулировать
речемыслительную
активность
учащихся,
создать
ситуативность
обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует
учащихся на спонтанную речь, то основной характеристикой подобных ситуаций является
практическая задача: купить билет в кино, сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда
пойти/поехать и т.д., которую можно решить в таких формах, как:
-
Групповая работа;
-
Творческие задания;
-
Тестовые задания;
-
Практическая работа;
-
Игровая работа (Ролевые и деловые игры);
-
Исследовательская и проектная деятельность
Существуют особенности заданий для оценки функциональной грамотности:
-
задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных
знаний;
-
в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
-
контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
-
ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
-
вопросы изложены простым и ясным языком;
-
используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Для формирования функциональной грамотности используются следующие
направления:
-
математическая грамотность;
-
читательская грамотность;
-
естественнонаучная грамотность;
-
финансовая грамотность;
-
глобальные компетенции;
-
креативное мышление
Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается
во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.
Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для
обычной проверки математической подготовки учащихся.
Изучение математики, решение задач, примеров на уроках АЯ развивает мышление детей,
учит:
一
обобщать и выделять важное;
一
анализировать и систематизировать;
一
находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи;
一
рассуждать и делать выводы.
В учебнике «Spotlight» 2 класс предлагается такое задание: «Ты гостишь у своей бабушки
в деревни. Скажи своему английскому другу Бену, сколько домашних птиц есть у твоей
бабушки».
- Look at the pictures and count the birds. Ex: Two ducks and two cocks are four birds.
В учебнике «Spotlight» 6 класс необходимо нарисовать карту комнаты в масштабе, изучив
упражнения 1 и 2, т.е. выполнив необходимые расчеты, объясняя последовательность своих
действий.
.
Например, для формирования финансовой и математической грамотности в
учебнике «Spotlight -5» предлагается расположить монеты по возрастанию стоимости, а
также рассказать о российских монетах, после этого составить диалог о покупке товаров и
решить какими монетами за них заплатить, используя цену на товаре.
Или предлагается на основе готового диалога составить собственный диалог между
продавцом и посетителем о покупке сувениров, используя цену на товаре.
В данном упражнении (справа) предлагается составить диалог на выбор:
1) между посетителем и администратором в ресторане доставки еды, используя меню;
2) между двумя посетителями и официантом, используя меню и цены.
В диалоге необходимо использовать слова из упражнения 1.
Или предлагается (слева)составить диалог между покупателем и продавцом в магазине
одежды, используя картинки с ценой на товаре. В диалоге необходимо использовать слова из
упражнения 1.
Здесь представлены основные модули по финансовой грамотности в программе по
АЯ для 5-9 классов
При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть
три уровня ситуации:
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).
- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется
естественнонаучная грамотность:
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.
В данном упражнении (справа) из учебника «Spotlight» за 5 класс предлагается:
1) по заголовку определить, о чем текст;
2) прослушать и узнать, о чем текст;
3) прочитать текст и ответить на вопросы. Обучающиеся смогут узнать о месте обитания
насекомых, об их строении и о том, какое значение они имеют в природе и в жизни человека.
Или по картинке (слева) назвать животных разных континентов и задать вопросы о
животных Индии после прослушивания аудиозаписи.
В учебнике «Spotlight»5 класс обучающиеся выполняя задания актуализируют знания
о солнечных часах и одновременно могут применить эти знания для изготовления
собственной модели солнечных часов.
В упражнении из учебника «Spotlight» 6 класс обучающиеся на основании пищевой
пирамиды и информации из текста формулируют сои идеи о полезных свойствах продуктов.
Под
глобальными
компетенциями
понимаются
“способность
критически
рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного
взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные
различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в
открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе
разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”.
Одну из глобальных проблем – проблему экологии - начинают обсуждать на уроках
английского языка в 7 классе. Задание на формирование функциональной грамотности
сформулировано следующим образом:
Вы собираетесь принять участие в конференции «Зеленый дом»
Скажите, каким 5 важным вещам об экологии мы должны научить детей. Выберите
одну из идей и обсудите ее.
(You are going to take part in the conference “Green Home”. Say what five important things about
ecology we must teach children. Choose one of the ideas and develop it.)
Или в упражнении нужно объяснить проблему, сопоставив картинки и заголовки.
В УМК «Spotlight» за 8-11 классы есть рубрика «Going Green», где описываются
различные экологические проблемы во всем мире. Конкретно здесь говорится о том, что
мировые памятники архитектуры находятся в опасности. Учащимся предлагается ответить на
вопрос Почему? Далее предлагается прослушать текст и выполнить упражнения. В качестве
домашнего задания нужно найти информацию о других памятниках мировой архитектуры,
которым грозит какая-либо опасность и дается адрес сайта, где можно найти необходимую
информацию.
