Автор: Махмудова Патимат Нухкадиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: РД г.Избербаш
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: Тема "Две вазы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»
Конспект
организованной деятельности
с детьми старшей группы
по познавательному развитию.
(Ознакомление с предметным и
социальным окружением)
Тема «Две вазы»
Воспитатель: П.Н.Махмудова
Избербаш 2021 г.
Программное содержание:
• Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики,
отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи
между назначением, строением и материалом предмета.
• Закрепление правил безопасности с обращением с предметами из стекла
и керамики.
• Активизировать речь и обогащать словарь детей.
• Учить делать выводы в процессе эксперимента.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан,
керамическая чашка. Искусственные цветы – роза и гвоздика. Клеёнки,
клей, кисточки, готовые шаблоны. Письмо. Компьютер, презентация.
Предварительная работа: Беседа: «Что такое керамика», «Из чего
делают стекло»; работа в мини лаборатории.
Словарная работа: лаборатория, лаборант, исследования, исследователь,
керамика, керамический, стеклянный, стеклодув, гончар.
Ход занятия
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня лежит на столе?
Дети: Конверт.
Воспитатель: А от кого оно мы сейчас узнаем.
Это письмо нам прислали герои мультфильма «Смешарики» .
«Смешарики» просят у вас помощи. У них случилась большая
неприятность. Крош сделал вазы, а они разбились. Даже не знаем, почему
они разбились, ведь они лежали в коробке. Крош уронил коробку с
вазами на пол, а когда открыл там лежали лишь осколки. Объясните,
почему они разбились?
Воспитатель: Ребята поможем Смешарикам разобраться, почему вазы
разбились.
А для этого нам надо отправиться в лабораторию. А что такое
лаборатория?
Дети: Это место где проводят опыты, исследования.
Воспитатель: Верно ребята, это место где проводят опыты и
исследования. А как называют человека, который работает в
лаборатории?
Дети: Лаборант, исследователь.
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в исследователей. Закроем
все глаза.1,2,3, повернитесь и в исследователей превратитесь. Вот мы с
вами оказались в лаборатории.
(Дети проходят за столы
).
Воспитатель: Ребята, что вы видите у меня на столе?
Дети: Вазы, цветы, чашка, стакан.
Воспитатель: Аня, поставь один цветок в вазу, Полина , а ты в другую
вазу. Ребята, что вы видите в этой вазе (стеклянной?)
Дети: Воду, стебель цветка.
Воспитатель: А в другой вазе, что видите?
Дети: Ничего не видно.
Воспитатель: В вазе, в которой видно воду и стебель из чего она сделана?
Дети: Ваза сделана из стекла.
Воспитатель: Правильно из стекла, значит, ваза какая?
Д.: Стеклянная.
Воспитатель: А в вазе, в которой мы ничего не видим, из чего она
сделана?
Дети: Из керамики.
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, если она сделана из керамики
значит ваза какая?
Дети: Керамическая.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята назовите мне предметы,
которые делают из стекла?
Дети: Окна, очки, стёкла для автомобилей, аквариум.
Воспитатель: Молодцы! А предметы, которые делают из керамики.
Дети: Вазы, чашки, тарелки, блюдца, горшки для цветов.
Воспитатель: Верно, молодцы! Чашки, тарелки, блюдца, а как можно всё,
что перечислила назвать одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, почему люди делают
керамические горшки для цветов?
Дети: Потому что корням не нужен свет.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно!
Воспитатель: А теперь я налью воду в стеклянный стакан и в
керамическую чашку. Что происходит? Вода выливается?
Дети: Нет. Керамика и стекло не пропускает воду.
Воспитатель: Верно, молодцы!
Воспитатель: Ребята давайте обследуем предметы из стекла и керамики и
охарактеризуем их.(Раздаёт предметы из керамики и стекла). Ребята как
вы считаете, если уронить изделие из керамики или стекла, что с ними
произойдёт?
Дети: Предмет разобьётся.
Воспитатель: Правильно, разобьётся и разлетится на мелкие осколки.
Значит, эти предметы какие?
Дети: Хрупкие.
