Напоминание

План работы с одаренными детьми


Автор: Карадчина Ирина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «детский сад №157»
Населённый пункт: Приморский край, г. Владивосток
Наименование материала: Учебная программа
Тема: План работы с одаренными детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «детский сад №157» г. Владивосток

План работы с одарёнными детьми в средней группена 2024-2025 учебный год

Воспитатель: Карадчина И.В.

Цель:

исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему;

уделять особое внимание психологической и педагогической поддержке одарённых

(мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное,

эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность,

самопрезентация в отношениях).

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно –

коммуникативная адаптация);

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА ПРОВДЕНИЯ

СРОК

1.

Составление плана работы с

одаренными детьми.

Заседание МО

сентябрь

2.

Изучение интересов и наклонностей

детей. Уточнение критериев

одаренности по способностям

детей, индивидуальные беседы.

Составление банка данных

одаренных детей. Мониторинг.

Анкетирование.

Собеседование.

Составление банка данных.

Октябрь - ноябрь

3.

Подбор материала для занятий (с

усложнением), для индивидуальной

работы и конкурсов.

Практические занятия

в течение года

4.

Обучение одаренных детей

навыкам поддержания

психологической стабильности.

Групповые и

индивидуальные тренинги,

семинары.

в течение года

5.

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда

теоретических и

практических материалов и

рекомендаций по работе с

одаренными детьми.

в течение года

6.

Групповые занятия.

Подготовка, планирование

в течение года

7.

Работа по индивидуальным планам.

Тематический подбор

в течение года

8.

Диагностический инструментарий

Проведение диагностик

в течение года

9.

Дополнительные занятия с

одарёнными детьми, подготовка к

презентации, интеллектуальным

играм, конкурсам, консультации по

возникшим проблемам.

в течение года

10.

Проведение мероприятий по

различным направлениям с

одаренными детьми.

в течение года

11.

Работа с родителями.

в течение года

12.

Конкурсы, интеллектуальные игры.

январь-февраль

13.

Исследовательская деятельность.

март

14.

Презентация

апрель

15.

Подведение итогов работы с

одаренными детьми.

Мониторинг.

Заседание МО в форме

«круглого стола».

Составление плана.

май

16.

Планирование работы на

следующий учебный год.

Заседание МО в форме

«круглого стола».

Составление плана.

июнь

Пояснительная записка

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности

детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения

и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание

условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому

поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее

изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,

которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных

результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими

людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися

достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут

проявляться уже в дошкольном возрасте.

В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность

ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие

способности.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты: высоко

развитая любознательность, пытливость; способность самому «видеть», находить

проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя; высокая (относительно

возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную

деятельность (в области его интересов); раннее проявление стремления к

классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность

к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных

способностей; оригинальность суждений, высокая обучаемость; стремление к

самостоятельности.

На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,

логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие

категории одарённых детей.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик

развивающей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию

одаренных детей дошкольного возраста:

1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и

мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности

(предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка

проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств),

стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не

принятие готовых;

6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей,

предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми

деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой

креативности;

7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды

(наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие

предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность

разнообразного их использования детьми);

8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников,

формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды

или осуждения;

10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной

экспрессии, творческого использования знаний.

Цели работы с одаренными детьми

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;

создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья

одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также

просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на

качественный скачек в развитии из способностей;

Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия;

конкурсы;

работа по индивидуальным планам;

исследования динамики развития.

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей

является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного

возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги,

однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании

физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

1.

Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

2.

Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление

искренней и разумной любви к ребенку.

3.

Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

4.

Повышение уровня педагогической и психологической компетентности

родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о

характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.

Совместное составление индивидуального плана развития ребенка.

Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

Вывод:

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом

развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности

посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять

усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по

специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе

индивидуализированного образования.

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей,

которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени

реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет

трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.

Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям,

родителям.

Список литературы

Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для

воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М.

Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1991

Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н.

Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989

Приложение

Определение склонностей ребенка.

Подготовительная работа

Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу.

Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на

ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют

воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится

опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие

выводы.

