Автор: Трифонова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"Маленькая страна"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Что же такое- "Вежливость"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Что же такое «Вежливость»?
Мы все знаем, что дошкольный возраст - это период активного
освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств,
отношений.
На этом этапе взросления психика дошкольника податлива и эластична.
В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию.
Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать.
Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребёнка
нравственные чувства. В это время родители должны воспитать в ребёнке
отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость,
тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Одной из важных задач на данном этапе является задача овладение
основами
культуры
поведения,
формирование
привычки
вежливого
отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей
воспитываются навыки вежливости, бытовой культуры, совместной игры. В
среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно
выполнять данные правила: здороваться, прощаться, благодарить за услуги и
т.д.
Что же такое «Вежливость»?
Вежливость – это нравственная и поведенческая категория, черта
характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и
тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать
противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших
манер и знания этикета.
С тем, что вежливость – это очень важное качество культурного
человека, пожалуй, согласятся многие мамы и папы. Часто родители в своих
мечтах
представляют
детей
настоящими
маленькими
«леди»
и
«джентльменами».
Но, не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее
впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку
вежливость с самых ранних лет.
Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять
уважение к другим людям своими поступками и своими словами, например,
со взрослыми не говорят так, как с приятелями; надо с уважением относиться
к имуществу потому, что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-
то испортит.
Когда же можно начинать прививать малышу нормы вежливости?
Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной
среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает
ребенок за первый год жизни, огромен: от крохотного малыша до человечка,
способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И
именно в это время закладываются первые нормы вежливости.
Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить?
Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.
Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» –
это стиль отношений в семье. Поэтому главный этап в воспитании
вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера
взрослыми.
Памятка для родителей.
«Как помочь ребёнку быть вежливым»
1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех
ситуациях, где они необходимы.
2. Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование
вежливых слов нормой.
3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте
просьбы ребёнка, например, «дай мне», без слов «пожалуйста».
4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь,
когда об этом вспомнит ребёнок.
5. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила
вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день
впервые» и т. п.
6. Учите вежливости вежливо!
Памятка для родителей.
«Как научить ребёнка не перебивать взрослых»
Заранее договоритесь с ребёнком о том, что ,когда к Вам придёт гость и
Вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет в своей комнате.
Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет Вам
сказать с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем.
Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет Вам сказать.
1. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо
перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. д.
2. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините,
пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» — может стать поистине
волшебной.
3. Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без
необходимости.
4. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему
сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
5. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были
заняты разговором.
6. Сами никогда не перебивайте ребёнка!
.