Автор: Ширяева Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад №5 "Звездочка" Населённый пункт: Московская область, пос. Власиха Наименование материала: Статья Тема: "ФГОС или ФГТ" Раздел: дошкольное образование
Отличительные особенности ФГОС и ФГТ
Отличительные особенности Федеральных государственных требований
дошкольного образования от Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные
требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных
учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической
деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. И, конечно, между этими документами остаются и
общие требования, и появляются новые. Рассмотрим, в чем разница между ФГТ
ООП ДО и ФГОС ДО.
Во-первых, ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной
образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям
ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем, что в нем представлены еще
итребования к результатам освоения основных образовательных программ.
В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые
результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Во-вторых, отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются
втребованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО.
Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по
ФГТ являются 4 направления:познавательно-речевое, социально-личностное,
художественно- эсте- тическое, физическое( 10 образовательных областей) .В
ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать
следующие образователь- ные области:коммуникативно-личностное развитие,
познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое
развитие.
Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с
общественностью (коммуникацию, а ФГТ на саму общественность (социализацию)
.
Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части
Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема, а часть,
формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего
объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по
ФГОС – 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса –
40%.
ФГТ, можно сказать, переходят в основную часть образовательной прог-раммы.
Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС вбольшей мереориентируется, в
отличие от ФГТ, на специфику национальных, социокультурных, экономических,
климатических условий, в которых осуществляется образовательный
процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на
сложившиеся традиции Организации (группы) .
3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС. Она
включает три основных раздела:1. целевой 2. содержательный 3.
организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён
раздел «Презентация програм- мы».По ФГТ:обязательная часть:Пояснительная
записка, режим пребывания детей, содержание по областям, результаты освоения
ОП, система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного
процесса.
В-четвёртых, в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности
(интегративные качества, желательные для идеального социального портрета
ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется
оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества
деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения
программы и итоговые.
В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров
(социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) :
Инициативность
Самостоятельность
Уверенность в себе
Воображение
Физическое развитие
Волевые усилия
Любознательность
Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не
сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики
воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей
в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для
педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие
фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка
в ходе :
-коммуникации со сверстниками и взрослыми
-игровой деятельности
-познавательной деятельности
-проектной деятельности
-художественной деятельности
-физического развития
Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование
пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС
направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников,
открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего
личностного морально-нрав -ственного и познавательного развития, развития
инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в зоне ближайшего развития.