Напоминание

Социальный опыт как основа формирования нормативного поведения дошкольников.


Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 " Солнышко"
Населённый пункт: г Сухой Лог Свердловская Область
Наименование материала: статья
Тема: Социальный опыт как основа формирования нормативного поведения дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социальный опыт как основа формирования нормативного поведения

дошкольников

Социальный опыт ребенка – это результат специально организованного

усвоения

общественного

опыта,

то

есть

всегда

«произвольный

продукт»

целенаправленного воспитания и обучения, поэтому на них и необходимо

сосредоточить главные усилия взрослых.

Социальный опыт, приобретаемый дошкольником системе социальных

отношений должен содержать образцы норм, правил принятых в обществе.

Задачи

педагога включать ребенка, в различные виды деятельности,

педагогические ситуации по овладению нормами, правилами, установками,

которые будут положены в основу нормативного поведения дошкольников.

У

ребенка

дошкольного

возраста

нормативное

поведение

можно

определить

как «совокупность устойчивых и полезных для общества форм

повседневного поведения ребенка в быту, в общении, в различных видах

деятельности» .

Нормативное

поведение

очень

важно

формировать

в

дошкольном

возрасте, по мнению Волченко Л.Б, этот период детства сенситивен для

формирования

основ

нормативного

поведения

и

гуманного

отношения

к

другим людям .

Развитие

личности есть процесс и результат вхождения человека в

социокультурную среду.

Изучив

Федеральный

Государственный

Образовательный

Стандарт

Дошкольного

Образования

и

сделав

анализ

основных

образовательных

программ дошкольного образования, усилия педагогов и родителей должны

быть направлены на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

включая

моральные

и

нравственные

ценности;

развитие

общения

и

взаимодействия

ребенка

со

взрослыми

и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных

действий;

развитие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к

совместной

деятельности

со

сверстниками,

формирование

уважительного

отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и

взрослых в организации» .

Реализация

образовательной

области

«Социально-коммуникативное

развитие»

формирует

у

дошкольников

«усвоение

норм

и

ценностей,

принятых

в

обществе,

включая

моральные

и

нравственные

ценности»,

включая

их

в

систему

социальных

отношений

благодаря

решению

следующих задач:

усвоение

ном

и

ценностей,

принятых

в

обществе,

воспитание

моральных

и

нравственных

качеств

ребенка,

формирование

умения

правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;

развитие

общения

и

взаимодействия

ребенка

со

взрослыми

и

сверстниками,

развитие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания

уважительного

и

доброжелательного отношения к окружающим;

– формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие

умение

договариваться,

самостоятельно

разрешать

конфликты

со

сверстниками

формирование

образа

«Я»,

уважительного

отношения

и

чувства

принадлежности

к

своей

семье

и

к

сообществу

детей

и

взрослых

в

организации;

р а з в и т и е

н а в ы ко в

с а м о о б с л у ж и в а н и я ,

с т а н о в л е н и е

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных

действий;

– формирование культурно - гигиенических навыков;

Согласно

Федеральному

Государственному

Образовательному

Стандарту Дошкольного Образования целевые ориентиры освоения основной

образовательной программы дошкольного образования отражаются в таких

качествах ребенка:

ребенок

овладевает

основными

культурными

спо собами

деятельности, проявляет инициативы и самостоятельность в разных видах

деятельности – игре, общении;

– ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к

разным

видам

труда,

другим

людям

и

самому

себе,

обладает

чувством

собственного

достоинства;

активно

взаимодействует

со

сверстниками

и

взрослыми,

участвует

в

совместных

играх.

Способен

договариваться,

учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться

успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры

в себя, старается разрешать конфликты.

ребенок

владеет

разными

формами

и

видами

игры,

различает

условную

и

реальную

ситуации,

умеет

подчиняться

разным

правилам

и

социальным нормам;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам

поведения

и

правилам

в

разных

видах

деятельности,

во

взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, может соблюдать правила

безопасного поведения и личной гигиены;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и

сверстникам,

интересуется

причинно

-

следственными

связями,

пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам

людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном

мире,

в

котором

он

живет;

ребенок

способен

к

принятию

собственных

решений опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В основной общеобразовательной программе ДОУ «От рождения до

школы»

под

редакцией Вераксы

Н.Е.,

Комаровой

Т.С.,

Васильевой

М.А.

сформулированы

задачи

педагогической

работы

с

детьми

старшего

дошкольного возраста по их приобщению к элементарным общепринятым

нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку

сообща

играть,

трудиться;

стремления

радовать

старших

хорошими

поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

3.Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

4. Воспитывать скромность, умения проявлять заботу об окружающих,

с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

5.

Формировать

умение

оценивать

свои

поступки

и

поступки

сверстников.

Развивать

стремление

детей

выражать

свое

отношение

к

окружающему,

самостоятельно

находить

для

этого

различные

речевые

средства.

6. Расширять представления о правилах поведения в общественных

местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

7.

