Напоминание

Исполнительские комментарии к сочинению Петри Макконена Диско-Токката


Автор: Пачин Алексей Анатольевич
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: БОУ ДО "ДШИ №2 имени А.А. Цыганкова" г. Омска
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Исполнительские комментарии к сочинению Петри Макконена Диско-Токката
Раздел: дополнительное образование





Назад




Исполнительские комментарии к сочинению Петри Макконена –

Диско-токката

Если опираться на название сочинения, то в данном случае, токката (с

итальянского – «прикосновение», «удар») – это жанр виртуозной музыки,

задача которой демонстрировать технические возможности исполнителя.

Диско – это стилевое направление танцевальной музыки XX века. Главное

черта диско – чёткий ритм, подчёркнутый ударами большого барабана.

Размер в музыке диско обычно четыре четверти. Для этой музыки

характерны такие музыкальные инструменты как синтезатор, электрогитара,

духовые

инструменты,

ударные

и

некоторые

струнные.

В

диско

к

используемым инструментам добавляли различные звуковые эффекты. Так,

например, голосу вокалиста добавляли эффект эхо и реверберации. Так и в

этой пьесе, эффект стереозвучания достигается за счёт своеобразных

ритмических комбинаций, когда мелодия в партии правой руки играется

вдогонку левой, которая в свою очередь воспроизводит чёткий остинатный

ритм и мелодию.

В начале произведения Макконена в партии левой руки даётся чёткий

ритм, с немного изменяемым нижним голосом, который служит показателем

сильной

доли

и

имитирует

удары

бочки.

На этот ритм накладывается повторяющаяся главная мелодия правой

руки, ритмически неизменяемая до 43-го такта.

С 25-го такта немного видоизменяется партия левой руки. Она

начинает пульсировать на каждую долю такта. Чуть позже в партии правой

руки добавляется повторяющаяся нота «ля», что в совокупности приводит к

первой

небольшой

кульминации.

В 43-м такте происходит небольшая метроритмическая сбивка,

разграничивающая разделы между собой.

Забегая чуть вперёд, вся пьеса строится на волновом развитии. Каждая

последующая кульминация будет мощнее предыдущей. В сочинении две

главные

кульминации.

Во

втором

разделе

мелодия

полностью

видоизменилась. Партия левой руки всё так же неизменна, служит своего

рода ритм-секцией. Если в первом разделе мелодия была статична, а

динамика усиливалась за счёт добавления фактуры, то во втором разделе

мелодия развивается и из среднего регистра вырастает до верхнего, что

приводит ко второй кульминации в такте 81.

Во второй кульминации уже новый тип изложения – аккордовый.

Изменяется регистр с «баяна» на «баян с пикколо». Левая рука всё также без

изменений, даёт чёткую пульсацию. Далее аккорды распадаются на

нисходящие квинты, доходя до ноты «соль». Заданный тонус в начале

кульминации немного успокаивается, дойдя до повторяющейся ноты «соль»,

сдублированной в октаву, идёт резкий всплеск динамики, энергии. После эта

нота соль в октаву проходит через все октавы (очень сложное место для

исполнителя

из-за

большого

количества

скачков).

Эпизод, где исполнитель может «покуражиться». Этот отрывок -

первая главная кульминация в этом сочинении. В джазовой музыке и рок-

музыке нередко встречается импровизационное соло на ударной установке.

Так и в своей музыке Макконен, в данном эпизоде, хотел показать такую

импровизационность на ударной установке в сопровождении медных

духовых инструментов. Со 151-го такта открывается новый раздел, который

наиболее характерно отражает стиль «диско».

Отчётливо слышны латиноамериканские ритмы, особенно со 178-го

такта.

Здесь

ясно

представляется

джазовый

оркестр

во

всём

своём

многообразии. Мелодия статична, но развитие достигается за счёт усиления

фактуры. С каждым новым проведением темы добавляются новые элементы,

что приводит ко второй главной кульминации всей пьесы (такт 210).

Тема из начала пьесы излагается в аккордовой фактуре, подобно

медной группе духовых инструментов. Далее идёт видоизменённая реприза.

В партии правой руки играет тема усилена повторяющейся нотой «ля»,

сдублированной в квинтдециму.

Левая рука также служит ритм-секцией, но уже играет более активную

роль за счёт добавления баса и разложенных аккордов. Постепенно динамика

идёт на спад, тема растворяется, остаётся повторяющаяся фигурация.

Начинается

кода,

которая

завершает

произведение

утвердительной

повторяющейся нотой «ля» в партиях левой и правой руки.



В раздел образования