Автор: Комарова Арина Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДСКВ №59"
Населённый пункт: д.Новое Девяткино
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Пожарные собаки" по серии сюжетных картин
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ
рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки» по серии сюжетных картин.
Цель: создание условий для развития связной речи детей через
пересказывание произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»
Задачи:
1.
Закреплять умение связно, последовательно, выразительно пересказывать
художественный текст без наводящих вопросов.
2.
Обогащать и активизировать словарь детей
3.
Развивать логическое мышление
4.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, желание помочь
попавшим в беду.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу «Пожарные
собаки»
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с ними
(упражнение «Здравствуйте»).
Здравствуй утро нежное, здравствуй детский сад!
Здравствуй добрый друг, здравствуй всё вокруг!
Очень рады мы гостям, теплоту мы дарим вам!
- Ребята вы слышали когда-нибудь звук сирены машины?
- Что это за машины? (ответы детей).
- Почему???
- Правильно дети, если специальные машины едут по городу с сиренами,
значит где- то случилась беда.
- Если едет скорая с сиренами, что это значит? (кто - то заболел и пр), если
полиция (ответы детей), а если пожарная машина? ( где-то пожар).
-А кто помогает на пожаре? (пожарные).
- Правильно, что они делают? - тушат, спасают людей.
А вы знаете как правильно вести себя при пожаре?
Давайте проверим и поиграем в игру
Дидактическая игра «Разрешается-запрещается».
Воспитатель называет действие, дети поднимают круг определенного цвета:
зеленый - разрешается, красный запрещается.
-в случае пожара вызывать пожарных по телефону 01 или 112;
-бросать горящие спички;
-кричать и звать на помощь взрослых;
-оставаться в помещении где начался пожар;
-открывать окна, двери во время пожара;
-закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;
-прятаться в угол, под шкаф, кровать;
-оставлять без присмотра включенные электроприборы;
-двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
-не бояться пожарных и слушаться их во всем;
-обращаться к соседям за помощью;
-включать газ, электроприборы, свет.
- Ребята, я была в библиотеке и мне попалась вот такая книга, посмотрите на
обложку.
Что изображено?
Как вы думаете, о чем она? (предположения)
А у нас в группе еще есть подсказка, давайте посмотрим, может она нам
поможет догадаться, о чем эта книга?
(находят, парами собирают)
Что изображено?
О чем эти все картинки? (о том, что нужно помогать)
Интнресно,……..
Так о чем же эта книга?
А как нам проверить, кто из вас догадался правильно. (прочитать)
-Хотите прочитать?
- Присаживайтесь.
2.Основная часть
- Ребята, для чего мы будем читать рассказ? (чтобы узнать, о чем этот
рассказ)
Чтение рассказа
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя
вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их
рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с
пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак
вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее
звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала
женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка.
Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через
пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку.
Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб
рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь
живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в
зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она
несла большую куклу.
Работа над содержанием рассказа
- Ребята, теперь вы знаете о чем этот рассказ? О чем?
- Что случается в городах во время пожара?
- Кто помогает пожарным вытаскивать детей из пожара?
- Как звали одну такую собаку?
-Что произошло однажды?
- Кто выбежал к пожарным?
- Что она делала?
- Почему плакала?
-Кого послали в горящий дом пожарные?
- Кого собака Боб спасла сначала,
- а кого потом?
- как вы думаете, почему собака вынесла куклу
- Ребята, вам понравился рассказ?
- А сейчас давайте немного отдохнем.
Физминутка
А мы пока отдохнем.
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
Отдохнули, присаживайтесь.
- Как можно сказать о пожарных собаках, какие они?
- Ребята, как бы вы назвали рассказ?
-Написал этот рассказ Лев Николаевич Толстой и назвал его «Пожарные
собаки» (выставить портрет писателя)
- Ребята, чему учит нас это рассказ?
Вы бы хотели рассказать рассказ еще кому-нибудь маме или папе?
- Хорошо, давайте попробуем, но сначала я еще раз прочитаю вам рассказ, а
вы слушайте очень внимательно.
Повторное чтение рассказа (при чтении выставляю картинки)
- Ребята давайте попробуем рассказать рассказ, я начну , а вы продолжите .
(кто следующий продолжит)
- А теперь, может кто-нибудь желает один рассказать рассказ? (послушать 1-
2 ребенка)
- Молодцы, теперь я думаю, что у вас получится рассказать этот рассссказ
маме или папе.
Итог занятия
- Ребята, что мы сегодня делали? (читали)
- Какой рассказ читали?
- Кто написал?
-Что еще мы сегодня делали? (пересказывали)
- У вас получилось?
- Молодцы.