Напоминание

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ


Автор: Ибрагимов Фанзиль Маратович
Должность: Тренер
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ
Тема: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 796.015.14

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ

15-16 ЛЕТ

Ибрагимов Ф.М. тренер МБУ СШ “УНИКС-ЮНИОР”, Казань, Россия

Аннотация.

Баскетбол

-

один

из

самых

популярных

видов

спорта

в

мире

.

Для

соревновательной

двигательной

деятельности

в

баскетболе

характерно

значительное

проявление

скоростно

-

силовых

качеств

,

одним

из

них

и

является

прыгучесть

.

В

большинстве

элементов

игры

,

и

в

защитных

действиях

и

в

нападении

преимущество

,

над

соперником

в

высоте

и

продолжительности

прыжка

имеет

решающее

значение

.

Ключевые слова. Баскетбол, прыгучесть у баскетболистов, физическая культура, юные

баскетболисты.

Актуальность.

Как

известно,

баскетбол

относится

к

игровым

видам

спорта,

требующим

значительного

проявления

скоростно-силовых

способностей.

Одним

из

наиболее

значимых

элементов

соревновательной

деятельности

баскетболиста,

эффективность

выполнения

которого

прямо

зависит от уровня скоростно-силовых способностей, являются различные виды

прыжков. В связи с этим методика развития прыгучести юных баскетболистов

остается актуальным вопросом на сегодняшний день.

Цель

исследования.

Изучить

физическое

качество

прыгучести

и

методику ее развития у баскетболистов 15-16 лет.

Результаты

исследования

и

их

обсуждение.

Игровая

деятельность

базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне

развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков.

Показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот

показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды.

Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной

ногой

в

различных

игровых

ситуациях.

Например,

при

подборе

мяча

под

кольцом.

Если

игрок

обладает

высокой

прыгучестью

и

умеет

грамотно

расположиться у кольца во время борьбы под щитом, то можно сказать с

уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом [3]. Также прыгучесть

необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все опытные игроки

делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться как с места - при

вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног,

так и в движении - отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве

случаев

одной

ногой

зависимости

от

игровой

ситуации).

Самым

эффективным броском в кольцо в баскетболе считается “бросок сверху” - это

когда мяч закладывается в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого

броска практически нет противодействия, так как бросок выполняется высоко

над уровнем кольца и силой вкладывается в него [5].

По

характеру

мышечной

деятельности

прыжок

относится

к

группе

скоростно-силовых

упражнений

с

ациклической

структурой

движений,

в

которой

в

главном

звене

-

толчке

-

развиваются

усилия

максимальной

мощности,

имеющее

реактивно-взрывной

характер.

Скоростно-силовые

способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и

обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве [1].

Мощность, как характеристика прыгучести может быть охарактеризована

следующим образом.

Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания

силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных упражнениях: в

метаниях,

прыжках,

спринтерском

беге.

Чем

выше

мощность

развивает

спортсмен,

тем

большую

скорость

он

может

сообщить

снаряду

или

собственному телу, т.к. финальная скорость снаряда или тела определяется

силой

и

скоростью

приложенного

воздействия.

Мощность

может

быть

увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих

компонентов [2].

Обычно наибольший прирост мощности достигается за счет увеличения

мышечной силы. Силовым компонентом мощности является динамическая сила.

Мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц,

концентрического

или

эксцентрического

сокращения,

обозначается

как

динамическая сила. При этом проявляемая мышечная сила зависит от величины

перемещаемой

массы:

в

некоторых

пределах

с

увеличением

массы

перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы не

сопровождается приростом динамической силы [2].

Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации

спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней

строго-специализированной

подготовки

(работа

над

такими

физическими

качествами как сила, быстрота, выносливость) [6]. Все методы воспитания

прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств,

которые,

в

конечном

счете,

содействовали

бы

возможности

большему

повышению мощности толчка, специального двигательного навыка.

