Автор: Пачин Алексей Анатольевич
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: БОУ ДО "ДШИ №2 имени А.А. Цыганкова" г. Омска
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Исполнительские комментарии к сочинению Петри Макконена Диско-Токката
Раздел: дополнительное образование
Исполнительские комментарии к сочинению Петри Макконена –
Диско-токката
Если опираться на название сочинения, то в данном случае, токката (с
итальянского – «прикосновение», «удар») – это жанр виртуозной музыки,
задача которой демонстрировать технические возможности исполнителя.
Диско – это стилевое направление танцевальной музыки XX века. Главное
черта диско – чёткий ритм, подчёркнутый ударами большого барабана.
Размер в музыке диско обычно четыре четверти. Для этой музыки
характерны такие музыкальные инструменты как синтезатор, электрогитара,
духовые
инструменты,
ударные
и
некоторые
струнные.
В
диско
к
используемым инструментам добавляли различные звуковые эффекты. Так,
например, голосу вокалиста добавляли эффект эхо и реверберации. Так и в
этой пьесе, эффект стереозвучания достигается за счёт своеобразных
ритмических комбинаций, когда мелодия в партии правой руки играется
вдогонку левой, которая в свою очередь воспроизводит чёткий остинатный
ритм и мелодию.
В начале произведения Макконена в партии левой руки даётся чёткий
ритм, с немного изменяемым нижним голосом, который служит показателем
сильной
доли
и
имитирует
удары
бочки.
На этот ритм накладывается повторяющаяся главная мелодия правой
руки, ритмически неизменяемая до 43-го такта.
С 25-го такта немного видоизменяется партия левой руки. Она
начинает пульсировать на каждую долю такта. Чуть позже в партии правой
руки добавляется повторяющаяся нота «ля», что в совокупности приводит к
первой
небольшой
кульминации.
В 43-м такте происходит небольшая метроритмическая сбивка,
разграничивающая разделы между собой.
Забегая чуть вперёд, вся пьеса строится на волновом развитии. Каждая
последующая кульминация будет мощнее предыдущей. В сочинении две
главные
кульминации.
Во
втором
разделе
мелодия
полностью
видоизменилась. Партия левой руки всё так же неизменна, служит своего
рода ритм-секцией. Если в первом разделе мелодия была статична, а
динамика усиливалась за счёт добавления фактуры, то во втором разделе
мелодия развивается и из среднего регистра вырастает до верхнего, что
приводит ко второй кульминации в такте 81.
Во второй кульминации уже новый тип изложения – аккордовый.
Изменяется регистр с «баяна» на «баян с пикколо». Левая рука всё также без
изменений, даёт чёткую пульсацию. Далее аккорды распадаются на
нисходящие квинты, доходя до ноты «соль». Заданный тонус в начале
кульминации немного успокаивается, дойдя до повторяющейся ноты «соль»,
сдублированной в октаву, идёт резкий всплеск динамики, энергии. После эта
нота соль в октаву проходит через все октавы (очень сложное место для
исполнителя
из-за
большого
количества
скачков).
Эпизод, где исполнитель может «покуражиться». Этот отрывок -
первая главная кульминация в этом сочинении. В джазовой музыке и рок-
музыке нередко встречается импровизационное соло на ударной установке.
Так и в своей музыке Макконен, в данном эпизоде, хотел показать такую
импровизационность на ударной установке в сопровождении медных
духовых инструментов. Со 151-го такта открывается новый раздел, который
наиболее характерно отражает стиль «диско».
Отчётливо слышны латиноамериканские ритмы, особенно со 178-го
такта.
Здесь
ясно
представляется
джазовый
оркестр
во
всём
своём
многообразии. Мелодия статична, но развитие достигается за счёт усиления
фактуры. С каждым новым проведением темы добавляются новые элементы,
что приводит ко второй главной кульминации всей пьесы (такт 210).
Тема из начала пьесы излагается в аккордовой фактуре, подобно
медной группе духовых инструментов. Далее идёт видоизменённая реприза.
В партии правой руки играет тема усилена повторяющейся нотой «ля»,
сдублированной в квинтдециму.
Левая рука также служит ритм-секцией, но уже играет более активную
роль за счёт добавления баса и разложенных аккордов. Постепенно динамика
идёт на спад, тема растворяется, остаётся повторяющаяся фигурация.
Начинается
кода,
которая
завершает
произведение
утвердительной
повторяющейся нотой «ля» в партиях левой и правой руки.