Автор: Ибрагимов Фанзиль Маратович
Должность: Тренер
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ
Тема: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ
Раздел: среднее образование
УДК 796.015.14
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
15-16 ЛЕТ
Ибрагимов Ф.М. тренер МБУ СШ “УНИКС-ЮНИОР”, Казань, Россия
Аннотация.
Баскетбол
-
один
из
самых
популярных
видов
спорта
в
мире
.
Для
соревновательной
двигательной
деятельности
в
баскетболе
характерно
значительное
проявление
скоростно
-
силовых
качеств
,
одним
из
них
и
является
прыгучесть
.
В
большинстве
элементов
игры
,
и
в
защитных
действиях
и
в
нападении
преимущество
,
над
соперником
в
высоте
и
продолжительности
прыжка
имеет
решающее
значение
.
Ключевые слова. Баскетбол, прыгучесть у баскетболистов, физическая культура, юные
баскетболисты.
Актуальность.
Как
известно,
баскетбол
относится
к
игровым
видам
спорта,
требующим
значительного
проявления
скоростно-силовых
способностей.
Одним
из
наиболее
значимых
элементов
соревновательной
деятельности
баскетболиста,
эффективность
выполнения
которого
прямо
зависит от уровня скоростно-силовых способностей, являются различные виды
прыжков. В связи с этим методика развития прыгучести юных баскетболистов
остается актуальным вопросом на сегодняшний день.
Цель
исследования.
Изучить
физическое
качество
прыгучести
и
методику ее развития у баскетболистов 15-16 лет.
Результаты
исследования
и
их
обсуждение.
Игровая
деятельность
базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне
развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков.
Показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот
показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды.
Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной
ногой
в
различных
игровых
ситуациях.
Например,
при
подборе
мяча
под
кольцом.
Если
игрок
обладает
высокой
прыгучестью
и
умеет
грамотно
расположиться у кольца во время борьбы под щитом, то можно сказать с
уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом [3]. Также прыгучесть
необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все опытные игроки
делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться как с места - при
вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног,
так и в движении - отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве
случаев
одной
ногой
(в
зависимости
от
игровой
ситуации).
Самым
эффективным броском в кольцо в баскетболе считается “бросок сверху” - это
когда мяч закладывается в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого
броска практически нет противодействия, так как бросок выполняется высоко
над уровнем кольца и силой вкладывается в него [5].
По
характеру
мышечной
деятельности
прыжок
относится
к
группе
скоростно-силовых
упражнений
с
ациклической
структурой
движений,
в
которой
в
главном
звене
-
толчке
-
развиваются
усилия
максимальной
мощности,
имеющее
реактивно-взрывной
характер.
Скоростно-силовые
способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и
обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве [1].
Мощность, как характеристика прыгучести может быть охарактеризована
следующим образом.
Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания
силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных упражнениях: в
метаниях,
прыжках,
спринтерском
беге.
Чем
выше
мощность
развивает
спортсмен,
тем
большую
скорость
он
может
сообщить
снаряду
или
собственному телу, т.к. финальная скорость снаряда или тела определяется
силой
и
скоростью
приложенного
воздействия.
Мощность
может
быть
увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих
компонентов [2].
Обычно наибольший прирост мощности достигается за счет увеличения
мышечной силы. Силовым компонентом мощности является динамическая сила.
Мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц,
концентрического
или
эксцентрического
сокращения,
обозначается
как
динамическая сила. При этом проявляемая мышечная сила зависит от величины
перемещаемой
массы:
в
некоторых
пределах
с
увеличением
массы
перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы не
сопровождается приростом динамической силы [2].
Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации
спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней
строго-специализированной
подготовки
(работа
над
такими
физическими
качествами как сила, быстрота, выносливость) [6]. Все методы воспитания
прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств,
которые,
в
конечном
счете,
содействовали
бы
возможности
большему
повышению мощности толчка, специального двигательного навыка.