Формирование креативного мышления
Рубрика «Culture Corner» есть в учебниках
«Spotlight» 5-11 класс. Данное упражнение из учебника за 10 класс. Здесь предлагается
ознакомиться с системой школьного образования в США и выполнить упражнения после
текста. В качестве креативного задания предлагается разработать в группе брошюру для
американских учеников об образовании в России, написать о школьных предметах,
изучаемых в наших школах, типичном школьном дне, спорте и внеурочных занятиях,
брошюра должна быть в форме приглашения для американских учеников провести один год в
нашей школе.
Также
учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы,
коллажи в рубрике Portfolio.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности
и, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно
сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В процессе обучения учитель часто сталкивается с
проблемами учащихся при работе с текстом. При чем проблемы возникают и при работе с
текстом на русском языке, не говоря уже о иностранном.
-
Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;
-
Умение интегрировать и интерпретировать информацию;
-
Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.
Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте конкретной
информации, являются задания типа True-False, которые могут быть сформулированы по-
разному.
-
Mark *the correct answer according to the text.
-
Read the text and choose the statements, which are NOT mentioned in the text.
-
Read the text and decide which
of the fact are not stated in the text.
Отличительными особенностями текстов на формирование функционального
чтения являются:
-
большой объем неадапритованного текста;
-
информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм;
-
интегрированные задания при котором задействованы несколько навыков;
-
так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные
документы и т.д.
Информация в виде диаграмм вызывает сложности у многих учащихся, поэтому,
следует чаще использовать подобно типа задания.
При формировании читательской грамотности используются такие виды чтения
как просмотровое, ознакомительное, изучающее и рефлексивное.
1.
Просмотровое (skimming/browsing reading) - это беглое, выборочное чтение, целью
которого является получить общее представление о тексте.
2.
Поисковое (scanning reading)- это вид чтения, задачей которого является поиск
определённой информации в тексте.
3.
Изучающее чтение (intensive reading) - это вид чтения, направленный на полное
понимание текста с детальным разбором фраз.
4.
Рефлексивное/Ознакомительное чтение (extensive
reading) – вид чтения, во время
которого читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу
чтения, понимая смысл из контекста.
Порядок работы с текстом. Основными этапами работы с текстом при
формировании читательской компетенции учащихся являются:
1 этап- первичное чтение и осмысление текста.
2этап – выявление явного объективного содержания и явных авторских оценок.
3этап –интерпретация.
4 этап –работа над ошибками, редактирование текста.
Здесь представлена характеристика функциональной грамотности по целям,
конкретным действиям учащихся с использованием определенных слов-маркеров.
Данное упражнение предлагается в учебнике «Spotlight» за 7класс в рубрике
«Литература».
Упражнение 1. Прочитать краткую информация об авторе и его работах.
Упражнение
2a.
Необходимо
прочитать
заголовок
рассказа
и
прослушать
звуки,
прогнозировать, что происходит в данном отрывке.
Упражнение 2b, 3. Прослушать текст и заполнить пропуски.
Упражнение 4. Описать и нарисовать портрет мужчины, которого встретил мистер Отис
(формирование креативного мышления).
Упражнение 5. Разыграть диалог между мистером Отисом и Кентерберийским привидением.
Упражнение 6. В группах продолжить рассказ (формирование креативного мышления).
Примеры «несплошных» текстов в учебнике
«Spotlight» представлены в виде
театральных билетов, афиш, проездных документов, анкет, визовых форм, карт и т.д.
Задачи данного упражнения направлены на:
1. Развитие умений ознакомительного чтения.
2. Развитие умений устной речи на основе прочитанного текста (с переносом на личный
опыт).
Заданиями на развитие функциональной грамотности могут быть такие, как:
-
подобрать антонимы и синонимы к словам;
-
перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру;
-
прочитать заголовок и сказать, о чем будет идти речь в данном тексте;
-
прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них;
-
прочитать текст и выделить основные темы повествования;
-
прочитать текст, отметить(выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы;
-
пересказать текст от лица различных персонажей;
-
написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там;
-
дать совет герою.
Определение направления функциональной грамотности по заданию.
«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок
должен обладать:
-
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
-
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные
задачи;
-
способностью строить социальные отношения;
-
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности,
стремление к дальнейшему образованию»
Применяя задания из УМК «Spotlight»
на формирование функциональной грамотности на
уроках АЯ, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор,
развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это
необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с
обществом.
Список литературы:
1.
Гальскова Н.Д, Н.И. Гез. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и
методика. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
2.
Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках
английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.
30. – С. 51–55.
3.
Бутенко, А. В., Ходос, Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-
методическое пособие: МИРОС, 2002.
4.
Ваулина, Ю. Е., Дули, Д., Подоляко, О. Е. Английский язык. Книга для учителя. 9 класс:
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций – 4-е изд.– М.:
Express Publishing:
Просвещение, 2016.