Автор: Хонина Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 " Снежинка"
Населённый пункт: Кашин
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование игр и игровых технологий на этапе автоматизации изолированного звука в слогах"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
учителя-логопеда
«Использование игр и игровых
приемов на этапе автоматизации
изолированного звука и в слогах»
Игры играют важную роль в обучении детей, делая занятия интересными,
эмоциональными, развивающими и познавательными. Значение игры в
жизни ребенка отмечали выдающиеся педагоги прошлого, такие как Жан-
Жак Руссо, Константин Ушинский и Антон Макаренко.
Этап автоматизации звуков в логопедической работе направлен на
формирование первичных произносительных навыков и закрепление
правильного произношения поставленного звука. Сначала звук
отрабатывается в изоляции, затем в слогах, словах и фразах. Параллельно
продолжается работа по развитию навыков звукового анализа, определению
позиции звука в слове и подбору слов с заданным звуком. Для автоматизации
используются приемы отраженного повторения и самостоятельного
называния языковых единиц по картинкам, схемам и символам. Работа
ведется последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии)
этап автоматизации может затягиваться. Ребенку трудно правильно
произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах.
Многократное повторение одного и того же материала утомляет ребенка.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, необходимы
разнообразные творческие задания и новые подходы к упражнениям по
закреплению правильного произношения.
Игровые методы, наряду с упражнениями и моделированием, являются
неотъемлемой частью логопедической практики. Они решают сразу
несколько задач:
* пробуждают в ребенке желание активно участвовать в процессе
исправления звукопроизношения;
* расширяют и обогащают диапазон игровых умений и навыков;
* повышают познавательную активность и работоспособность детей;
* активизируют процессы восприятия, внимания и памяти;
* плавно регулируют поведенческие трудности детей, постепенно приучая их
к правилам игры;
* увеличивают объем коррекционного воздействия, включая игровые
упражнения в различные режимные моменты.
На этапе автоматизации важнейшая цель – добиться правильного
произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, словах,
предложениях и свободной речи. Игры и игровые упражнения, являясь
ведущим видом деятельности для детей-дошкольников, делают этот процесс
более легким и доступным.
Автор использует большой набор разнообразных игр, которые помогают ему
в работе.
При подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению,
разучиваются комплексы артикуляционных упражнений. Каждое
упражнение сопровождается красочной картинкой и стихотворением,
используются сказки-игры о «Веселом Язычке», красочные презентации.
Для автоматизации изолированного произношения звука подобраны игровые
задания в виде звукоподражаний, «Звуковые дорожки» (ребёнок ведёт
пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук) и
другие игровые упражнения.
Когда звук хорошо и правильно звучит у ребенка изолированно, его нужно
закрепить и автоматизировать в слогах, словах, предложениях и связной
речи. Этот этап занимает не менее 10-15 занятий.
Автор использует систему игр и игровых упражнений, предложенных рядом
авторов (М.Ф. Фомичёвой, В.И. Селивёрстовым, Е.А. Пожиленко, Ю.К.
Школьник, Т.А. Ткаченко), дополняя их собственными вариантами и
модификациями. Игровые упражнения систематизированы по этапам
автоматизации звука.
1.Этап
закрепления
звука
в
изолированном
звучании.
Игровые задания в виде звукоподражаний
«Шипелочки»,
«Свистелочки»,
«Звенелочки»,
«Рычалочки»,
«Жужжалочки».
«Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно
произносит автоматизируемый звук.
Игровое упражнение «Полянка»
Цель: отработать изолированное произнесение звуков [ц], [ч],[ж].
Ход игры: ребёнок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя
жужжание - для звука [Ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со
звукоподражанием - для [Ц] и [Ч].
Игровое упражнение «Самолёт»
Цель: автоматизация изолированного произношения звука [ Л].
Ход игры: ребёнок должен перелететь с облака на облако, правильно
произнося звук [Л].
Игровое упражнение «Заведи мотор»
Цель: автоматизация звука [ Р].
Игровое упражнение « Холодный ветерок»
Цель: автоматизация изолированного произношения звука [С].
Игровое упражнение «Паровозик»
Цель: автоматизация изолированного произношения звука [Ч].
2.Упражнения для автоматизации звука и развитие мелкой моторики
Игровое упражнение «Котёнок»
Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие
графических навыков и мелкой моторики.
Игровое упражнение «Снеговик»
Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие
графических навыков и мелкой моторики.
Игровое упражнение «Улитка»
Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие
графических навыков и мелкой моторики.
Игровое упражнение «Черепаха»
Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие
графических навыков и мелкой моторики
3. Этап автоматизации звуков в словах и слогах:
Игровое упражнение «Ступеньки»
Цель: автоматизация звуков в слогах, словах.
Ход игры: ребенок должен пальчиками прошагать по ступенькам, правильно
произнося слоги или слова.
Игровые упражнения: «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора»,
«Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян».
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения: Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой.
Игровое упражнение: «Молоточки», «Телеграфисты».
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения: Произнесение слогов с отстукиванием ритма.
Игровое упражнение «Пальчики здороваются».
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения: Ребёнок большим пальцем поочередно прикасается к
указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно произносит
заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и
точностью движения пальцев рук.
Игровое упражнение: «Маленькие ножки бежали по дорожке».
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ребёнок представляет, что указательный и средний палец - это ножки,
которыми ребёнок шагает по столу, произнося на каждый шажок заданный
звук или слог.
Игра «Говорящие руки»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры: Предположим, что речь идёт об автоматизации звука [Ш]. Логопед
даёт инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку
научим говорить [Ш], а правую - [А]. Давай попробуем. Логопед берет своей
рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение [Ш] с
легким ударом по столу. Точно так же правая рука учиться говорить [А].
Поочередно, слегка ударяя руками по столу. Ребенок в медленном темпе
произносит: Ш-А, Ш-А. Постепенно пауза сокращается, темп увеличивается.
Игра «Ромашка»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть крупную ромашку, вцентре
которой согласная буква ( р, л, з, с, ц, ж, и т. д). На лепестках ромашки
пишутся гласные буквы. Ребёнок переходя от одного лепестка к другому,
прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводиться с детьми,
которые знают буквы.
Игра «Рыбаки»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры: перед ребёнком раскладываются картинки с определённым
звуком, и дополнительно картинки с другими звуками. Ребёнок держит в
руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.
Игровое упражнение «Игра на пианино»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения: имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает
заданный слог несколько раз.
Игровое упражнение «Цветочек»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения: слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием
пальчиков (лепестки открываются и загибаются).
Игра «Проведи слог по звуковой дорожке»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры: Ребёнку предлагается пройти три дорожки. Одна дорожка ровная,
и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом,
другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а
вот третья дорожка ведёт в гору. И в начале пути слоги произносятся очень
тихо, затем все громче и громче, а на вершине горы - очень громко.