Напоминание

Использование игр и игровых технологий на этапе автоматизации изолированного звука в слогах"


Автор: Хонина Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 " Снежинка"
Населённый пункт: Кашин
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование игр и игровых технологий на этапе автоматизации изолированного звука в слогах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

учителя-логопеда

«Использование игр и игровых

приемов на этапе автоматизации

изолированного звука и в слогах»

Игры играют важную роль в обучении детей, делая занятия интересными,

эмоциональными, развивающими и познавательными. Значение игры в

жизни ребенка отмечали выдающиеся педагоги прошлого, такие как Жан-

Жак Руссо, Константин Ушинский и Антон Макаренко.

Этап автоматизации звуков в логопедической работе направлен на

формирование первичных произносительных навыков и закрепление

правильного произношения поставленного звука. Сначала звук

отрабатывается в изоляции, затем в слогах, словах и фразах. Параллельно

продолжается работа по развитию навыков звукового анализа, определению

позиции звука в слове и подбору слов с заданным звуком. Для автоматизации

используются приемы отраженного повторения и самостоятельного

называния языковых единиц по картинкам, схемам и символам. Работа

ведется последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии)

этап автоматизации может затягиваться. Ребенку трудно правильно

произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах.

Многократное повторение одного и того же материала утомляет ребенка.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, необходимы

разнообразные творческие задания и новые подходы к упражнениям по

закреплению правильного произношения.

Игровые методы, наряду с упражнениями и моделированием, являются

неотъемлемой частью логопедической практики. Они решают сразу

несколько задач:

* пробуждают в ребенке желание активно участвовать в процессе

исправления звукопроизношения;

* расширяют и обогащают диапазон игровых умений и навыков;

* повышают познавательную активность и работоспособность детей;

* активизируют процессы восприятия, внимания и памяти;

* плавно регулируют поведенческие трудности детей, постепенно приучая их

к правилам игры;

* увеличивают объем коррекционного воздействия, включая игровые

упражнения в различные режимные моменты.

На этапе автоматизации важнейшая цель – добиться правильного

произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, словах,

предложениях и свободной речи. Игры и игровые упражнения, являясь

ведущим видом деятельности для детей-дошкольников, делают этот процесс

более легким и доступным.

Автор использует большой набор разнообразных игр, которые помогают ему

в работе.

При подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению,

разучиваются комплексы артикуляционных упражнений. Каждое

упражнение сопровождается красочной картинкой и стихотворением,

используются сказки-игры о «Веселом Язычке», красочные презентации.

Для автоматизации изолированного произношения звука подобраны игровые

задания в виде звукоподражаний, «Звуковые дорожки» (ребёнок ведёт

пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук) и

другие игровые упражнения.

Когда звук хорошо и правильно звучит у ребенка изолированно, его нужно

закрепить и автоматизировать в слогах, словах, предложениях и связной

речи. Этот этап занимает не менее 10-15 занятий.

Автор использует систему игр и игровых упражнений, предложенных рядом

авторов (М.Ф. Фомичёвой, В.И. Селивёрстовым, Е.А. Пожиленко, Ю.К.

Школьник, Т.А. Ткаченко), дополняя их собственными вариантами и

модификациями. Игровые упражнения систематизированы по этапам

автоматизации звука.

1.Этап

закрепления

звука

в

изолированном

звучании.

Игровые задания в виде звукоподражаний

«Шипелочки»,

«Свистелочки»,

«Звенелочки»,

«Рычалочки»,

«Жужжалочки».

«Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно

произносит автоматизируемый звук.

Игровое упражнение «Полянка»

Цель: отработать изолированное произнесение звуков [ц], [ч],[ж].

Ход игры: ребёнок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя

жужжание - для звука [Ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со

звукоподражанием - для [Ц] и [Ч].

Игровое упражнение «Самолёт»

Цель: автоматизация изолированного произношения звука [ Л].

Ход игры: ребёнок должен перелететь с облака на облако, правильно

произнося звук [Л].

Игровое упражнение «Заведи мотор»

Цель: автоматизация звука [ Р].

Игровое упражнение « Холодный ветерок»

Цель: автоматизация изолированного произношения звука [С].

Игровое упражнение «Паровозик»

Цель: автоматизация изолированного произношения звука [Ч].

2.Упражнения для автоматизации звука и развитие мелкой моторики

Игровое упражнение «Котёнок»

Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие

графических навыков и мелкой моторики.

Игровое упражнение «Снеговик»

Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие

графических навыков и мелкой моторики.

Игровое упражнение «Улитка»

Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие

графических навыков и мелкой моторики.

Игровое упражнение «Черепаха»

Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие

графических навыков и мелкой моторики

3. Этап автоматизации звуков в словах и слогах:

Игровое упражнение «Ступеньки»

Цель: автоматизация звуков в слогах, словах.

Ход игры: ребенок должен пальчиками прошагать по ступенькам, правильно

произнося слоги или слова.

Игровые упражнения: «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора»,

«Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян».

Цель: автоматизация звука в слогах.

Ход упражнения: Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой.

Игровое упражнение: «Молоточки», «Телеграфисты».

Цель: автоматизация звука в слогах.

Ход упражнения: Произнесение слогов с отстукиванием ритма.

Игровое упражнение «Пальчики здороваются».

Цель: автоматизация звука в слогах.

Ход упражнения: Ребёнок большим пальцем поочередно прикасается к

указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно произносит

заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и

точностью движения пальцев рук.

Игровое упражнение: «Маленькие ножки бежали по дорожке».

Цель: автоматизация звука в слогах.

Ребёнок представляет, что указательный и средний палец - это ножки,

которыми ребёнок шагает по столу, произнося на каждый шажок заданный

звук или слог.

Игра «Говорящие руки»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Ход игры: Предположим, что речь идёт об автоматизации звука [Ш]. Логопед

даёт инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку

научим говорить [Ш], а правую - [А]. Давай попробуем. Логопед берет своей

рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение [Ш] с

легким ударом по столу. Точно так же правая рука учиться говорить [А].

Поочередно, слегка ударяя руками по столу. Ребенок в медленном темпе

произносит: Ш-А, Ш-А. Постепенно пауза сокращается, темп увеличивается.

Игра «Ромашка»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть крупную ромашку, вцентре

которой согласная буква ( р, л, з, с, ц, ж, и т. д). На лепестках ромашки

пишутся гласные буквы. Ребёнок переходя от одного лепестка к другому,

прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводиться с детьми,

которые знают буквы.

Игра «Рыбаки»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Ход игры: перед ребёнком раскладываются картинки с определённым

звуком, и дополнительно картинки с другими звуками. Ребёнок держит в

руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.

Игровое упражнение «Игра на пианино»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Ход упражнения: имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает

заданный слог несколько раз.

Игровое упражнение «Цветочек»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Ход упражнения: слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием

пальчиков (лепестки открываются и загибаются).

Игра «Проведи слог по звуковой дорожке»

Цель: автоматизация звука в слогах.

Ход игры: Ребёнку предлагается пройти три дорожки. Одна дорожка ровная,

и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом,

другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а

вот третья дорожка ведёт в гору. И в начале пути слоги произносятся очень

тихо, затем все громче и громче, а на вершине горы - очень громко.



В раздел образования