Автор: Лычагина Светлана Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ № 96 "Детский сад "Рябинка" г. Орск, Оренбургская обл."
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Конспект занятия «Хлеб — всему голова» (подготовительная группа)
Тема: Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия «Хлеб
— всему голова» (подготовительная группа)
Цель: формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на
содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на
механизацию труда;
- Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов
питания в России.
Развивающие:
- развивать общительность и коммуникабельность.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу как
результату труда многих людей
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Виды детской деятельности:
игровая, продуктивная, двигательная
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Предварительная работа:
Беседы «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое
дрожжи?»; дидактические
игры: «Что
из
чего?» (дегустация хлебобулочных
изделий, «Угадай и назови», «Что где хранится», «Кто растит хлеб для всех
людей?», «А Какой он хлеб?»; разучивание пальчиковых игр: «Каша в поле росла», «На
блины», «Каравай» сюжетное
рисование «Транспорт
для хлебушка»;
создание
альбома «Загадки о хлебе»; заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о хлебе;
пересказ басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Словарная работа: паляница, галеты, багет, лепешка, лаваш
Материалы и оборудование:
Муляж хлеба, слайды на тему: «Откуда хлеб пришел?», готовое песочное тесто,
формочки для печенья, картинки для игры в командах, книжки-малышки.
Ход организованной деятельности:
1. Приветствие (организационный момент) :
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу
-Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
-Доброе утро - солнцу и птицам
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Воспитатель читает загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(Хлеб)
Воспитатель:
- Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он –
самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и
расскажете.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу
муляж хлеба и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый,
аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: - Дети, а как вы думаете – хлеб сразу стал хлебом? (нет)
Нет, не сразу стали зерна
Хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле
Слайды
Воспитатель: Я предлагаю совершить вам виртуальное путешествие «От зерна до
каравая».
1 слайд – Вспаханное поле, трактор
Выехал в поле тракторист на тракторе, вспахал землю, приготовил постель для
зерна
2 слайд – появившиеся всходы
Попало в землю зерно и начало расти.
3 слайд - Созревшее пшеничное поле
Выехал в поле комбайнер на комбайне и принялся молотить зерно.
4 слайд – Зерно ссыпается в кузов грузовика
Ссыпается зерно в кузов грузовика. Спешат грузовики на элеватор
5 слайд – Элеватор с зерном
На элеваторе зерно сушат, лелеют, оберегают от грызунов
6 слайд – Мельница, мука
Пришло время смолоть зерно, а из зерна вмиг получилась мука
7 слайд – Муковозы
Муковозы везут муку на хлебозавод
8 слайд – Тестомешалки
На хлебозаводе огромные машины превращают муку в тесто
9 слайд – Пекари пекут хлеб и изделия из теста
А из теста пекари творят чудеса: пекут хлеб, батоны, вкусную сдобу
10 слайд – Хлебовозки
Хлебовозки спешат доставить хлеб в магазины, где его с нетерпением ждут
покупатели.
Ребенок читает стихотворение.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
Физкультминутка
«В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Игра «От зерна до каравая» - последовательно соединить цепочку
Мастер – класс от повара «Вкусное печенье»
Воспитатель: Лера, принеси, пожалуйста, листик с цифрой 6.
Прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши ручки (влажные
салфетки, наденем фартуки и головные уборы.
Пальчиковая гимнастика.
Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)
А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)
Пирожки и плюшки.
Сдобные ватрушки.
Булочки и калачи,
Все мы испечем в печи (поочередно загибают пальцы на обеих руках, затем
разворачивают ладошки)
Очень вкусно! (гладят по животу)
Практическая часть.
Воспитатель: А сейчас мы попросим нашего повара, Галину Петровну, забрать
наше печенье и испечь его в чудо – печи.
Каша в поле росла,
(Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)
К нам в тарелку пришла.
(«Идут» пальчиками по столу.)
Всех друзей угостим, По тарелке
дадим.
(В правой ладошке «мешают»
указательным пальцем левой руки.)
Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке,
(Загибают по одному пальчику на обеих
руках.)
Всем дадим по ложке!
(Разжимают кулачки.)
Стала Маша гостей собирать. Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
- И Иван приди, И Степан приди, Да и Андрей приди, Да и Матвей приди.
Кончик
полусогнутого
пальца
правой
руки
зацепляет
по
очереди
кончики
полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко покачивает их.
А Митрошечка - Hу, пожалуйста!
Указательный палец правой руки 4 раза
настойчиво покачивает мизинец левой.
Стала Маша гостей угощать. Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
- И Ивану блин, И Степану блин, И Андрею блин, Да и Матвею блин,
Левая рука ладонью вверх, большой палец правой нажимает на подушечки каждого
пальца левой, начиная с большого, как бы кладя блин.
А Митрошечке - Мятный пряничек! Большой палец правой руки нажимает на
мизинец 4 раза.
Стала Маша гостей провожать. Хлопки в ладоши (то правая, то левая рука сверху.
- Прощевай, Иван! Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!
Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.
А ты, Митрошечка, Моя крошечка, Да ты побудь со мной Еще немножечко! Три
первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой руки сверху донизу.
Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
Мешу, мешу тесто (месите ладонями воображаемое тесто),
Есть в печке место,
Испеку каравай, (стучите ребрами ладоней по столу по кругу, как бы создавая каравай)
Только ротик разевай! (открывайте рот).