Автор: Головина Вера Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Улыбка"
Населённый пункт: город Волгодонск Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Победный вальс" - сценарий праздника, посвященный Дню Победы
Раздел: дошкольное образование
1
«Фронтовой вальс»
сценарий утренника, посвящённого Дню Победы для старшей группы
дети с флажками входят в зал под музыку марша и выстраивают полукруг
Вед. – С добрым утром, детский сад! Как красиво все стоят!
Подскажите, кто обычно начинает марш-парад?
Реб. 1 – Начинают музыканты – удалые оркестранты!
Реб. 2 – А оркестр тот – военный! Просто необыкновенный!
Реб. 3 – В нём ударные играют, духовые распевают!
Реб. 4 – Выход армии на площадь тот оркестр сопровождает!
Вед. – Инструменты, зазвучите! Марш-парад сопроводите!
♫
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ШАГОМ – МАРШ»
Дети стоят в шеренге (в руках - флажки)
1. Встали пораньше, построились в ряд.
Музыка нас позвала на парад!
Все барабаны ударили враз!
И командир отдаёт нам приказ:
«Направо! Шагом – марш! Раз, два!»
(1-5 строчки - дети стоят, поют, после команды "шагом-марш"
поворачиваются направо на слова "раз, два", образуя колонну)
проигрыш – колонна обходит бодрым шагом зал по периметру
и возвращается в исходное положение - шеренгу (играют ударные)
2. Флейта спешит барабанам помочь.
Тонко запела – по ритму точь-в-точь!
Стали смелей барабаны стучать
И веселее ребята шагать!
«Направо! Шагом – марш! Раз, два!»
(1-5 строчки - повторение движений 1 куплета)
проигрыш – повторение движений первого проигрыша (играют ударные
и флейта)
2
3. Вот подключились гобой и кларнет,
Тубы, фаготы, валторны, корнет.
Трубы поют и тромбоны звучат.
И саксофоны совсем не молчат!
«Свободно! Шагом марш! Раз, два!»
(1-5 строчки - дети стоят, поют, после команды "раз, два" выполняют
два притопа - правой/левой
проигрыш – дети двигаются бодрым шагом врассыпную, с окончанием
проигрыша останавливаются, на последние 2 такта поднимают руки
вверх и машут (играет весь оркестр)
дети останавливаются врассыпную
Вед. – Браво, браво, детский сад! Я хвалю своих ребят!
дети встают в полукруг или врассыпную
Вед. – Как же проходит парад? После выхода военного оркестра на площадь
по-очереди выходят полки, батальоны, роты, разделенные по видам и родам
войск Вооруженных Сил России. По площади также проходят учащиеся
суворовского, нахимовского, кадетского училищ и юнармейцы; часто в
параде принимают участие казачья конница и военнослужащие других стран.
Затем выезжает военная техника. Заканчивают парад военно-воздушные
войска. Армия России – наша гордость, наша сила, наша защита! (дети
смотрят видеоклип и подпевают)
♫
ПЕСНЯ «НАША ГОРДОСТЬ – АРМИЯ РОССИИ»
1. Наша гордость – армия России!
Стройный ряд! И выправка – что надо!
Посмотрите, как идут красиво
Наши парни – мужества громада!
Припев: Боевая сила, огневая сила!
Вековая сила – армия России!
2. Выезжает техника на площадь –
В мире нет и крепче, и надёжней!
Самолёты с арсеналом мощным
Пролетают в построеньи сложном!
3. Может жить страна моя родная
В красоте и в мире, и в покое!
У страны есть армия большая!
Все бойцы заведомо – герои!
3
дети садятся на места
Вед. – От кого же призвана защитить нас армия России? От врага! Кто он
такой – враг? Враг – это тот, кто не хочет, чтобы мы с вами жили спокойно и
счастливо в мире и радости. Враг – это тот, кто хочет прийти на нашу землю
и всё разрушить, всё уничтожить! Враг желает нам зла! Враг следит за нами
и в любой момент готов напасть! Много лет назад так и случилось.
Фашистская Германия напала на нашу страну, которая называлась тогда
Советским Союзом. Началась Великая Отечественная война.
Длилась война долгих четыре года и унесла миллионы жизней.
Ещё живы свидетели того трудного времени, возвратившиеся с Победой
домой. Их мы называем ветеранами войны. Ещё живы те, кто работал в тылу,
приближая Победу. Ещё живы дети войны, те, кто был таким же, как вы
сейчас или немного постарше. Осталось их мало. Для них – самые почётные
места на праздничных трибунах! Для них – самые искренние слова
благодарности от всех нас!
ведущая раздаёт детям цветы; дети встают в две шеренги у боковых стен
зала справа и слева; к центральной стене выносится макет вечного огня
♫
ПЕСНЯ «ВЕТЕРАНЫ»:
1. Проходит парад у Кремлёвской стены.
