Напоминание

«Применение информационных технологий на уроках информатики»


Автор: Галиахметова Наиля Фаритовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: филиала МОБУ СОШ с. Михайловка - СОШ с. Чернолесовский МР
Населённый пункт: Уфимский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: «Применение информационных технологий на уроках информатики»
Раздел: среднее образование





Назад




Современные проблемы в преподавании информатики.

В наше время интерес исследователей и практиков всего мира к относительно

молодой и быстро развивающейся научной дисциплине – информатике проявляется

все чаще и чаще. На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную

науку об информационно - логических моделях, и она не может быть сведена к другим

наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам.

Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее

обработки.

Появились

различия

между

информатикой как

наукой с

собственной

предметной областью и информационными технологиями.

Десять

лет

назад,

в

начале

внедрения

информатики

в

образовательных

учреждениях, под компьютерной грамотностью понималось умение программировать.

Сейчас уже практически всеми осознано, что учебная дисциплина «Информатика» не

должна

быть

курсом программирования. В настоящее время педагог информатики

одна из трудных и интересных профессий. Необходимость каждые два года начинать

все

«с

нуля»

не

знакома

преподавателям

других

дисциплин.

Преподаватель

информатики вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной

техники, за появлением новых программ и за изменяющимися приемами и методами

работы с ними. Перед педагогом информатики постоянно встает вопрос: «Чему и как

учить?

Как

научить

обучающегося

ориентироваться

в

калейдоскопе

быстро

развивающихся информационных технологий?» Чтобы успевать за развитием средств

вычислительной

техники,

необходимо

непрерывное

самообразование

и

самосовершенствование.

А

для

профессионального

применения

вычислительной

техники нужно нечто большее – личная целеустремленность и постоянное желание

узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий и педагогической

сфере.

Изучение информатики в

техникуме, способствует освоению

обучающимися

современных информационных технологий. И как показывает практика обучающиеся,

применяя

полученные знания

на

уроках информатики, при

подготовке к

другим

дисциплинам, например при подготовке сообщения готовят презентации, повышают

свою степень обученности не только по информатике, но и по другим дисциплинам.

Поэтому

преподаватель

информатики

должен

как

никто

другой

заинтересовать

обучающихся своими уроками, своим предметом. Особая сложность преподавания

информатики

связана

с

тем,

что

в

чисто

технологических

вопросах

работы

с

компьютером

осведомленность

учащихся

зачастую

превышает

осведомленность

преподавателей. Учитель не может следить за всеми достижениями науки и техники и

физически не может иметь доступ ко всем новым устройствам, книгам, программам.

Он вынужден ограничиться базовым уровнем, в который входят основные навыки по

приведению компьютера в эксплуатацию. Многие рассматривают это явление как

негативный фактор. На самом деле его не следует оценивать ни положительно, ни

отрицательно - это просто особенность предмета. Уроки информатики влияют также

на творческое развитие студентов. Компьютер на уроке не только контролирует работу

студента, но и помогает обнаружить достоинства и недостатки своих знаний, умений и

навыков. Только на наших уроках ребята могут раскрыть со стороны, не связанной с

формулированием ответа, а со стороны технической подкованности. Чаще всего и дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

показывают

себя

на

уроках

более

развитыми в информационном мире, где им интересно. Задача состоит в том, чтобы

помочь таким ребятам настроиться на позитивное мышление, как к информации, так и

к товарищам в группе. Они могут раскрыться больше, если развивать их интерес к

работе на компьютере. Педагог, не должен разрабатывать программу, и не зависимо от