Воспитатель: Верно ребята, хрупкие. Эти предметы нельзя ронять,
бросать. Вот почему у Кроша разбились все вазы. Они раскололись от
удара об пол. Поэтому, мы с вами как должны обращаться с предметами
из стекла и керамики?
Дети: осторожно, аккуратно, бережно.
Воспитатель:(Показывает осколки). Ребята осколки очень опасны. Как
вы думаете почему?
Дети: Об осколки можно пораниться, обрезаться.
Воспитатель: Верно, если вы нечаянно что-нибудь разбили из стекла или
керамики, чем нужно воспользоваться, чтобы собрать осколки?
Дети: Веником и совком.
Воспитатель: Верно, молодцы. Ни в коем случае не собирать осколки
руками.
Воспитатель: А вы знаете из какого материала делают стекло
Дети: Из песка.
Воспитатель :Давайте мы его рассмотрим под лупой. (У каждого на
столе лупа и емкость с песком). Песок состоит из мелких
полупрозрачных песчинок. Давайте попробуем растворить песок в воде.
Растворяется?
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь посмотрим через лупу на глину. Что вы там
видите? Глина тоже состоит из мелких песчинок, но они очень мелкие и
плотно прилегают друг к другу. Попробуем растворить глину в воде.
Глина раствориться?
Дети: Растворяется, но не полностью.
Физ. минутка: «Гончары»
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
- А сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.
(стоят рядом друг с другом)
- А сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.
(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)
Воспитатель: Ребята зарядились энергией, будем дальше продолжать
исследования?
Дети: Да
Воспитатель: А знаете, как из песка делают стеклянную посуду? На
больших заводах, чтобы изготовить стекло, в песок добавляют соду,
немного других веществ, затем расплавляют его в больших печах при
очень больших температурах и в результате получают прозрачную,
тягучую смесь. Стеклодув берет трубочку с отверстием, обмакивает ее
конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из
стеклянного шарика с помощью специальных инструментов, стеклодув
делает различные изделия. Давайте посмотрим на этот процесс на
экране. (Показ слайдов).
Воспитатель: керамическая посуда из чего изготавливается?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Для того чтобы гончар смог вылепить из нее какую-то
посуду, глину нужно замочить в воде. В старину глину рубили лопатой,
смешивали с мелким речным песком. После смешивания, много раз
переворачивали, смачивали водой, месили ногами. Сейчас мастер не
копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным
способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в
мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10
килограмм. Давайте посмотрим как это происходит. (показ слайдов)
В.: Понравилось, вам было интересно?
Д.: Да.
Воспитатель: Ну а сейчас, я предлагаю вам помочь Крошу.
Перед вами клей, кисточки, доставайте содержимое конверта.
Посмотрите на осколки, возьмите лист бумаги и на нём соберите вазу как
мозаику. Скажите мне из каких геометрических фигур она состоит?
Дети: Трапеция, прямоугольник и квадрат.
Воспитатель: Молодцы. Ребята теперь начнём наклеивать вазу снизу
вверх, от донышка до горлышка, уравнивая рисунок. Где мы должны
намазывать клеем детали?
Дети: На клеёнке.
Воспитатель: Правильно, не на столе, не на фоновом листе, а на клеёнке.
Можно приступать к работе.
(По окончанию работы аппликации вывешиваются на доске,
подводится итог )
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, помогли Крошу. Теперь он
знает, почему разбились вазы.
Где мы с вами были?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: В лаборатории мы с вами узнали и сравнили свойства каких
материалов?
Дети: Керамики и стекла.
Воспитатель: Ещё что вы узнали?
Дети: Мы узнали сегодня, как делается керамика и стекло.
Воспитатель: Кто делает стеклянные изделия, а кто керамические?
Дети: Стеклодув, гончар.
Воспитатель: Как нужно обращаться с изделиями из стекла и керамики?
Дети: Осторожно, бережно, аккуратно.
Воспитатель: Вы молодцы, очень хорошо работали.
На этом наша исследовательская лаборатория на сегодня закрывается, но
мы обязательно ещё будем заниматься исследованиями.
Литература:
О.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»