Автор: Павлова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДШИ им. М.А. Балакирева"
Населённый пункт: г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: статья
Тема: «Организационно-педагогические особенности работы с детским оркестром русских народных инструментов»
Раздел: дополнительное образование
Павлова Ольга Николаевна,
преподаватель
СПб ГБОУ ДО «ДШИ им.М.А.Балакирева»
«Организационно-педагогические особенности работы
с детским оркестром русских народных инструментов»
Рассматриваются актуальные вопросы организации детского оркестра
русских
народных
инструментов
в
учреждениях
начального
профессионального
музыкального
образования
с
учетом
современных
образовательных требований и творческих потребностей обучающихся.
Подчеркивается многогранность личности руководителя детского оркестра
русских народных инструментов и ориентация современного образования
на творческий стиль руководства.
Ключевые слова:
детский оркестр русских народных инструментов,
руководитель,
организационно-педагогические
задачи,
творческий
потенциал, учебные и внеучебные формы работы.
На сегодняшний день оркестровое исполнительство на русских народных
инструментах охватывает все уровни образовательной системы и является
мощным средством комплексного образования и воспитания. Образовательные
учреждения начального звена закладывают интерес учащихся к искусству,
формируют эстетический вкус, понимание и любовь к музыке. В этой связи
важнейшая роль отведена руководителю оркестра, который становится для
воспитанников проводником в мир прекрасного. От его профессионально-
творческой позиции зависит отношение детей к себе, друг другу и к
окружающему миру.
1
Личность руководителя детского ОРНИ (далее - оркестр русских
народных инструментов) уникальна и многогранна. Она сочетает в себе
качества
дирижера,
музыканта,
педагога,
воспитателя,
организатора,
исследователя. Талантливые руководители невероятно востребованы в
системе начального профессионального музыкального образования. Однако
на сегодняшний день существуют проблемы, связанные с подготовкой
данных специалистов: падение престижа профессии руководителя детского
музыкального
коллектива;
в
средних
и
высших
учебных
заведений
отсутствуют дисциплины, направленные на изучение методики работы с
детским ОРНИ, имеющим свою специфику; недостаточно представлена
методическая
литература.
В
связи
с
этим
зачастую
руководители
недостаточно подготовлены к работе с детским оркестровым коллективом;
интуитивно выбирают те или иные средства, формы и методы, проверяют их
эффективность в процессе
деятельности. Ю.П. Смирнов отмечает, что
«часто понимание задач конкретной методики во многом основывается на
эмпирических представлениях и личных наблюдениях руководителей-
практиков. Опора на достижения смежных наук/ психологию, физиологию
высшей
нервной
деятельности
и
т.д./
создает
возможность
научно-
теоретического объяснения явлений практики».
1
На сегодняшний день очень немногие
руководители оркестровых
коллективов
организовывают
учебно-воспитательную,
музыкально-
исполнительскую
работу,
адекватную
творческому
потенциалу
обучающихся оркестрантов и позволяющую эффективно развивать их
внутренние ресурсы. В этой связи является актуальной проблема повышения
эффективности организации педагогической работы, предусматривающей
поиск современных способов руководства и активизацию творческой
деятельности детского ОРНИ.
Многие исследователи обращались к вопросам детского коллективного
исполнительства.
Весомый
вклад
в
изучение
творческого
развития
1
2
обучающихся в музыкально-педагогическом ракурсе внесли Э.Б.Абдуллин,
О.А.Апраксина,
Л.А.
Баренбойм,
Н.А,
Ветлугина,
Г.Р.Гинзбург,
Д.Б.Кабалевский,
В.Г.Ражников,
Г.М.Цыпин;
историю
оркестрового
исполнительства изучали В.А. Аверин, Н.П. Будашкин, М.И. Имханицкий,
Е.И. Максимов, А.И. Пересада; методику работы с детским оркестром
рассматривали
Г.И.Андрюшенков, О.А. Блох,
А.В. Дорожкин, Н.А.
Капишников, И.Г. Лаптев. За последнее десятилетие вопросы детского
коллективного
исполнительства
нашли
отражение
в
кандидатских
и
докторских
диссертационных
исследованиях,
что
подчеркивает
их
значимость. Можно отметить диссертации С.Г. Додоновой «Воспитание
эстетической культуры учащихся в творческой деятельности ОРНИ»
(Казань),
Э.Г.Лешинская
«Формирование
профессиональных
навыков
дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях»
(Санкт-Петербург), О.В. Слуева «Художественно-эстетическое развитие
личности в оркестровом коллективе» (Казань), О.В. Тарасов «Повышение
педагогической эффективности организации детского русского народного
оркестра» (Москва).
Особенность
руководства
детским
ОРНИ
заключается
в
многофункциональности. Руководитель коллектива сочетает в себе черты
педагога, воспитателя, музыканта, дирижера, исследователя. Современная
педагогика утверждает его роль прежде всего как организатора единого
творческого
пространства,
который
объединяет
всех
участников
педагогического процесса, активизирует творческие ресурсы обучающихся.
