Автор: Щека Маргарита Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Краснодарский реабилитационный центр"
Населённый пункт: Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Родительская школа
Тема: «Использование родителями элементов скрайбинга с детьми дома»
Раздел: дополнительное образование
Родительская школа
«Использование родителями элементов скрайбинга с детьми дома»
Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые
делают смысл образовательной деятельности понятным. Это техника
презентации, в которой речь иллюстрируется рисунками на белой доске (или
листе бумаги). Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком
для Британской ассоциации по распространению научных знаний.
Использование скрайбинга с детьми на занятиях помогает им наглядно
представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно,
что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный
рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ.
Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим
объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок
не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким
образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого
материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в
целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в
создании скрайбина, у них развивается критическое и образное мышление.
Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой.
У скрайбинга оказывается давние корни - он родом из опорных таблиц и
схем. Просто скрайберы пошли немножко дальше: данная технология
состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм,
иллюстрирующих ключевые понятия выступления. Рисовать можно чем
угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную
доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами,
буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии - все- таки не
картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Скрайбинг "рисовательный"
Классический вариант скрайбинга. Взрослый или ребенок рассказывает о
чем - либо и в тоже время рисует изображения, иллюстрирующие устный
рассказ. Или рука художника (скрайбера) рисует в кадре картинки,
пиктограммы, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с
текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали
по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза,
добавляют титры, делают монтаж.
Скрайбинг "аппликационный"
Если вы не очень хорошо рисуете, то можно использовать - такой вид
скрайбинга - аппликационный. На лист бумаги или любой другой фон
выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие
звучащему тексту.
Скрайбинг "магнитный"
Похож на аппликационный. Единственное различие - готовые изображения
крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Скрайбинг "фланелеграфный"
Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр!
Хорошо подходит для "экранизации" сказок и других историй для детей.
Скрайбинг "компьютерный"
При создании компьютерного скрайбинга используются специальные
программы и онлайн-сервисы. Компьютерный - он намного проще. Такой
скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы
VideoScribe.
Заметную эффективность скрайбинг доказал в педагогическом процессе
при работе с детьми, в том числе дошкольного возраста. Глядя на скрайб-
рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и
воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Поэтому применять скрайбинг -
технологию начала с хорошо знакомой деятельности театрализованной, а
именно с разыгрывания сказок. Во время проведения технологии, детям
можно вначале предложить знакомые с детства сказки. Чтобы легче было
рассказывать выбранную сказку, используем технологию скрайбинга, чтобы
наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести сюжет выбранной
сказки. Применяя скрайбинг, педагог может привлечь внимание детей,
обеспечив их дополнительной информацией, и выделить главные моменты
при разборе той или иной темы. При изучении лексико-грамматической темы
«Зимующие
птицы» можно
вспомнить
с
детьми,
чем
можно
зимой
подкормить птиц и выполнять зарисовки по ходу высказываний детей. Затем,
развивая фантазию детей, предложить включить в ситуацию героев – птиц,
чтобы получилась новая увлекательная история.
Скрайбинг можно использовать и при описании животных. Да, конечно,
можно взять готовый алгоритм описания, но использовать скрайбинг
намного интереснее и увлекательнее. В составлении описания педагог идет
от детей, слегка направляя их. Дети начинают сами предлагать картинку-
пиктограмму для зарисовки ключевого понятия. Дети перечисляют все, что
можно рассказать о животных, зарисовывают эти тезисы и затем, опираясь на
зарисовки, составляют развернутый красочный рассказ. Описание детьми
животных, с использованием технологии скрайбинга, проходит гораздо
быстрее, чем при использовании готовых алгоритмов описания.
Во время скрайбинга мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при
этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. То
есть практически любое творческое задание может быть представлено в виде
скрайбинга, начиная с загадки и заканчивая докладом. Использование
скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста,
поддерживая
опосредованную
память,
существенно
увеличивает
эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает
словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в
соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение
дошкольников.
Обычно для
скрайбинга
выбираются
какие-то
из
следующих
инструментов:
Представьте, вы учите с ребёнком стихотворение на Новый год. И да, оно
написано
буквами.
Но
ребёнку
сложно
его
запомнить.
Попробуйте
применить скрайбинг.
Возьмём, к примеру, следующий текст: «Елочка» Н. Нищевой.
Перед нами елочка,
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Для детского сада можно использовать не только нарисованный
скрайбинг, но и аппликационный и магнитный. Полезным развивающим
занятием с детьми станет «экранизация» сказки, стихов. Использование
скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им
наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно
известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому
устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный
рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их
большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге
ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.
Ввиду
того,
что
мышление
дошкольников
отмечается
предметной
образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в
качестве одного из средств формирования связной речи.
Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную
картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании
скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.
Основные заблуждения
«Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ
рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны
быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов
(квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам
нужно.
«Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют
программные продукты, которые не сложнее Word. Просто попробуйте. В
крайнем случае просто снимите процесс отрисовки и озвучивания на
телефон.
«Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять
каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми
картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.
«Мою работу могут плохо оценить другие». Бывает, человек опасается, что
окружающие скажут, что он плохо нарисовал, или вообще посмеются, можно
набрасывать только для себя. Когда решите, что у вас получается, можете
показать окружающим.
В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга
поддерживает память, существенно увеличивает эффективность процесса
запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает
речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием
и развивает творческое воображение дошкольников.
В результате использования скрайбинга расширяется
не только
словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание
пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание
стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является
одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких
основных
психических
процессов
как
память,
внимание,
образное
мышление.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в
понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь
то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки
предназначены.
Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык
рисунка понятен всем!