Глядят на него ветераны войны.
Сидят на трибунах, на площадь глядят.
На строгих мундирах награды блестят!
Припев: Ветераны, ветераны! Разве лечит время раны?
Что пришлось вам пережить – Не забыто! Не забыть!
2. Под звуки оркестра проходит парад.
Все с гордостью смотрят на бравых солдат.
И взгляды людские надеждой полны,
Что больше не будет жестокой войны!
Вед. – А тот, кто погиб или пропал без вести – навеки в нашей памяти, в
наших сердцах! Имена павших героев высечены на камне обелисков. В
память о них горит вечный огонь! В благодарность героям люди приносят
живые цветы к памятникам и братским могилам!
звучит музыка, дети по-очереди кладут цветы возле вечного огня; все
садятся на места
4
Вед. – Для того чтобы разбить врага и приблизить Победу, наш народ
объединился, сплотился! Тяжёлая борьба во имя Победы шла не только на
фронте, но и в тылу. Рабочих рук не хватало. На заводы и фабрики шли
работать женщины, старики и дети-подростки. На фронт уходили юноши,
только что окончившие школу. Пожилые мужчины уходили в народное
ополчение. Уходили на фронт женщины и девушки – работать врачами,
медсёстрами, санитарками, военными поварами. А что, если мы сейчас на
несколько минут перенесёмся в то далёкое непростое время и представим
себе солдат после боя, в момент передышки. Кто-то пишет письмецо домой,
кто-то чистит оружие, кто-то стирает гимнастёрку, а кто-то – включает
патефон и танцует… Музыка была редкостью на фронте, но всё она же была!
♫
ТАНЕЦ «ФРОНТОВОЙ ВАЛЬС»:
танец исполняется на фоне двухсторонней ширмы:
1 сторона – изображение берёзовой рощи, 2 сторона – изображение боя
вступление (4 такта) – девочки сидят на местах, мальчики стоят врассыпную
1. На фронте сейчас передышка, недавний закончился бой.
Боец, сероглазый мальчишка, подругу ведёт за собой.
(1-4 строчки – мальчик подходит к своей девочке спокойным шагом, подаёт ей руку и
выводит в центр зала; все пары встают врассыпную)
Под звуки старинного вальса, они закружились вдвоём.
И шепчет он ей – не печалься, мы скоро к Победе придём!
(5-8 строчки – пары кружатся на шаге, руки соединены «лодочкой»)
проигрыш (2 такта) – девочка берётся за юбочку двумя руками, мальчик ставит руки на пояс
Припев:
А в рощице берёзовой – уж птицам не до сна!
(1 строчка – танцоры меняются местами на шаге)
А в рощице берёзовой – апрель, капель, весна!
(2 строчка – танцоры ещё раз меняются местами на шаге)
вступление – танцоры берутся правыми руками, левой рукой девочка берётся за юбочку,
мальчик ставит левую руку на пояс
2. Наладится всё в жизни нашей – построим свой собственный дом.
(1-2 строчки – танцоры кружатся, соединив правые руки)
И станешь ты в нём ещё краше, мы дружной семьёй заживём!
(3-4 строчки – танцоры кружатся, соединив левые руки)
Но вдруг зазвучала тревога – орудия к бою зовут!
И вновь – фронтовая дорога! И взрывы грохочут, ревут!
(5- 8 строчки – танцоры расходятся по сторонам; мальчики к левой стене зала,
девочки – к правой; все поворачиваются к стене лицом)
5
вставка (взрывы) – взрослые поворачивают ширму, теперь на ней изображение боя; здесь
следует остановить музыку на 10 сек., затем развернуть ширму, теперь на ней изображение
берёзовой рощи
вступление – танцоры поворачиваются спиной к стене, девочки берутся за юбочку, мальчики
ставят руки на пояс
3. Закончился бой. Передышка. И снова затишье вокруг.
Вернулся из боя мальчишка, надёжный товарищ и друг.
(1-4 строчки – танцоры идут навстречу друг другу, соединяются в пары и встают
врассыпную)
Вернулась из боя подруга, и смотрит – не верит глазам!
И смотрят они друг на друга – и смех со слезой пополам!
(5-8 строчки – пары кружатся на шаге, руки соединены «лодочкой»)
проигрыш (2 такта) – девочка берётся за юбочку двумя руками, мальчик ставит руки на пояс
Припев:
А в рощице берёзовой – уж птицам не до сна!
(1 строчка – танцоры меняются местами на шаге)
А в рощице берёзовой – апрель, капель, весна!
(2 строчка – танцоры ещё раз меняются местами на шаге)
вступление – танцоры кружатся по одному на месте
дети садятся на места
Вед. – Да, как бы тяжело не было на фронте, люди верили, что настанет день,
и будет завоёвана Победа! А силы-то где взять солдату? Ответ всем ясен и
понятен – нужно не только отдохнуть, но и как следует подкрепиться!