Основными
методами
воспитания
прыгучести
являются:
метод
повторного
выполнения
упражнения,
характеризующийся
выполнением
упражнения
(определенное
количество
повторений)
через
определенные
интервалы
отдыха
(между
подходами
или
сериями),
в
течение
которых
происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот
метод
для
развития
скоростно-силовых
качеств
позволяет
избирательно
воздействовать на определенные группы мышц человека [4].
При
применении
повторного
метода
тренирующее
воздействие
на
организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот
метод
позволяет
точно
дозировать
нагрузку,
укреплять
опорно-мышечный
аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При
таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 % [4].
Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом.
Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется
исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим
тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха.
Игровой
метод
воспитания
прыгучести.
Однако
этот
метод
обладает
существенным недостатком - ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь
получается,
что
спортсмен
больше
применяет
это
качество,
чем
его
воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и игрок ее получает, если он
активно борется под щитом, выпрыгивая вертикально вверх за мячом, который
отскочил
после
выполненного
броска
по
кольцу
противником.
И
если
баскетболист чаще выполняет броски в прыжке, отталкиваясь двумя ногами,
либо одной. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена -
насколько он активен в игре [4].
В последнее время нашел применение метод воспитания прыгучести,
получивший название - метод круговой тренировки, который можно проводить
по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает
комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают
таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую
мышечную
группу,
позволяла
значительно
повысить
объем
нагрузки
при
строгом
чередовании
работы
и
отдыха.
Подобный
режим
обеспечивает
значительный
прирост
функциональных
возможностей
систем
дыхания,
кровообращения,
энергообмена,
но
в
отличие
от
повторного
метода
возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные
группы здесь ограничена [4].
Заключение. Прыгучесть является одним из самых важных качеств для
баскетболиста. Эффективность бросков, подборов, блок-шотов зависит от того,
как высоко спортсмен может выпрыгнуть и как долго «провисеть» в воздухе.
Прыгучесть - это комплексное качество, основными его компонентами
которого являются взрывная сила, быстрота движений и ритм движений.
В прыжках в длину и высоту, с разбега и с места, толчком одной или двух
ног проявляется специфическая прыгучесть. К неспецифическим проявлениям
относится
прыгучесть
при
преодолении
горизонтального
и
вертикального
препятствия, запрыгивании на возвышении, при движении вперед-вверх через
ограниченное пространство.
Прыгучесть
может
быть
охарактеризована
показателями
мощности,
которая является сочетанием силы и скорости. Силовым компонентом является
динамическая сила, одной из разновидностей которой является взрывная сила.
Важной составляющей прыгучести является мышечная координация, состояние
суставно-связочного
и
мышечного
аппаратов,
нервно-психическое
и
эмоциональное состояние.
Для
развития
прыгучести
наиболее
эффективными
являются
динамические упражнения, причем совершенствоваться должны одновременно
сила
и
быстрота.
Важно
укреплять
голеностопный
сустав,
сделать
его
эластичным и сильным, после чего можно повышать прыжковые нагрузки.
Основными
методами
развития
прыгучести
являются
метод
повторного
выполнения упражнений, интервальный метод, игровой метод, метод круговой
тренировки.
Список литературы.
1. Волков, Л . В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В.
Волков. - Киев: Олимпийская литература. 2012. - 294 с.
2. Гаврилов, В. И. Исследование эффективности и обучения прыжковым
действиям в баскетболе на основе применения технических средств: автореф.
дис. … канд. пед. наук. / В.И. Гаврилов. – Л., 2015. – 24 с
3. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник
для
вузов
физической культуры
/
Ю.Ф.
Курамшин.-
2-е
изд.,
испр.
-
М.:
Советский спорт. 2014. - 464 с.
4.
Матвеев,
Л.
П.
Общая
теория
спорта:
учебник
для
ВУЗов
/-М.
:
Физкультура и спорт. 2014. - 304 с.
5.
Сарапкин,
А.Л.
Эффективность
построения
учебно-тренировочного
процесса
на
начальных
этапах
подготовки
юных
баскетболистов
/А.Л.
Сарапкин
//
Физическая
культура:
воспитание,
образование,
тренировка:
Детский тренер: Журнал в журнале. – 2016. – N 3. – С. 29-31.
6. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта /
Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия». 2014. -
480 с.