Автор: Шишина Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 п.Ждановский
Населённый пункт: п.Ждановский, Кстовский район, Нижегородская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Приобщение детей к истории, традициям и культуре России
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Приобщение к истории, традициям и культуре России»
В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной,
довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания,
осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой
личности. Если мы хотим воспитывать в наших детях высокую нравственную культуру,
доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то
всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему
поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами,
не помнящими родства»
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и
традиции
национальной
культуры,
осознавать,
понимать
и
активно
участвовать
в
возрождении национальной культуры; самореализовывать себя, как личность любящую свою
Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в
которых дети черпают народные нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской
пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской
народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо
обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь
содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито
веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская
музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,
совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные
преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п.
считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и
душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об
этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые
образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим
предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни
русского человека.
Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и
основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления
личности ребенка. Посредством народной культуры развиваются духовно – нравственные
качества личности ребенка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности,
несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое
раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его
моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают
эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают
представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно – прикладного
искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных
цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли,
настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник
чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного
творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет
на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка,
формирует общую духовную культуру.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.
Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это
время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию
старших, к секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье.
Главный воспитатель ребенка – это семья.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью
образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек,
успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры,
хороводы. И всё это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит
тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности,
уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых
из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются
пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость –
глупость.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек не знающий своего прошлого, не знает
ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной
культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в
национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.