Военно-полевая кухня, помимо основной задачи, выполняла и еще одну роль
– она на время заменяла «домашний очаг». Вокруг полевой кухни всегда
кипела жизнь, и все стремились к ней, как только приходило время обеда или
ужина. В эти редкие минуты солдат мог не только получить удовольствие от
горячей еды, передохнуть и пообщаться с однополчанами, но он мог на
короткое время окунуться в атмосферу мирной жизни… Любимыми
блюдами, которые готовились на полевой кухне, были: кулёш, борщ, щи,
тушеный картофель, гречка с мясом, перловая каша. Эти незамысловатые на
первый взгляд блюда прекрасно подходили для полевых условий и идеально
варились в котлах полевой кухни. Ах ты, походная каша! Незабываемая
наша!
дети берут ложки и встают в полукруг или две шеренги по бокам зала
6
♫
ОРКЕСТР «КАША ФРОНТОВАЯ»:
Дети с ложками в руках стоят полукругом
1. Ах ты, каша фронтовая! Ароматная, густая!
Каша с маслом да с мяском! И немножечко – с дымком!
(1-4 куплет - дети стоят, поют, выстукивают ритмический рисунок)
Да, да, вот так, да! И немножечко – с дымком!
(5 строчка - исполняют две фразы говорком и выстукивают при этом
ритмический рисунок)
проигрыш (вступление) – кружатся один раз, помахивая ложками
2. Ты солдатам помогаешь! Очень плотно насыщаешь!
Съели кашу – красота! А без каши – пустота!
Да, да, вот так, да! А без каши – пустота!
проигрыш (вступление)
3. Едет кухня полевая – пропитанья кладовая!
Пшённо-гречневый комплект – стратегический объект!
Да, да, вот так да! Стратегический объект!
проигрыш (вступление)
Примечание: во 2 и 3 куплетах и проигрышах всё повторяется
за исключением ритмического рисунка
дети кладут ложки и садятся на места
Вед. – Конечно, невозможно словами описать ту радость, которую испытали
люди, когда закончилась война, когда была завоёвана долгожданная Победа!
Случилось это 9 мая 1945 года. С тех пор каждый год на главной площади
нашей страны – на Красной площади в Москве – и на площадях других
городов в этот день проходит военный парад. С недавнего времени в этот
день по площадям проходит также Бессмертный полк – в память о тех, кто
отдал свою жизнь в борьбе с врагом. И повсюду звучат песни! И новые, и
песни военных лет! А у нас сегодня – «Победный марш»!
дети встают врассыпную, в полукруг или в две шеренги
Реб.1 – За чистое небо над нашей страной!
Реб.2 – За ясное солнышко над головой!
Реб.3 – За зелень полей и прозрачность ручьёв!
Реб.4 – За пение птиц и величье лесов!
7
Реб.5 – За яркую радугу после дождей!
Реб.6 – За мир, за Победу и за юбилей!
Реб. – За детство, за жизнь без потерь и утрат!
Все – Спасибо, солдат, от ребят-дошколят!
дети смотрят видеоклип и подпевают
♫
ПЕСНЯ «ПОБЕДНЫЙ МАРШ»
1. Победный марш – он в золоте погон!
Победный марш – во флагах и знамёнах!
Победный марш – во множестве имён,
На стеллах с благодарностью теснённых.
Победный марш – на крыльях голубка,
Порхающего с веточкой оливы!
На карточках Бессмертного полка,
Хранимых для потомков бережливо!
2. Победный марш – он в зелени листвы.
В красе берёз нарядною весною!
В поляночке нескошенной травы,
В лихие годы бывшей полем боя!
Победный марш – он в песнях и стихах,
Слагаемых так трепетно, с любовью!
Он – радость со слезами на глазах!
Он – счастье, завоёванное кровью!
Вед. – Утром маршем все идут! Ну, а вечером – салют!
дети берут разноцветные султанчики (можно добавить в игру шары,
флажки или цветы) и встают врассыпную
♫
ИГРА «САЛЮТ»:
дети стоят с флажками (мальчики) и цветами (девочки)
Дети идут, дети идут, чтобы устроить детский салют!
Яркий, цветной, яркий цветной –
Детский салют, он красивый такой!
(1-4 строчки - двигаются врассыпную бодрым шагом)
8
Сигнал (дробь): строятся в два круга соответственно атрибутам
Проигрыш (вступление): снова начинают двигаться врассыпную,
игра повторяется.
Примечание: если в игре есть двое ведущих, то они могут менять
места построения девочек и мальчиков (встают в центр круга)
дети складывают султанчики и садятся на места
Вед. – С праздником, дорогие ребята! С днём Победы!