Автор: Молу Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования № 32"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности»
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности,
имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных
чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный
путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует
представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без
какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если
патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность
по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим
быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет
сопереживать бедам и проблемам родной Тульской земли, он должен
приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение
просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить
ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться
на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять
любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно
важно
напитать
восприимчивую
душу
ребенка
возвышенными
человеческими ценностями, зародить интерес к истории Тульского края,
России.
Актуальность и значимость патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в современных условиях отмечена в
основных
документах
дошкольного
образования.
В
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
(ФГОС ДО) одной из задач является объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества, государства. Целью
федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП
ДО) является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного
детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций. Два главных документа дошкольного
образования Российской Федерации подчеркивают огромную значимость
патриотического воспитания. Именно поэтому русская культура должна
стать
неотъемлемой
частью
души
ребенка,
началом,
рождающим
патриотическую личность. Ребенок должен расти и развиваться в гармонии с
окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего
– это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала
Родина для ребенка это его мама, семья, родные, его дом. В детском саду он
начинает дружить, учиться, относиться к окружающим людям и природе по
законам совести. А совесть – это народная память. И мы уже по новому
относимся к народным
старинным праздникам, традициям, фольклору,
декоративно-прикладному
искусству,
художественным
промыслам,
в
которых предки оставили нам, потомкам, самое ценное из своих культурных
достижений: это
его традиции и обычаи, любимые предания и сказки,
мудрые мысли, архитектура, быт, любимые праздники. Чтобы воспитать у
детей подобные чувства, я стараюсь создать такие условия, в которых они
ощутили бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердили бы себя в
ней, приняли и полюбили родной язык, историю и культуру нации,
воспользовались этими сокровищами, стали духовно богаче, мудрее, добрее.
Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства,
когда дети начинают осознавать себя частью культурно-исторического
сообщества,
становятся
сопричастными
к
народным
праздникам
и
традициям.
Развитие
эмоциональной
сферы
детей
через
театрализованную
деятельность, это моя основная задача для формирования патриотических
чувств детей начиная с младшего дошкольного возраста. Одним из
эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в
дошкольном детстве является театрализованные игры, которые понятны и
близки детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра как мы
знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один
из самых доступных и понятных детям видов искусства, который позволяет
решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и
нравственным воспитанием, развитием воображения и фантазии, развитием
коммуникативных качеств личности. Для решения этих задач я стараюсь
объединить в своей работе фольклорный и литературный материалы,
руководствуясь принципами доступности, наглядности и системности. Я
являюсь руководителем кружка по театрализованной деятельности «В гостях
у сказки».
Работа моего кружка по формированию патриотических чувств
детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность строится
следующим образом:
Младший дошкольный возраст:
Приобщаем
малышей к устному народному творчеству через песенки,
потешки, прибаутки, загадки о природе, о животных, о своих родных, о
самом себе, чтение народных сказок, драматизация, театрализованные
представления,
настольный
театр.
Работа
строится
по
принципу
тематических недель.
Средний дошкольный возраст:
Работу по формированию патриотических чувств в этой возрастной группе
строится на ознакомлении с историей и культурой России, связанной с
бытом, с повседневной жизнью простых людей (уголок русской избы, уголки
ряженья,
народные
игры,
сказки,
хороводы,
прибаутки,
присказки,
поговорки, разыгрывание небольших представлений для детей младшего
возраста. Знакомство с народной игрушкой, народными музыкальными
инструментами.
Старший дошкольный возраст:
Чтобы привить чувство патриотизма (интерес к истории своего города, края,
страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным
предшествующими поколениями) показываем и даем почувствовать красоту
созданных веками бытовых и культурных ценностей. Читаем сказки,
былины, развиваем интерес к театрализованным постановкам, играм на
основе фольклора, сказок, былин, легенд, путем активного вовлечения детей
в игровые действия. Одна из форм работы – проведение спектаклей для детей
младшего дошкольного возраста.
Культурное наследие народа - огромное богатство, которым нужно
правильно научиться распоряжаться каждому, владеть им так, чтобы не
растерять, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить
его в сокровище своего внутреннего мира. Народная культура несет в себе
мудрые
истины,
дающие
образец
для
подражания.
Эти
истины
на
протяжении многих веков отшлифованы, проверены на практике нашими
предками. И наша задача как педагогов, передать всю мудрость народа не
растеряв ни крупицы, нашим детям.