Обогащать

словарь

детей

вежливыми

словами

(здравствуйте,

до

свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать к использованию

в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки др.). Показать значение

родного языка в формировании основ нравственности. [32].Совокупность

обязательных

требований

ФГОС

и

программных

задач

по

основам

формирования

нормативного

поведения

детей

старшего

дошкольного

возраста

возможно

успешно

осуществить

в

системе

нравственного

воспитания.

В

дошкольном

возрасте

дети

начинают

руководствоваться

в

своем

поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и

понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми,

которые дают оценку противоположных (нормативных и ненормативных)

действий .

Но те знания, которые имеются у детей этого возраста, не обеспечивают

сами

по

себе

соблюдения

нравственных

норм,

вот

поэтому

одним

из

важнейших

направлений

социально-личностного

развития

дошкольников

становится воспитание культуры поведения.

В

рамках

Федерального

Государственного

Стандарта

дошкольного

образования формирование культуры поведения дошкольников реализуется

через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и в

настоящий

момент

становится

одним

из

приоритетных

направлений

в

педагогике. Существует много определений понятия «культура поведения».

Так, например, в педагогическом словаре: культура поведения — соблюдение

основных требований и правил человеческого общежития, умение находить

правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения включает:

манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности

действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных

сферах жизни.

Формирование основ культуры поведения начинается с первых лет

жизни

ребёнка.

Он,

подражая

взрослому

человеку,

начинает

осваивать

основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка

могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к

окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Понятие

культуры

поведения дошкольника

можно

определить

как

совокупность

полезных

для

общества

устойчивых

форм

повседневного

поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у

него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет:

привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам,

вещам, книгам.

Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при

общении

со

взрослыми

и

сверстниками,

основанных

на

уважении

и

доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса

и норм обращения, а также вежливое обращение в общественных местах,

быту.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура

речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение

говорить

тактично,

сохраняя

спокойный

тон.

Овладение

культурой

речи

способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной

мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры

поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела,

причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но

и нормами человеческих отношений.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение

не

только

в

выполнении

физиологических

потребностей.

Она

имеет

этический смысл, ведь поведение за столом основывается на уважении к

сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.

Таким

образом,

в

основе

культуры

поведения

дошкольника

лежат

нормы, освоенные им в различных сферах деятельности.

Уже

в

раннем

возрасте

выполнение

режима

создаёт

известные

предпосылки

для

понимания

того,

что

необходимо

выполнять

действия,

связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе.

Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего,

приучать

ребёнка

выполнять

требования

режима.

При

этом

не

только

развиваются

важные

практические

навыки,

но

и

меняется

характер

взаимоотношений детей со взрослыми.

В дошкольном возрасте формируется новый тип поведения. Если в

раннем

детстве

и

у

младших

дошкольников

преобладают

импульсивные

действия, то к старшему дошкольному возрасту развивается способность к

произвольному управлению своими действиями и поступками.

Опыт

социального

характера

представлен

в

структуре

личности

неповторимым

сочетанием

находящихся

в

взаимозависимости

четырех

компонентов

(культурных

навыков,

социальных

качеств,

специфических

знаний, ролевого поведения).

Социальные

качества

это коммуникативные навыки: активность в

общении,

умение

слушать

и

понимать

речь,

строить

общение

с

учетом

ситуации, легко входить в контакт с другим людьми, самостоятельность,

активность

во

взаимоотношении

с

окружающими,

инициативность,

как

стремление

к

лидерству,

самоконтроль,

умение

оценивать

себя

и

контролировать свои действия, коммуникабельность, эмпатийность и др.

Культурные навыки – это совокупность специфических и обязательных

действий в различных ситуациях социального характера.

Специфические знания – это представления, полученные человеком в

индивидуальном

опыте

освоения

окружающего

мира

и

несущие

на

себе

отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных

пристрастий,

интересов,

системы

ценностей.

Их

совокупность

образует

индивидуальную картину мира.

Ролевое

поведение

– это

поведение

в

конкретной

ситуации,

обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство

человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех

или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью.

Роль семьи огромна, она является не только источником и условием

развития

его

психики,

расширения

его

знаний

и

представлений

об

окружающем мире, но и как первая модель принятых в данном конкретном

обществе социальных отношений, с которыми он встречается.

Семья для дошкольника

– «социальный микрокосм», в котором он

постепенно приобщается к социальной жизни.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть

такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами

общественных взаимоотношений.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с

социальной

жизнью,

ее

закономерностями

и

причинно-следственными

связями

происходит

в

образовательной

среде

детского

сада,

где

все

окружающие

детей

люди

играют

каждый

свои

роли.

Это

и

родители,

и

педагоги-воспитатели, и сами дети – сверстники дошкольника. Специальные

же

методы

обучения

детей

психолого-педагогические

приемы

направленно активизируют его социальное познание.

