Автор: Дорошенко Кристина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Новоульяновская СШ 1
Населённый пункт: Новоульяновск
Наименование материала: ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ХОДЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Тема: Взаимоотношения педагога и родителя ребенка с ОВЗ
Раздел: начальное образование
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ. ВНИМАНИЕ
Название психической функции
Методы диагностики (пробы)
Возрастные
особенности
применения метода
Локализация функции в мозге
ВНИМАНИЕ
А.Р. Лурия определял внимание
как
осуществление
отбора
нужной
информации,
обеспечение
избирательных
программ
действий
и
сохранение
постоянного
контроля над их протеканием. И
здесь мы видим, что внимание
выполняет
важную
роль
в
организации
сознательной
деятельности человека - отбор
информации,
организацию
и
контроль деятельности человека.
1)
непроизвольное
(первичное) внимание
2)
непроизвольное
(вторичное) внимание
3)
произвольное внимание.
1.Таблицы Шульте.
2. Корректурная проба Бурдона.
1.
30-35
секунд
для
молодых испытуемых и
45-50 — для пожилых
2. -
3. 11 пар меньше 50 лет
и не меньше 9 пар
старше 50 лет.
В
онтогенезе
четко
прослеживается
переход
от
диффузных
связей
различных
отделов коры с преимущественной
локализацией
в
каудальных
отделах (5 лет) к формированию
локальных
очагов,
устойчиво
удерживающихся
при
введении
команды «внимание» сначала в
переднецентральных отделах коры
правого (7-8 лет), а затем левого
(9-11
лет)
полушария.
Формирование локальных очагов
рассматривается
как
условие
проявления
основного
свойства
внимания избирательности.
3. Счёт по Крепелину
А.Р. Лурия определял внимание как осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и
сохранение постоянного контроля над их протеканием. И здесь мы видим, что внимание выполняет важную роль в организации
сознательной деятельности человека– отбор информации, организацию и контроль деятельности человека.
Внимание – это психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности на чем-то. Внимание выражает отношение
человека к определенному объекту (Люблинская А. А., 1971).
Различают три вида внимания в зависимости от того, что является причиной его возникновения:
1) непроизвольное (первичное) внимание привлекается ярким, неожиданным сильным раздражителем. Это может быть неожиданный
удар, громкий крик и т. д. Этот вид внимания – естественное проявление безусловного ориентировочного рефлекса. Такой вид внимания
характерен для маленьких детей;
2) непроизвольное (вторичное) внимание – этот вид внимания не требует от чело- века усилия над собой, оно также привлекается
самим предметом, но не его яркостью или необычностью, а своим содержанием, отвечающим направленности и интересам человека;
3) произвольное внимание. Главное его отличие от предыдущих форм в том, что оно направляется волевым усилием человека,
осознанием необходимости быть внимательным. Такое внимание наиболее трудно дается маленьким детям, так как требует большого
волевого напряжения и умения намеренно отвлечься (Люблинская А. А., 1971).
В онтогенезе четко прослеживается переход от диффузных связей раз- личных отделов коры с преимущественной локализацией в
каудальных отделах (5 лет) к формированию локальных очагов, устойчиво удерживающихся при введении команды «внимание» сначала в
переднецентральных отделах коры правого (7-8 лет), а затем левого (9-11 лет) полушария. Формирование локальных очагов рассматривается
как условие проявления основного свойства внимания — избирательности.
В периоде 11-12 до 14-15 лет возникают существенные перестройки, связанные с половым созреванием и сопровождаемые
отклонениями во внимании (повышенная эмоциональность и снижение коркового контроля, формирование вызванных потенциалов,
характерных для более младшего возраста). Оптимальная система внимания устанавливается к концу подросткового возраста (Дубровинская
Н. В., 1985; Фарбер Д. А. и др., 1988,1990, 1997).
Таблицы Шульте.
В данной методике от испытуемого требуется последовательно отыскивать числа от 1 до 25, которые в таблице расположены в
случайном порядке. Пациент должен показывать и называть вслух числа, пока нейропсихолог фиксирует время поиска каждой пятёрки
чисел с помощью секундомера.
Можно также оценивать количество чисел, найденных за 30 секунд (Бизюк А.П., 2005).
Всего испытуемому предлагается пять таблиц. Как правило, у здоровых испытуемых поиск чисел носит равномерный характер, а
иногда даже наблюдается ускорение темпа при работе с каждой следующей таблицей. Если же поиск неравномерен, следует уточнить,
является ли это признаком повышенной истощаемости или запоздалой врабатываемости. С этой целью можно построить кривую
истощаемости.
Колебания внимания отчётливо выражаются в том, что время, которое тратится на поиски разных пятёрок чисел, очень значительно
варьирует. Испытуемый работает то быстро, то медленно, иногда он как будто теряет некоторые числа, высказывая предположения, что их
нет в таблице. Пациент может также пропускать числа и не замечать этого.
