Автор: Третьякова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Журавленок"
Населённый пункт: ЯНАО, город Надым
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Применение тематических проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках Программы воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Слайд 1
С сентября 2023 года в рамках Федеральной образовательной программы
наш детский сад,
как и все дошкольные образовательные учреждения нашей
страны, реализует Программу воспитания.
Расскажу о нашем опыте реализации Программы воспитания в старшей и
подготовительной к школе группе.
Слайд 2
Вся воспитательная работа реализуется нами через девять
«Проектов месяца», которые в течении года объединяются в «Проект года».
Названия этих проектов вы видите на слайде.
Слайд 3 Проект года «Карта нашей страны» предполагает регулярную
работу детей с картой для отражения опыта реальных и виртуальных
путешествий по родной стране, фиксацию маршрутов и личных впечатлений —
размещение на карте фотографий, картинок, условных знаков (следов, стрелок и
др.). Карта предлагает детям зримый образ мира, позволяет им ориентироваться
не только в географическом пространстве, но также в пространстве истории и
культуры на доступном языке образов и символов. Такая карта поможет педагогу
в течение года раскрывать ценность Родины через личные переживания и опыт
каждого ребенка,
Проекты месяца разнообразны по тематике и содержанию, при этом каждый
проект месяца ориентирован на ценность-доминанту, например, проект сентября
«Энциклопедия почемучек» предполагает постижение детьми ценности познания,
проект апреля - выставка детских творческих работ «Сохраним красоту
первоцветов»» нацелен на приобщение детей к ценности природы своего родного
края (малой Родины) и страны в целом.
Презентации
проектов
воспитательной
направленности
проводятся
в
утреннее и вечернее время, гибко включаются в различные образовательные
ситуации, в игровую и театрализованную деятельность детей.
Слайд 4. Итак, в сентябре мы реализовали проект месяца «Энциклопедия
почемучек», ценность «Познание». В начале сентября в группе мы располагаем
контур карты нашей страны, который вызывает у детей вопросы: что это? для
чего? Отвечаем на вопросы, беседуем с ребятами, рассматриваем глобус с
очертаниями нашей страны на нём, то есть показываем детям место нашей
страны в мире – наша страна самая большая по масштабам, в ней есть горы,
озера, огромные реки и протяженные леса.
В сентябре, когда родители возвращаются с детьми из отпусков, мы
беседуем с ребятами о том, где они отдыхали в летний период, на каком виде
транспорта путешествовали, что нового увидели и узнали.
Слайд 5 Ребята с интересом вспоминают свои летние впечатления, рисуют
самые запоминающие места и события и обозначают на карте маршруты от
нашего города до своего места отдыха.
Слайд 6. В октябре был реализован детско-взрослый проект
«Выставка
рукотворных открыток
«Бабушкам и дедушкам спасибо говорим». Воспитательная
работа была направлена на формирование у детей отношения к труду как
ценности, которая раскрывалась через обсуждение смысла пословиц о труде,
рассуждение о том, сколько труда нужно приложить, чтобы вырастить хлеб —
главный продукт на любом столе, а на карте обозначаем места России, где
выращивают злаковые культуры и крупы.
Слайд 7. Важная роль в воспитательной работе отводится формированию у
детей уважительного, заботливого отношения к пожилым людям — любимым
бабушкам и дедушкам, которые трудились всю жизнь в своей профессии и
продолжают трудиться, выполняя много домашних дел для блага семьи.
Педагогами были проведены беседы с детьми «Что умеют бабушки и дедушки»,
«За что мы благодарим бабушек и дедушек».
Слайд 8.
Итогом тематического месяца стала выставка рукотворных
открыток «Бабушкам и дедушкам спасибо говорим».
Слайд 9. В ноябре ценность-доминанта «Семья», воспитательная работа
была направлена на формирование отношения к своей семье как ценности.