Какие социальные роли выполняет дошкольник? В первую очередь,

ребенок

это

сын

или

дочь

своих

родителей,

ребенок

воспитанник

дошкольного учреждения, ребенок может быть чьим-то другом – это тоже

социальная роль. Дома и в детском саду поведение ребенка разное, общение с

приятелем тоже резко отличается от общения с незнакомым человеком, это

обусловлено выполнением разных социальных ролей, которые имеют свои

нормы

поведения.

Социальные

качества,

которые

формируются

в

нормативном поведении детей дошкольного возраста можно объединить в

пять комплексных характеристик:

1) сотрудничество и забота об окружающих;

2) соперничество и инициативность;

3) самостоятельность и независимость;

4) социальная адаптированность;

5) открытость и социальная гибкость.

Все

выше

охарактеризованные

компоненты

социального

опыта

дошкольника находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из

них неизбежно влекут за собой изменения в остальных компонентах. Все

отклонения

в

социальном

развитии

ребенка

дошкольника

результат

неправильного поведения взрослых, которые его окружают.

Старший дошкольный возраст — последний из периодов дошкольного

возраста,

когда

в

психике

ребенка

появляются

новые

образования.

Это

произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и

др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а

также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.

Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка,

когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его

предметов,

а

овладение

собственным

поведением.

Первой

важнейшей

составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает

деятельность.

Она

представляет

собой

и

способ,

и

условие,

и

форму

выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта.

Рассмотрев основные составляющие культуры поведения, определим, в

чём

же

состоит

необходимость,

воспитания

её

у

ребёнка.

Продолжая

в

старшем дошкольном возрасте развивать культуру поведения, заложенную

ещё

в

раннем

возрасте,

родители

и

воспитатели

должны

помнить,

что

ребёнок в этом возрасте готовится к новому этапу своей жизни – школьному

обучению.

Поэтому

на

них

ложится

большая

ответственность

в

формировании

у

детей

навыков

поведения,

осознанного,

активного

отношения к порученному делу, товариществу.

Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он

сталкивается

с

множеством

проблем

и

трудностей.

В

процессе

этого

сложного

познания

сам

ребёнок

становится

личностью,

со

своим

мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на

поступки других и собственным поведением. Это всё – знание принятых в

обществе

норм

и

правил

поведения

и

взаимоотношений,

переживания,

способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей,

развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственности.

Нравственные нормы могут стать эффективными тогда, когда строится

на выработке у ребёнка – в определённой последовательности – основных

элементов этого механизма, развитие которого начинается с младенчества.

Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:

1.

Воспитание

чувства

стыда.

Сформированность

этого

чувства

выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно

преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки.

2. Примерно в возрасте 5 лет начинает формироваться чувство долга

перед

другими

и

самим

собой.

Ребёнок

должен

постепенно

подойти

к

осознанному

пониманию

своей

зависимости

от

других

людей,

а

также

научиться

выполнять

те

действия,

которые

обеспечивают

нормальную

совместную жизнь в социуме.

3. На основе развитого чувства долга постепенно, начиная с 8-9 лет,

вырабатывается

чувство

ответственности,

т.е.

умение

самостоятельно

побуждать себя заботиться о других.

Таким

образом,

в

дошкольном

возрасте

необходимо

совместными

усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как

нормально

развитая

гордость,

стыд,

совесть,

основы

долга.

Социальный

опыт, который приобретается в разных системах отношений очень важен для

старших дошкольников для формирования нормативного поведения.

Нормативное

поведение

в

отношениях

с

людьми

в

общественных

местах обусловлено «сформированными у ребенка уважения к окружающим,

способности

спокойно

принимать

обоснованные

требования

взрослых,

проявлять вежливость, быть тактичным, оказывать посильную помощь тем,

кто в ней нуждается» .

Важнейшими принципами нормативного поведения во взаимодействии

ребенка-дошкольника

с

окружающими

его

людьми

являются

принципы

«безопасной жизни» – это такое поведение, которое «не создает опасности,

угрозы

для

других,

не

ограничивает

свободу

окружающих,

в

своих

высказываниях и оценках не посягает на чувство собственного достоинства

другого человека» .

Всю

работу

по

развитию

у

дошкольников

нормативного

поведения

необходимо вести вместе с родителями.

Только

такая

взаимосвязь

поможет

сформировать

нормативное

поведение как основу социализации ребёнка. Если это достигнуто, то ребёнку

легко общаться, легко жить в коллективе, легко в будущем будет учиться

Таким образом, опираясь на ФГОС ДО, можно сделать вывод, что

социальный опыт дошкольника приобретается каждый день в различных

видах деятельности, в общении со взрослыми и со сверстниками. Взрослыми

ведется работа в системе нравственного воспитания детей, и формированию

у детей культуры (деятельности, общения, речи и т.д.) одним из направлений

которого выступает правовое воспитание дошкольников. В формировании

нормативного поведения дошкольников старшего возраста участвуют ДОУ и

семья, что предусматривает совместные усилия педагогов и родителей. Для

воспитания

культуры

нормативного

поведения

дошкольников

педагогам

важно

найти

такие

способы,

которые

бы

позволяли

установить

тесные

контакты с семьей в целях единства.



В раздел образования