Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 " Солнышко"
Населённый пункт: г Сухой Лог Свердловская Область
Наименование материала: статья
Тема: Социальный опыт как основа формирования нормативного поведения дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Социальный опыт как основа формирования нормативного поведения
дошкольников
Социальный опыт ребенка – это результат специально организованного
усвоения
общественного
опыта,
то
есть
всегда
«произвольный
продукт»
целенаправленного воспитания и обучения, поэтому на них и необходимо
сосредоточить главные усилия взрослых.
Социальный опыт, приобретаемый дошкольником системе социальных
отношений должен содержать образцы норм, правил принятых в обществе.
Задачи
педагога включать ребенка, в различные виды деятельности,
педагогические ситуации по овладению нормами, правилами, установками,
которые будут положены в основу нормативного поведения дошкольников.
У
ребенка
дошкольного
возраста
нормативное
поведение
можно
определить
как «совокупность устойчивых и полезных для общества форм
повседневного поведения ребенка в быту, в общении, в различных видах
деятельности» .
Нормативное
поведение
очень
важно
формировать
в
дошкольном
возрасте, по мнению Волченко Л.Б, этот период детства сенситивен для
формирования
основ
нормативного
поведения
и
гуманного
отношения
к
другим людям .
Развитие
личности есть процесс и результат вхождения человека в
социокультурную среду.
Изучив
Федеральный
Государственный
Образовательный
Стандарт
Дошкольного
Образования
и
сделав
анализ
основных
образовательных
программ дошкольного образования, усилия педагогов и родителей должны
быть направлены на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности;
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в организации» .
Реализация
образовательной
области
«Социально-коммуникативное
развитие»
формирует
у
дошкольников
«усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности»,
включая
их
в
систему
социальных
отношений
благодаря
решению
следующих задач:
–
усвоение
ном
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
воспитание
моральных
и
нравственных
качеств
ребенка,
формирование
умения
правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
–
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками,
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания
уважительного
и
доброжелательного отношения к окружающим;
– формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие
умение
договариваться,
самостоятельно
разрешать
конфликты
со
сверстниками
–
формирование
образа
«Я»,
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье
и
к
сообществу
детей
и
взрослых
в
организации;
–
р а з в и т и е
н а в ы ко в
с а м о о б с л у ж и в а н и я ,
с т а н о в л е н и е
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
– формирование культурно - гигиенических навыков;
Согласно
Федеральному
Государственному
Образовательному
Стандарту Дошкольного Образования целевые ориентиры освоения основной
образовательной программы дошкольного образования отражаются в таких
качествах ребенка:
–
ребенок
овладевает
основными
культурными
спо собами
деятельности, проявляет инициативы и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении;
– ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным
видам
труда,
другим
людям
и
самому
себе,
обладает
чувством
собственного
достоинства;
активно
взаимодействует
со
сверстниками
и
взрослыми,
участвует
в
совместных
играх.
Способен
договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты.
–
ребенок
владеет
разными
формами
и
видами
игры,
различает
условную
и
реальную
ситуации,
умеет
подчиняться
разным
правилам
и
социальным нормам;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам
поведения
и
правилам
в
разных
видах
деятельности,
во
взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам,
интересуется
причинно
-
следственными
связями,
пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире,
в
котором
он
живет;
ребенок
способен
к
принятию
собственных
решений опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В основной общеобразовательной программе ДОУ «От рождения до
школы»
под
редакцией Вераксы
Н.Е.,
Комаровой
Т.С.,
Васильевой
М.А.
сформулированы
задачи
педагогической
работы
с
детьми
старшего
дошкольного возраста по их приобщению к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку
сообща
играть,
трудиться;
стремления
радовать
старших
хорошими
поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
3.Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
4. Воспитывать скромность, умения проявлять заботу об окружающих,
с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
5.
Формировать
умение
оценивать
свои
поступки
и
поступки
сверстников.
Развивать
стремление
детей
выражать
свое
отношение
к
окружающему,
самостоятельно
находить
для
этого
различные
речевые
средства.
6. Расширять представления о правилах поведения в общественных
местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
7.
Обогащать
словарь
детей
вежливыми
словами
(здравствуйте,
до
свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать к использованию
в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки др.). Показать значение
родного языка в формировании основ нравственности. [32].Совокупность
обязательных
требований
ФГОС
и
программных
задач
по
основам
формирования
нормативного
поведения
детей
старшего
дошкольного
возраста
возможно
успешно
осуществить
в
системе
нравственного
воспитания.
В
дошкольном
возрасте
дети
начинают
руководствоваться
в
своем
поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и
понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми,
которые дают оценку противоположных (нормативных и ненормативных)
действий .