Ценность семьи раскрывалась через чтение рассказов В.А. Осеевой «Сыновья» и
Л.Н. Толстого «Отец и сыновья», просмотр мультфильма «Праздник», обсуждение
смысла пословиц, проведение совместных досугов с родителями. Особое
внимание в воспитательной работе будет уделено воспитанию у детей
заботливого и внимательного отношения к маме, привычки помогать ей по дому и
желания участвовать в общих семейных делах.
Слайд 10.
Детско-взрослый проект месяца «Сундучкок семейных игр»
объединил родителей, детей и педагогов. В сундучке были собраны так
называемые «сокровища» — карточки с описанием любимых игр, в которые дети
играют дома вместе со своими членами семьи. Родители рассказывали детям о
том, в какие игры и с какими игрушками они играли в своем детстве, какие игрушки
мастерили своими руками. Дети и их родители выбрали любимую игру в своей
семье и в группе научили играть в нее других детей. «Карточки» с описаниями игр
были собраны в «Сундучке» и активно используются в течение всего года в
группе.
Родителям мы предлагали консультации о значении игровой деятельности,
о разнообразии видов игр и особенностях их организации в семье. Предложили
родителям определиться с выбором игр (подвижные, словесные, настольно-
печатные, театрализованные, игры-головоломки и др.).
В ноябре продолжилась работа по наполнению «Карты нашей страны»
интересным для детей и значимым для их воспитания содержанием. Мы
знакомили детей с удивительным разнообразием материалов, художественных
техник и узоров, которые используют народные мастера, создавая игрушки –
каргопольские, дымковские, филимоновские, городецкие и многие-многие другие.
А дети вместе с воспитателем искали карте те места, где изготавливаются эти
игрушки и игрушки нашего региона, что позволило визуализировать и привести в
систему образы, факты, события, связанные с осмыслением детьми значения
семейных игр и ценности «семья».
Слайд 11. Ценность-доминанта месяца декабря - «Красота», проект месяца
«Красота вокруг нас». В группе с детьми беседовали о том, что такое красота — о
чем или о ком можно сказать «красивый», совместно обсуждали, что можно
назвать красивым, что такое красота внутренняя и внешняя, поддержание
традиций встречи Нового года.
Слайд 12.
Особое внимание в работе уделяли воспитанию у детей
стремления порадовать других людей, сделать для них подарок к празднику.
Активно работала творческая мастерская – ребята дома и в группе создавали
новогодние украшения для группы и участка к Новому году.
Приемную в группе украсили поделки, сделанные ребятами и их
родителями «Мой зимний дворик».
Слайд 13. Также были организованы совместные с родителями досуг на
новогоднюю тематику, в рамках которого все вместе украшали елочку и водили
хороводы.
Слайд 14.
Во время прогулок педагоги обращали внимание детей на
красоту зимней природы, праздничное новогоднее убранство детского сада и
нашего города.
Слайд 15. Ценность-доминанта января — «Здоровье». Проект месяца —
Фестиваль «Зимние забавы». Воспитательная работа в январе направлена на
формирование у детей отношения к своему здоровью как ценности, как нужно
заботится о своем здоровье, что делать для этого; а также поддержание традиций
проведения зимних прогулок. Особое внимание в работе будет уделено
воспитанию у детей стремления поддержать заболевшего человека, порадовать
его.
На спортивной площадке, на свежем воздухе, дети с удовольствием
участвовали в спортивных эстафетах, играли в подвижные игры, учились кататься
на лыжах и играть в хоккей.
Слайд 16. Кульминацией месяца стало проведение совместного детско-
взрослого спортивного развлечения «Зимние забавы».
Слайд 17. Ценность-доминанта февраля - «Дружба». Ценность дружбы
раскрывалась детям через чтение сказок М. Пляцковского «Урок дружбы»,
«Ночной сказки» Н. Абрамцевой и рассказа А. Седугина «Речные камушки»;
просмотров мультфильмов «Бабочки», «Дружба», «Где начинается радуга».
