Напоминание

Тема "Две вазы"


Автор: Махмудова Патимат Нухкадиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: РД г.Избербаш
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: Тема "Две вазы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Конспект

организованной деятельности

с детьми старшей группы

по познавательному развитию.

(Ознакомление с предметным и

социальным окружением)

Тема «Две вазы»

Воспитатель: П.Н.Махмудова

Избербаш 2021 г.

Программное содержание:

• Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики,

отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи

между назначением, строением и материалом предмета.

• Закрепление правил безопасности с обращением с предметами из стекла

и керамики.

• Активизировать речь и обогащать словарь детей.

• Учить делать выводы в процессе эксперимента.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан,

керамическая чашка. Искусственные цветы – роза и гвоздика. Клеёнки,

клей, кисточки, готовые шаблоны. Письмо. Компьютер, презентация.

Предварительная работа: Беседа: «Что такое керамика», «Из чего

делают стекло»; работа в мини лаборатории.

Словарная работа: лаборатория, лаборант, исследования, исследователь,

керамика, керамический, стеклянный, стеклодув, гончар.

Ход занятия

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня лежит на столе?

Дети: Конверт.

Воспитатель: А от кого оно мы сейчас узнаем.

Это письмо нам прислали герои мультфильма «Смешарики» .

«Смешарики» просят у вас помощи. У них случилась большая

неприятность. Крош сделал вазы, а они разбились. Даже не знаем, почему

они разбились, ведь они лежали в коробке. Крош уронил коробку с

вазами на пол, а когда открыл там лежали лишь осколки. Объясните,

почему они разбились?

Воспитатель: Ребята поможем Смешарикам разобраться, почему вазы

разбились.

А для этого нам надо отправиться в лабораторию. А что такое

лаборатория?

Дети: Это место где проводят опыты, исследования.

Воспитатель: Верно ребята, это место где проводят опыты и

исследования. А как называют человека, который работает в

лаборатории?

Дети: Лаборант, исследователь.

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в исследователей. Закроем

все глаза.1,2,3, повернитесь и в исследователей превратитесь. Вот мы с

вами оказались в лаборатории.

(Дети проходят за столы

).

Воспитатель: Ребята, что вы видите у меня на столе?

Дети: Вазы, цветы, чашка, стакан.

Воспитатель: Аня, поставь один цветок в вазу, Полина , а ты в другую

вазу. Ребята, что вы видите в этой вазе (стеклянной?)

Дети: Воду, стебель цветка.

Воспитатель: А в другой вазе, что видите?

Дети: Ничего не видно.

Воспитатель: В вазе, в которой видно воду и стебель из чего она сделана?

Дети: Ваза сделана из стекла.

Воспитатель: Правильно из стекла, значит, ваза какая?

Д.: Стеклянная.

Воспитатель: А в вазе, в которой мы ничего не видим, из чего она

сделана?

Дети: Из керамики.

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята, если она сделана из керамики

значит ваза какая?

Дети: Керамическая.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята назовите мне предметы,

которые делают из стекла?

Дети: Окна, очки, стёкла для автомобилей, аквариум.

Воспитатель: Молодцы! А предметы, которые делают из керамики.

Дети: Вазы, чашки, тарелки, блюдца, горшки для цветов.

Воспитатель: Верно, молодцы! Чашки, тарелки, блюдца, а как можно всё,

что перечислила назвать одним словом?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, почему люди делают

керамические горшки для цветов?

Дети: Потому что корням не нужен свет.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно!

Воспитатель: А теперь я налью воду в стеклянный стакан и в

керамическую чашку. Что происходит? Вода выливается?

Дети: Нет. Керамика и стекло не пропускает воду.

Воспитатель: Верно, молодцы!

Воспитатель: Ребята давайте обследуем предметы из стекла и керамики и

охарактеризуем их.(Раздаёт предметы из керамики и стекла). Ребята как

вы считаете, если уронить изделие из керамики или стекла, что с ними

произойдёт?

Дети: Предмет разобьётся.

Воспитатель: Правильно, разобьётся и разлетится на мелкие осколки.

Значит, эти предметы какие?

Дети: Хрупкие.