На пути к реализации творческих идей руководитель детского ОРНИ
сталкивается с необходимостью решения целого комплекса взаимосвязанных
организационно-педагогических задач, включающих:
взаимодействие с оркестрантами (формирование коллектива, набор
новых
участников,
распределение
по
партиям,
выбор
эффективных средств, форм, методов работы);
3
взаимодействие
с
администрацией
(согласование
расписания
занятий,
плана
концертной
работы,
репертуарного
списка,
материально-техническое обеспечение);
взаимодействие с родителями (проведение родительских собраний,
участие в концертах, помощь в организации);
самостоятельную
работу
(выбор
репертуара,
написание
инструментовок,
подготовка
партий,
изучение
партитуры,
подготовка к оркестровым репетициям и концертам) и др.
В условиях начального профессионального образования - детской школы
искусств, музыкальной школы, музыкального лицея руководитель формирует
коллектив из ребят, которые обучаются на музыкальных инструментах,
входящих в состав ОРНИ. При распределении по партиям он ориентируется
на специфику оркестра, представляющего собой разновозрастный коллектив с
различными
исполнительскими
возможностями,
физическими
и
психологическими особенностями каждого участника, который ежегодно
обновляется и пополняется новыми детьми.
Методика
обучения
народно-инструментальному
исполнительству
предполагает
путь
от
сольного
до
ансамблевого
и
оркестрового
музицирования. В связи с этим система обучения включает индивидуальную,
ансамблевую,
оркестровую
формы
работы.
Постепенный
переход
от
индивидуальных форм к коллективным представляет собой важный этап,
который
связан
с
рядом
трудностей:
технических,
психологических,
социальных, обусловленных освоением оркестровых инструментов, таких
как домра-пикколо, альтовая домра, басовая домра, балалайка-секунда,
балалайка-бас, балалайка-контрабас, клавишные гусли, на которых раньше
обучающиеся не играли. Период адаптации к новому инструменту проходит
под чутким руководством дирижера.
Многогранная природа оркестрового исполнительства предусматривает,
с
одной
стороны,
организацию
учебно-воспитательной,
музыкально-
исполнительской, научно-методической работы, с другой стороны, данные
4
компоненты
создают
основу
для
организаторской
деятельности
руководителя.
Он создает стратегию учебно-воспитательного процесса,
реализуя важнейшие педагогические принципы: единство музыкального
воспитания, обучения и развития, систематичность занятий, доступность,
учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, ориентация на
творческое развитие. В.А. Сухомлинский отмечает: «Воспитание – в
широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного
обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает,
причем этот процесс характерен глубокой индивидуальностью явлений: та
или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится
нейтральной во втором, абсурдной – в третьем. Такова природа нашего
педагогического дела».
2
Выстраивая
педагогический процесс с учетом
уникальности
каждой
ситуации,
руководителю
необходимо
из
многообразных форм, методов работы предложить то решение, которое
наиболее эффективно в данном случае.
В практике работы детских ОРНИ сложилась система традиционных
форм работы, включающая индивидуальные и групповые занятия, концерты.
Однако
все
большее
значение
приобретает
интеграция
учебных
и
внеучебных форм работы. Организация совместных посещений концертов,
тематических
экскурсий,
проведения
праздников,
поездок
усиливает
коммуникативную
составляющую
коллективной
работы,
активизирует
общение, творческие ресурсы, повышает уровень эстетической культуры
обучающихся.
А.С.
Каргин
отмечает,
что
«появляются
огромные
возможности усиления педагогического влияния за счет сочетания массовых
и
индивидуальных,
групповых
и
коллективных
форм
организации
педагогического
процесса;
применения
всего
многообразия
методов
воспитания человека в коллективе, через коллектив и для коллектива».
3
2
3
5
Оркестровое исполнительство обладает невероятным воспитательным
потенциалом,
который
реализуется
во
многом
благодаря
успешной
организации коллективной деятельности, включающей:
1)
наличие общей цели, которая имеет как общественный, так и
личностный смысл;
2)
выполнение оркестрантами отдельных частей общей задачи;
3)
равноправие, инициативно-творческую позицию каждого ребёнка;
4)
атмосферу доброжелательности;
5)
непрерывность и усложнение совместной деятельности;
6)
продуманную стратегию развития.
Педагогический процесс оформлен в четкие организационные рамки, при
этом необходимо его наполнить творческим содержанием, где есть место
детской инициативе, вдохновению, воплощению новых замыслов. При этом
творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны,
творчества педагога, с другой – на основе применяемых им методов
возникает творческая деятельность учащихся.
Процесс сотворчества не может проявляться сразу в полном объёме, но
педагог
постепенно
шаг
за
шагом
вырабатывает
потребность
в
самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждает
инициативу и творческую фантазию.
В заключение важно отметить, что детский оркестр русских народных
имеет
богатые
музыкальные
традиции,
которые
важно
сохранить,
переосмыслить и обогатить современными подходами к образовательному
процессу. Используя большой потенциал коллективного исполнительства,
успешность организации
детского ОРНИ достигается объединением
современных
образовательных,
воспитательных,
музыкально-
исполнительских, творческих ресурсов и организацией педагогического
процесса, отвечающего потребностям и возможностям обучающихся.
6
Примечания:
Ю.П. Смирнов. Эстетическое воспитание молодежи средствами любительского
музыкального творчества. Санкт-Петербург, 1993. С. 21.
2
Сухомлинский В.А. О воспитании. Сост. И авт.вступит. очерков С.Соловейчик – 3-е
изд. – М.: Политиздат, 1979. С.14.
3
Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе:
Учеб.
пособие
для
студентов
культ.-просвет.фак.вузов
культуры
и
искусств
–
М.:Просвещение, 1984. С. 145.
7