Инструкция для проведения

Для того, чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его

склонности. Предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них,

стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов

запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте

в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится

в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено

не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от

сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не

заполненной.

Лист вопросов:

- Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

- Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы

и решения.

- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и

занятиям.

- Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени

за лепкой и рисованием.

- Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом

объеме физических движений.

- Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и

следствием.

- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не

тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

- Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и

неожиданное.

- Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на

характер и настроение музыки.

- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

- Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой

словарный запас.

- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают

и не догадываются.

- Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит

пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных

вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

- Часто руководит играми и занятиями других детей.

- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень

серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную

скульптуру, красиво выполненную вещь.

- Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.

- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

- Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а

детям постарше.

- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,

использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие

средства).

- Легко общается с детьми и взрослыми.

- В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными

понятиями.

- Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет

большой интерес и исключительные способности к классификации.

- Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

- Инициативен в общении со сверстниками.

- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают

эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и

др.)

- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

- Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих

отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы,

слова.

- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки,

характерные для его возраста.

- Легко входит в роль какого-либо персонажа.

- Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов

______________________________________________

(Фамилия, имя ребенка)

_____________________________ ____________

(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

интеллектуальная;

академических достижений;

творческого, продуктивного мышления;

общения и лидерства;

художественная;

двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по

вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов)

свидетельствуют о степени выраженности склонности.

Примерные варианты задач на развитиелогического мышления

Задача1.

Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с

окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая

фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил

тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?

Решение.

Круг и Квадрат жили в домах с окнами.

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

+

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

+

дом с окнами, но без трубы

+

дом с трубой, но без окон

-

-

Ответ.

Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.

Задача2.

Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у

другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует

фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у

Рыжова?

Решение.

Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.

Фамилия

Цвет волос

черный

белый

рыжий

Чернов

-

Белов

-

Рыжов

-

«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.

Фамилия

Цвет волос

черный

белый

рыжий

Чернов

-

Белов

-

-

Рыжов

-

Решение.

У Рыжова черные волосы.

Фамилия

Цвет волос

черный

белый

рыжий

Чернов

-

+

-

Белов

-

-

+

Рыжов

+

Задача3.

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в

синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в

каких домиках жили звери?

Задача4.

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в

прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком

аквариуме плавала зеленая рыбка?

Задача5.

Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из

девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?

Задача6.

У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три

игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не

пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из

тележек?

Задача7.

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в

последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Задача8.

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем

этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На

каком этаже живет каждый из мальчиков?

Задача9.

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не

зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?

Задача10.

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на

цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все

нарисовать)

Задача11.

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет

каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на

втором и не на третьем?

Типы заданий логико-конструктивного характера.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.

Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в

результате пристроения, образуют 1 большой).

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2

квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

Занимательные вопросы.

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у

бабушки?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц?

Ответь скорей!

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей

осталось? (2, остальные сгорели).

В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко

осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На

каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на

берёзе яблоки не растут.)

Задачи-шутки.

На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов

осталось на столе? (Три)

Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это

красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор?

(О смородине)

На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)

На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на

иве? (Нисколько)

На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)

Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).

Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».

Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых.

Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет

правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы

узнаем, кто у нас победитель.

Конкурс 1 «Загадки».

Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).

Четыре ноги, а ходить не может (Стол).

В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).

В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).

Конкурс 2 «Реши задачу».

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол.

Сколько стаканов стоит на столе (3).

В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна,

две другие сгорели).

Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).

Подводятся итоги конкурса.

Процедурные логические задачи.

Задача 1. Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет

Маше?

Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая

тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи

результатов.

Возможные ответы:

если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;

если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.

Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У

кого из ребят будет больше машин?

Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если

Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.

Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько

горошин не дали ростков?

Решение:

если дала росток одна горошина, то не дали 5;

если дали росток две горошины, то не дали 4;

если дали росток три горошины, то не дали 3;

если дали росток четыре горошины, то не дали 2;

если дали росток пять горошин, то не дала 1;

иначе все горошины взошли.

Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество

тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?

Решение:

если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;

если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;

если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;

если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.



В раздел образования