Напоминание

Взаимоотношения педагога и родителя ребенка с ОВЗ


Автор: Дорошенко Кристина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Новоульяновская СШ 1
Населённый пункт: Новоульяновск
Наименование материала: ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ХОДЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Тема: Взаимоотношения педагога и родителя ребенка с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ. ВНИМАНИЕ

Название психической функции

Методы диагностики (пробы)

Возрастные

особенности

применения метода

Локализация функции в мозге

ВНИМАНИЕ

А.Р. Лурия определял внимание

как

осуществление

отбора

нужной

информации,

обеспечение

избирательных

программ

действий

и

сохранение

постоянного

контроля над их протеканием. И

здесь мы видим, что внимание

выполняет

важную

роль

в

организации

сознательной

деятельности человека - отбор

информации,

организацию

и

контроль деятельности человека.

1)

непроизвольное

(первичное) внимание

2)

непроизвольное

(вторичное) внимание

3)

произвольное внимание.

1.Таблицы Шульте.

2. Корректурная проба Бурдона.

1.

30-35

секунд

для

молодых испытуемых и

45-50 — для пожилых

2. -

3. 11 пар меньше 50 лет

и не меньше 9 пар

старше 50 лет.

В

онтогенезе

четко

прослеживается

переход

от

диффузных

связей

различных

отделов коры с преимущественной

локализацией

в

каудальных

отделах (5 лет) к формированию

локальных

очагов,

устойчиво

удерживающихся

при

введении

команды «внимание» сначала в

переднецентральных отделах коры

правого (7-8 лет), а затем левого

(9-11

лет)

полушария.

Формирование локальных очагов

рассматривается

как

условие

проявления

основного

свойства

внимания избирательности.

3. Счёт по Крепелину

А.Р. Лурия определял внимание как осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и

сохранение постоянного контроля над их протеканием. И здесь мы видим, что внимание выполняет важную роль в организации

сознательной деятельности человека– отбор информации, организацию и контроль деятельности человека.

Внимание – это психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности на чем-то. Внимание выражает отношение

человека к определенному объекту (Люблинская А. А., 1971).

Различают три вида внимания в зависимости от того, что является причиной его возникновения:

1) непроизвольное (первичное) внимание привлекается ярким, неожиданным сильным раздражителем. Это может быть неожиданный

удар, громкий крик и т. д. Этот вид внимания – естественное проявление безусловного ориентировочного рефлекса. Такой вид внимания

характерен для маленьких детей;

2) непроизвольное (вторичное) внимание – этот вид внимания не требует от чело- века усилия над собой, оно также привлекается

самим предметом, но не его яркостью или необычностью, а своим содержанием, отвечающим направленности и интересам человека;

3) произвольное внимание. Главное его отличие от предыдущих форм в том, что оно направляется волевым усилием человека,

осознанием необходимости быть внимательным. Такое внимание наиболее трудно дается маленьким детям, так как требует большого

волевого напряжения и умения намеренно отвлечься (Люблинская А. А., 1971).

В онтогенезе четко прослеживается переход от диффузных связей раз- личных отделов коры с преимущественной локализацией в

каудальных отделах (5 лет) к формированию локальных очагов, устойчиво удерживающихся при введении команды «внимание» сначала в

переднецентральных отделах коры правого (7-8 лет), а затем левого (9-11 лет) полушария. Формирование локальных очагов рассматривается

как условие проявления основного свойства внимания — избирательности.

В периоде 11-12 до 14-15 лет возникают существенные перестройки, связанные с половым созреванием и сопровождаемые

отклонениями во внимании (повышенная эмоциональность и снижение коркового контроля, формирование вызванных потенциалов,

характерных для более младшего возраста). Оптимальная система внимания устанавливается к концу подросткового возраста (Дубровинская

Н. В., 1985; Фарбер Д. А. и др., 1988,1990, 1997).

Таблицы Шульте.

В данной методике от испытуемого требуется последовательно отыскивать числа от 1 до 25, которые в таблице расположены в

случайном порядке. Пациент должен показывать и называть вслух числа, пока нейропсихолог фиксирует время поиска каждой пятёрки

чисел с помощью секундомера.

Можно также оценивать количество чисел, найденных за 30 секунд (Бизюк А.П., 2005).

Всего испытуемому предлагается пять таблиц. Как правило, у здоровых испытуемых поиск чисел носит равномерный характер, а

иногда даже наблюдается ускорение темпа при работе с каждой следующей таблицей. Если же поиск неравномерен, следует уточнить,

является ли это признаком повышенной истощаемости или запоздалой врабатываемости. С этой целью можно построить кривую

истощаемости.

Колебания внимания отчётливо выражаются в том, что время, которое тратится на поиски разных пятёрок чисел, очень значительно

варьирует. Испытуемый работает то быстро, то медленно, иногда он как будто теряет некоторые числа, высказывая предположения, что их

нет в таблице. Пациент может также пропускать числа и не замечать этого.