Некоторые испытуемые допускают «глупые» ошибки: вместо однозначного числа показывают соответствующую цифру в
двухзначном числе (например, вместо 4 показывает 14). Другие пациенты, несмотря на инструкцию, вследствие инертности или
невнимательности при предъявлении инструкции, продолжают отыскивать числа после 25.
Невозможность осуществлять поиск чисел в таблицах Шульте в быстром темпе чаще всего вызвано одной из двух причин.
Первой из них является поражение подкорковых структур.
Второй — дефицит функций префронтальных отделов лобных долей головного мозга.
По данным С.Я. Рубинштейн, психически здоровые люди тратят в среднем 40 секунд на поиск чисел в одной таблице (Рубинштейн
С.Я., 2004). Е.Ю. Балашова и М.С. Ковязина называют 30-35 секунд для молодых испытуемых и 45-50 — для пожилых (Балашова Е.Ю.,
Ковязина М.С., 2012). Таблицы Шульте чаще всего используются в нейропсихологическом обследовании для оценки внимания и
работоспособности, поскольку, в отличие от методик, описанных ниже, она имеет крупный шрифт и хорошо подходит для пациентов с
нарушениями зрения, которые составляют значительное числе среди больных неврологического профиля.
Корректурная проба Бурдона.
Методика выявляет колебания внимания больных по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной
перегрузки зрительного анализатора.
Корректурная проба наиболее «чувствительна» к таким параметрам внимания как устойчивость и переключение.
Задача испытуемого состоит в том, чтобы по сигналу начать как можно быстрее просматривать строчки со случайно расположенными
буквами, отыскивать определённую букву и зачёркивать её.
Через каждые 30 или 60 с (в зависимости от темпа работы испытуемого) нейропсихолог, не прерывая работу испытуемого, ставит
соответствующую метку в бланке на том месте, где находится его карандаш, после чего выполнение методики продолжается.
В сенсибилизированном варианте задания нужно зачёркивать две буквы.
Классический стимульный материал к этом заданию представляет собой лист формата А4, на котором напечатано 40 рядов букв (по
40 букв в каждом ряду).
Нейропсихолог фиксирует временные параметры деятельности и ошибки (в основном это пропуски или зачёркивания лишних букв,
«скачки» через строчку), свидетельствующие о состоянии внимания.
После подсчёта просмотренных за интервалы времени знаков, а также допущенных ошибок, строятся совмещённые графики,
отражающие динамику рассматриваемых показателей. Эти данные характеризуют меру производительности и точности работы
испытуемого. Здоровые испытуемые выполняют задание за 6-8 минут, допуская не более 15 ошибок (Бизюк А.П., 2005).
Счёт по Крепелину.
Задача испытуемого при выполнении данной пробы — складывать пары цифр и записывать результат (либо полностью, либо только
последнюю цифру). На стандартном бланке расположено 8-10 рядов таких пар; в каждом ряду по 20-22 пары цифр. Нейропсихолог
фиксирует, сколько примеров ряда решил испытуемый за 15 секунд, затем останавливает его и просит решать примеры в следующем ряду.
Так повторяется несколько раз. Методика позволяет судить о темпе психической деятельности, колебаниях внимания и его
переключаемости. В наиболее известной модификации Р. Шульте, от испытуемого требуется при записи двузначного ответа отбрасывать
десятки и записывать только единицы, что требует быстрой ориентации в разрядном строении числа. У методики есть серьёзное
ограничение — её не стоит предлагать больным с первичной акалькулией.
В целом, основными показателями нейродинамических нарушений, которые возможно выявить в ходе нейропсихологического
обследования, являются снижение умственной работоспособности, выявляемое в пробе Шульте, замедление мнестической деятельности
(брадимнезия); речевой активности (брадилалия), интеллектуальной деятельности (брадифрения) и двигательной активности (брадикинезия)
(Глозман Ж.М., 1999, 2012). Оценка во всех случаях основывается на временных показателях: среднем времени выполнения одной таблицы
Шульте, запоминания серий слов и картинок от начала предъявления до интерференции, выполнения серийного счёта, количестве
вербальных ассоциаций за 1 минуту, пар движений в реципрокной координации за 20 секунд и нарисованных пар элементов в графической
пробе («забор»). Ж.М. Глозман предлагает использовать возрастные нормы выполнения указанных методик, которые имеют существенные
различия. Так, количество пар элементов узора в графической пробе, выполняемых за минуту, составляет не меньше 11 для лиц младше 50
лет и не меньше 9 для пациентов старше 50 лет
Методика Счёт по Крепелину
В 1895 году Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой длинными рядами напечатаны пары цифр,
подлежащие сложению. Первоначально методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В
настоящее время она приобрела более широкое применение.
Методику можно использовать для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции),
умственной работоспособности и психического темпа.
На бланке напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой. Результат сложения
записывайте под ними. Старайтесь работать быстро и не допускать ошибок.