Но те знания, которые имеются у детей этого возраста, не обеспечивают
сами
по
себе
соблюдения
нравственных
норм,
вот
поэтому
одним
из
важнейших
направлений
социально-личностного
развития
дошкольников
становится воспитание культуры поведения.
В
рамках
Федерального
Государственного
Стандарта
дошкольного
образования формирование культуры поведения дошкольников реализуется
через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и в
настоящий
момент
становится
одним
из
приоритетных
направлений
в
педагогике. Существует много определений понятия «культура поведения».
Так, например, в педагогическом словаре: культура поведения — соблюдение
основных требований и правил человеческого общежития, умение находить
правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения включает:
манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности
действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных
сферах жизни.
Формирование основ культуры поведения начинается с первых лет
жизни
ребёнка.
Он,
подражая
взрослому
человеку,
начинает
осваивать
основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка
могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к
окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
Понятие
культуры
поведения дошкольника
можно
определить
как
совокупность
полезных
для
общества
устойчивых
форм
повседневного
поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у
него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет:
привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам,
вещам, книгам.
Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при
общении
со
взрослыми
и
сверстниками,
основанных
на
уважении
и
доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса
и норм обращения, а также вежливое обращение в общественных местах,
быту.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура
речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение
говорить
тактично,
сохраняя
спокойный
тон.
Овладение
культурой
речи
способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной
мере предотвращает между ними конфликты.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела,
причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но
и нормами человеческих отношений.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение
не
только
в
выполнении
физиологических
потребностей.
Она
имеет
этический смысл, ведь поведение за столом основывается на уважении к
сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.
Таким
образом,
в
основе
культуры
поведения
дошкольника
лежат
нормы, освоенные им в различных сферах деятельности.
Уже
в
раннем
возрасте
выполнение
режима
создаёт
известные
предпосылки
для
понимания
того,
что
необходимо
выполнять
действия,
связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе.
Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего,
приучать
ребёнка
выполнять
требования
режима.
При
этом
не
только
развиваются
важные
практические
навыки,
но
и
меняется
характер
взаимоотношений детей со взрослыми.
В дошкольном возрасте формируется новый тип поведения. Если в
раннем
детстве
и
у
младших
дошкольников
преобладают
импульсивные
действия, то к старшему дошкольному возрасту развивается способность к
произвольному управлению своими действиями и поступками.
Опыт
социального
характера
представлен
в
структуре
личности
неповторимым
сочетанием
находящихся
в
взаимозависимости
четырех
компонентов
(культурных
навыков,
социальных
качеств,
специфических
знаний, ролевого поведения).
Социальные
качества
–
это коммуникативные навыки: активность в
общении,
умение
слушать
и
понимать
речь,
строить
общение
с
учетом
ситуации, легко входить в контакт с другим людьми, самостоятельность,
активность
во
взаимоотношении
с
окружающими,
инициативность,
как
стремление
к
лидерству,
самоконтроль,
умение
оценивать
себя
и
контролировать свои действия, коммуникабельность, эмпатийность и др.
Культурные навыки – это совокупность специфических и обязательных
действий в различных ситуациях социального характера.
Специфические знания – это представления, полученные человеком в
индивидуальном
опыте
освоения
окружающего
мира
и
несущие
на
себе
отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных
пристрастий,
интересов,
системы
ценностей.
Их
совокупность
образует
индивидуальную картину мира.
Ролевое
поведение
– это
поведение
в
конкретной
ситуации,
обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство
человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех
или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью.
Роль семьи огромна, она является не только источником и условием
развития
его
психики,
расширения
его
знаний
и
представлений
об
окружающем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном
обществе социальных отношений, с которыми он встречается.
Семья для дошкольника
– «социальный микрокосм», в котором он
постепенно приобщается к социальной жизни.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть
такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами
общественных взаимоотношений.
Детский сад – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с
социальной
жизнью,
ее
закономерностями
и
причинно-следственными
связями
происходит
в
образовательной
среде
детского
сада,
где
все
окружающие
детей
люди
играют
каждый
свои
роли.
Это
и
родители,
и
педагоги-воспитатели, и сами дети – сверстники дошкольника. Специальные
же
методы
обучения
детей
–
психолого-педагогические
приемы
–
направленно активизируют его социальное познание.
Какие социальные роли выполняет дошкольник? В первую очередь,
ребенок
–
это
сын
или
дочь
своих
родителей,
ребенок
–
воспитанник
дошкольного учреждения, ребенок может быть чьим-то другом – это тоже
социальная роль. Дома и в детском саду поведение ребенка разное, общение с
приятелем тоже резко отличается от общения с незнакомым человеком, это
обусловлено выполнением разных социальных ролей, которые имеют свои
нормы
поведения.