Некоторые испытуемые допускают «глупые» ошибки: вместо однозначного числа показывают соответствующую цифру в

двухзначном числе (например, вместо 4 показывает 14). Другие пациенты, несмотря на инструкцию, вследствие инертности или

невнимательности при предъявлении инструкции, продолжают отыскивать числа после 25.

Невозможность осуществлять поиск чисел в таблицах Шульте в быстром темпе чаще всего вызвано одной из двух причин.

Первой из них является поражение подкорковых структур.

Второй — дефицит функций префронтальных отделов лобных долей головного мозга.

По данным С.Я. Рубинштейн, психически здоровые люди тратят в среднем 40 секунд на поиск чисел в одной таблице (Рубинштейн

С.Я., 2004). Е.Ю. Балашова и М.С. Ковязина называют 30-35 секунд для молодых испытуемых и 45-50 — для пожилых (Балашова Е.Ю.,

Ковязина М.С., 2012). Таблицы Шульте чаще всего используются в нейропсихологическом обследовании для оценки внимания и

работоспособности, поскольку, в отличие от методик, описанных ниже, она имеет крупный шрифт и хорошо подходит для пациентов с

нарушениями зрения, которые составляют значительное числе среди больных неврологического профиля.

Корректурная проба Бурдона.

Методика выявляет колебания внимания больных по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной

перегрузки зрительного анализатора.

Корректурная проба наиболее «чувствительна» к таким параметрам внимания как устойчивость и переключение.

Задача испытуемого состоит в том, чтобы по сигналу начать как можно быстрее просматривать строчки со случайно расположенными

буквами, отыскивать определённую букву и зачёркивать её.

Через каждые 30 или 60 с (в зависимости от темпа работы испытуемого) нейропсихолог, не прерывая работу испытуемого, ставит

соответствующую метку в бланке на том месте, где находится его карандаш, после чего выполнение методики продолжается.

В сенсибилизированном варианте задания нужно зачёркивать две буквы.

Классический стимульный материал к этом заданию представляет собой лист формата А4, на котором напечатано 40 рядов букв (по

40 букв в каждом ряду).

Нейропсихолог фиксирует временные параметры деятельности и ошибки (в основном это пропуски или зачёркивания лишних букв,

«скачки» через строчку), свидетельствующие о состоянии внимания.

После подсчёта просмотренных за интервалы времени знаков, а также допущенных ошибок, строятся совмещённые графики,

отражающие динамику рассматриваемых показателей. Эти данные характеризуют меру производительности и точности работы

испытуемого. Здоровые испытуемые выполняют задание за 6-8 минут, допуская не более 15 ошибок (Бизюк А.П., 2005).

Счёт по Крепелину.

Задача испытуемого при выполнении данной пробы — складывать пары цифр и записывать результат (либо полностью, либо только

последнюю цифру). На стандартном бланке расположено 8-10 рядов таких пар; в каждом ряду по 20-22 пары цифр. Нейропсихолог

фиксирует, сколько примеров ряда решил испытуемый за 15 секунд, затем останавливает его и просит решать примеры в следующем ряду.

Так повторяется несколько раз. Методика позволяет судить о темпе психической деятельности, колебаниях внимания и его

переключаемости. В наиболее известной модификации Р. Шульте, от испытуемого требуется при записи двузначного ответа отбрасывать

десятки и записывать только единицы, что требует быстрой ориентации в разрядном строении числа. У методики есть серьёзное

ограничение — её не стоит предлагать больным с первичной акалькулией.

В целом, основными показателями нейродинамических нарушений, которые возможно выявить в ходе нейропсихологического

обследования, являются снижение умственной работоспособности, выявляемое в пробе Шульте, замедление мнестической деятельности

(брадимнезия); речевой активности (брадилалия), интеллектуальной деятельности (брадифрения) и двигательной активности (брадикинезия)

(Глозман Ж.М., 1999, 2012). Оценка во всех случаях основывается на временных показателях: среднем времени выполнения одной таблицы

Шульте, запоминания серий слов и картинок от начала предъявления до интерференции, выполнения серийного счёта, количестве

вербальных ассоциаций за 1 минуту, пар движений в реципрокной координации за 20 секунд и нарисованных пар элементов в графической

пробе («забор»). Ж.М. Глозман предлагает использовать возрастные нормы выполнения указанных методик, которые имеют существенные

различия. Так, количество пар элементов узора в графической пробе, выполняемых за минуту, составляет не меньше 11 для лиц младше 50

лет и не меньше 9 для пациентов старше 50 лет

Методика Счёт по Крепелину

В 1895 году Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой длинными рядами напечатаны пары цифр,

подлежащие сложению. Первоначально методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В

настоящее время она приобрела более широкое применение.

Методику можно использовать для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции),

умственной работоспособности и психического темпа.

На бланке напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой. Результат сложения

записывайте под ними. Старайтесь работать быстро и не допускать ошибок.



В раздел образования