Напоминание

Приобщение детей к истории, традициям и культуре России


Автор: Шишина Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 п.Ждановский
Населённый пункт: п.Ждановский, Кстовский район, Нижегородская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Приобщение детей к истории, традициям и культуре России
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Приобщение к истории, традициям и культуре России»

В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной,

довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания,

осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой

личности. Если мы хотим воспитывать в наших детях высокую нравственную культуру,

доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то

всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему

поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами,

не помнящими родства»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и

традиции

национальной

культуры,

осознавать,

понимать

и

активно

участвовать

в

возрождении национальной культуры; самореализовывать себя, как личность любящую свою

Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в

которых дети черпают народные нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской

пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской

народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо

обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь

содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито

веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская

музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,

совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные

преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п.

считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и

душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об

этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые

образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим

предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни

русского человека.

Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и

основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления

личности ребенка. Посредством народной культуры развиваются духовно – нравственные

качества личности ребенка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности,

несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое

раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его

моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают

эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают

представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно – прикладного

искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных

цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли,

настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник

чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного

творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет

на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка,

формирует общую духовную культуру.

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.

Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это

время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию

старших, к секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье.

Главный воспитатель ребенка – это семья.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью

образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек,

успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры,

хороводы. И всё это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит

тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности,

уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых

из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются

пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость –

глупость.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек не знающий своего прошлого, не знает

ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной

культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в

национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.



В раздел образования