Напоминание

Самообразование педагога, как фактор повышения профессиональной компетенции


Автор: Ермолина Анна Валерьевна
Должность: Преподаватель 1 категории
Учебное заведение: Забайкальский учебный центр профессиональных квалификаций Читинское подразделение
Населённый пункт: Город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Самообразование педагога, как фактор повышения профессиональной компетенции
Раздел: дополнительное образование





Назад




САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА, КАК ФАКТОР

ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Чита

2025

Самообразование педагогов

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои

знания,

занимаясь

самообразованием?

Наука,

техника,

производство

развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания,

которыми

располагает

человечество,

удваиваются

каждые

10

лет.

В

современном

мире

отмечается

заметное

повышение

социальной

роли

образования,

которое

становится

главным

ресурсом

общества.

Усиление

интеллектуального

потенциала,

в

основе

которого

заложен

приоритет

самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач

образования.

Формы повышения квалификации педагогов

Чтобы

не

отстать

от

времени,

педагог

должен

постоянно

совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими

технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для

своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов

предполагает разные формы:

- обучение на курсах;

- самообразование;

- участие в методической работе образовательного учреждения.

Самообразование

это

самостоятельное

приобретение

знаний

из

различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного

человека.

Как

процесс

овладения

знаниями,

оно

тесно

связано

с

самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает

адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в

контекст происходящего.

В

период

между

обучением

на

курсах

необходимо

заниматься

самообразованием, которое

расширяет

и

углубляет

знания,

полученные на

курсах,

способствует осмыслению опыта

на

более

высоком теоретическом

уровне.

Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального

опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с

прогнозируемым

результатом

(что

мы

хотим

изменить)

и

направлены

на

достижение качественно новых результатов работы.

Система

методических мероприятий должна быть

подчинена главной

цели

стимулированию

педагогов

в

профессиональном

самосовершенствовании.

Если учреждение готовится к инновационной или экспериментальной

работе,

то

вопросы

самообразования

включаются

в

тематику

экспериментальной деятельности.

План самообразования педагогов

Ежегодно

к

годовому

плану

составляется

план

самообразования

педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

Фамилия, имя, отчество

Тема самообразования

Форма и срок отчета

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой

форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на

педагогических

советах,

а

также

быть

частью

любого

методического

мероприятия. Формой отчета руководителей могут

быть консультации или

семинары для педагогов. Отчет на рабочем месте предполагает включение в

оперативный

контроль

данной

тематики

и

последующее

наблюдение

педагогического

процесса,

с

целью

оценки

применения

на

практике

полученных

знаний

путем

самообразования.

Это

наиболее

демократичная

форма отчета.

Очень

важно,

чтобы

организация

самообразования

не

свелась

к

формальному

ведению

дополнительной

отчетной

документации

(планы,

выписки, конспекты).

Подводя

итог,

еще

раз

подчеркнем,

что

формы

самообразования

многообразны:

- работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

- участие в работе научно-практических конференций, семинаров;

- ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме;

- работа в интернете и т.д.

Результатом

усилий

педагога

являются

совершенствование

работы

с

обучающимися, рост его профессионального мастерства.

Несколько советов занимающимся самообразованием

ВАЖНО,

чтобы

знания

по

какому-либо

вопросу,

приобретаемые

из

одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы

и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах,

участия в дискуссиях и т. д.

Организация самоконтроля

Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит

от

уровня

подготовки

педагогов.

Неоспоримо,

что

этот

уровень

должен

постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения

квалификации,

семинаров

и

конференций

невелика

без

процесса

самообразования

педагога.

Самообразование

процесс

сознательной

самостоятельной познавательной деятельности.

В

основе

самообразования

-

интерес

занимающегося

в

сочетании

с

самостоятельным изучением материала.

Если процесс образования:

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании.

Самообразование

педагога

это

необходимое

условие

его

профессиональной

деятельности.

Общество

всегда

предъявляло,

и

будет

предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить

других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь

знания

в

различных

сферах

общественной

жизни,

ориентироваться

в

современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не

формируется

у

педагога

вместе

с

дипломом

педагогического

ВУЗа.

