Напоминание

"Применение тематических проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках Программы воспитания"


Автор: Третьякова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Журавленок"
Населённый пункт: ЯНАО, город Надым
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Применение тематических проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках Программы воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Слайд 1

С сентября 2023 года в рамках Федеральной образовательной программы

наш детский сад,

как и все дошкольные образовательные учреждения нашей

страны, реализует Программу воспитания.

Расскажу о нашем опыте реализации Программы воспитания в старшей и

подготовительной к школе группе.

Слайд 2

Вся воспитательная работа реализуется нами через девять

«Проектов месяца», которые в течении года объединяются в «Проект года».

Названия этих проектов вы видите на слайде.

Слайд 3 Проект года «Карта нашей страны» предполагает регулярную

работу детей с картой для отражения опыта реальных и виртуальных

путешествий по родной стране, фиксацию маршрутов и личных впечатлений —

размещение на карте фотографий, картинок, условных знаков (следов, стрелок и

др.). Карта предлагает детям зримый образ мира, позволяет им ориентироваться

не только в географическом пространстве, но также в пространстве истории и

культуры на доступном языке образов и символов. Такая карта поможет педагогу

в течение года раскрывать ценность Родины через личные переживания и опыт

каждого ребенка,

Проекты месяца разнообразны по тематике и содержанию, при этом каждый

проект месяца ориентирован на ценность-доминанту, например, проект сентября

«Энциклопедия почемучек» предполагает постижение детьми ценности познания,

проект апреля - выставка детских творческих работ «Сохраним красоту

первоцветов»» нацелен на приобщение детей к ценности природы своего родного

края (малой Родины) и страны в целом.

Презентации

проектов

воспитательной

направленности

проводятся

в

утреннее и вечернее время, гибко включаются в различные образовательные

ситуации, в игровую и театрализованную деятельность детей.

Слайд 4. Итак, в сентябре мы реализовали проект месяца «Энциклопедия

почемучек», ценность «Познание». В начале сентября в группе мы располагаем

контур карты нашей страны, который вызывает у детей вопросы: что это? для

чего? Отвечаем на вопросы, беседуем с ребятами, рассматриваем глобус с

очертаниями нашей страны на нём, то есть показываем детям место нашей

страны в мире – наша страна самая большая по масштабам, в ней есть горы,

озера, огромные реки и протяженные леса.

В сентябре, когда родители возвращаются с детьми из отпусков, мы

беседуем с ребятами о том, где они отдыхали в летний период, на каком виде

транспорта путешествовали, что нового увидели и узнали.

Слайд 5 Ребята с интересом вспоминают свои летние впечатления, рисуют

самые запоминающие места и события и обозначают на карте маршруты от

нашего города до своего места отдыха.

Слайд 6. В октябре был реализован детско-взрослый проект

«Выставка

рукотворных открыток

«Бабушкам и дедушкам спасибо говорим». Воспитательная

работа была направлена на формирование у детей отношения к труду как

ценности, которая раскрывалась через обсуждение смысла пословиц о труде,

рассуждение о том, сколько труда нужно приложить, чтобы вырастить хлеб —

главный продукт на любом столе, а на карте обозначаем места России, где

выращивают злаковые культуры и крупы.

Слайд 7. Важная роль в воспитательной работе отводится формированию у

детей уважительного, заботливого отношения к пожилым людям — любимым

бабушкам и дедушкам, которые трудились всю жизнь в своей профессии и

продолжают трудиться, выполняя много домашних дел для блага семьи.

Педагогами были проведены беседы с детьми «Что умеют бабушки и дедушки»,

«За что мы благодарим бабушек и дедушек».

Слайд 8.

Итогом тематического месяца стала выставка рукотворных

открыток «Бабушкам и дедушкам спасибо говорим».

Слайд 9. В ноябре ценность-доминанта «Семья», воспитательная работа

была направлена на формирование отношения к своей семье как ценности.