учебного пособия, давать знания. Хотя, последние годы приходится сталкиваться с

тем, что хороших учебников, с полным набором знаний и заданий нет. Поэтому

возникает

проблема

преподавания

уроков

информатики

автоматически

и

без

учебников. Это не правильно. Линия преподавания должна быть одна. Усложнения

могут быть по количеству часов, но основную программу необходимо разработать и

включить в

образовательный стандарт. Проблема обучения информатике также

в

условиях разного уровня знаний и умений обучающихся. Для подростков желающих

изучать

предмет

на

более

высоком

уровне,

можно

было

бы

обратиться

к

дистанционному обучению. Использование таких ресурсов позволяет обучающимся

самостоятельно изучать отдельные темы дисциплин по соответствующей программе,

решать задачи, дистанционно общаться с преподавателями и получать консультации,

участвовать в

заочных олимпиадах. Но

чтобы дело

не

шло

на

самотёк

"очный"

преподаватель должен не только указать обучающемуся на имеющийся в сети ресурс

дистанционного курса, но и периодически отслеживать его успехи. Отсюда, можно

изложить основные проблемы преподавания информатики:

1. Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй,

самая

проблемная.

Одной

из

проблем

является

недостаточная

разработанность

методик преподавания информатики.

2. Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным

областям знаний – физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение

информатики имеет межпредметный характер.

3.

Продолжительное

отсутствие

Государственного стандарта,

единых

программ,

общепринятой терминологии.

4. Нечёткость границ школьного и вузовского курсов информатики.

5.

Высокие

темпы

развития

информатики

приводят

к

тому, что

преподавателю

постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы

Интернет

6.

Систематическая

работа

обучающихся

на

персональном

компьютере

является

основой практического усвоения учебного материала. Особое значение приобретает

самостоятельная

работа

обучающихся, так

как

значительную

часть

времени

они

проводят в индивидуальной работе с компьютером.

7. Персональный компьютер используется как объект изучения: формируются базовые

знания и умения работы с персональным компьютером (устройства, операционная

система, методы поиска информации). В то же время компьютер является средством

обучения и инструментом для решения задач.

8. Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста

обучающихся).

9. Как правило, количество компьютерной техники недостаточно, вследствие чего

необходима организация совместной работы малых групп (2-4 учащихся на один

компьютер)

10. Использование компьютера как средства и инструмента обучения требует не только

учета

санитарно-гигиенических

норм

и

ограничений,

но

и

сочетания

различных

методов обучения.

11. Знания и умения по информатике, как и по любому предмету, обучающийся

приобретает

не

только

на

уроках,

но

особо

это

ощутимо

именно

в

школьной

информатике. Поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в

условиях разного уровня знаний и умений обучающихся.

12.

Недостаточное

количество

часов

для

организации

полноценного

контроля

и

накопляемости оценок, вследствие чего необходимо использовать тесты, письменные

работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты и т.д.)

13.В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется

выражением взаимосвязи различных подсистем: педагог-студент; студент – компьютер

– учебное пособие, педагог-студент-компьютер.

14. В целом на уроки информатики студенты любых групп идут с удовольствием, и

связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению учебной

дисциплины.

Но

проникновение

компьютеров

во

многие

сферы

человеческой

деятельности со временем притупляют этот интерес.

Нужно

учитывать,

что

широкая

практика

обучения

в

нашей

стране

в

образовательных учреждениях во многом продолжает основываться на теоретических

представлениях объяснительно-иллюстративного подхода, в котором схема обучения

сводится к трем основным звеньям: изложение материала, закрепление и контроль.

Вывод,

который

делают

исследователи

в

тех

странах,

где

накоплен

опыт

компьютеризации, прежде

всего

в

развитых

странах

Запада,

состоит

в

том,

что

реальные

достижения

в

этой

области

не

дают

оснований

полагать,

что

якобы

применение ЭВМ кардинально изменит традиционную систему обучения к лучшему.

Нельзя просто встроить компьютер в привычный учебный процесс и надеяться, что он

сделает революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса,

в который компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство.

Условия, создаваемые с помощью компьютера, должны способствовать формированию

мышления

обучающегося,

ориентировать

его

на

поиск

системных

связей

и

закономерностей. И конечно же, преподаватель, преподающий предмет, должен сам

хорошо владеть инструментами, позволяющими довести учебный процесс до высокого

уровня.



В раздел образования