Эта

способность

определяется

психологическими

и

интеллектуальными

показателями каждого отдельного педагога. Однако, как бы ни были высоки

способности человека к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется

на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка

источников

информации,

отсутствие

стимулов

и

др.,

т.е.

отсутствие

потребности.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной

деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий

высокий

уровень

культуры,

обладать

большой

эрудицией.

Этот

перечень

далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно учить и

воспитывать.

Попробуем

перечислить

основные

направления,

в

которых

педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и

родителей)

- психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)

- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы)

- правовое

- эстетическое (гуманитарное)

- информационно-компьютерные технологии

- охрана здоровья

Суть

процесса

самообразования

заключается

в

том,

что

педагог

самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти

знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной

жизнедеятельности.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

1. индивидуальная

2. групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако

руководители методических структур могут инициировать и стимулировать

этот

процесс.

Групповая

форма

в

виде

деятельности

методического

объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.

Если

представить

деятельность

педагога

в

области

самообразования

списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать,

наблюдать и писать.

Что для этого необходимо делать?

- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы

и приемы обучения

- Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной

деятельности.

Теперь

сформулируем

конкретные

виды

деятельности,

составляющие

процесс

самообразования,

напрямую

или

косвенно

способствующие

профессиональному росту педагога:

- Чтение конкретных педагогических периодических изданий

- Чтение методической, педагогической и предметной литературы

- Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий

- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

- Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег

- Организация кружковой и внеклассной деятельности

- Изучение информационно-компьютерных технологий

На

основании

этого

каждый

педагог

составляет

личный

план

самообразования для профессионального роста.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается

некий

продукт,

или

нет

каких-либо

достижений.

И

в

личном

плане

самообразования

педагога

обязательно

должен

быть

список

результатов,

которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть

результаты самообразования педагога на некотором этапе?

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы,

сценарии, исследования

- разработка новых форм, методов и приемов обучения

- доклады, выступления

- разработка дидактических материалов, тестов

- выработка методических рекомендаций по применению новой

технологии

- разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам

самообразования

- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к

собственному развитию и саморазвитию.

- Педагог понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей

профессиональной деятельности, а, следовательно, является открытым для

изменений.

- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией

понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных

действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой

деятельности и формулирование выводов).

- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального

развития и саморазвития.

Организация процесса самообразования

Тема, над которой работает педагог

В

начале

каждого

учебного

года

все

педагоги

выбирают

тему

самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения.

Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна

быть

направлена

на

повышение

эффективности

воспитательной

работы,

выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных

работ.

Личный план самообразования педагога

На

основании

выбранной

темы

педагог

разрабатывает

личный

план

работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

- название темы

- цели

- задачи

- предполагаемый результат

- этапы работы

- сроки выполнения каждого этапа

- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

- способ демонстрации результата проделанной работы

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с

анализом, выводами и рекомендациями. В отчете отражаются все пункты плана

работы по самообразованию.

Таким образом, организация самоконтроля дает возможность:

- Четко планировать свою работу;

- Осуществлять систематический контроль за своей работой;

-

Организовывать

дифференцированный

подход

к

деятельности

обучающихся;

- Более эффективно осуществлять работу по самообразованию;

- Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы;

- Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста

обучающихся.

Компонент готовности педагога к самообразованию

Компоненты готовности педагога к самообразованию:

- когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания,

умение их применять)

-

мотивационный

(осознание

личной

и

общественной

значимости

непрерывного образования)

-

организационный

(умение

выбрать

источники

познания

и

формы

самообразования)

-

нравственно-волевой

(любознательность,

критичность,

трудоспособность)

Алгоритм работы над темой самообразования:

- Подбор темы

- Определение целей и задач

- Дата начала работы над темой

- Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой

- Подбор источников самообразования

- Результаты самообразования и их трансляция.

По окончании работы над темой каждый педагог должен:

- написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями.

Формы представления результатов самообразования:

- Доклад

- Защита исследовательской работы

- Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе

обучения

- Брошюра

- Листовка

- Буклет

- Открытое занятие

- Проведение семинара

- Обучения коллег новым методикам

- Практикум (тренинг)

- Лекция



В раздел образования