Ценность семьи раскрывалась через чтение рассказов В.А. Осеевой «Сыновья» и

Л.Н. Толстого «Отец и сыновья», просмотр мультфильма «Праздник», обсуждение

смысла пословиц, проведение совместных досугов с родителями. Особое

внимание в воспитательной работе будет уделено воспитанию у детей

заботливого и внимательного отношения к маме, привычки помогать ей по дому и

желания участвовать в общих семейных делах.

Слайд 10.

Детско-взрослый проект месяца «Сундучкок семейных игр»

объединил родителей, детей и педагогов. В сундучке были собраны так

называемые «сокровища» — карточки с описанием любимых игр, в которые дети

играют дома вместе со своими членами семьи. Родители рассказывали детям о

том, в какие игры и с какими игрушками они играли в своем детстве, какие игрушки

мастерили своими руками. Дети и их родители выбрали любимую игру в своей

семье и в группе научили играть в нее других детей. «Карточки» с описаниями игр

были собраны в «Сундучке» и активно используются в течение всего года в

группе.

Родителям мы предлагали консультации о значении игровой деятельности,

о разнообразии видов игр и особенностях их организации в семье. Предложили

родителям определиться с выбором игр (подвижные, словесные, настольно-

печатные, театрализованные, игры-головоломки и др.).

В ноябре продолжилась работа по наполнению «Карты нашей страны»

интересным для детей и значимым для их воспитания содержанием. Мы

знакомили детей с удивительным разнообразием материалов, художественных

техник и узоров, которые используют народные мастера, создавая игрушки –

каргопольские, дымковские, филимоновские, городецкие и многие-многие другие.

А дети вместе с воспитателем искали карте те места, где изготавливаются эти

игрушки и игрушки нашего региона, что позволило визуализировать и привести в

систему образы, факты, события, связанные с осмыслением детьми значения

семейных игр и ценности «семья».

Слайд 11. Ценность-доминанта месяца декабря - «Красота», проект месяца

«Красота вокруг нас». В группе с детьми беседовали о том, что такое красота — о

чем или о ком можно сказать «красивый», совместно обсуждали, что можно

назвать красивым, что такое красота внутренняя и внешняя, поддержание

традиций встречи Нового года.

Слайд 12.

Особое внимание в работе уделяли воспитанию у детей

стремления порадовать других людей, сделать для них подарок к празднику.

Активно работала творческая мастерская – ребята дома и в группе создавали

новогодние украшения для группы и участка к Новому году.

Приемную в группе украсили поделки, сделанные ребятами и их

родителями «Мой зимний дворик».

Слайд 13. Также были организованы совместные с родителями досуг на

новогоднюю тематику, в рамках которого все вместе украшали елочку и водили

хороводы.

Слайд 14.

Во время прогулок педагоги обращали внимание детей на

красоту зимней природы, праздничное новогоднее убранство детского сада и

нашего города.

Слайд 15. Ценность-доминанта января — «Здоровье». Проект месяца —

Фестиваль «Зимние забавы». Воспитательная работа в январе направлена на

формирование у детей отношения к своему здоровью как ценности, как нужно

заботится о своем здоровье, что делать для этого; а также поддержание традиций

проведения зимних прогулок. Особое внимание в работе будет уделено

воспитанию у детей стремления поддержать заболевшего человека, порадовать

его.

На спортивной площадке, на свежем воздухе, дети с удовольствием

участвовали в спортивных эстафетах, играли в подвижные игры, учились кататься

на лыжах и играть в хоккей.

Слайд 16. Кульминацией месяца стало проведение совместного детско-

взрослого спортивного развлечения «Зимние забавы».

Слайд 17. Ценность-доминанта февраля - «Дружба». Ценность дружбы

раскрывалась детям через чтение сказок М. Пляцковского «Урок дружбы»,

«Ночной сказки» Н. Абрамцевой и рассказа А. Седугина «Речные камушки»;

просмотров мультфильмов «Бабочки», «Дружба», «Где начинается радуга».