Воспитатель: Верно ребята, хрупкие. Эти предметы нельзя ронять,

бросать. Вот почему у Кроша разбились все вазы. Они раскололись от

удара об пол. Поэтому, мы с вами как должны обращаться с предметами

из стекла и керамики?

Дети: осторожно, аккуратно, бережно.

Воспитатель:(Показывает осколки). Ребята осколки очень опасны. Как

вы думаете почему?

Дети: Об осколки можно пораниться, обрезаться.

Воспитатель: Верно, если вы нечаянно что-нибудь разбили из стекла или

керамики, чем нужно воспользоваться, чтобы собрать осколки?

Дети: Веником и совком.

Воспитатель: Верно, молодцы. Ни в коем случае не собирать осколки

руками.

Воспитатель: А вы знаете из какого материала делают стекло

Дети: Из песка.

Воспитатель :Давайте мы его рассмотрим под лупой. (У каждого на

столе лупа и емкость с песком). Песок состоит из мелких

полупрозрачных песчинок. Давайте попробуем растворить песок в воде.

Растворяется?

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь посмотрим через лупу на глину. Что вы там

видите? Глина тоже состоит из мелких песчинок, но они очень мелкие и

плотно прилегают друг к другу. Попробуем растворить глину в воде.

Глина раствориться?

Дети: Растворяется, но не полностью.

Физ. минутка: «Гончары»

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала,

чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите».

- А сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

- А сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)

Воспитатель: Ребята зарядились энергией, будем дальше продолжать

исследования?

Дети: Да

Воспитатель: А знаете, как из песка делают стеклянную посуду? На

больших заводах, чтобы изготовить стекло, в песок добавляют соду,

немного других веществ, затем расплавляют его в больших печах при

очень больших температурах и в результате получают прозрачную,

тягучую смесь. Стеклодув берет трубочку с отверстием, обмакивает ее

конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из

стеклянного шарика с помощью специальных инструментов, стеклодув

делает различные изделия. Давайте посмотрим на этот процесс на

экране. (Показ слайдов).

Воспитатель: керамическая посуда из чего изготавливается?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Для того чтобы гончар смог вылепить из нее какую-то

посуду, глину нужно замочить в воде. В старину глину рубили лопатой,

смешивали с мелким речным песком. После смешивания, много раз

переворачивали, смачивали водой, месили ногами. Сейчас мастер не

копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным

способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в

мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10

килограмм. Давайте посмотрим как это происходит. (показ слайдов)

В.: Понравилось, вам было интересно?

Д.: Да.

Воспитатель: Ну а сейчас, я предлагаю вам помочь Крошу.

Перед вами клей, кисточки, доставайте содержимое конверта.

Посмотрите на осколки, возьмите лист бумаги и на нём соберите вазу как

мозаику. Скажите мне из каких геометрических фигур она состоит?

Дети: Трапеция, прямоугольник и квадрат.

Воспитатель: Молодцы. Ребята теперь начнём наклеивать вазу снизу

вверх, от донышка до горлышка, уравнивая рисунок. Где мы должны

намазывать клеем детали?

Дети: На клеёнке.

Воспитатель: Правильно, не на столе, не на фоновом листе, а на клеёнке.

Можно приступать к работе.

(По окончанию работы аппликации вывешиваются на доске,

подводится итог )

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, помогли Крошу. Теперь он

знает, почему разбились вазы.

Где мы с вами были?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: В лаборатории мы с вами узнали и сравнили свойства каких

материалов?

Дети: Керамики и стекла.

Воспитатель: Ещё что вы узнали?

Дети: Мы узнали сегодня, как делается керамика и стекло.

Воспитатель: Кто делает стеклянные изделия, а кто керамические?

Дети: Стеклодув, гончар.

Воспитатель: Как нужно обращаться с изделиями из стекла и керамики?

Дети: Осторожно, бережно, аккуратно.

Воспитатель: Вы молодцы, очень хорошо работали.

На этом наша исследовательская лаборатория на сегодня закрывается, но

мы обязательно ещё будем заниматься исследованиями.

Литература:

О.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»



В раздел образования