Совместно обсуждали, кого можно назвать другом, как должны поступать
настоящие друзья, что означает выражение «старый друг лучше новых двух».
Особое внимание в работе будет уделено воспитанию у детей стремления
порадовать пап и дедушек, сделать для них подарок к Дню защитника Отечества.
Слайд 18. Проект месяца - «Макет «Пластилиновый город». Воспитатели
беседовали с детьми о том, как появлялись на Руси города, как жители города
вместе создавали свой добрый и уютный мир и дружно защищали его от врагов.
Рассматривали старинные русские города-крепости. Обращали внимание
детей на башни, ворота и мосты, окружающий город ров с водой и вал с высоким
забором и все вместе лепили макет города.
Слайд 19. Дома дети с родителями лепили фигурки членов семьи, дома,
домашних животных. В итоге появился макет «Пластилиновый город», с которым
ребята с удовольствием играют уже больше месяца.
Слайд 20.
В марте воспитательная работа с детьми направлена на
формирование отношения к ценности «Человек».
С детьми проводим беседы и
совместное обсуждение того, что значит «быть человеком», как должны поступать
люди в разных ситуациях. Особое внимание в работе было уделено воспитанию у
детей стремления заботиться о маме, внимательно относиться и помогать ей.
Слайд 21.
Через чтение сказки Марины Москвиной «Что случилось с
крокодилом», дети поняли важность ценностного отношения к любому живому
существу, похожему или непохожему на других, появилось понимание таких
качеств, как доброта, уважение, забота. Итогом проектной деятельности стала
спектакль-инсценировка
и оформление выставки рисунков и поделок по сказке
«Что случилось с крокодилом».
Слайд 22. Ценность-доминанта апреля — «Природа». Совместно будем
обсуждать в апреле значение пословиц «Не мудрено дерево срубить, а мудрено
лес вырастить», «Сломать дерево — секунда, вырастить — года». Особое
внимание уделим воспитанию у детей стремления сохранить, защитить красоту
природы, познакомимся с профессией эколога, с сортировкой и переработкой
мусора.
Слайд 23. Также изучим с детьми первоцветы, занесенные в Красную книгу,
побеседуем с детьми о том, как можно любоваться красотой природы и сохранить
впечатления о красивых цветах, распускающихся весной, не срывая их.
Детско-взрослым
проектом
воспитательной
направленности
станет
выставка детских творческих работ «Сохраним красоту первоцветов». Проект
поможет формированию у детей ценностного отношения к природе, умения
заботливо и внимательно относиться к ней и оберегать ее.
Слайд 24. Ценность-доминанта мая — «Родина». Воспитательная работа
в мае будет направлена на формирование у ребят ценностного, заботливого и
бережного отношения детей к своей большой и малой Родине.
Слайд 25. Также в течении месяца дети будут знакомиться с историей
родного
края
–
Ямало-Ненецкого
автономного
округа.
Рассматривая
фотоальбомы «Мой край», дети будут закреплять значения символов на флаге и
гербе ЯНАО, знакомиться с природными богатствами края, с жизнью и бытом
коренного населения Севера.
Слайд 26. Особое внимание уделим истории города Надыма, его героям,
первопроходцам Севера.
Слайд 27 И конечно, совместно обсудим значение пословиц о Родине,
понимания того, почему нам важно помнить и хранить память о тех людях,
которые отдали свою жизнь, защищая нашу Родину.
В мае завершается работа по освоению детьми карты нашей страны. На
карте отметим место, где находится наш детский сад.
А родителям в преддверии отпускного периода будет дано несколько
заданий по осмыслению семейных мотивов летних путешествий (например,
побывать в той деревне, где родилась бабушка, поклониться кургану, где воевал
прадедушка; увидеть школу, в которой училась мама, обнять дерево, которое в
детстве посадил папа).
Слайд 28. Таким образом в течении года организована воспитательная
работа, направленная на приобщение детей к ценностям российского общества.