Совместно обсуждали, кого можно назвать другом, как должны поступать

настоящие друзья, что означает выражение «старый друг лучше новых двух».

Особое внимание в работе будет уделено воспитанию у детей стремления

порадовать пап и дедушек, сделать для них подарок к Дню защитника Отечества.

Слайд 18. Проект месяца - «Макет «Пластилиновый город». Воспитатели

беседовали с детьми о том, как появлялись на Руси города, как жители города

вместе создавали свой добрый и уютный мир и дружно защищали его от врагов.

Рассматривали старинные русские города-крепости. Обращали внимание

детей на башни, ворота и мосты, окружающий город ров с водой и вал с высоким

забором и все вместе лепили макет города.

Слайд 19. Дома дети с родителями лепили фигурки членов семьи, дома,

домашних животных. В итоге появился макет «Пластилиновый город», с которым

ребята с удовольствием играют уже больше месяца.

Слайд 20.

В марте воспитательная работа с детьми направлена на

формирование отношения к ценности «Человек».

С детьми проводим беседы и

совместное обсуждение того, что значит «быть человеком», как должны поступать

люди в разных ситуациях. Особое внимание в работе было уделено воспитанию у

детей стремления заботиться о маме, внимательно относиться и помогать ей.

Слайд 21.

Через чтение сказки Марины Москвиной «Что случилось с

крокодилом», дети поняли важность ценностного отношения к любому живому

существу, похожему или непохожему на других, появилось понимание таких

качеств, как доброта, уважение, забота. Итогом проектной деятельности стала

спектакль-инсценировка

и оформление выставки рисунков и поделок по сказке

«Что случилось с крокодилом».

Слайд 22. Ценность-доминанта апреля — «Природа». Совместно будем

обсуждать в апреле значение пословиц «Не мудрено дерево срубить, а мудрено

лес вырастить», «Сломать дерево — секунда, вырастить — года». Особое

внимание уделим воспитанию у детей стремления сохранить, защитить красоту

природы, познакомимся с профессией эколога, с сортировкой и переработкой

мусора.

Слайд 23. Также изучим с детьми первоцветы, занесенные в Красную книгу,

побеседуем с детьми о том, как можно любоваться красотой природы и сохранить

впечатления о красивых цветах, распускающихся весной, не срывая их.

Детско-взрослым

проектом

воспитательной

направленности

станет

выставка детских творческих работ «Сохраним красоту первоцветов». Проект

поможет формированию у детей ценностного отношения к природе, умения

заботливо и внимательно относиться к ней и оберегать ее.

Слайд 24. Ценность-доминанта мая — «Родина». Воспитательная работа

в мае будет направлена на формирование у ребят ценностного, заботливого и

бережного отношения детей к своей большой и малой Родине.

Слайд 25. Также в течении месяца дети будут знакомиться с историей

родного

края

Ямало-Ненецкого

автономного

округа.

Рассматривая

фотоальбомы «Мой край», дети будут закреплять значения символов на флаге и

гербе ЯНАО, знакомиться с природными богатствами края, с жизнью и бытом

коренного населения Севера.

Слайд 26. Особое внимание уделим истории города Надыма, его героям,

первопроходцам Севера.

Слайд 27 И конечно, совместно обсудим значение пословиц о Родине,

понимания того, почему нам важно помнить и хранить память о тех людях,

которые отдали свою жизнь, защищая нашу Родину.

В мае завершается работа по освоению детьми карты нашей страны. На

карте отметим место, где находится наш детский сад.

А родителям в преддверии отпускного периода будет дано несколько

заданий по осмыслению семейных мотивов летних путешествий (например,

побывать в той деревне, где родилась бабушка, поклониться кургану, где воевал

прадедушка; увидеть школу, в которой училась мама, обнять дерево, которое в

детстве посадил папа).

Слайд 28. Таким образом в течении года организована воспитательная

работа, направленная на приобщение детей к ценностям российского общества.



В раздел образования