Автор: Карадчина Ирина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «детский сад №157»
Населённый пункт: Приморский край, г. Владивосток
Наименование материала: Учебная программа
Тема: План работы с одаренными детьми
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «детский сад №157» г. Владивосток
План работы с одарёнными детьми в средней группена 2024-2025 учебный год
Воспитатель: Карадчина И.В.
Цель:
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему;
уделять особое внимание психологической и педагогической поддержке одарённых
(мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное,
эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность,
самопрезентация в отношениях).
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно –
коммуникативная адаптация);
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.
№
СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМА ПРОВДЕНИЯ
СРОК
1.
Составление плана работы с
одаренными детьми.
Заседание МО
сентябрь
2.
Изучение интересов и наклонностей
детей. Уточнение критериев
одаренности по способностям
детей, индивидуальные беседы.
Составление банка данных
одаренных детей. Мониторинг.
Анкетирование.
Собеседование.
Составление банка данных.
Октябрь - ноябрь
3.
Подбор материала для занятий (с
усложнением), для индивидуальной
работы и конкурсов.
Практические занятия
в течение года
4.
Обучение одаренных детей
навыкам поддержания
психологической стабильности.
Групповые и
индивидуальные тренинги,
семинары.
в течение года
5.
Сбор и систематизация материалов.
Создание фонда
теоретических и
практических материалов и
рекомендаций по работе с
одаренными детьми.
в течение года
6.
Групповые занятия.
Подготовка, планирование
в течение года
7.
Работа по индивидуальным планам.
Тематический подбор
в течение года
8.
Диагностический инструментарий
Проведение диагностик
в течение года
9.
Дополнительные занятия с
одарёнными детьми, подготовка к
презентации, интеллектуальным
играм, конкурсам, консультации по
возникшим проблемам.
в течение года
10.
Проведение мероприятий по
различным направлениям с
одаренными детьми.
в течение года
11.
Работа с родителями.
в течение года
12.
Конкурсы, интеллектуальные игры.
январь-февраль
13.
Исследовательская деятельность.
март
14.
Презентация
апрель
15.
Подведение итогов работы с
одаренными детьми.
Мониторинг.
Заседание МО в форме
«круглого стола».
Составление плана.
май
16.
Планирование работы на
следующий учебный год.
Заседание МО в форме
«круглого стола».
Составление плана.
июнь
Пояснительная записка
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности
детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения
и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание
условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому
поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее
изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями в том или ином виде деятельности.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут
проявляться уже в дошкольном возрасте.
В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность
ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие
способности.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты: высоко
развитая любознательность, пытливость; способность самому «видеть», находить
проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя; высокая (относительно
возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную
деятельность (в области его интересов); раннее проявление стремления к
классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность
к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных
способностей; оригинальность суждений, высокая обучаемость; стремление к
самостоятельности.
На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие
категории одарённых детей.
На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик
развивающей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию
одаренных детей дошкольного возраста:
1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и
мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности
(предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка
проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств),
стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не
принятие готовых;
6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей,
предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми
деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой
креативности;
7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды
(наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие
предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность
разнообразного их использования детьми);
8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников,
формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды
или осуждения;
10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной
экспрессии, творческого использования знаний.
Цели работы с одаренными детьми
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья
одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачек в развитии из способностей;
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия;
конкурсы;
работа по индивидуальным планам;
исследования динамики развития.
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей
является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного
возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги,
однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании
физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
1.
Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
2.
Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление
искренней и разумной любви к ребенку.
3.
Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
4.
Повышение уровня педагогической и психологической компетентности
родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы:
Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о
характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
Совместное составление индивидуального плана развития ребенка.
Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
Вывод:
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом
развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности
посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять
усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по
специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе
индивидуализированного образования.
В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей,
которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени
реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет
трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.
Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям,
родителям.
Список литературы
Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для
воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М.
Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1991
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н.
Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989
Приложение
Определение склонностей ребенка.
Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу.
Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на
ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют
воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится
опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие
выводы.
Инструкция для проведения
Для того, чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его
склонности. Предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них,
стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов
запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте
в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится
в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено
не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от
сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не
заполненной.
Лист вопросов:
- Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
- Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы
и решения.
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и
занятиям.
- Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени
за лепкой и рисованием.
- Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом
объеме физических движений.
- Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и
следствием.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не
тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и
неожиданное.
- Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на
характер и настроение музыки.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой
словарный запас.
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают
и не догадываются.
- Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит
пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную
скульптуру, красиво выполненную вещь.
- Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а
детям постарше.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,
использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие
средства).
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными
понятиями.
- Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет
большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и
др.)
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих
отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы,
слова.
- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки,
характерные для его возраста.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа.
- Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
______________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_____________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
интеллектуальная;
академических достижений;
творческого, продуктивного мышления;
общения и лидерства;
художественная;
двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по
вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов)
свидетельствуют о степени выраженности склонности.
Примерные варианты задач на развитиелогического мышления
Задача1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с
окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая
фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил
тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?
Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.
Вид дома
Фигура
Квадрат
Круг
дом с окнами и трубой
дом с окнами, но без трубы
дом с трубой, но без окон
Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.
Вид дома
Фигура
Квадрат
Круг
дом с окнами и трубой
+
дом с окнами, но без трубы
дом с трубой, но без окон
Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат
Вид дома
Фигура
Квадрат
Круг
дом с окнами и трубой
+
дом с окнами, но без трубы
+
дом с трубой, но без окон
-
-
Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.
Задача2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у
другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует
фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у
Рыжова?
Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.
Фамилия
Цвет волос
черный
белый
рыжий
Чернов
-
Белов
-
Рыжов
-
«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.
Фамилия
Цвет волос
черный
белый
рыжий
Чернов
-
Белов
-
-
Рыжов
-
Решение.
У Рыжова черные волосы.
Фамилия
Цвет волос
черный
белый
рыжий
Чернов
-
+
-
Белов
-
-
+
Рыжов
+
Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в
синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в
каких домиках жили звери?
Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в
прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком
аквариуме плавала зеленая рыбка?
Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из
девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три
игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не
пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из
тележек?
Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в
последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем
этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На
каком этаже живет каждый из мальчиков?
Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не
зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?
Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на
цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все
нарисовать)
Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет
каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на
втором и не на третьем?
Типы заданий логико-конструктивного характера.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в
результате пристроения, образуют 1 большой).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2
квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
Занимательные вопросы.
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у
бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц?
Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей
осталось? (2, остальные сгорели).
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко
осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На
каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на
берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки.
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов
осталось на столе? (Три)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это
красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор?
(О смородине)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)
На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на
иве? (Нисколько)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).
Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».
Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых.
Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет
правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы
узнаем, кто у нас победитель.
Конкурс 1 «Загадки».
Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).
Четыре ноги, а ходить не может (Стол).
В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).
В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).
Конкурс 2 «Реши задачу».
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол.
Сколько стаканов стоит на столе (3).
В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна,
две другие сгорели).
Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).
Подводятся итоги конкурса.
Процедурные логические задачи.
Задача 1. Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет
Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая
тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи
результатов.
Возможные ответы:
если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;
если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.
Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У
кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если
Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько
горошин не дали ростков?
Решение:
если дала росток одна горошина, то не дали 5;
если дали росток две горошины, то не дали 4;
если дали росток три горошины, то не дали 3;
если дали росток четыре горошины, то не дали 2;
если дали росток пять горошин, то не дала 1;
иначе все горошины взошли.
Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество
тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:
если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;
если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;
если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;
если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.