Автор: Новикова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№277
Населённый пункт: Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Тема: «Условия формирования изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных
организаций.
«Условия формирования изобразительных способностей детей старшего
дошкольного возраста»
На своеобразие проявления изобразительных способностей у детей
большое влияние оказывает окружающая среда ребенка, условия его
воспитания и обучения.
Психологами выявлено, что ребенок чаще изображает в своих рисунках
условия окружающей среды, в которой он растет, то, что он видит вокруг.
Например, ребенок, растущий в неблагоприятной семье, в рисунках
изображает только отца, прогулки с ним, так как мать уделяла меньше
внимания, чем отец или вообще его не уделяла.
Настроение ребенка очень легко распознать по используемой им цветовой
гамме. На примере, приведенном выше, чаще используются тусклые, мало
разнообразные и даже мрачные цвета.
Ребенок, воспитывающийся в счастливой и обеспеченной семье, благодаря
семье, влиянию видел и замечал больше. Следовательно, будет создавать
радужные рисунки и чаще всего с обогащенным сюжетом.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника
является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к
окружающему. Данная задача должна решаться во всех сферах жизни
ребенка: в отношении к природе, рукотворному миру, в том числе искусству
– во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная
деятельность представляют для этого большие возможности.
Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка
творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и
познавательного, нравственного творчества.
Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных
способностей – организация интересной содержательной жизни ребенка в
ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение
эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для
возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы
воображения.
Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка и служит
основой реализации творческого начала в художественной деятельности.
Другое условие развития изобразительных способностей – обучение, как
организованный взрослым процесс передачи и активного усвоения ребенком
изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия, всей
сложной системы изображения) т.е. в сферу обучения входит и
формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир,
и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме.
Еще одно условие развития изобразительных способностей – это
комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее
значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание
проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств их
разрешения, что стимулирует поисковую деятельность (игровая мотивация
усиливает творческое состояние детей).
Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий
развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть
и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов.
Таким образом, создание изложенных выше условий развития у детей
изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно
любому учреждению. Необходимо только понимать: художественное
восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет
эстетическое наслаждение.
Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет
природа во всем ее многообразии. Следует чаще водить детей на экскурсии,
привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к
явлениям природы.
При правильном знакомстве у него появляется положительное представление
об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может
сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону.
Для обогащения знаний ребенка о природе следует использовать: слайды,
видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения,
наглядные пособия. Все эти средства имеют большое педагогическое и
психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус,
познавательную сторону. Яркие цвета могут вызвать у ребенка большой
психологический настрой, вдохновение. Вполне реально могут проступить
таланты у ребенка даже в других сферах деятельности.