Социальные
качества,
которые
формируются
в
нормативном поведении детей дошкольного возраста можно объединить в
пять комплексных характеристик:
1) сотрудничество и забота об окружающих;
2) соперничество и инициативность;
3) самостоятельность и независимость;
4) социальная адаптированность;
5) открытость и социальная гибкость.
Все
выше
охарактеризованные
компоненты
социального
опыта
дошкольника находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из
них неизбежно влекут за собой изменения в остальных компонентах. Все
отклонения
в
социальном
развитии
ребенка
дошкольника
–
результат
неправильного поведения взрослых, которые его окружают.
Старший дошкольный возраст — последний из периодов дошкольного
возраста,
когда
в
психике
ребенка
появляются
новые
образования.
Это
произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и
др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а
также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.
Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка,
когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его
предметов,
а
овладение
собственным
поведением.
Первой
важнейшей
составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает
деятельность.
Она
представляет
собой
и
способ,
и
условие,
и
форму
выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта.
Рассмотрев основные составляющие культуры поведения, определим, в
чём
же
состоит
необходимость,
воспитания
её
у
ребёнка.
Продолжая
в
старшем дошкольном возрасте развивать культуру поведения, заложенную
ещё
в
раннем
возрасте,
родители
и
воспитатели
должны
помнить,
что
ребёнок в этом возрасте готовится к новому этапу своей жизни – школьному
обучению.
Поэтому
на
них
ложится
большая
ответственность
в
формировании
у
детей
навыков
поведения,
осознанного,
активного
отношения к порученному делу, товариществу.
Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он
сталкивается
с
множеством
проблем
и
трудностей.
В
процессе
этого
сложного
познания
сам
ребёнок
становится
личностью,
со
своим
мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на
поступки других и собственным поведением. Это всё – знание принятых в
обществе
норм
и
правил
поведения
и
взаимоотношений,
переживания,
способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей,
развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственности.
Нравственные нормы могут стать эффективными тогда, когда строится
на выработке у ребёнка – в определённой последовательности – основных
элементов этого механизма, развитие которого начинается с младенчества.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:
1.
Воспитание
чувства
стыда.
Сформированность
этого
чувства
выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно
преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки.
2. Примерно в возрасте 5 лет начинает формироваться чувство долга
перед
другими
и
самим
собой.
Ребёнок
должен
постепенно
подойти
к
осознанному
пониманию
своей
зависимости
от
других
людей,
а
также
научиться
выполнять
те
действия,
которые
обеспечивают
нормальную
совместную жизнь в социуме.
3. На основе развитого чувства долга постепенно, начиная с 8-9 лет,
вырабатывается
чувство
ответственности,
т.е.
умение
самостоятельно
побуждать себя заботиться о других.
Таким
образом,
в
дошкольном
возрасте
необходимо
совместными
усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как
нормально
развитая
гордость,
стыд,
совесть,
основы
долга.
Социальный
опыт, который приобретается в разных системах отношений очень важен для
старших дошкольников для формирования нормативного поведения.
Нормативное
поведение
в
отношениях
с
людьми
в
общественных
местах обусловлено «сформированными у ребенка уважения к окружающим,
способности
спокойно
принимать
обоснованные
требования
взрослых,
проявлять вежливость, быть тактичным, оказывать посильную помощь тем,
кто в ней нуждается» .
Важнейшими принципами нормативного поведения во взаимодействии
ребенка-дошкольника
с
окружающими
его
людьми
являются
принципы
«безопасной жизни» – это такое поведение, которое «не создает опасности,
угрозы
для
других,
не
ограничивает
свободу
окружающих,
в
своих
высказываниях и оценках не посягает на чувство собственного достоинства
другого человека» .
Всю
работу
по
развитию
у
дошкольников
нормативного
поведения
необходимо вести вместе с родителями.
Только
такая
взаимосвязь
поможет
сформировать
нормативное
поведение как основу социализации ребёнка. Если это достигнуто, то ребёнку
легко общаться, легко жить в коллективе, легко в будущем будет учиться
Таким образом, опираясь на ФГОС ДО, можно сделать вывод, что
социальный опыт дошкольника приобретается каждый день в различных
видах деятельности, в общении со взрослыми и со сверстниками. Взрослыми
ведется работа в системе нравственного воспитания детей, и формированию
у детей культуры (деятельности, общения, речи и т.д.) одним из направлений
которого выступает правовое воспитание дошкольников. В формировании
нормативного поведения дошкольников старшего возраста участвуют ДОУ и
семья, что предусматривает совместные усилия педагогов и родителей. Для
воспитания
культуры
нормативного
поведения
дошкольников
педагогам
важно
найти
такие
способы,
которые
бы
позволяли
установить
тесные
контакты с семьей в целях единства.