Основными

методами

воспитания

прыгучести

являются:

метод

повторного

выполнения

упражнения,

характеризующийся

выполнением

упражнения

(определенное

количество

повторений)

через

определенные

интервалы

отдыха

(между

подходами

или

сериями),

в

течение

которых

происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот

метод

для

развития

скоростно-силовых

качеств

позволяет

избирательно

воздействовать на определенные группы мышц человека [4].

При

применении

повторного

метода

тренирующее

воздействие

на

организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот

метод

позволяет

точно

дозировать

нагрузку,

укреплять

опорно-мышечный

аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При

таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 % [4].

Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом.

Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется

исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим

тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха.

Игровой

метод

воспитания

прыгучести.

Однако

этот

метод

обладает

существенным недостатком - ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь

получается,

что

спортсмен

больше

применяет

это

качество,

чем

его

воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и игрок ее получает, если он

активно борется под щитом, выпрыгивая вертикально вверх за мячом, который

отскочил

после

выполненного

броска

по

кольцу

противником.

И

если

баскетболист чаще выполняет броски в прыжке, отталкиваясь двумя ногами,

либо одной. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена -

насколько он активен в игре [4].

В последнее время нашел применение метод воспитания прыгучести,

получивший название - метод круговой тренировки, который можно проводить

по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает

комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают

таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую

мышечную

группу,

позволяла

значительно

повысить

объем

нагрузки

при

строгом

чередовании

работы

и

отдыха.

Подобный

режим

обеспечивает

значительный

прирост

функциональных

возможностей

систем

дыхания,

кровообращения,

энергообмена,

но

в

отличие

от

повторного

метода

возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные

группы здесь ограничена [4].

Заключение. Прыгучесть является одним из самых важных качеств для

баскетболиста. Эффективность бросков, подборов, блок-шотов зависит от того,

как высоко спортсмен может выпрыгнуть и как долго «провисеть» в воздухе.

Прыгучесть - это комплексное качество, основными его компонентами

которого являются взрывная сила, быстрота движений и ритм движений.

В прыжках в длину и высоту, с разбега и с места, толчком одной или двух

ног проявляется специфическая прыгучесть. К неспецифическим проявлениям

относится

прыгучесть

при

преодолении

горизонтального

и

вертикального

препятствия, запрыгивании на возвышении, при движении вперед-вверх через

ограниченное пространство.

Прыгучесть

может

быть

охарактеризована

показателями

мощности,

которая является сочетанием силы и скорости. Силовым компонентом является

динамическая сила, одной из разновидностей которой является взрывная сила.

Важной составляющей прыгучести является мышечная координация, состояние

суставно-связочного

и

мышечного

аппаратов,

нервно-психическое

и

эмоциональное состояние.

Для

развития

прыгучести

наиболее

эффективными

являются

динамические упражнения, причем совершенствоваться должны одновременно

сила

и

быстрота.

Важно

укреплять

голеностопный

сустав,

сделать

его

эластичным и сильным, после чего можно повышать прыжковые нагрузки.

Основными

методами

развития

прыгучести

являются

метод

повторного

выполнения упражнений, интервальный метод, игровой метод, метод круговой

тренировки.

Список литературы.

1. Волков, Л . В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В.

Волков. - Киев: Олимпийская литература. 2012. - 294 с.

2. Гаврилов, В. И. Исследование эффективности и обучения прыжковым

действиям в баскетболе на основе применения технических средств: автореф.

дис. … канд. пед. наук. / В.И. Гаврилов. – Л., 2015. – 24 с

3. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник

для

вузов

физической культуры

/

Ю.Ф.

Курамшин.-

2-е

изд.,

испр.

-

М.:

Советский спорт. 2014. - 464 с.

4.

Матвеев,

Л.

П.

Общая

теория

спорта:

учебник

для

ВУЗов

/-М.

:

Физкультура и спорт. 2014. - 304 с.

5.

Сарапкин,

А.Л.

Эффективность

построения

учебно-тренировочного

процесса

на

начальных

этапах

подготовки

юных

баскетболистов

/А.Л.

Сарапкин

//

Физическая

культура:

воспитание,

образование,

тренировка:

Детский тренер: Журнал в журнале. – 2016. – N 3. – С. 29-31.

6. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта /

Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия». 2014. -

480 с.



В раздел образования