Напоминание

«Использование родителями элементов скрайбинга с детьми дома»


Автор: Щека Маргарита Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Краснодарский реабилитационный центр"
Населённый пункт: Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Родительская школа
Тема: «Использование родителями элементов скрайбинга с детьми дома»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Родительская школа

«Использование родителями элементов скрайбинга с детьми дома»

Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые

делают смысл образовательной деятельности понятным. Это техника

презентации, в которой речь иллюстрируется рисунками на белой доске (или

листе бумаги). Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком

для Британской ассоциации по распространению научных знаний.

Использование скрайбинга с детьми на занятиях помогает им наглядно

представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно,

что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный

рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ.

Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим

объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок

не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким

образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого

материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в

целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в

создании скрайбина, у них развивается критическое и образное мышление.

Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой.

У скрайбинга оказывается давние корни - он родом из опорных таблиц и

схем. Просто скрайберы пошли немножко дальше: данная технология

состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм,

иллюстрирующих ключевые понятия выступления. Рисовать можно чем

угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную

доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами,

буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии - все- таки не

картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Скрайбинг "рисовательный"

Классический вариант скрайбинга. Взрослый или ребенок рассказывает о

чем - либо и в тоже время рисует изображения, иллюстрирующие устный

рассказ. Или рука художника (скрайбера) рисует в кадре картинки,

пиктограммы, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с

текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали

по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза,

добавляют титры, делают монтаж.

Скрайбинг "аппликационный"

Если вы не очень хорошо рисуете, то можно использовать - такой вид

скрайбинга - аппликационный. На лист бумаги или любой другой фон

выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие

звучащему тексту.

Скрайбинг "магнитный"

Похож на аппликационный. Единственное различие - готовые изображения

крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Скрайбинг "фланелеграфный"

Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр!

Хорошо подходит для "экранизации" сказок и других историй для детей.

Скрайбинг "компьютерный"

При создании компьютерного скрайбинга используются специальные

программы и онлайн-сервисы. Компьютерный - он намного проще. Такой

скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы

VideoScribe.

Заметную эффективность скрайбинг доказал в педагогическом процессе

при работе с детьми, в том числе дошкольного возраста. Глядя на скрайб-

рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и

воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Поэтому применять скрайбинг -

технологию начала с хорошо знакомой деятельности театрализованной, а

именно с разыгрывания сказок. Во время проведения технологии, детям

можно вначале предложить знакомые с детства сказки. Чтобы легче было

рассказывать выбранную сказку, используем технологию скрайбинга, чтобы

наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести сюжет выбранной

сказки. Применяя скрайбинг, педагог может привлечь внимание детей,

обеспечив их дополнительной информацией, и выделить главные моменты

при разборе той или иной темы. При изучении лексико-грамматической темы

«Зимующие

птицы» можно

вспомнить

с

детьми,

чем

можно

зимой

подкормить птиц и выполнять зарисовки по ходу высказываний детей. Затем,

развивая фантазию детей, предложить включить в ситуацию героев – птиц,

чтобы получилась новая увлекательная история.

Скрайбинг можно использовать и при описании животных. Да, конечно,

можно взять готовый алгоритм описания, но использовать скрайбинг

намного интереснее и увлекательнее. В составлении описания педагог идет

от детей, слегка направляя их. Дети начинают сами предлагать картинку-

пиктограмму для зарисовки ключевого понятия. Дети перечисляют все, что

можно рассказать о животных, зарисовывают эти тезисы и затем, опираясь на

зарисовки, составляют развернутый красочный рассказ. Описание детьми

животных, с использованием технологии скрайбинга, проходит гораздо

быстрее, чем при использовании готовых алгоритмов описания.

Во время скрайбинга мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при

этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. То

есть практически любое творческое задание может быть представлено в виде

скрайбинга, начиная с загадки и заканчивая докладом. Использование

скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста,

поддерживая

опосредованную

память,

существенно

увеличивает

эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает

словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в

соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение

дошкольников.

Обычно для

скрайбинга

выбираются

какие-то

из

следующих

инструментов:

Представьте, вы учите с ребёнком стихотворение на Новый год. И да, оно

написано

буквами.

Но

ребёнку

сложно

его

запомнить.

Попробуйте

применить скрайбинг.

Возьмём, к примеру, следующий текст: «Елочка» Н. Нищевой.

Перед нами елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Для детского сада можно использовать не только нарисованный

скрайбинг, но и аппликационный и магнитный. Полезным развивающим

занятием с детьми станет «экранизация» сказки, стихов. Использование

скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им

наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно

известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому

устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный

рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их

большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге

ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.

Ввиду

того,

что

мышление

дошкольников

отмечается

предметной

образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в

качестве одного из средств формирования связной речи.

Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную

картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании

скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

Основные заблуждения

«Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ

рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны

быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов

(квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам

нужно.

«Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют

программные продукты, которые не сложнее Word. Просто попробуйте. В

крайнем случае просто снимите процесс отрисовки и озвучивания на

телефон.

«Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять

каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми

картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.

«Мою работу могут плохо оценить другие». Бывает, человек опасается, что

окружающие скажут, что он плохо нарисовал, или вообще посмеются, можно

набрасывать только для себя. Когда решите, что у вас получается, можете

показать окружающим.

В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга

поддерживает память, существенно увеличивает эффективность процесса

запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает

речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием

и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется

не только

словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание

пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание

стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является

одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких

основных

психических

процессов

как

память,

внимание,

образное

мышление.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в

понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь

то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки

предназначены.

Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык

рисунка понятен всем!



В раздел образования