Автор: Гринь Виктория Евгеньевна
Должность: тренер-преподаватель по плаванию
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Спортивная школа «Чолбон»
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И СЕЛЕКЦИИ В ПЛАВАНИИ
Тема: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И СЕЛЕКЦИИ В ПЛАВАНИИ
Раздел: дополнительное образование
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И СЕЛЕКЦИИ В
ПЛАВАНИИ
Рассмотрим по каким признакам тренеры отбирают детей для перевода из
любительских в спортивные секции плавания.
Какие применяют упражнения при отборе, что считают главным, а что
второстепенным и т. д.
Возраст поступающих
Выбор большинства тренеров:
- 5—6 лет - 13%,
- 7—8 лет - 43%,
- 9— 10 лет - 34% и,
- старше 10 лет -10%.
Внешние данные
- большинство тренеров делают свой выбор уже на основе визуальной оценки ребенка,
- на основе выполняемых упражнений в воде 64%,
- на основе выполняемых упражнений на суше о перспективах будут судить 36%
тренеров.
Получается, что внешний вид (первое впечатление) играет решающую роль в
оценке тренерами перспектив детей в спортивном плавании
При визуальном осмотре детей тренеры будут оценивать телосложение: ищут
детей с широкими плечами и узким тазом, стройных, «поджарых», с длинными
конечностями, большими кистями и стопами.
Тренерам понравятся тонкие запястья и суставы, свидетельствующие о легкости
костного скелета, а также объем и строение грудной клетки, характеризующие
функциональные возможности дыхательной системы и плавучесть.
Одним из положительных признаков, обусловливающих успешные занятия
плаванием, считают «сухие» ноги и «острые» колени у новичков. В качестве
основного показателя перспективности новичка называют легкость ног и
относительную силу рук.
Обращают внимание на «живые» глаза и характеризующий здоровье цвет лица.
Упражнения, применяемые при отборе
Тренеры используют различные упражнения (тесты), при помощи которых
выявляются физическая подготовленность к спортивному плаванию:
- упражнения на гибкость (на суше),
- обтекаемость тела и плавучесть тела (в воде)
На суше. Примеры упражнений для проверки гибкости:
1) наклоны туловища в разные стороны,
2) проверка подвижности в плечевых суставах: различные вращения рук,
3) сгибание и разгибание в голеностопных суставах,
4) выполнение «мостика».
В воде. Наиболее эффективны при выяснении одаренности детей, по мнению
большинства тренеров, упражнения на скольжение (без движения руками и ногами). А
также плавание на ногах с доской.
Хорошую технику в плавании оценивают по следующим признакам:
- высокое положение тела,
- обтекаемость и плавучесть,
- ритмичность движений,
- продвижение от гребка,
- мягкость, легкость и свобода движений.
Прочие факторы, имеющие значение для тренеров
- темп освоения техники плавания,
- близость места жительства от бассейна,
- успеваемость в общеобразовательной школе,
- спортивное прошлое родителей.
Психологические качества будущего чемпиона, его характер
- трудолюбие,
- работоспособность,
- желание заниматься именно плаванием (посещаемость тренировок)
Даже самые высокие физические качества ребенка не будут реализованы в
спортивный результат без активной мобилизации морально-волевых ресурсов его
личности.
Чертами характера будущего чемпиона являются: преданность спорту, энтузиазм,
желание стать чемпионом, твердый характер, самостоятельность, пытливость,
эмоциональность, живость.