Автор: Джапарова Людмила Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ № 169 города Кирова
Населённый пункт: г.Киров , Кировская област
Наименование материала: Статья
Тема: Создание благоприятной атмосферы в группах ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Создание благоприятной атмосферы в группах ДОУ
Аннотация: В статье раскрывается важность создания благоприятной
атмосферы в ДОУ для сохранения психологического здоровья
воспитанников.
Ключевые слова: Психологический комфорт, психологическое здоровье,
педагогическая деятельность, дошкольный возраст
«Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его
психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями
детского
сада
и
семьи
важно
сформировать
у
малышей
чувство
эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог
радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный
период своей жизни – детство. Именно "здесь и сейчас" закладываются
основы личности Человека будущего». Петерсон Л.Г
На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к
организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия
с семьей, делается акцент на эффективность процессов социализации,
индивидуализации развития личности дошкольника.
В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе-
профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических
условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать
ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия,
способном к сотрудничеству с детьми и взрослыми» Из материалов ФГОС
ДО
Условия обеспечения благополучия детей
Безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него
жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в
собственных силах;
Позитивность окружающей детей обстановки (создание
поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней
атмосферы в группах);
Равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация
продуктивного, пошагового сотрудничества, своевременное получение
дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении
потребности в ней);
Обеспечение детям возможности свободно перемещаться в
пространстве группы, в других помещениях детского сада;
Гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых
«ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого
ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе
заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их
выполнения;
Тесное профессиональное сотрудничество педагогов и всех
специалистов детского сада при планировании и организации
взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке
индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами
со здоровьем и развитием);
Создание условий для раскрытия личностной индивидуальности
воспитанников, т.е. раннее выявление их творческих возможностей и
способностей, своевременный мониторинг, поощрение даже
небольших достижений каждого ребенка и его стремление к
самостоятельности;
Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские
проблемы, тревоги и страхи.
Тактичное общение с ребенком для совместной «переработки»
чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их
постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения
самооценки;
Конфидициальность информации об участниках психолого-
педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной
деятельности под девизом «Не навреди».
Для создания психологического комфорта в ДОУ необходимо создать
условия:
1.
Общий облик общеразвивающего учреждения: аудиовизуальный фон,
цветовое решение.
2.
Зона релаксации, отсутствие агрессивного звукового фона.
3.
Группы должны просторные, светлые, различные зоны, дети должны
иметь право выбора места игры, занятия по интересу, различен цвет.
4.
Экологические модули должны использоваться и для снятия
дискомфорта.
5.
Одомашнивание группы - присутствие родителей в период адаптации,
привлечение родителей к совместным мероприятиям.
6.
Зона уединения – должно присутствовать то, что успокаивает ребенка,
игрушки для снятия напряжения ( бить, мять, резать, пинать).
7.
Уголки настроения.
8.
Разные способы для привлечения внимания: колокольчики, заводные
игрушки, музыка ветра и т.д.
9.
Разные виды театра.
Варианты создания психологического комфорта в группах ДОУ:
1.
Использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности
ребенка в группе в случае конфликтной ситуации между детьми. (Не
выгонять из группы, а предложить ребенку побыть одному!)
2.
Выстраивать систему правил (В рамках правил ребенок учится
отличать себя от других, правила развивают чувство уверенности и
собственной полноценности, таким образом укрепляется Я ребенка.
Уделять внимание игре, ритуалам, символам, так решаются проблемы
поведения и агрессивности).
3.
Сделать в группах каталог «Это нельзя!» для того, чтобы дети учились
запретам в игре, а не содрогались от окриков воспитателей. В этом
каталоге может быть перечислено, например, то, что нельзя делать,
когда нападает ярость, или внесены правила, как встречать новичков в
группе и др.
4.
Использовать идею Гельмута Фигрода о создании в группе «Уголка
ярости», где дети могли бы выплеснуть накопившиеся негативные
эмоции, чувство гнева.
5.
Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал).
6.
Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся»
(сплочение группы, настрой на занятие).
7.
Использование в течение дня игры-правила : «Обзывалки» , «Кричалки
– шепталки – Молчалки», «Поем и молчим» (для выплеска
накопившейся отрицательной энергии у детей и обучение взрослых
управлению их поведением).
8.
Устраивать педагогу собственную психологическую разрядку в
течение рабочего дня (общение с коллегами, аутотренинг,
психогимнастика, музыкотерапия).
9.
По возможности сглаживать конфликтные ситуации при общении с
родителями.